К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский как критики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский как критики.



Василий Андреевич Жуковский (1783–1852).

До 1810 года возглавлял журнал «Вестник Европы», в котором пытался сформулировать свои эстетические принципы. В «Письмах из уезда» (1808) Ж. отказывается от критики, пишет, что она не может занимать серьёзное место в журнале. Но уже через год меняет мнение, отводит ей видную роль: «Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату – чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус; разбираете причину того и другого – вот критика».
Ж. двигался в сторону романтизма не только в литературе, но и в критике. Из работ Шиллера он усвоил положение о неразрывной связи красоты, чувства изящного с чувством моральным, этическим. Принципиально романтическим было его отстаивание права поэта на оригинальность, на свободу выбора образцов и правил творчества.

«О поэте и его современном значении» (1848).

Прекрасное является целью всякого художественного чувства, опирается не только на национальные традиции. Художник должен осуществить идею творца или стремиться к этому.
Прекрасный идеал выполняет две функции:

1) воспоминания о небесном идеале;

2) мечта, надежда, ожидание в будущем лучшего (оптимизм).

Одно из условий художника - свобода. Когда художник копирует действительность через изображение прекрасного, удаётся почувствовать дух творца. Художник не должен обольщаться славой, нужно искать идеал. В современной поэзии много сторонников Байрона (разочарованности). Поэзия стала служить не истине, а течениям.

«О басне и баснях Крылова» (1809).

«Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник». Ж. утверждает, что отступления от оригинала при переводе неизбежны, потому что «прекрасное редко переходит из одного языка в другой, не утратив нисколько своего совершенства». Это говорит не только о трудности перевода поэзии, но и о романтической свободе духа поэта.

«Конспект по истории литературы и критики» (1948).
Личные вкусы Ж. отразились в неприязни к бурлеску Майкова и жеманной чувствительности Богдановича. Вся русская литература рассматривалась с точки зрения развития в ней «слога» и «вкуса», величайшие её вершины – Ломоносов и Карамзин. В характеристике собственного вклада в русскую литературу он подчёркивал содержательные, романтические моменты, «новизну» «понятий» и «чувств», продемонстрированное им впервые единство личности поэта и его поэзии.
В «Борисе Годунове» подметил самое главное, что предмет трагедии – «народное движение», но мысль эту не развил. Считал, что за «ломоносовским» и «карамзинским» периодами наступил «пушкинский» (свою роль в литературе считал исчерпанной).
Константин Николаевич Батюшков (1787–1855).
Эстетическая программа Б. сформулирована им в работе «Опыты в стихах и прозе» (1817). Первая часть включает статьи теоретического характера о литературе и искусстве.
«Нечто о поэте и поэзии» (1815).

От поэта требуется вдохновение, которое не зависит от обстоятельств. Вся жизнь поэта – искусство, «поэзия требует всего человека». Такое требование уводит в сторону романтической слиянности с жизнью. Надо удаляться от общества, сближаться с природой. Первое правило своей «пиитической диэтики» Б. провозгласил тезис: «живи, как пишешь, и пиши, как живёшь». Истинное творчество должно приводить к славе отечества.

«Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык» (1816).

Всё, что Б. говорит о лёгкой поэзии, имеет непосредственное отношение к поэтическому творчеству вообще. Б. напоминал вольтеровскую мысль «Все роды хороши, кроме скучного». Кроме того он считал, что «лёгкий» род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания, мадригалы, баллады, басни) теснее других связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития.
Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Батюшковым, оставило яркий след в литературной жизни. Обобщение исторического значения их деятельности было сделано позднее Белинским, главным образом в «пушкинских» статьях.

 

 

28. «Органическая критика» А.А.Григорьева.
Метеорность (важное свойство своей личности, определил сам). Незаконнорожденный, получил домашнее образование.не сразу - дворянство. Выходец из замоскворечья, закончил юридический факультет. Не любил формалистику. Работая секретарем, забывал бумаги, заполнял неверно. С 44г. посвящает себя литературе. 40ые гг. – поэтическое творчество, чувственно-эмоциональный план. С 51г. по 55г. – входит в редакцию «Москвитянина» (с Островским и Филлиповым). Статьи «Русская литература в 51г.», «О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене» (55г.)
- Воспевает жизнь как она есть, противник утилитарного прогресса. Идея любви к городским низам. Интерес к фольклору, народной жизни, неприятие европеизма
- 3 кумира: 40е гг. – гоголецентризм (4 статьи о Гоголе, «Гоголь и его последняя книга»);
50е гг. – островскоцентризм; с 50гг. до конца – пушкиноцентризм
- В статьях – выразительная картина русского литературного процесса.
- Центральная фигура – Пушкин, всесторонне выразил русский национальный характер послепетровской эпохи. «Пушкин – наше всё».
- 2 типа героев и повествователей: смирный (Белкин) и хищный (Сильвио). Первые – русские вообще, вторые – после Пушкина. Любил прочные типы, символ – Кирилл Петрович Троекуров. = первым понял значение пушкинской прозы.
- Указал на связь Чацкого с декабризмом (статья «Горе от ума Грибоедова»)
- Выступает против теорий в искусстве, стихийное, целостное и органическое принятие жизни как она есть. Герой, по мнению Григорьева, альтер эго художника – интерес к личности художника, растворяющего себя в тексте.
- Необычные слова делает терминами («допотопный»).
- С 61г. – входит в круг братьев Достоевских. Статьи «Народность и литература», «Стихотворения Хомякова», «Лермонтов и его направление».
- Любовная лирика - цикл «Борьба» (посвящен Л.Я. Визард).
- Мемуары о детстве и творчестве - «Мои литературные и нравственные скитальчества».
- Цикл статей о Тургеневе = заложил основу почвенничества – соединение культуры европейских интеллигентов с народной жизнью.
- Вводит понятие ОРГАНИЧЕСКАЯ КРИТИКА, чтобы отделиться от реальной критики.
Принципы: «О правде и искренности в искусстве» (56г), «Критический взгляд на основы, значение, приемы современного критического искусства» (58г), «Несколько слов о законах и терминах органической критики» (59г), «Парадоксы органической критики» (64г.) Органическая критика предпочитает сердечную мысль. Выступает за синтетическое начало в искусстве, за непосредственность творчества. Органическая критика пересекается с почвеннической.
- Мнение: критик сродни художнику, но у критика должен перевешивать аналитизм.
- Критика Григорьева исходит из вечных истин = вечное не судится.
- Не оценил стремления Гоголя создавать идеальное. Первый, кто сказал о гротескной особенности реализма Гоголя. «Русская изящная литература» (52г.) Касается специфики гоголевского комизма, определяет как «космический комизм». Космичность – произведения не столько верны действительности, сколько общему смыслу. Конечное измеряется бесконечным, вечным = Гоголь создает особый комический мир, преувеличивает смешное по законам логики дурной действительности = гоголевская фантастичность оказалась вернее бытовой натуральности.
- Критиковал натуральную школу.
- Ввёл образ маленького человека, возводил к Белкину.
- Создает типологию в литературном процессе – 1) социально-обличительное направление, филантропы 2) лермонтовское, космополитическое 3) органическое направление – спасительное. Центр органического направления – Островский, который обладал коренным русским миросозерцанием, осмысление О. как певца русских идеалов.
- Из тургеневских героев ценил Лаврецкого.

- Не считал Некрасова народным поэтом.
- Увлекался театром - множество театральных статей. Пишет театральные рецензии, составитель театральных портретов.
- Григорьев много переводил (лирика Гёте, Шиллера, Байрона, Шекспира). До него переводили сентиментально, он избавил произведения от этого.
- Григорьев – неутомимый собиратель русской песни. Статья «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны»
- Был фанатиком своего дела, энтузиастом.

В статье «После «Грозы» Островского» Григорьев оспаривал утверждение Добролюбова, что Катерина - образ «протестующий»; Островский не сатирик, а «народный» писатель. Попутно отметим: Григорьев не проводил различий между понятиями «народный» и «национальный», в теоретическую разработку этих важных вопросов он ничего нового не вносил. Само разграничение этих понятий у него просто снималось, так как и «народное» и «национальное» он понимал как «органическое» единение всех слоев нации в духе некоего единого миросозерцания. В этом смысле, по его мнению, и был народен Островский. Григорьев подчеркивал при этом, что с примитивной простонародностью Островский не имел ничего общего. А как же быть с замоскворецким бытом, он ли не простонароден? Добролюбов ясно говорил, что Островский поднимается до общечеловеческих интересов, показывая и в «темном царстве» пробивающиеся «лучи света». Григорьев понимал «идеалы» Островского иначе. Для него русское купечество, целиком взятое, и было хранителем русской национальности, «почвой» русской народности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.005 с.)