Тема 2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста



 

Прочитайте вторую главу учебника ОТДЖ Г.В. Лазутиной и раздел 6 учебника ОТДЖ Е.В. Черниковой. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Дайте определения понятиям: информация, социальная информация, массовая информация. В каких формах существует массовая информация? Запишите толкования терминов в рабочую тетрадь. Отметьте общее и различное в социальной и массовой информации.

· Что такое массовое сознание и какова его роль в обществе?

· Какие элементы включает в себя общественное сознание? Охарактеризуйте механизм формирования общественного мнения.

· Что такое массовые информационные потоки и как данное понятие связано с журналистикой?

· Какие потребности общества удовлетворяют массовые информационные потоки? Соотнесите эти потребности с типами текстов. Графически обозначьте соотнесенность МИП и циркулирующих в обществе текстов.

· Охарактеризуйте журналистику и публицистику как род деятельности. В чем разница деятельности журналиста и публициста? Могут ли журналистские тексты являться публицистическими? Аргументируйте свою мысль конкретными выступлениями журналистов.

· В каких профессиональных обязанностях реализуется творческая деятельность журналиста?

 

Практические задания

 

1. В недельной программе телевидения выявите основные виды текстов, включаемые в массовые информационные потоки (МИП). Какие потребности общества удовлетворяют передачи того или иного телеканала?

2. Какие не-журналистские информационные продукты вам известны и чем они отличаются от журналистских произведений?

3. Поэт может писать стихи «в стол», т.е. для себя, оставаясь при этом поэтом. Может ли журналист писать «в стол» и оставаться журналистом? Объясните свою точку зрения.

5. Найдите в свежих газетах и журналах 2-3 портретные характеристики наших современников, оцените, насколько удачно журналист использовал детали при описании портретов. Насколько они наглядны и запоминаемы?

6. Напишите узнаваемый портрет. Не называя имени человека, опишите его таким образом, чтобы аудитория сумела узнать в нем известного политического деятеля или литературного героя. Постарайтесь быть кратким, добивайтесь выразительности с помощью ярких деталей, примет (особенности речи, манеры общения).

7. Главный редактор «Литературной газеты», писатель, публицист Юрий Поляков, в ответ на реплику собеседника, что телевизор можно не смотреть, сказал:

Можно не включать и воду в кране. Можно не есть. Не получается. Давно доказано, что потребление информации – такая же необходимость для человека, как потребление пищи. Почему заключенные так тяжело переносят камеры-одиночки? Потому что люди страдают и от информационного голода.

Какая мысль, важная для профессии журналиста, заключена в этом высказывании?

8. Напишите эссе на тему «Рабочая неделя журналиста» или «Первый день в редакции». В основе эссе как жанра лежит анализ увиденного в жизни через личные впечатления. Это текст небольшого объема и свободной композиции, выражающий индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета.

 

 

Тема 3. Журналистское произведение как особый тип текста.

Специфика темы журналистского текста

 

Внимательно прочитайте рекомендованные учебники по «Основам творческой деятельности журналиста» и зафиксируйте, во-первых, универсальные признаки любого текста, во-вторых, уникальные признаки журналистского текста. Можно обратиться к работам по теории текста, стилистике текста, теории медиатекста (см. основную и дополнительную литературу).

Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

· Знаковая специфика журналистского текста (смешанный, поликодовый тип текста).

· Три типа отношений в тексте (семантика, прагматика, синтактика).

· Объясните такие признаки журналистского текста, как объективность, актуальность, релевантность.

· Событие и факт в журналистском тексте.

· Проблемные ситуации в журналистском тексте.

· Специфика темы журналистского текста.

 

 

Практические задания

1. Что общего и различного между журналистским текстом, романом и компьютерной игрой? Какое место занимает вымысел в данных информационных продуктах?

2. Охарактеризуйте семантику, прагматику и синтактику журналистских и не-журналистских текстов на газетной полосе, например, заметка, рекламное объявление, прогноз погоды, документ (решение правительства), объявление о ценах на рынке, лирическое стихотворение и др. В чем разница идейно-содержательной и структурно-композиционной сторон этих текстов?

3. Каковы особенности автора журналистского текста – в газете, на радио и телевидении, в Интернете?

4. Какие особенности в тексте вызывает ориентация на массовую аудиторию? При ответе на вопрос вам может помочь шутливое высказывание американского журналиста Джона Маккрари: «Пока ты не научишься писать для людей, которые при чтении водят по строчке пальцами и шевелят губами, ты не сумеешь добиться, чтобы тебя поняли президенты корпораций, университетов и Соединенных Штатов»?

5. Письменно сформулируйте тему журналистского текста (любая публикация из газеты, телевизионный сюжет, радиопередача и др.), определите ее компоненты и объясните, как они связаны. Г.В. Лазутина советует:

Чтобы выявить тему, необходимо ответить на вопросы:

· О каких конкретных событиях идет речь в тексте?

· Почему журналист считает нужным о них говорить?

Затем осмыслить, как связаны между собой эти два ответа, и сформулировать тему.

6. На материале собственной публикации выявите тему, рассмотрите ее компоненты, осмыслите, как они связаны.

7. Опираясь на собственный практический опыт, ответьте на вопрос: что появляется раньше – факты или темы? Какие параметры вами учитываются при поиске темы (желание удивить, желание разобраться в проблеме, стремление к справедливости, неразрешенная проблема и пр.)? Каким образом «затасканную» тему можно сделать интересной?

8. Напишите на одну тему три небольших текста: бытового общения (например, дружественное письмо), официального общения (например, заявление и отчет) и журналистский текст. Тема любая, например: первая практика в СМИ; в семье родился второй ребенок; жаркое лето в Белгороде и т.д.

 

Тема 4. Специфика идеи журналистского текста

 

Прочитайте первую главу (часть II) в учебнике Г.В. Лазутиной и работы «Социальная практика и журналистский текст», проф. Е.И. Пронина «Выразительные средства журналистики». Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· В чем суть идеи журналистского текста?

· Опорная и рабочая идея журналистских текстов.

· Что представляет собой «собственно журналистская информация»? Какие свойства присущи журналистской информации?

· Какие типы реакций могут вызывать выступления журналистов?

· Назовите варианты рабочей идеи. Как реализует себя в тексте «пакет» рабочих идей?

 

Практические задания

 

1. Подготовьте досье журналистских текстов с разными вариантами рабочей идеи.

2. Найдите журналистскую публикацию, в которой поднимается важная проблема. Письменно сформулируйте тему, опорную идею, рабочую идею текста. Оцените, четко ли видна идея произведения. Какой вариант рабочей идеи здесь представлен?

При определении идеи Г.В. Лазутина предлагает осуществить следующие шаги:

Чтобы выявить опорную идею, необходимо понять, из чего исходит автор текста, оценивая ситуацию, что для него является критерием при оценке фактов, какой системой ценностей он руководствуется.

Чтобы выявить рабочую идею материала, следует задать себе вопросы:

· Зачем журналист поднимает данную тему?

· Что он хочет сказать читателям, каковы его коммуникативные намерения?

· Кому именно адресовано журналистское слово?

3. Сформулируйте ваше журналистское кредо.

4. Напишите эссе на тему: «Журналист, которому я доверяю».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.013 с.)