Композиция и монтаж. Заголовочный комплекс. Лид. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция и монтаж. Заголовочный комплекс. Лид.



 

Чтобы подготовить тему, вам понадобятся учебные пособия «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В. Лазутиной, Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, О.Р. Самарцева и др., пособие М.И. Шостак «Журналист и его произведение», К.В. Прохоровой «Газетный заголовок». Ответьте на следующие вопросы:

· Что называется монтажом? В чем проявляется монтажный характер журналистского текста?

· Дайте определение следующих понятий: сюжет, фабула, фабульный и сюжетный жанру. Продемонстрируйте на газетных публикациях фабульные и сюжетные тексты (жанры).

· Из каких композиционных блоков состоит журналистский текст? На конкретном тексте продемонстрируйте, как организуются композиционные блоки: ввод в проблему, обозначение проблемы, предъявление оценок и аргументов, практическая постановка вопроса (рекомендация).

· Законспектируйте главу «Искусство заголовка» (с. 75-90) из книги М.И. Шостак «Журналист и его произведение (М., 1998).

· Опираясь на классификации заголовков в учебнике Г.В. Лазутиной (с. 116; Изд. 2004) и М.И. Шостак, расскажите о функциях заголовка.

· Опираясь на учебное пособие К.В. Прохоровой «Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности» (СПб., 2005), охарактеризуйте заголовочный комплекс как многоступенчатую структуру, которая включает в себя несколько элементов:

- тематическое название полосы (обычно в колонтитуле, выполняет задачу общей направленности и тематики публикаций на данной странице);

- рубрику (предваряет конкретную публикацию);

- собственно заголовок;

- подзаголовок (по своей информативности части берет на себя функцию лида);

- надзаголовок,

- внутренние заголовки (журналисты иногда называют их главками);

- шапку (заголовок в верхней части 1 полосы, набранный крупным кеглем);

- лид (лид в качестве элемента ЗК рассматривается в случае его шрифтового выделения и композиционной обособленности от текста);

- предтексты (эпиграфы, посвящения, анонсы);

- вставки (врезки в текст, имеющие обычно графическое выделение);

- подписи к фотографиям.

· Термин лид (lead, то есть то, «что идет впереди») довольно точно определяет не только его функции, но и местоположение в тексте. Говоря буквально, лид, или вступление, – это часть текста, которая следует сразу за главной мыслью, выраженной в заголовке и подзаголовке, и раскрывает суть события в основных аспектах.

· Законспектируйте разделы «Лид» и «Специальные лиды» (с. 12-24) из книги М.И. Шостак «Журналист и его произведение (М., 1998) и раздел «Лид» из пособия О.Р. Самарцева (с. 323 – 362). Запомните основные задачи лида: 1) быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрывая ему основные аспекты события, 2) мотивировать на то, чтобы узнать еще больше подробностей; 3) убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.

Практическое задание

 

1. На примере газетной публикации проанализируйте структурную организацию текста. Из каких композиционных частей она состоит?

2. Определите элементы заголовочного комплекса в газете или журнале (по выбору).

3. Определите типы заголовков в конкретной газете или журнале (по выбору). Какую функцию выполняют данные заголовки?

4. Предложите свои заголовки к одной из публикаций, ориентируясь на разную потенциальную аудиторию: детей 8-10 лет, женщин 50-60 лет с низкими доходами, мужчин 30-40 лет с высокими доходами.

5. Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору). Как связаны лид и жанр?

6. Найдите в газете (журнале), которую вы читаете, несколько удачных или неудачных лидов. Почему именно они кажутся вам удачными / неудачными? Что бы вы предложили вместо них?

7. У Николая Носова в книге «Незнайка на Луне» перечисляются газеты, которые читают давилонские жители, – «Газета для толстеньких», «Газета для тоненьких», «Газета для умных», «Газета для дураков». Для какой целевой аудитории предназначены эти газеты? Кто их читает? «Газета для дураков» на Луне наиболее востребованная. Почему?

8. Есть событие: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Сочините три заголовка и три лида к материалам для прессы разных типов.

 

 

Тема 8. Способ журналистского творчества. Стадии познавательной деятельности журналиста. Стадии создания текста.

 

Прочитайте часть III учебного пособия «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В. Лазутиной. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Какие составляющие включает в себя понятие способ журналистской деятельности (методы, операциональная структура творческого процесса, технический инструментарий, профессиональные регулятивы)? В каком соотношении находятся понятия способ деятельности и метод?

· Охарактеризуйте операциональную структуру деятельности журналиста (состав операций, которые решает журналист, создавая творческий продукт). Почему комплекс задач, которые необходимо решить журналисту, можно рассматривать как модель творчества или порождающую модель?

· На какие части (стадии) распадается творческий процесс в журналистике (стадия получения информации и стадия образования текста)? В чем специфика стадиальности журналистского творчества (ср. «разработчик темы» и «автор»)?

· Охарактеризуйте предмет, цели, условия познавательной деятельности журналиста. Какие формы познавательного процесса позволяют в журналистике получать надежный результат (ознакомление, исследование, расследование)?

· Охарактеризуйте четыре операции познавательной деятельности: заявка на тему, сбор предварительных данных, определение конкретного предмета изучения, направленное изучение предмета.

· Охарактеризуйте стадии создания текста. Назовите основные шаги (операции), которые осуществляет журналист, на завершающей стадии журналистского творчества (окончательное формирование замысла, конкретизация замысла, реализация замысла, редактирование текста).

· Объясните, каким образом соотносятся понятия концепция текста и замысел.

· Каким образом канал трансляции влияет на ход творческого акта журналиста и на качество журналистского текста?

 

 

Практические задания

 

1. Запомните ключевое понимание начальной стадии творческого акта (познавательной стадии), которое осуществляется как осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение относительно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования (Г.В. Лазутина).

2. Предложите тему материала для газеты. Какие сведения оказались необходимыми вам для этого? Разработайте программу деятельности для подготовки материала в соответствии с данной заявкой. Сопоставьте ее с представлением о структуре творческого акта журналиста. Какие расхождения вы обнаружили? Объясните, чем они вызваны?

3. Выберите для анализа творческой ситуации газетный материал. Прочитайте его и определите его тему, идею и замысел; какими источниками первичной информации пользовался его автор. Каковы источники вторичной информации? Какие методы применял журналист?

4. Опишите процесс работы над одним из своих недавних материалов. Все ли операции познавательной деятельности и шаги по созданию текста соответствуют структуре творческого акта журналиста, рассмотренного в учебнике Г.В. Лазутиной? Какие расхождения вы обнаружили? Объясните, чем они вызваны? Вспомните, какие профессионально-нравственные проблемы вам пришлось пережить и как вы их разрешили?

5. Возьмите общую тему – проблемы молодежи. Уточните тему до уровня замысла и конкретной идеи. Наметьте план, составьте подробный перечень задач, которые вам предстоит решить для реализации замысла.

6. Прочитайте предложенный текст и перестройте его по принципу перевернутой пирамиды, размещая информацию по мере убывания значимости. Предложите свой заголовок и, при необходимости, подзаголовок и лид.

Родились втроем

Крошкам, однако, пришлось сразу пережить серьезное испытание – «первый бал», поскольку взрослые решили, что для новорожденных и их родителей-героев нужно устроить праздник, чтобы их могли поздравить первые лица города и области, коллеги и друзья. Так было решено провести торжественную регистрацию, и это событие состоялось вчера в Ленинском районном загсе.

Свой первый праздник малыши выдержали с честью: спокойно реагировали на речи, не пищали от громкой музыки, с достоинством принимали подарки – взносы на трехмесячные коляски, трехместные кроватки, куклы и мягкие игрушки. Говоря откровенно, все трое просто мирно спали на руках у мамы и папы.

Тройни в Ульяновске рождаются лишь раз в три года, и это редкое явление пришлось на 23 января 2005 года – в семье Натальи и Алексея Марковых родились Артем, Арина и Андрей.

Наталья и Алексей, чуть смущенные от внимания целого зала людей, все же успели рассказать корреспонденту «СК», что имена малышам придумывали долго, решили, что они должны начинаться на «А», пришлось даже приобрести несколько книг. Сыновья и дочка здоровы, уже наметились характеры: Артем самый терпеливый и спокойный, Андрюша чуть подвижней, Арина, как и полагается девочкам, требует к себе внимания, любит посидеть на руках. Но родителей детки особо не беспокоят. Сложнее, конечно, маме, которой приходится кормить сразу троих, так что она почти все время занята – очередь-то мал мала меньше.

Симбирский курьер. 26 февраля 2005 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.)