Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Понятие новости. Основные виды новостей.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Прочитайте соответствующие разделы в учебных пособиях А.В. Колесниченко «Практическая журналистика», М.И. Шостак «Журналист и его произведение», О.Р. Самарцева «Творческая деятельность журналиста», Л.А. Васильевой «Делаем новости!». Подготовьте следующие темы: · Дайте определение новости. Суммируйте признаки, которые присутствуют во множественных определениях новости. Какая формула лежит в основе новости? · Назовите классические признаки новости и требования к качеству новости (см. работу М.И. Шостак и лекцию). Охарактеризуйте 12 критериев новости, предложенные норвежскими социологами: событийность, новизна; масштабность; недвусмысленность, ясность; близость к аудитории; предсказуемость; неожиданность, необычность; соответствие; аналогия; комбинирование; избранность; элитарность; персонификация; негативность; интересность; развлекательность. · Объясните выражение: Чтобы стать новостью (т.е. быть опубликованным), событие должность достичь пороговой ценности. Что означает термин пороговая ценность? · Прием увеличения важности события называют драматизацией события. Каким образом можно придать драматизм новостной истории? · Почему не всего события становятся новостью в СМИ? Как можно определить информационную ценность события? · Сопоставьте классические признаки новости с теми, которыми руководствуются журналисты «Комсомольской газеты» (новость СЕНСАЦИОННАЯ. БРОСКАЯ. ОРИГИНАЛЬНАЯ, ПРИКОЛЬНАЯ. ПОЛЕЗНАЯ. ЗНАЧИМАЯ. ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ). См. книгу Л.А. Васильевой «Делаем новости!» гл. 1, с. 28-36. Есть ли разница между критериями отбора новостей? · Почему негативные новости привлекают аудиторию?
Практическое задание
1. Новости пишутся по схеме «перевернутой пирамиды», которая подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начало сообщения не того, с чего началось событие, а самого важного элемента события. Затем располагается менее важная информация, а завершает материал – еще менее важная, которую при редактировании можно отбросить без ущерба для текста. Поэтому «перевернутую пирамиду» называет еще антиисторией в противоположность истории как повествованию. Если «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина начинается с того, что жили старик со старухой у синего моря, то заканчивается она тем, что старуха сидит у разбитого корыта. Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», она начиналась бы примерно так: Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет золотой рыбы. Получив в подарок новый дом, а также побывав дворянкой и царицей, старуха из-за неуемной жадности и стремления властвовать лишилась всего и оказалась у разбитого корыта (А.В. Колесников. Практическая журналистика). Э. Хемингуэй предложил «свести всю литературу к газетным заголовкам» с последующим кратким изложениям событий. Представьте в виде хроникальных заметок сюжеты классических произведений, например, «Дон Кихот», «Анна Каренина», «Преступление и наказание». Можете использовать любые фольклорные, сказочные и литературные первотексты. 2. Внимательно посмотрите выпуск телевизионных новостей. Какие события стали новостью? Почему эти события оказались в центре внимания средств массовой коммуникации? Каким критериям они соответствуют? 3. На материале собственной публикации определите, почему данное событие оказалось в центре вашего внимания. Каким критериям оно соответствует? 4. Объясните высказывание проф. О.Р. Самарцева: Журналистика создает особую картину действительности, моделирует социальную реальность, в которой каждый из нас живет ежеминутно. Именно подбор состава новостей в первую очередь и только потом их подача, угол зрения и способы представления аудитории являются главными факторами формирования информационного пространства. Мы видим то, что нам показывают, и читаем то, о чем нам хотят рассказать. Аудитория не властна управлять составом информационной среды, которая на первый взгляд формируется под влиянием рейтингов, предпочтении, интересов аудитории. Однако среди двух равных по востребованности событий кто-то обязательно сделает выбор в пользу одного, и в этом выборе будет заключаться его профессиональная и гражданская позиция. Быть «швейцаром новостей», тем, кто, принимает решение о том, что будет опубликовано, а о чем аудитория не узнает, – не только прерогатива, но и зона профессиональной ответственности журналиста (О.Р. Самарцев. Творческая деятельность журналиста, с. 214).
Тема 3. Заметка и ее виды
Прочитайте характеристики заметки в учебных пособиях Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, А.В. Колесниченко, Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой и др. Подготовьте следующие вопросы: · Охарактеризуйте жанровые особенности заметки и ее разновидности. · Какие типы информационного содержания лежат в основе выделения жанровых видов заметки? Найдите в журналистских публикациях соответствующие примеры. · Каковы особенности структуры заметки? («жесткая новость», «мягкая новость») · Охарактеризуйте освещение новостей по принципу «перевернутой пирамиды». Найдите в газете примеры подобных сообщений. · Найдите в газете примеры «мягкого информирования».
Практическое задание
1. Подготовьте досье журналистских текстов со всеми видами заметок (хроникальная, событийная, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет). 2. Принести ваши опубликованные (прозвучавшие в эфире) материалы. Поговорим о ваших публикациях. Кто автор заголовка? Есть ли в вашем материале лид? По какому принципу вы строили текст? Насколько опубликованный вариант отличается от того, что вы представили в редакционный коллектив? С какими сложностями вы столкнулись? 3. Расскажите, как вы искали тему для вашей публикации. Что появлялось раньше – факты или темы? Какие параметры вами учитывались при поиске темы (желание удивить, желание разобраться в проблеме, стремление к справедливости, неразрешенная проблема и пр.)? 4. Написание событийной заметки заключается в поиске ответов на шесть основных вопросов (кто, что, где, когда, почему, каким образом). Иногда этот список дополняется вопросами: что это значит? кому выгодно? что будет? Обязательно указание на источник информации (ответ на вопрос откуда мы знаем?). Расширенная заметка состоит из ядра (в лиде, в начале заметки), деталей (рассказ о событии и обстоятельства) и бэкгранда (дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, но позволяющая глубже понять его смысл, например, сообщение об аналогичных событиях, статистика). Схему заметки можно представить так: Ядро. Деталь-1. Деталь-2. Бэкграунд. Другой вариант: Ядро. Деталь-1. Бэкграунд. Деталь-2. Бэкграунд и др. (А.В. Колесниченко. Практическая журналистика). В приведенной ниже расширенной заметке обозначьте ее элементы. В Санкт-Петербурге произошел очередной скандал, связанный с военными. После недавней истории с дембелями внутренних войск, которые записывали издевательства над молодыми солдатами для своего видеоальбома, огласку получила история с избиением солдат… В Главкомате …МВД России говорят, что это не более чем «страшилка»… Однако военная прокуратура уже начала проверку. Скандал произошел в войсковой части № …, расположенной в самом центре Санкт-Петербурга. В двух шагах от части – Эрмитаж. Из этой части год назад сбежал рядовой. На днях он пришел в общественную правозащитную организацию «Солдатские матери» и рассказал об истязаниях, которым, по его словам, подвергался во время службы в части. … «Его заявление мы направили в военную прокуратуру Ленинградского округа, там будут проводить проверку указанных фактов, – сообщила Ъ пресс-секретарь организации. – А самого молодого человека мы поместили в госпиталь Минобороны: он нуждается в лечении…». В организации утверждают, что к ним обратился уже второй солдат из этой части. В прокуратуре Ленинградского округа сообщила, что информация … будет проверена. Между тем руководитель Союза комитетов солдатских матерей утверждает, что подобные случаи происходили и в Москве. … «Мы знаем этого солдата, сказал Ъ в свою очередь начальник пресс-службы внутренних войск Василий Панченков. – Он действительно был призван в армию весной 2005 года. Первый раз сбежал еще весной 2006 года: не пришел с увольнения. … А через два месяца он сбежал и из госпиталя и больше не возвращался. По факту оставления части было возбуждено уголовное дело. Он неуравновешен психически, не знаю, как можно верить его показаниям». Сделайте из этого текста «жесткую новость».
Тема 4. Репортаж
Помимо известных учебников, обратитесь к книге М.И. Шостак «Репортер: профессионализм и этика» и «Риторическим основам журналистики». Подготовьте следующие вопросы: · Охарактеризуйте жанровые особенности репортажа и его разновидностей. · Какое место в репортаже занимает автор? · Как создается эффект присутствия? · С чего можно начинать визуальную картинку в репортаже? · Какие лингвистические средства необходимы для раскрытия репортажной темы? · Сформулируйте требования к написанию репортажа. Практическое задание
1. Подготовьте досье журналистских текстов со всеми видами репортажа. 2. Что позволяет исследователям и журналистам определять репортаж так: «динамичная картина», «одушевленная информация» (М.И. Шостак), «событие в движении», «беллетристическая модель дня» (В. Песков), «монолог очевидца» и др. Вспомним, что репортаж – это сообщение факта, но не протокольное изображение действительности, не просто констатация факта, а описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. В репортаже представлены две тенденции: документализм и живость, эмоциональность рассказа. Первая тенденция проявляется в точности и обобщенном характере изложения, в прямых значениях слов, книжности речи. Вторая – вызывает образность, метафоризм, употребление элементов разговорной речи, экспрессивно-эмоциональных языковых средств, прямой речи. В репортаже ценятся точные сравнения (пули – крупные, с сигару), динамичные глаголы (ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле… Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе), «ритмические слова» (Р-раз – и закручена гайка…; Направо – налево качаются в седле велосипедисты; Скорее, вперед), «ритмические образы» события (как огненный попрыгунчик – о бутылке с зажигательной смесью; темной гусеницей движется похоронная процессия; черной молнией ушел от охотника соболь), детали (Грохочет броневик, рвутся гранаты, бесшумно бьют резиновые пули), стилистические приемы: эпитет, метафора, олицетворение и др. (причмокивали насосы, уткнулось в потную землю нечто гигантское – щит). 3. Какие стилистические приемы, сенсорные детали, штрихи «экзотики» используются в следующих фразах из репортажей разных лет: Я шагнул с порога в туман и поежился … Денек не для праздника! На школьном дворе молятся и плачут, иногда повязывают на кресты черные женские платки и поливают цветочки, нося воду из специально проведенного крана, и еще на школьном дворе играют в салочки, качаются на турникетах… (КП. Во время недавних боев убитых хоронили во дворе школы…). … Темнокожий полицейский улыбнулся нам и тронул носком ботинка громадный цветом на асфальте – вся проезжая часть была усыпана ими… …На взлетной полосе лениво грелись два питона, сверкая на солнце чешуей… «Ладно, - сказал спасатель, – и вышел через окно…». На больших оборотах винт (самолета) ревел и гремел, завивался белый смерч пузырьков (воздуха) – взрываясь и возрождаясь, они грызли винт, как муравьи… 4. На примере репортажного текста (вашего или из газеты) определите: · Как проявляет себя в тексте автор? Какие функции выполняет авторское «я» в репортаже? · Каково соотношение своей и чужой речи? Что создает в тексте использование реплик персонажей, свидетелей, участников события? · Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Каково их соотношение, роль каждого из них? · Какие детали и подробности использует в тексте автор для создания «эффекта присутствия» и «эффекта сопереживания»? · Какие лексические, морфологические и синтаксические особенности текста обращают на себя внимание? · Каким образом в репортаже можно замедлять или ускорять ритм текста? Напишите два фрагмента репортажного наблюдения: «замедление движения» и «убыстрение ритма» (Тема любая, например, прибытие и отправление поезда метро). 5. Впишите в таблицу черты, объединяющие и различающие заметку и репортаж:
6. Напишите фрагмент репортажного сообщения «Машина несется в пруд» – о поступке водителя, резко свернувшего с трассы, чтобы не задавить ребенка. 7. Подготовьте фрагмент репортажа, используя метод «маски».
Тема 5. Отчет
· Опираясь на учебные пособия А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика и др., охарактеризуйте жанровые особенности отчета и его разновидностей. Вспомните, что отчет – это концентрированная подача какого-либо события или мероприятия. Он отличается сухостью и последовательностью изложения. В образцовом отчете должно превалировать событие, а не автор отчета. Опорные глаголы: состоялось, присутствовали, выступили, обсудили, пришли к заключению, приняли резолюцию, наметили, договорились и т.д. · Чем отличается отчет от репортажа? Что в них общего и различного? · В чем разница между информационным и аналитическим отчетом? · Каким образом журналист может построить аналитический отчет? · В «Основах творческой деятельности журналиста» Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной выделяются следующие виды отчета: прямой (непосредственная передача с места события без комментария); отчет-коммюнике (рассказ о прошедшей политической встрече: съезд, «круглый стол»); отчет-размышление (с элементами комментирования), пространный отчет (передача события с расширенным комментарием). Как эти виды соотносятся с информационным и аналитическим отчетом?
Практическое задание
1. Найдите в газетах и журналах публикации, выполненные в жанре отчета. Найдите в печатной прессе гибридные тексты, сочетающие в себе признаки отчета и репортажа, отчета и интервью и др. 2. Проанализируйте отчет (по выбору) с учетом следующих моментов: - какое событие лежит в основе текста, - какую цель автор ставит перед собой, - жанр и его разновидность, - какие языковые средства привлекаются для реализации цели, - как соотносятся в тексте авторская и чужая речь. Обратите внимание на композиционное построение текста. Есть ли вступление (лид) к отчету, комментарии автора, интерпретация фактов? 2. Какими признаками – стилистическими, композиционными – отличаются отчеты в белгородских изданиях и общероссийских газетах? 3. Найдите в районных газетах примеры неудачных, с вашей точки зрения, отчетов. Попытайтесь ответить, почему? 4. Напишите отчет на тему по вашему выбору (заседание, конференция, выставка, спортивное соревнование и др.).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.01 с.) |