Тема: Жизнь и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Жизнь и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова



В результате изучения темы необходимо знать:

- жизненный путь М.В.Ломоносова;

- содержание и новаторские идеи, заложенные в «Проекте регламента московских гимназий».

- учебные пособия, созданные М.В.Ломоносовым

 

В результате изучения темы необходимо уметь:

- применять знания в новых ситуациях;

- грамотно формулировать ответы на вопросы;

- оценивать собственную деятельность.

 

Задание 1. Определите, какое значение в жизни М.В.Ломоносова имеют следующие даты:

1711 год, 1730 год, 1736 год, 1741 год, 1758 год, 1765 год.

 

Задание 2.

Прочитайте «Проект регламента московской гимназии» и ответьте на вопросы:

Кого необходимо принимать в гимназию?

На каком языке должна преподаваться большая часть предметов?

Что такое экзерциция?

Каким образом должны проходить экзамены в гимназии?

За что даются приватные и публичные награждения и наказания?

 

Задание 3. Сравните систему оценок, которую предложил М.В.Ломоносов с современной 5-балльной системой, отметьте их преимущества и недостатки.

Система оценок М.В.Ломоносова:

В.И. – все исполнил.

Н.У. – не знал уроку.

Н.Ч.У. – не знал части уроку.

З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо.

Н.З. – не подал задачи.

Х.З.- худа задача.

Б.Б. – болен.

Х. – не был в школе.

Ш. – шабаш.

Задание 4. Прочитайте характеристику системы обучения, которую предложил использовать в гимназиях М.В. Ломоносов и ответьте на вопрос: «Как называется эта система обучения, кто является её автором?»

 

Учебный год состоит из двух полугодий, поле каждого полугодия проводились экзамены, каникулы были в июле. Обучение предполагало усвоение программы по «классам»:

1-й – «русские классы»;

2-й – «латинские»;

3-й – классы основных важнейших наук.

Занятия проводились по звонку, по строгому расписанию:

С 7 до 9 ч.. – в латинских классах;

С 9 до 11 - в русских классах;

С 2 до 16 – в классах основных наук.

 

Задание 5. Ответьте на вопросы:

· Какие предметы, обязательные для изучения в гимназии ввел М.В.Ломоносов?

· Инициатором создания какого учреждения был М.В.Ломоносов?

· Что такое «месячные табели»?

· Какие принципы обучения отражены в следующих фразах:

 

«Материал для упражнения подбирать в соответствии со способностями и особенностями класса»;

«Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучит всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения».

«В низших классах… больше налягать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами.., в средних… объяснять трудные правила, в высших – более трудные…».

Какие учебные пособия создал М.В.Ломоносов?

 

Задание 6. Прочитайте отрывки из «Краткого руководства к красноречию», какие бы правила вы взяли для своей практики.

 

Задание 7. Оцените свою деятельность по изучению этой темы, используя таблицу:

Что я знал по теме? Что нового узнал по теме? Что хотел бы узнать?
     

«ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ»

(всокращении)

Глава I. О приеме школьников в гимназию

§ 1. Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения. Того ради в первую гимназию принимать только детей дворянских или которых отцы дворянского рангу дослужились. В другую гимназию принимать разночинцев, кроме тех, которые, состоя в синодальном ведомстве, имеют нарочно для них учрежденные училища. Не принимать никаких крепостных помещичьих людей, кроме того, когда помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в университете свободным наукам; должен его прежде объявить вольным...

§ 3. В обеих гимназиях на жалованье в комплекте не должно быть иностранных больше пятой доли, но и с тем, которых отцы обязались быть вечными российскими подданными. Без жалованья вольных иностранных принимать кто лишь только похочет.

Глава III. О наставлении школьников

§ 17. Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет.

§ 18. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дня в неделю; а прочие два дня в школе первых оснований наук показывать арифметику.

§ 22. Арифметику, геометрию и географию показывать на российском языке, философии первые основания — на латинском.

Глава IV. О экзерцициях гимназических

§ 25. Экзерциции суть двояки, школьные и домашние. Школьные бывают в гимназии приватно при одном учителе или при собрании других школ, а иногда и публично в ректорском классе. Домашние экзерциции на дом от учителя задаются.

§ 26. Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник того же классу, и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам освидетельствовать может.

§ 27. Вторая школьная экзерциция: короткие задачи переводить какие сентенции или переменять фразисы стихами и прозою, не пишучи. Материи выбирать по тому, в какой то будет классе. Сие служить будет к немалому в учении поощ­рению, однако чинить тогда, ежели учителю по окончании своей лекции времени до выходу останется...

§ 30. Домашние экзерциции, которые между школьными лекциями кроме уроку что выучить должно, от учителей на дом задаются, должны быть короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или переложения с прозы на стихи, смотря по классам. Оные задавать трижды в неделю на ночь, а в обеднее время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия...

Глава V. О экзаменах, произведениях и выпусках школьников

§ 36. На каждый год быть двум произведениям из низших классов в высшие, а из верхнего в студенты... первому произведению быть после недели Святой Пасхи, второму — в первые числа месяца сентября.

§ 37. Для сего чинить прежде каждого произведения во обеих гимназиях и во всех школах и классах строгие экзамены, первый — на шестой неделе Великого Поста, второй — в последних числах месяца августа, перед рекреацией (каникулы), в месяце августе позволенной.

§ 38. В нижнем и в среднем классах экзамен должен происходить в присутствии директора, инспектора гимназии и ректора и при учителях. В верхнем классе экзаменовать в присутствии кураторском, директорском, всех профессоров и ректора...

§ 40. Потом спрашивать каждого школьника особливо изо всех тех книг, по которым он чему изусть учился или которые от учителя толкованы. Задавать к решению переводы краткие или сочинения по рассуждению школы и класса. Кто каково ответствовал, записывать в особливые экзаменаторские табели.

§ 41. После экзамена сличить помесячные табели с теми, в которых при экзамене записаны успехи каждого ученика. Производить их по достоинству из нижних классов в высшие, из верхнего класса в студенты для слушания в оном профессорских лекций...

§ 42. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения.

Глава VII. О награждениях и наказаниях

§ 57. Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения за излишние в школе, изучения и преимущества перед другими, публичные — за оказанные при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях; приватные наказания — за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и в школе поступки; публичные — за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.

§ 58. Приватные награждения к поощрению молодых людей могут быть довольны: I) похвальные слова, 2) повышение места перед другими, 3) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать, вместо штрафа, 4) давать грыдорованные картинки1, тетрадки, книжки.

§ 59. Публичные награждения могут состоять: 1) в книгах чисто переплетенных, 2) в математических инструментах, 3) в медалях серебряных, которые должен отдавать директор при всем собрании, похвалив показанные успехи.

Печатается по кн.:

Антология педагогической мысли России XVIII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.01 с.)