Основы творческой деятельности журналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы творческой деятельности журналиста



М.Ю. КАЗАК

Основы творческой деятельности журналиста

Учебно-методическое пособие

Белгород


УДК 811

ББК 81.2 Р

К 14

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»)

 

 

Рецензенты

 

доктор философских наук, профессор кафедры журналистики и связей с общественностью Белгородского государственного национального исследовательского университета Кожемякин Евгений Александрович;

кандидат филологических наук, начальник службы радиовещания ГТРК «Белгород» Быкова Оксана Владимировна.

 

Казак М.Ю. Основы творческой деятельности журналиста: Учебно-методическое пособие.– Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. – 55 с.

 

К 14

 

Учебно-методическое пособие содержит разработки практических занятий, предусмотренных курсом «Основы творческой деятельности журналиста» и касающихся вопросов журналистского творчества как профессиональной деятельности, способа и методов журналистского творчества, специфики журналистских текстов и системы журналистских жанров.

Для студентов факультета журналистики.

 

 

© Казак М.Ю., 2011


С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………5

Часть I. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1. Понятие о журналистском творчестве………………………..6

Тема 2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста…………………………………………………………………8

Тема 3. Журналистское произведение как особый тип текста. Специфика темы журналистского текста………………………………………………..9

Тема 4. Специфика идеи журналистского текста……...........................10

Тема 5. Факт в журналистике. Фактологический ряд элементарных выразительных средств журналистики..………………………………………….11

Тема 6. Образ в журналистике. Культурологический ряд элементарных выразительных средств журналистики……………………………………… 12

Тема 7. Средства организации журналистского текста. Композиция и монтаж. Заголовочный комплекс. Лид в журналистском тексте…………… 13

Тема 8. Способ журналистского творчества. Структура и основные элементы способа творческой деятельности журналиста………………….... 15

Тема 9. Система методов журналистского творчества. Методы познавательной деятельности журналиста. Работа с документами. Метод наблюдения……………………………………………………………………………… 17

Тема 10. Метод интервью…………………………………………..……18

Тема 11. Конкретные социологические методы………………………..20

Тема 12. Методы предъявления информации в тексте. Фактологический слой журналистского текста. Оценочный слой журналистского текста…………………………………………………………………………………21

Тема 13. Организаторская работа журналиста………………………….23

Часть II. ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема 1. Жанр как понятие теории и практики журналистики. Жанрообразующие признаки текстов…………………………………………………..25

Тема 2. Понятие новости. Основные виды новостей…………………26

Тема 3. Заметка и ее виды………………………………………………28

Тема 4. Репортаж………………………………………………………..29

Тема 5. Отчет…………………………………………………………… 31

Тема 6. Интервью. Виды интервью…………………………………… 32

Тема 7. Аналитическая журналистика. Корреспонденция…………… 34

Тема 8. Реплика, комментарий, колонка………………………………..35

Тема 9. Рецензия………………………………………………………… 37

Тема 10. Статья……………………………………………………………38

Тема 11. Обозрение. Обзор СМИ…………………..……………………39

Тема 12. Письмо……………………………………..……………………40

Тема 13. Журналистское расследование……………...…………………41

Тема 14. Новые жанры в аналитической журналистике………………42

Тема 15. Жанры художественной публицистики. Зарисовка. Эссе….43

Тема 16. Очерк. Виды очерка……………………………………………45

Тема 17. Фельетон. Памфлет……………………………………………46

Основная литература…………………………………………………… 49

Дополнительная литература…………………………………………… 50

Вопросы к зачетам и экзаменам………………………………………… 52

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ……………… 54


В В Е Д Е Н И Е

 

Учебно-методическое пособие содержит разработки практических занятий, предусмотренных дисциплиной «Основы творческой деятельности журналиста». Разделы и темы в пособии предлагаются в той последовательности, как они разработаны в ФГОС по направлению 031300.62 Журналистика и в типовой программе «Основы творческой деятельности журналиста», составленной Г.В. Лазутиной (М.: МГУ, 2005).

Предмет этого курса – журналистское творчество. Цель – подготовить студентов к выполнению журналистских обязанностей на соответствующем профессиональном уровне, научить самостоятельной творческой работе в журналистском коллективе.

Материал в учебно-методическом пособии делится на две объемные части. Первая часть включает вопросы, касающиеся журналистского творчества как многоаспектной профессиональной деятельности, способа и методов журналистского творчества, содержательно-структурной организации журналистских текстов. Вторая часть формирует устойчивые профессиональные представления и практические навыки в области системы журналистских жанров.

Каждое занятие состоит из двух разделов, нацеленных на 1) овладение комплексом сведений из теории журналистики и 2) освоение творческой деятельности журналистики в ее практически значимых проявлениях. Студентам предлагаются творческие задания в широком диапазоне (отработка методов, освоение выразительных средств журналистики, создание журналистских текстов и жанров, анализ творческих работ и др.). Заключительная часть пособия включает список литературы – основной и дополнительной, вопросы к зачетам и экзаменам, перечень тем для курсовых работ и рефератов. Таким образом, учебно-методическое пособие отражает этапы непосредственного включения обучающихся в профессиональную деятельность и поэтапную подготовку студентов для прохождения производственной практики.


Часть I. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 3. Журналистское произведение как особый тип текста.

Тема 4. Специфика идеи журналистского текста

 

Прочитайте первую главу (часть II) в учебнике Г.В. Лазутиной и работы «Социальная практика и журналистский текст», проф. Е.И. Пронина «Выразительные средства журналистики». Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· В чем суть идеи журналистского текста?

· Опорная и рабочая идея журналистских текстов.

· Что представляет собой «собственно журналистская информация»? Какие свойства присущи журналистской информации?

· Какие типы реакций могут вызывать выступления журналистов?

· Назовите варианты рабочей идеи. Как реализует себя в тексте «пакет» рабочих идей?

 

Практические задания

 

1. Подготовьте досье журналистских текстов с разными вариантами рабочей идеи.

2. Найдите журналистскую публикацию, в которой поднимается важная проблема. Письменно сформулируйте тему, опорную идею, рабочую идею текста. Оцените, четко ли видна идея произведения. Какой вариант рабочей идеи здесь представлен?

При определении идеи Г.В. Лазутина предлагает осуществить следующие шаги:

Чтобы выявить опорную идею, необходимо понять, из чего исходит автор текста, оценивая ситуацию, что для него является критерием при оценке фактов, какой системой ценностей он руководствуется.

Чтобы выявить рабочую идею материала, следует задать себе вопросы:

· Зачем журналист поднимает данную тему?

· Что он хочет сказать читателям, каковы его коммуникативные намерения?

· Кому именно адресовано журналистское слово?

3. Сформулируйте ваше журналистское кредо.

4. Напишите эссе на тему: «Журналист, которому я доверяю».

 

 

Тема 7. Средства организации журналистского текста.

Родились втроем

Крошкам, однако, пришлось сразу пережить серьезное испытание – «первый бал», поскольку взрослые решили, что для новорожденных и их родителей-героев нужно устроить праздник, чтобы их могли поздравить первые лица города и области, коллеги и друзья. Так было решено провести торжественную регистрацию, и это событие состоялось вчера в Ленинском районном загсе.

Свой первый праздник малыши выдержали с честью: спокойно реагировали на речи, не пищали от громкой музыки, с достоинством принимали подарки – взносы на трехмесячные коляски, трехместные кроватки, куклы и мягкие игрушки. Говоря откровенно, все трое просто мирно спали на руках у мамы и папы.

Тройни в Ульяновске рождаются лишь раз в три года, и это редкое явление пришлось на 23 января 2005 года – в семье Натальи и Алексея Марковых родились Артем, Арина и Андрей.

Наталья и Алексей, чуть смущенные от внимания целого зала людей, все же успели рассказать корреспонденту «СК», что имена малышам придумывали долго, решили, что они должны начинаться на «А», пришлось даже приобрести несколько книг. Сыновья и дочка здоровы, уже наметились характеры: Артем самый терпеливый и спокойный, Андрюша чуть подвижней, Арина, как и полагается девочкам, требует к себе внимания, любит посидеть на руках. Но родителей детки особо не беспокоят. Сложнее, конечно, маме, которой приходится кормить сразу троих, так что она почти все время занята – очередь-то мал мала меньше.

Симбирский курьер. 26 февраля 2005 г.

 

Тема 10. Метод интервью

Наряду с учебными пособиями по ОТДЖ вам будут полезны следующие работы: С.Н. Ильченко «Интервью в журналистском творчестве» (СПб., 2003), М.М. Лукина «Технология интервью» (М., 2004), Н.В. Кодола «Интервью. Методика обучения. Практические советы» (М., 2008), М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (М., 1998).

Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте метод интервью. Объясните следующие определения интервью – это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов; интервью – это способ получения информации. Чем отличается метод интервью от обычного общения?

· Какие виды интервью вы знаете?

· Чем отличаются такие виды интервью, как прямое и опосредованное? Назовите примеры опосредованного интервью.

· Охарактеризуйте такие виды интервью, как: информационное, блиц-опрос, интервью-портрет (профиль), креативное интервью.

· Можно ли к разновидности интервью отнести пресс-конференции, брифинги, выход к представителям прессы, круглый стол? Если «да», то по каким параметрам?

· Какие стадии включает в себя интервью? Опираясь на М. Лукиной «Технология интервью»,охарактеризуйте этапы интервью:

o подготовка к интервью (цели, предварительное исследование, назначение встречи, место и время, подготовка вопросника),

o проведение интервью (встреча с собеседником, приветствие, «разминка», стратегия и тактика, выбор амплуа, порядок вопросов),

o завершение интервью.

· Надо ли визировать материал у интервьюируемого после подготовки текста? Какие межличностные конфликты возможны при нарушении этого негласного правила, регулирующего отношения журналиста и собеседника? Можете ли привести примеры из собственной практики?

· По каким причинам ньюмейкер может отказываться от интервью?

· Система вопросов включается с себя вопросы первого ряда (прямые/непрямые, открытые/закрытые), второго и третьего ряда (уточняющие, развивающие, уличающие, гипотетические, переходные). Дайте примеры разных типов вопросов.

· Назовите вопросы, которых следует избегать.

· Какие варианты общения и модели интервью вы знаете. Что значит интервью-воронка и интервью-опрокинутая воронка? Ответы вы найдете в книге М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (глава IV «Интервью» с. 49 – 62).

 

Практическое задание

 

1. Составьте не менее 20 вопросов для интервьюирования реального человека, известного всем участникам практического семинара. Пдготовьте в письменном виде ответы за интервьюируемого.

2. М. Лукина приводит причины неудач начинающих журналистов:

«Комплекс неполноценности»; Страх вопроса; Неполнота информации (после интервью нечего писать); Неумение задавать вопросы, слушать, записывать; Неумение справиться с трудным собеседником (неразговорчивым или болтливым); Разговор без энтузиазма; «Вялые уши» (журналист, не умеющий слушать собеседника: бегающий взгляд, постукивание пальцами по столу, отсутствие креативных вопросов, излишняя болтливость); «Детские болезни» (смущение, нежелание или страх импровизировать); Нарушение «права на информацию» (собеседник должен знать о цели интервью); недостаточная подготовка (1-я строка в списке ошибок).

С какими из них вы столкнулись в своей практике. Попытайтесь проанализировать свои неудачные интервью.

3. Вам встречались интервью следующего рода? Насколько они информативны? Какую функцию они выполняют?

– Поговорим? Ты в порядке? Ты хочешь поговорить?

– О,кей. Я в порядке. Поговорим завтра, ладно?

– Ты уверен?

– Уверен. Да, я так думаю. Точно: я именно так и думаю.

– Ты действительно так думаешь?

4. Напишите интервью с самим собой: вам, интервьюеру, 17 лет; и вам же, интервьюируемому, – 70.

 

 

Тема 3. Заметка и ее виды

 

Прочитайте характеристики заметки в учебных пособиях Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, А.В. Колесниченко, Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой и др. Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте жанровые особенности заметки и ее разновидности.

· Какие типы информационного содержания лежат в основе выделения жанровых видов заметки? Найдите в журналистских публикациях соответствующие примеры.

· Каковы особенности структуры заметки? («жесткая новость», «мягкая новость»)

· Охарактеризуйте освещение новостей по принципу «перевернутой пирамиды». Найдите в газете примеры подобных сообщений.

· Найдите в газете примеры «мягкого информирования».

 

Практическое задание

 

1. Подготовьте досье журналистских текстов со всеми видами заметок (хроникальная, событийная, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет).

2. Принести ваши опубликованные (прозвучавшие в эфире) материалы. Поговорим о ваших публикациях. Кто автор заголовка? Есть ли в вашем материале лид? По какому принципу вы строили текст? Насколько опубликованный вариант отличается от того, что вы представили в редакционный коллектив? С какими сложностями вы столкнулись?

3. Расскажите, как вы искали тему для вашей публикации. Что появлялось раньше – факты или темы? Какие параметры вами учитывались при поиске темы (желание удивить, желание разобраться в проблеме, стремление к справедливости, неразрешенная проблема и пр.)?

4. Написание событийной заметки заключается в поиске ответов на шесть основных вопросов (кто, что, где, когда, почему, каким образом). Иногда этот список дополняется вопросами: что это значит? кому выгодно? что будет? Обязательно указание на источник информации (ответ на вопрос откуда мы знаем?). Расширенная заметка состоит из ядра (в лиде, в начале заметки), деталей (рассказ о событии и обстоятельства) и бэкгранда (дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, но позволяющая глубже понять его смысл, например, сообщение об аналогичных событиях, статистика). Схему заметки можно представить так: Ядро. Деталь-1. Деталь-2. Бэкграунд. Другой вариант: Ядро. Деталь-1. Бэкграунд. Деталь-2. Бэкграунд и др. (А.В. Колесниченко. Практическая журналистика).

В приведенной ниже расширенной заметке обозначьте ее элементы.

В Санкт-Петербурге произошел очередной скандал, связанный с военными. После недавней истории с дембелями внутренних войск, которые записывали издевательства над молодыми солдатами для своего видеоальбома, огласку получила история с избиением солдат… В Главкомате …МВД России говорят, что это не более чем «страшилка»… Однако военная прокуратура уже начала проверку.

Скандал произошел в войсковой части № …, расположенной в самом центре Санкт-Петербурга. В двух шагах от части – Эрмитаж. Из этой части год назад сбежал рядовой. На днях он пришел в общественную правозащитную организацию «Солдатские матери» и рассказал об истязаниях, которым, по его словам, подвергался во время службы в части. … «Его заявление мы направили в военную прокуратуру Ленинградского округа, там будут проводить проверку указанных фактов, – сообщила Ъ пресс-секретарь организации. – А самого молодого человека мы поместили в госпиталь Минобороны: он нуждается в лечении…». В организации утверждают, что к ним обратился уже второй солдат из этой части.

В прокуратуре Ленинградского округа сообщила, что информация … будет проверена. Между тем руководитель Союза комитетов солдатских матерей утверждает, что подобные случаи происходили и в Москве. …

«Мы знаем этого солдата, сказал Ъ в свою очередь начальник пресс-службы внутренних войск Василий Панченков. – Он действительно был призван в армию весной 2005 года. Первый раз сбежал еще весной 2006 года: не пришел с увольнения. … А через два месяца он сбежал и из госпиталя и больше не возвращался. По факту оставления части было возбуждено уголовное дело. Он неуравновешен психически, не знаю, как можно верить его показаниям».

Сделайте из этого текста «жесткую новость».

 

 

Тема 4. Репортаж

 

Помимо известных учебников, обратитесь к книге М.И. Шостак «Репортер: профессионализм и этика» и «Риторическим основам журналистики». Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте жанровые особенности репортажа и его разновидностей.

· Какое место в репортаже занимает автор?

· Как создается эффект присутствия?

· С чего можно начинать визуальную картинку в репортаже?

· Какие лингвистические средства необходимы для раскрытия репортажной темы?

· Сформулируйте требования к написанию репортажа.

Практическое задание

 

1. Подготовьте досье журналистских текстов со всеми видами репортажа.

2. Что позволяет исследователям и журналистам определять репортаж так: «динамичная картина», «одушевленная информация» (М.И. Шостак), «событие в движении», «беллетристическая модель дня» (В. Песков), «монолог очевидца» и др. Вспомним, что репортаж – это сообщение факта, но не протокольное изображение действительности, не просто констатация факта, а описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.

В репортаже представлены две тенденции: документализм и живость, эмоциональность рассказа. Первая тенденция проявляется в точности и обобщенном характере изложения, в прямых значениях слов, книжности речи. Вторая – вызывает образность, метафоризм, употребление элементов разговорной речи, экспрессивно-эмоциональных языковых средств, прямой речи.

В репортаже ценятся точные сравнения (пули – крупные, с сигару), динамичные глаголы (ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле… Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе), «ритмические слова» (Р-раз – и закручена гайка…; Направо – налево качаются в седле велосипедисты; Скорее, вперед), «ритмические образы» события (как огненный попрыгунчик – о бутылке с зажигательной смесью; темной гусеницей движется похоронная процессия; черной молнией ушел от охотника соболь), детали (Грохочет броневик, рвутся гранаты, бесшумно бьют резиновые пули), стилистические приемы: эпитет, метафора, олицетворение и др. (причмокивали насосы, уткнулось в потную землю нечто гигантское – щит).

3. Какие стилистические приемы, сенсорные детали, штрихи «экзотики» используются в следующих фразах из репортажей разных лет:

Я шагнул с порога в туман и поежился … Денек не для праздника!

На школьном дворе молятся и плачут, иногда повязывают на кресты черные женские платки и поливают цветочки, нося воду из специально проведенного крана, и еще на школьном дворе играют в салочки, качаются на турникетах… (КП. Во время недавних боев убитых хоронили во дворе школы…).

Темнокожий полицейский улыбнулся нам и тронул носком ботинка громадный цветом на асфальте – вся проезжая часть была усыпана ими…

…На взлетной полосе лениво грелись два питона, сверкая на солнце чешуей… «Ладно, - сказал спасатель, – и вышел через окно…».

На больших оборотах винт (самолета) ревел и гремел, завивался белый смерч пузырьков (воздуха) – взрываясь и возрождаясь, они грызли винт, как муравьи…

4. На примере репортажного текста (вашего или из газеты) определите:

· Как проявляет себя в тексте автор? Какие функции выполняет авторское «я» в репортаже?

· Каково соотношение своей и чужой речи? Что создает в тексте использование реплик персонажей, свидетелей, участников события?

· Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Каково их соотношение, роль каждого из них?

· Какие детали и подробности использует в тексте автор для создания «эффекта присутствия» и «эффекта сопереживания»?

· Какие лексические, морфологические и синтаксические особенности текста обращают на себя внимание?

· Каким образом в репортаже можно замедлять или ускорять ритм текста? Напишите два фрагмента репортажного наблюдения: «замедление движения» и «убыстрение ритма» (Тема любая, например, прибытие и отправление поезда метро).

5. Впишите в таблицу черты, объединяющие и различающие заметку и репортаж:

Заметка Репортаж
Общие черты
Жанровые варианты
Предмет отображения
Цель отображения
Метод отображения
Присутствие автора
Оценка автора
Изложение от какого лица

 

6. Напишите фрагмент репортажного сообщения «Машина несется в пруд» – о поступке водителя, резко свернувшего с трассы, чтобы не задавить ребенка.

7. Подготовьте фрагмент репортажа, используя метод «маски».

 

 

Тема 5. Отчет

 

· Опираясь на учебные пособия А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика и др., охарактеризуйте жанровые особенности отчета и его разновидностей. Вспомните, что отчет – это концентрированная подача какого-либо события или мероприятия. Он отличается сухостью и последовательностью изложения. В образцовом отчете должно превалировать событие, а не автор отчета. Опорные глаголы: состоялось, присутствовали, выступили, обсудили, пришли к заключению, приняли резолюцию, наметили, договорились и т.д.

· Чем отличается отчет от репортажа? Что в них общего и различного?

· В чем разница между информационным и аналитическим отчетом?

· Каким образом журналист может построить аналитический отчет?

· В «Основах творческой деятельности журналиста» Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной выделяются следующие виды отчета: прямой (непосредственная передача с места события без комментария); отчет-коммюнике (рассказ о прошедшей политической встрече: съезд, «круглый стол»); отчет-размышление (с элементами комментирования), пространный отчет (передача события с расширенным комментарием). Как эти виды соотносятся с информационным и аналитическим отчетом?

 

Практическое задание

 

1. Найдите в газетах и журналах публикации, выполненные в жанре отчета. Найдите в печатной прессе гибридные тексты, сочетающие в себе признаки отчета и репортажа, отчета и интервью и др.

2. Проанализируйте отчет (по выбору) с учетом следующих моментов:

- какое событие лежит в основе текста,

- какую цель автор ставит перед собой,

- жанр и его разновидность,

- какие языковые средства привлекаются для реализации цели,

- как соотносятся в тексте авторская и чужая речь.

Обратите внимание на композиционное построение текста. Есть ли вступление (лид) к отчету, комментарии автора, интерпретация фактов?

2. Какими признаками – стилистическими, композиционными – отличаются отчеты в белгородских изданиях и общероссийских газетах?

3. Найдите в районных газетах примеры неудачных, с вашей точки зрения, отчетов. Попытайтесь ответить, почему?

4. Напишите отчет на тему по вашему выбору (заседание, конференция, выставка, спортивное соревнование и др.).

 

 

Тема 9. Рецензия

Обратитесь к работам А.И. Акопова, Е.А. Корнилова, учебному пособию «Риторические основы журналистики».

· Охарактеризуйте рецензию как жанр, ее место в системе аналитических жанров.

· Какие виды рецензий используются в газетах и журналах, массовых и специализированных изданиях?

· Прокомментируйте элементы рецензии: рецензия – локальный жанр, синтетический жанр, реактивный жанр; полиадресатный жанр.

· По каким признакам рецензия похожа на статью? Какие жанровые признаки характерны только для рецензии?

Практическое задание

 

1. Найдите в газете или журнале рецензию на книгу, альбом, кинофильм, театральную постановку.

Выделите структурное элементы рецензии: информацию о произведении; интерпретацию художественного явления; общую оценку, анализ содержания и формы произведения; оценка-характеристика; представление произведения читателю.

Сложилось ли у вас мнение о рецензируемом произведении? Возникло ли желание самостоятельно познакомиться с отрецензированным произведением?

2. Напишите две рецензии на одну книгу (просмотренный фильм, спектакль, альбом современной группы, интернет-издание и др.) с учетом разных целевых аудиторий: а) молодежи 16-18 лет, б) женщин 22-25 лет, в) читателей с высшим образованием, г) читателей пенсионного возраста.

Тема 12. Письмо.

 

· В чем специфика открытого письма как жанра? Какие цели может преследовать эпистола? Зависит ли эффективность открытого письма от выбора адресата?

· Чем отличается жанр открытого письма от писем читателей. Законспектируйте раздел «Письмо как жанр публицистики» в учебном пособие А.И. Акопова «Аналитические жанры журналистики». Каким образом автор ранжирует разные типы и виды писем? Чем отличается классификация А.И. Акопова от классификации А.А. Тертычного?

· Какие функции выполняют выполняют

 

Практическое задание

 

1. Найдите в прессе жанры, подпадающие под жанр «письмо» (в широком понимании) и жанр «открытое письмо». В каких изданиях вам чаще встречаются открытые письма? Какие проблемы предлагаются для обсуждения?

2. Попробуйте от имени редактора отдела ответить на критичное письмо читателя.

3. Напишите в любом жанре (заметка, репортаж, эссе и др.) материал на тему «Век информации: что он нам несет?»

 

Социологическое резюме. Мониторинг. Рейтинг. Прогноз. Версия. Эксперимент. Исповедь. Рекомендация. Аналитический пресс-релиз.

 

· Социологическое резюме содержит в себе изложение итогов социологических исследований. Какими по форме они могут быть? Каков стиль данного жанра? Найдите в прессе соответствующие публикации.

· Дайте характеристику жанров мониторинг и рейтинг с опорой на конкретную публикацию.

· Найдите в прессе публикации в жанрах прогноз и версия. В чем сходство и различие данных форм?

· Эксперимент – «провокация действительности». Попробуйте найти примеры подобных публикаций. В чем суть метода, лежащего в основе данного жанра?

· В настоящее время возникает исповедальная журналистика, ведущим жанром которой выступает исповедь. Попробуйте найти примеры публикаций.

· Рекомендация (совет) содержит предписательную информацию. Данная форм может входить как в информационные, так и в аналитические жанры. Найдите примеры и тех и других (см. АиФ, КП).

· Попытайтесь найти публикации в жанре аналитического пресс-релиза. В чем отличие аналитического пресс-релиза от скрытой рекламы или пресс-релиза PR?

 

Практическое задание

Напишите социальный портрет реального (публичного) человека. Следует помнить, что портретировать следует суть, личность, а не лицо.

Практические занятия

1. Найдите в печатных изданиях все виды очерка. На каком основании вы включаете избранные публикации в досье?

2. Проанализируйте избранный вами текст с точки зрения жанрово-композиционных, стилистических и языковых особенностей. Отметьте зарисовки в тексте очерка, лирические отступления. Прокомментируйте выразительность языковых средств.

3. Напишите портрет хорошо знакомого вам человека. Предложите заголовок. При подготовке и создании текста можно пользоваться рекомендациями, предложенными в «Практической журналистике» А.В. Колесниченко (с. 99 – 110).

Структурно портрет состоит из следующих элементов:

- важнейшие этапы жизни персонажа (рождение, выбор профессии, создание семьи, пик карьеры),

- интересные случаи из жизни персонажа,

- комментарии персонажа,

- наблюдения автора,

- наблюдения тех, кто знает персонажа,

- новостная зацепка.

Придать объемность характеру персонажа может заполнение анкеты из 10 пунктов:

1. Интеллект. Как персонаж принимает решения?

2. Эмоциональность. Является ли персонаж общительным или нелюдимым, успешным или озабоченным, доверчивым или подозрительным?

3. Физиология. Каково состояние здоровья персонажа? Насколько оно соответствует возрасту? Как он двигается? Как себя чувствует? Занимается ли спортом?

4. Социальная база. Кем были его родители? К какой социальной группе его можно отнести? Состоит ли он в партии? Посещает ли церковь?

5. Экономическая база. Насколько богат или беден? Каким способом зарабатывает себе на жизнь? Погряз ли в долгах?

6. Талант. Обладает ли персонаж какими-либо выдающимися способностями?

7. Посторонние интересы. Что интересует персонажа помимо основной работы? Какова степень его увлеченности?

8. Семья. Есть ли у персонажа супруг/супруга, родители, дети? Каковы отношения с ними? Какова история создания семьи? Имеются ли увлечения на стороне?

9. Образование. Где получил? Какое? Самоучка?

10. Неприязни. Чего персонаж не переносит?

Информацию о герое можно подавать с трех точек зрения: Что персонаж думает в себе сам? Что думаю о нем другие? Что думает об этом автор?

Возможны и другие заходы. Думайте сами.

В заголовок портрета часто выносят цитату персонажа, его особую характеристику или обыгрывают его имя.

 

Тема 17. Фельетон. Памфлет.

 

Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте природу комического. В чем особенность юмора, иронии, сатиры как видов комического?

· Что выступает объектом юмора? Приемы юмора – языковая игра, каламбур. Как соотносятся юмор и сарказм?

· Что выступает объектом сатиры? Какие приемы используются для сатирического показа событий, людей? Обратите внимание на формы преувеличения – гиперболу, карикатуру, гротеск.

· Охарактеризуйте жанровые и стилистические признаки фельетона. Какие функции присущи этому жанру художественной публицистики?

· Что лежит в основе фельетонного повествования? Кто является положительным героем фельетона?

· Какие «маски» может использовать фельетонист в своих произведениях? Кого из современных фельетонистов вы знаете?

· Охарактеризуйте жанровые признаки памфлета.

· Какие качества памфлета отличают его от фельетона?

· Какими сатирическими красками пользуются памфлетисты? Кого из современных памфлетистов вы можете назвать?

Практические задания

 

1. Найдите в печатных изданиях фельетоны и памфлеты. Обратите внимание на композицию, роль автора в сатирических жанрах. Какой сатирический образ формируется в тексте? Какие образные средства использует журналист?

2. Найдите в журнале «Журналист» один из фельетонов Александра Эрдэ, проанализируйте текст с точки зрения темы, идеи, композиции, основных черт жанра.

3. Найдите в окружающей вас действительности или в публикациях факты, события, которые могут стать поводом для фельетонного осмысления. Над чем и ради чего вы будете смеяться? Каков будет второй план вашего текста?

4. Искусству писать фельетоны надо специально учиться. В книге М.Э. Виленского «Как писать фельетон» содержатся полезные советы. Познакомьтесь с ними:

* Чем глубже изучен фактический материал, тем легче писать и отвечать за написанное. … Иногда, казалось бы, случайная деталь может подсказать генеральный «ход» для фельетона.

* …Обязательно побеседуйте с будущим отрицательным героем фельетона, а не только с его жертвами и разоблачителями. Не исключено, что «отрицательный» сообщит вам факт, который изменит ваше отношение к теме, и от написания фельетона придется отказаться.

* Беседуйте с отрицательным героем только в присутствии представителей государственных или общественных организаций, чтобы он не отрекся потом от сказанного.

* Не садись за обеденный стол с положительным героем будущего фельетона. … Не садитесь за обеденный стол с «отрицательным».

* … Не обязательно всегда называть конкретного виновника.

Перед тем как писать еще раз все продумайте.

* Еще раз удостоверьтесь в весомой общественной вредности факта … Не уверен – не приступай – закон фельетониста.

* В факте должен быть фельетонный казус по аналогии с «казус белли» – формальным поводом для объявления войны.

* Прежде чем начать писать, полезно провести «тотальную мобилизацию» всех и всяческих ассоциаций…

Попытайтесь написать свой фельетон и проанализируете его с точки зрения соответствия жанру.

4. Что, с вашей точки зрения, не может быть смешно никогда и ни при каких обстоятельств? На какие темы, в связи с какими героями и обстоятельствами написать фельетон невозможно? Приведите примеры.

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Акопов А.И. Аналитические жанры публицистики: учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. – Ростов н/Д, 1996.

Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М., 2002.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2004.

Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Жанры в журналистском творчестве / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2004.

Журналистское расследование: История метода и совре6менная практика / под общей ред. А.Д. Константинова. – СПб., 2003.

Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. – М., 2008.

Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004.

Ким М.Н. Система современных журналистских жанров. – СПб., 2008.

Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. – М., 2008.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999.

Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2008. – 174.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.258 с.)