Тема 15. Жанры художественной публицистики. Зарисовка. Эссе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Жанры художественной публицистики. Зарисовка. Эссе



 

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Назовите ведущие характеристики художественно-публицистических жанров. Почему данные типы текстов относят к «авторской», «образной», «писательской» журналистике? Как соотносится в них факт и образ?

· Каковы пределы домысла и вымысла в образной публицистике?

· Почему публицистический образ, в отличие от художественного, характеризуется «выпрямленностью»?

· Что представляет собой прием типизации в документальном творчестве?

· Каким образом автор может вторгаться в газетный текст?

· Назовите основные жанры очерковой журналистики.

· Охарактеризуйте зарисовку. Найдите разные виды зарисовок в печатной прессе.

· Охарактеризуйте историю становления жанра эссе. В чем суть современного эссе? Почему в разных классификациях данный жанр рассматривается то в аналитической журналистике, то в образной публицистике?

· Что может стать темой публицистического эссе? Назовите предмет, факт, явление современной жизни, размышление о котором может вызвать активный интерес читателя молодежной газеты.

· Какое место занимает в эссе автор? Назовите современных публицистов – авторов эссе.

 

 

Практические задания

 

1. Включите в ваше досье публикации, которые соответствуют разным видам зарисовок и эссе. Проанализируйте их с точки зрения темы, идеи, композиции.

2. Напишите зарисовку, в которой были бы соединены и объективный взгляд на действительность, и доброжелательное отношение к герою/героям произведения.

3. Опираясь на афористические высказывания Виталия Третьякова, сформулируйте тему эссе, подчеркнув своеобразие, личностный характер избранного вами подхода к решению темы:

Журналистика – очень простая профессия.

Журналистика сиюминутна. Краткость в ней не только проявление таланта, но и форма существования.

Не пиши быстрее других, пиши лучше других. То, что ты был первым, забудется, то, что написал лучше, – запомнится.

СМИ в России – больше, чем СМИ. Особенно телевидение.

Массовая культура и СМИ есть современный вариант карнавальной культуры…

Попробуйте найти риторическую фигуру (подобие, противопоставление, аналогия, сравнение и др.), которая станет художественно-смысловым центром эссе.

4. Прочитайте фрагмент из публикации Виктора Лошака «Пластмассовые мальчики» (Изв. 15.02.2005) и определите, какому жанру относится данный текст:

Первенцы эпохи интернета выросли и к сорока объявили миру: мы «забили» на все и хотим лишь одного – получать «штуку баксов» и развлекаться.

Во время событий в Югославии мой коллега послал журналиста в Белград. В первый день корреспондент ничего не передал, во второй – то же самое, на третий из Москвы ему стали звонить: «Где репортаж?» «Так здесь же ничего не происходит», - удивленно отвечал репортер. И действительно в его компьютере ничего не происходило, а других способов общения с жизнью он просто не знал.

Журналистика вся на виду. Во все времена ей есть кем гордиться: наш небосклон никогда не бывает без звезд. Читатель верит им и платит деньги не только за то, чтобы быть в курсе событий, но и за общение с любимыми авторами. Но совсем не обязательно знать журналистику изнутри, чтобы видеть, как много паразитов слетелось на этот мед пусть маленькой, но общественной известности. В журналистике, видимо, образовались какие-то пустоты, которые и заполнили пластмассовые мальчики и девочки.

Я совсем не за то, чтобы журналист обязательно проходил горьковские университеты, но какое-то минимальное знание жизни людям, рассказывающим о ней другим, необходимо? Когда к тебе приходит журналистка и спрашивает: «Какие вопросы я вам должна задать?» или: «Расскажите что-нибудь о себе», то краснею я, а не она. Что-то размыло для них фундамент профессии – любопытство к жизни. Хорошо, что они такие занятые собой, благополучные, но, когда самое сильное в судьбе впечатление – фильм «Челюсти» и попойка в девятом классе, трудно требовать от таких «мастеров пера» ярких слов и сильных чувств. Читателю не передается заключенная между слов и строк энергия, обаяние мысли, трепет – их просто нет, да и взяться неоткуда. Пластмасса ведь не горит, она лишь плавится и при этом коптит.

Копоть возникает на месте сенсаций…

Какие проблемы поднимает В. Лошак в своем произведении? Попробуйте порассуждать на эту тему.

 

 

Тема 16. Очерк. Виды очерка.

 

Подготовьте следующие вопросы:

· Дайте определение очерка. Почему этот жанр именуют синтетическим? Что значит выражение Е.И. Журбиной «двойная подсудность» очерка? Почему очерк называют историей человеческого характера?

· Назовите ведущие жанровые признаки очерка.

· Охарактеризуйте ведущие стилевые черты очерка: документальность, злободневность, эскизность, типизация, образность, ассоциативность, авторское я. Имеет ли очеркист право на вымысел и домысел и в каких формах?

· Назовите языковые особенности очерка («я» героя, прямая речь, диалоги, диапазон лексики, синтаксис и др.).

· Какие типы композиционных форм используют при написании очерка?

· Виды очерка. Охарактеризуйте портретный очерк, проблемный очерк, путевой очерк.

· Насколько востребован данный жанр в современной журналистике? Назовите писателей и журналистов, которые работают в очерковой журналистике.

 

Практические занятия

1. Найдите в печатных изданиях все виды очерка. На каком основании вы включаете избранные публикации в досье?

2. Проанализируйте избранный вами текст с точки зрения жанрово-композиционных, стилистических и языковых особенностей. Отметьте зарисовки в тексте очерка, лирические отступления. Прокомментируйте выразительность языковых средств.

3. Напишите портрет хорошо знакомого вам человека. Предложите заголовок. При подготовке и создании текста можно пользоваться рекомендациями, предложенными в «Практической журналистике» А.В. Колесниченко (с. 99 – 110).

Структурно портрет состоит из следующих элементов:

- важнейшие этапы жизни персонажа (рождение, выбор профессии, создание семьи, пик карьеры),

- интересные случаи из жизни персонажа,

- комментарии персонажа,

- наблюдения автора,

- наблюдения тех, кто знает персонажа,

- новостная зацепка.

Придать объемность характеру персонажа может заполнение анкеты из 10 пунктов:

1. Интеллект. Как персонаж принимает решения?

2. Эмоциональность. Является ли персонаж общительным или нелюдимым, успешным или озабоченным, доверчивым или подозрительным?

3. Физиология. Каково состояние здоровья персонажа? Насколько оно соответствует возрасту? Как он двигается? Как себя чувствует? Занимается ли спортом?

4. Социальная база. Кем были его родители? К какой социальной группе его можно отнести? Состоит ли он в партии? Посещает ли церковь?

5. Экономическая база. Насколько богат или беден? Каким способом зарабатывает себе на жизнь? Погряз ли в долгах?

6. Талант. Обладает ли персонаж какими-либо выдающимися способностями?

7. Посторонние интересы. Что интересует персонажа помимо основной работы? Какова степень его увлеченности?

8. Семья. Есть ли у персонажа супруг/супруга, родители, дети? Каковы отношения с ними? Какова история создания семьи? Имеются ли увлечения на стороне?

9. Образование. Где получил? Какое? Самоучка?

10. Неприязни. Чего персонаж не переносит?

Информацию о герое можно подавать с трех точек зрения: Что персонаж думает в себе сам? Что думаю о нем другие? Что думает об этом автор?

Возможны и другие заходы. Думайте сами.

В заголовок портрета часто выносят цитату персонажа, его особую характеристику или обыгрывают его имя.

 

Тема 17. Фельетон. Памфлет.

 

Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте природу комического. В чем особенность юмора, иронии, сатиры как видов комического?

· Что выступает объектом юмора? Приемы юмора – языковая игра, каламбур. Как соотносятся юмор и сарказм?

· Что выступает объектом сатиры? Какие приемы используются для сатирического показа событий, людей? Обратите внимание на формы преувеличения – гиперболу, карикатуру, гротеск.

· Охарактеризуйте жанровые и стилистические признаки фельетона. Какие функции присущи этому жанру художественной публицистики?

· Что лежит в основе фельетонного повествования? Кто является положительным героем фельетона?

· Какие «маски» может использовать фельетонист в своих произведениях? Кого из современных фельетонистов вы знаете?

· Охарактеризуйте жанровые признаки памфлета.

· Какие качества памфлета отличают его от фельетона?

· Какими сатирическими красками пользуются памфлетисты? Кого из современных памфлетистов вы можете назвать?

Практические задания

 

1. Найдите в печатных изданиях фельетоны и памфлеты. Обратите внимание на композицию, роль автора в сатирических жанрах. Какой сатирический образ формируется в тексте? Какие образные средства использует журналист?

2. Найдите в журнале «Журналист» один из фельетонов Александра Эрдэ, проанализируйте текст с точки зрения темы, идеи, композиции, основных черт жанра.

3. Найдите в окружающей вас действительности или в публикациях факты, события, которые могут стать поводом для фельетонного осмысления. Над чем и ради чего вы будете смеяться? Каков будет второй план вашего текста?

4. Искусству писать фельетоны надо специально учиться. В книге М.Э. Виленского «Как писать фельетон» содержатся полезные советы. Познакомьтесь с ними:

* Чем глубже изучен фактический материал, тем легче писать и отвечать за написанное. … Иногда, казалось бы, случайная деталь может подсказать генеральный «ход» для фельетона.

* …Обязательно побеседуйте с будущим отрицательным героем фельетона, а не только с его жертвами и разоблачителями. Не исключено, что «отрицательный» сообщит вам факт, который изменит ваше отношение к теме, и от написания фельетона придется отказаться.

* Беседуйте с отрицательным героем только в присутствии представителей государственных или общественных организаций, чтобы он не отрекся потом от сказанного.

* Не садись за обеденный стол с положительным героем будущего фельетона. … Не садитесь за обеденный стол с «отрицательным».

* … Не обязательно всегда называть конкретного виновника.

Перед тем как писать еще раз все продумайте.

* Еще раз удостоверьтесь в весомой общественной вредности факта … Не уверен – не приступай – закон фельетониста.

* В факте должен быть фельетонный казус по аналогии с «казус белли» – формальным поводом для объявления войны.

* Прежде чем начать писать, полезно провести «тотальную мобилизацию» всех и всяческих ассоциаций…

Попытайтесь написать свой фельетон и проанализируете его с точки зрения соответствия жанру.

4. Что, с вашей точки зрения, не может быть смешно никогда и ни при каких обстоятельств? На какие темы, в связи с какими героями и обстоятельствами написать фельетон невозможно? Приведите примеры.

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Акопов А.И. Аналитические жанры публицистики: учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. – Ростов н/Д, 1996.

Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М., 2002.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2004.

Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Жанры в журналистском творчестве / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2004.

Журналистское расследование: История метода и совре6менная практика / под общей ред. А.Д. Константинова. – СПб., 2003.

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. – М., 2008.

Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004.

Ким М.Н. Система современных журналистских жанров. – СПб., 2008.

Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. – М., 2008.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999.

Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2008. – 174.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. – М., 2010.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс- медиа. СПб., 1999.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров (глава 5) // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000 (и любые другие издания).

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творческва. М., 2011.

Лозовский Б.Н.. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2004.

Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. Учеб. пособие для студентов журналистики. – СПб., 2006.

Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста // Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000 (и любые другие издания).

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. – М., 1980.

Прохорова К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности. – СПб., 2005.

Работа с письмами в редакции. М., 1990.

Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.В. Саввова, О.А. Сальникова. – М., 2007.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. – М., 2007.

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.

Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. – Омск, 2011.

Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990.

Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2004.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М., 2002.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2008.

Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста.– М., 2005.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. Практическое пособие. – М., 1998.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2003.

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М., 2008.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2981.

Горшков А.И. Русская стилистика и функциональная стилистика. – М., 2006.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2001.

Дмитровский А.Л. Эссе как жанр публицистики. Автореф. … канд. филол. наук. – СПб., 2002.

Дзялошинвский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 1984.

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М., 2008.

Кожина М.Н., Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. Стилистика русского языка. – М., 2010.

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. Ч. 1. Теория. Учебное пособие. – М.: 2006.

Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. М., 2006.

Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. – СПб., 1995.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М., 2000.

Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. – Воронеж, 2009.

Лысакова И.П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. – СПб., 2005.

Матвеева Т.В. Риторический практикум журналиста. Учебное пособие. М., 2007.

Мельник Г., Виноградова С. Деловая журналистика. – СПб., 2010.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учеб. пособие. М., 2003.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. – М., 2007.

Свитич Л.Г. Профессия журналист. – М., 2003.

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.

Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста // Логос. Общество. Знак. – СПб., 1997.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2005.

Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2004.

Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. М., 2007.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М., 2008.

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002.

Шипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М., 2010.

 

СЛОВАРИ

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. – М., 20043.

Романовский И.И. МАСС МЕДИА. Словарь терминов и понятий. М., 2004.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2006.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

Примерный перечень вопросов для зачета и экзамена

1. Журналистика как специализированная область творческой деятельности.

2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей.

3. Функции СМИ и аудиторный фактор как основа журналистской деятельности

4. Журналистский текст как продукт авторского творчества

5. Тема журналистского произведения.

6. Идея журналистского произведения.

7. Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.

8. Фактологический ряд элементарных выразительных средств.

9. Образный ряд элементарных выразительных средств.

10. Нормативный ряд элементарных выразительных средств.

11. Средства организации журналистского произведения. Композиция и монтаж.

12. Журналистский образ как средство организации текста.

13. Способ творческой деятельности журналиста. Основные слагаемые.

14. Действительность как система источников информации для журналиста.

15. Система источников информации и проблемы доступа к информации

16. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике.

17. Создание текста как завершающая стадия творческого акта.

18. Система методов журналистского творчества на стадиях познавательной деятельности и создания текста.

19. Соотношение методов и приемов в практике журналистики.

20. Методы познавательной деятельности.

21. Методы сбора данных.

22. Методы предъявления информации для воплощения фактов.

23. Методы предъявления информации для воплощения образного и нормативного рядов ЭВС (цитирование, ссылка, изложение, переосмысление, инкрустация).

24. Влияние новых информационных технологий на процесс журналистской деятельности

25. Правовые ориентиры творческого поведения журналиста.

26. Профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста.

27. Организаторская работа журналиста.

28. Профессиональное общение журналиста. Искусство интервью

29. Жанр как понятие теории и практики журналистики.

30. Система жанров журналистики и тенденции их развития

31. Причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества.

32. Жанровые модели журналистских текстов.

33. Основные жанровые группы в творческой деятельности журналиста.

34. Принципы отбора новостей для журналистских текстов.

35. Основные жанры новостной журналистики.

36. Заметка и ее виды.

37. Репортаж.

38. Отчет.

39. Интервью. Виды интервью.

40. Основные жанры аналитической журналистики.

41. Корреспонденция.

42. Реплика. Комментарий.

43. Колонка.

44. Рецензия.

45. Статья.

46. Обозрение. Обзор СМИ.

47. Письмо.

48. Новые жанры в аналитической журналистике.

49. Общая характеристика жанров художественной публицистики.

50. Зарисовка.

51. Эссе.

52. Очерк. Виды очерков.

53. Основные жанры юмористической и сатирической журналистики.

54. Фельетон.

55. Памфлет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.105 с.)