Правда и власть в воззрениях И.С. Пересветова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правда и власть в воззрениях И.С. Пересветова



Тема власти стала одной из центральных в мировоззрении большинства русских просветителей. И это не случайно, так как государственно-политический фактор был всегда доминирующим в русской истории. Еще со времен Киевской Руси, в условиях разбросанности восточнославянских племен по огромной среднерусской равнине, а, следовательно, и слабой хозяйственной интеграции, киевский князь со своей дружиной был практически их единственным связующим звеном. Позднее, в период собирания русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., политический фактор также был одним из главных в процессе образования единого государства. Время царствования Ивана Грозного (1547-1584) стало политическим полем выработки философии самодержавия.

Иван Семенович Пересветов - русский публицист, мелкопоместный дворянин, выходец из Литвы. Переехав в Россию, он в 1549 г. передает Ивану IV свои сочинения: «Сказание о Петре Волосском (Молдавском) воеводе», «Сказание о царе турецком Магмете», «Сказание о царе Константине», в которых развивает мысль о необходимости сильной государственной власти. Для обоснования этого Пересветов пользуется различными литературными приемами: то обращается прямо к царю Ивану, то строит свои поучения на примере истории Византии и ее покорителя Магмет-Салтана, то вкладывает свои размышления в уста праведного воеводы Волосского Петра.

Для Пересветова основой власти является «правда» или «справедливость». Он считает, что высшей правдой для правителя является выполнение своего государственного долга. Правитель обязан сделать все возможное для осуществления справедливого порядка в своем государстве. Россия, на его взгляд, имеет великое историческое призвание – поддерживать единоверных братьев славян, попавших под турецкое иго. Однако, прежде чем спасать других, ей следует искоренить зло и неправду у себя. Эта тема в эмоционально образной форме прописана Пересветовым в «Слове о Волосском воеводе Петре». Автор ставит решительный вопрос, есть ли в русском царстве правда, и получает неутешительный ответ: вера есть, а правды нет. По убеждению Пересветова, одной веры недостаточно, более того, правда, на его взгляд, выше веры. Устами воеводы Петра он констатирует: «Коли правды нет, то всего нет».

Вслед за старцем Филофеем, Пересветов ссылается на пример Византии, отклонившейся от православия. Он рассуждает: греки Евангелие чтили, но воли Божьей не творили, и за эту неправду попали в неволю к турецкому султану. Конечно, личность царя Ивана Грозного и проводимая им опричнина как система карательных мер против бояр далеко не вписываются в идеалистический образ мудрого правителя, нарисованного Пересветовым. Однако стремление писателя обосновать возможность социальной правды вызывают особый интерес. Возвышая правду над верой, Пересветов связывает ее со справедливым общественным устройством, искоренением зла и несправедливости, в первую очередь – рабства и неправого суда. «Бог человека сотворил самовластным и самому себе повелел быть владыкой, а не рабом».

Вопросы для повторения:

1. В чем проявилось влияние языческих и византийских традиций на становление отечественной культуры философствования?

2. Проанализируйте характерные черты русской философии.

3. Почему вопрос о периодизации русской философии до сих пор является дискуссионным?

4. Каково содержание полемики иосифлян и нестяжателей и ее значение для русской средневековой мысли?

5. В чем оригинальность учения о «молчании» Максима Грека?

6. Какова идея концепции «Москва – третий Рим»?

7. Как понимает «правду» И.С. Пересветов. Проследите взаимосвязь правды и власти в его рассуждениях.

Лекция 2

Философская мысль в России в XVIII веке

План

 

1. Реформы Петра I – истоки русского просвещения

2. Мыслитель Г.С. Сковорода и его учение о человеке

3. Философские воззрения М.В. Ломоносова

4. Просветитель Н.И. Новиков

5. Философские идеи А.Н. Радищева

Список литературы

 

1. Лосский Н. История русской философии. М.: Академический проспект, 2007. С. 4-11.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 49-67.

3. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 32-53.

4. Философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел III. История русской философии. М.: Норма, 2008. С. 342-432.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 63-72, 83-88, 89-94.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.004 с.)