Современные теории массовой коммуникации: обзор основных подходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории массовой коммуникации: обзор основных подходов



МК – процесс производства, передачи и восприятия сообщений большими массами людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств

Модели МК:

1. линейная коммуникация (передача в одну сторону)

2. интерактивная (одноразовая обратная связь)

3. транзакционная (модель диалога)

Но можно свести количество моделей только к двум первым.

Виды СМК:

1. печатные

2. электронные

3. химические (фото, кино)

Теории процесса массовой коммуникации

       
Отбор информации Структурирование Распространение информации Восприятие
Т. привратника Т. Повестки дня Т. культивации Теории эффектов

1.Теория привратника: отбор информации. 3 основных фактора, влияющих на отбор информации:

- субъективный (интересы и вкус человека, который отбирает информацию)

(на него влияет организация, на которую работаем, социальная среда, нормы культуры)

- интересы аудитории

- технический фактор (площади, на которых можно разместить информацию, время)

- в роли «привратников» выступают все, кто участвует в отборе информации.

На отбор информации привратником влияют:

1. Организация (редакция, агентство, издательская компания и др.) с ее нормами и правилами;

2. Социальная среда – правительство, рынок, группы интересов, рекламодатели и др.

3. Нормы культуры, распространенные в мировом сообществе, стране, городе.

Цензура как форма привратничества. Официально цензуры нет сейчас, и не было в советское время. Сейчас цензура – определенное влияние на отбор информации со стороны определенных структур.

Таким образом процесс отбора информации по существу носит групповой характер, для общества в целом такую роль исполняют все СМК, которые отбирают информацию для населения.

Наиболее сильное влияние на журналистов оказывают владельцы, финансовые структуры, политики, чиновники.

 

2.Теория повестки дня – концепция установления приоритетности сообщений. 2 положения:

1. структура сообщений влияет на структуру представлений аудитории об этих сообщениях

2. точки зрения журналистов влияют на оценки событий общественностью

 

Под «повесткой дня» понимается выделение проблемы номер один и набор сюжетов и вопросов, отобранных «привратниками» как наиболее важных для данного СМИ в тот или иной отрезок времени.

Личная или внутренняя «повестка дня» - это наиболее важные для самого индивида проблемы. Межличностная – приоритетные проблемы, обсуждающиеся с друзьями, в микрогруппе. Публичные или общественные повестки дня включают в себя наиболее важные проблемы для какого-то сообщества людей, например, горожан или граждан страны.

В теории «повестки дня» выделяются два аспекта – влияние приоритетности сообщений в СМК на аудиторию и, наоборот, влияние приоритетности тем и проблем аудитории на «медиаповестку» СМК.

· «повестка дня» влияет в разных видах СМК на группы избирателей с различными потребностями в ориентации, политическими интересами;

· «повестка дня» сильнее действует на национальном уровне и слабее в региональном масштабе;

· Наиболее сильное воздействие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолжается в течение 8-10 недель, а первые эффекты появляются после 5-7 недель с начала обсуждения.

· Обсуждение проблемы в течение месяца может поднять интерес к ней с нулевого уровня значимости до высокого, а прекращение соответственно ослабить.

· Последние во времени сообщения играют более важную роль;

· Корреляция связана со значимостью проблемы: она тем больше обсуждается в СМК, чем значимее для аудитории.

3.Теория культивации.

Рассматривает СМК как систему повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие в течение длительного времени приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.

Основным методом воздействия является «рассказывание историй». Особенно преуспело в этом телевидение. Человек все больше попадает в плен искусственного мира, создаваемого историями и все больше времени живет в нем.

СМК создает символическую реальность. Во-первых, это свойство доминантности, «мэйнстрима» в символической реальности. Мэйнстрим – это процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различий между людьми в мыслях и поведении. Доминирующие области СМК: зарабатывай и трать.

Второе свойство символической реальности – это неполное соответсвие того, что показывается в СМК с тем, что происходит в реальной жизни.

Третье свойство связано с резонансом. Культивация – это постоянное, длительное и динамичное взаимодействие текстов в СМК и аудитории. Тот, кто больше читает и смотрит, попадает под «облучение» массовой информации и резонирует, т.е., обучается жить по законам массовой культуры.

Четвертое свойство касается отношения людей к символической реальности. Одно из наиболее существенных связано с выделением групп телезрителей, различающихся по времени и целям «общения» с телевизором. Общий вывод – кто больше смотрит ТВ, становится благодатной почвой для сеяния страхов и подозрений. Содержание программ СМК влияет на людей, но это воздействие не является абсолютным и относится к определенным категориям.

Культивация мифологических образов. Мифом может быть все, что представляет для кого-то интерес. Важен не сам объект, а то, как о нем сообщается.

Технология создания мифа – сильное искажение, деформирование реальности, ее идеологизация в интересах определенных слоев. Высшим уровнем мифа сегодня считается его натурализация, т.е. превращение сказания в естественное, природное явление, в которое люди верят как в реальность. Высший уровень мифоторчества – умение «сделать сказку былью».

 

4.Четвертая стадия информационно-коммуникативного процесса связана с восприятием сообщений. Эффекты воздействия на сознание людей. Типы эффектов:

· Когнитивные (рациональные) эффекты – это информированность и расширение знаний людей, формирование мнений и уточнение ценностных ориентаций, определение степени важности тем и проблем.

· Аффективные (эмоциональные) – возникновение или формирование эмоций, например чувства радости или горя, спокойствия или тревоги, оптимистического или пессимистического настроения.

· Поведенческие эффекты включают в себя активизацию прежней или провоцирование новых форм деятельности, позитивную или негативную направленность действий.

 


3. Творчество публициста и его особенности (на конкретном примере).

П. - род произведений, посвященный актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации.

П. стиль находится на пересечении научного и художественного, что приводит к усложнению его структуры. Факторы, определяющие специфику: Предназначенность для массовой аудитории, Оперативность, Использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих), Документализм, Образность.

Деятельность Алексея Ивановича Аджубея (1924 – 1993) – главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия».

В 1940-1941 работал в геологоразведочной экспедиции в Казахстане, с 1942 служил в армейском ансамбле песни и пляски. После войны учился в Школе-студии МХАТ, а с 1947 на факультете журналистики МГУ.

Родственные связи способствовали карьере Аджубея. В 1951 он начал работать в КП, быстро прошел путь от литературного сотрудника до главного редактора. В период работы в «КП» Аджубей обращался к трем основным темам: спортивной, морально-этической, международной. Первый его очерк в «КП» «Крылатая мечта» выстроен на строгой фактической основе с применением линейной композиции: разрешается традиционный для советской журналистики морально-нравственный конфликт между бюрократами и талантливыми самоучками-самолетостроителями. Манеру Аджубея как спортивного журналиста характеризует стремление показать душевную работу спортсмена на пути к нелегким победам (очерк «Школьница – мастер спорта»).

Уже в первые годы работы в «КП» Аджубей начал писать материалы на международные темы. Корреспонденция «Десять дней в Австрии» отражает мифы эпохи «железного занавеса».

В 1959 стал главным редактором «Известий». В период «оттепели» Аджубей-редактор одним из первых нацелил журналистские коллективы «КП» и «Известий» на разработку морально-этических тем, раскрывающих внутренний мир личности с точки зрения истинных общечеловеческих ценностей. Усиливается внимание Аджубея к конкретному человеку, стремление показать его характер во всем многообразии. Создание образов идеальных героев – важное направление в его публицистике. Очерки «Огненный тракторист», «Шахтерский доктор» во многом типизируют черты героев, но в то же время в них раскрываются неповторимые личностные качества.

Период «застоя» - журнал «Советский Союз» (псевдоним Родионов и фамилии друзей): научно-популярная тематика. Новый этап дал импульс и развитию личного творчества Аджубея в самом актуальном для данного типа издания жанре - путевым очеркам. Их отличительная черта – предельная концентрация фактического материала, использование методики сближения истории и современности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.008 с.)