Авторское право в журналистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторское право в журналистике



Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описывающий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе.

Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. В Законе «О СМИ» перечислены права журналиста (ст.47). Он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами или иными соглашениями производственно-трудового характера.

Закон «Об авторском праве» существенно дополняет и расширяет эти положения. Его действия распространяются не только на произведения журналистов, но и на другие материалы, включенные в редакционный производственный оборот. В общем плане в объект авторского права включаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Хотя журналистские произведения не называются отдельно в детальном перечне объектов (в законе фигурируют лишь кино-, теле-, видеофильмы и другие кино- и теле- произведения, а также фотографические произведения. Ст.7) они, несомненно, включены в него. Юристы считают, что термин «литературное произведение» здесь используется в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения.

Под словами «результат творческой деятельности» надо понимать любые оригинальные произведения, не повторяющие созданные ранее. Этот признак свойственен и журналистским материалам, от заметки до эфирной программы, и читательским письмам, приходящим в редакцию. Также в определении объекта не принимается в расчет способ выражения произведения, то есть оно может быть как обнародованным (опубликованным), так и не увидевшим света. Закон требует лишь, чтобы произведение существовало в объективной форме: в письменной, устной, в виде звуко- и видеозаписи, изображения. Но авторское право не распространяется на идеи, методы, открытия, факты.

Но не все произведения относятся к объектам авторского права. Из их числа исключаются (ст.8) официальные документы (законы, судебные решения, тексты административного характера, также их переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, носящие информационный характер.

А. пр. не тождественно праву собственности на материальный объект: оно распространяется на видеозапись, но не на кассету.

Об охране своих прав автор может известить, поместив на экземпляре сочинения знак © (копирайт), с указанием имени обладателя прав и года первой публикации. Копирайтом принято сопровождать стать в толстых журналах, телевизионные фильмы и передачи, а также номера печатных изданий. Но отсутствие знака вовсе не означает того, что права не защищены. Они возникают по факту создания произведения и не требуют формальной регистрации.

Субъектами А.П. могут выступать как непосредственный создатель произведения, так и другие лица и организации. Имеется в виду соавторство (совместное творчество двух или нескольких лиц), переход прав по наследству и передача части из них по договору. Типичным для журналистики случаем является использование своих правомочий составителем (сборника) и издателем периодических изданий (то есть право сразу на все издание. А у журналистов только на отдельные материалы).

К личным неимущественным правам относятся (ст.15): право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на защиту репутации автора. Некоторые из них не переходят по наследству и не передаются другим лицам. Ссылка на автора обязательна при цитировании и воспроизведении текстов и изображений, даже когда не требуется его согласие на использование уже обнародованного произведения. В отечественном законодательстве нет термина «плагиат», в нем говорится о присвоении прав авторства. Закон «Об авторском праве и смежных правах» предполагает, что от нарушителя могут потребовать признать авторство, возместить убытки, выплатить незаконным образом полученные доходы и компенсацию.

Санкции против плагиаторов предусмотрены и в этических кодексах разных стран.

Интернет. Сетевое общение построено на гораздо более либеральных принципах, чем деятельность других СМИ, к тому же на него не в полной мере распространяется Закон о СМИ. В итоге интернет стал главным источником бесплатной информации.

Авт.пр. действует в течение всей жизни создателя произведения и еще 50 лет после его смерти. По истечении данного срока произведение переходит в общественное достояние и им можно свободно пользоваться, соблюдая право на имя, авторство и защиту репутации автора.

В законе о СМИ в ст.42 «Авторские произведения и письма» говорится, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Кратко:

Изначально авторские права регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года, теперь регулируются 4 частью ГК РФ.

«Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». «Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения». Авторами аудиовизуального произведения являются: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения.

«Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

Законы, нормативные акты, судебные решения и т.п. + новости не являются объектами авторского права.

«Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для автора трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору». «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное». «Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору». Если начнет, автор имеет право на вознаграждение. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское произведение, согласно 4 статье Гражданского кодекса, не может претерпевать какие-либо изменения, превращается в служебное произведение, которое редактируется перед выходом в свет. В случае если редактура искажает произведение, автор может отказаться от авторства.


8. Основные факторы построения методики преподавания жур-ки (общая хар-ка)

Профессиональное образование не может ограничиваться передачей специальных знаний, формированием соответствующих умений. Профессиональное образование, наряду со своими узкими задачами, выполняет сверхзадачу - формирование человека, способного подходить к каждой задаче целостно, с высоких нравственных позиций, творчески.

Требования к специалисту:

- требования к личности (ценности, жизненные смыслы, задачи, интересы, мировоззрение);

- развитость внутреннего мира, способностей, индивидуального дара;

- профессиональные, прежде всего фундаментальные знания, и знания узкоспециальные, умения и навыки.

Какие знания для журналиста являются фундаментальными? Должны входить знания, даваемые философией, филологией, социологией, историей, науки об основных тенденциях развития современного мира.

Методология!!! Методологическая культура выпускников разного рода вузов и даже университетов является сегодня крайне низкой, т.к. специалистов готовят не как людей, самостоятельно решающих профессиональные задачи, а как людей, механически повторяющих данные им в вузе алгоритмы деятельности.

Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание - неотъемлемая часть образования журналиста. Эстетический и художественный вкус журналистов. Нужны представленность и яркая выраженность патриотизма, нравственности, духовности, творчества, художественно-эстетического вкуса в самом педагоге, в атмосфере учебного заведения.

Современные же учебные заведения основной упор делают на профессиональные знания, особенно узкоспециальные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.007 с.)