Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Жизнь и педагогическая деятельность М.В.ЛомоносоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате изучения темы необходимо знать: - жизненный путь М.В.Ломоносова; - содержание и новаторские идеи, заложенные в «Проекте регламента московских гимназий». - учебные пособия, созданные М.В.Ломоносовым
В результате изучения темы необходимо уметь: - применять знания в новых ситуациях; - грамотно формулировать ответы на вопросы; - оценивать собственную деятельность.
Задание 1. Определите, какое значение в жизни М.В.Ломоносова имеют следующие даты: 1711 год, 1730 год, 1736 год, 1741 год, 1758 год, 1765 год.
Задание 2. Прочитайте «Проект регламента московской гимназии» и ответьте на вопросы: Кого необходимо принимать в гимназию? На каком языке должна преподаваться большая часть предметов? Что такое экзерциция? Каким образом должны проходить экзамены в гимназии? За что даются приватные и публичные награждения и наказания?
Задание 3. Сравните систему оценок, которую предложил М.В.Ломоносов с современной 5-балльной системой, отметьте их преимущества и недостатки. Система оценок М.В.Ломоносова: В.И. – все исполнил. Н.У. – не знал уроку. Н.Ч.У. – не знал части уроку. З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо. Н.З. – не подал задачи. Х.З.- худа задача. Б.Б. – болен. Х. – не был в школе. Ш. – шабаш. Задание 4. Прочитайте характеристику системы обучения, которую предложил использовать в гимназиях М.В. Ломоносов и ответьте на вопрос: «Как называется эта система обучения, кто является её автором?»
Учебный год состоит из двух полугодий, поле каждого полугодия проводились экзамены, каникулы были в июле. Обучение предполагало усвоение программы по «классам»: 1-й – «русские классы»; 2-й – «латинские»; 3-й – классы основных важнейших наук. Занятия проводились по звонку, по строгому расписанию: С 7 до 9 ч.. – в латинских классах; С 9 до 11 - в русских классах; С 2 до 16 – в классах основных наук.
Задание 5. Ответьте на вопросы: · Какие предметы, обязательные для изучения в гимназии ввел М.В.Ломоносов? · Инициатором создания какого учреждения был М.В.Ломоносов? · Что такое «месячные табели»? · Какие принципы обучения отражены в следующих фразах:
«Материал для упражнения подбирать в соответствии со способностями и особенностями класса»; «Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучит всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения». «В низших классах… больше налягать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами.., в средних… объяснять трудные правила, в высших – более трудные…». Какие учебные пособия создал М.В.Ломоносов?
Задание 6. Прочитайте отрывки из «Краткого руководства к красноречию», какие бы правила вы взяли для своей практики.
Задание 7. Оцените свою деятельность по изучению этой темы, используя таблицу:
«ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ» (всокращении) Глава I. О приеме школьников в гимназию § 1. Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения. Того ради в первую гимназию принимать только детей дворянских или которых отцы дворянского рангу дослужились. В другую гимназию принимать разночинцев, кроме тех, которые, состоя в синодальном ведомстве, имеют нарочно для них учрежденные училища. Не принимать никаких крепостных помещичьих людей, кроме того, когда помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в университете свободным наукам; должен его прежде объявить вольным... § 3. В обеих гимназиях на жалованье в комплекте не должно быть иностранных больше пятой доли, но и с тем, которых отцы обязались быть вечными российскими подданными. Без жалованья вольных иностранных принимать кто лишь только похочет. Глава III. О наставлении школьников § 17. Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет. § 18. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дня в неделю; а прочие два дня в школе первых оснований наук показывать арифметику. § 22. Арифметику, геометрию и географию показывать на российском языке, философии первые основания — на латинском. Глава IV. О экзерцициях гимназических § 25. Экзерциции суть двояки, школьные и домашние. Школьные бывают в гимназии приватно при одном учителе или при собрании других школ, а иногда и публично в ректорском классе. Домашние экзерциции на дом от учителя задаются. § 26. Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник того же классу, и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам освидетельствовать может. § 27. Вторая школьная экзерциция: короткие задачи переводить какие сентенции или переменять фразисы стихами и прозою, не пишучи. Материи выбирать по тому, в какой то будет классе. Сие служить будет к немалому в учении поощрению, однако чинить тогда, ежели учителю по окончании своей лекции времени до выходу останется... § 30. Домашние экзерциции, которые между школьными лекциями кроме уроку что выучить должно, от учителей на дом задаются, должны быть короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или переложения с прозы на стихи, смотря по классам. Оные задавать трижды в неделю на ночь, а в обеднее время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия... Глава V. О экзаменах, произведениях и выпусках школьников § 36. На каждый год быть двум произведениям из низших классов в высшие, а из верхнего в студенты... первому произведению быть после недели Святой Пасхи, второму — в первые числа месяца сентября. § 37. Для сего чинить прежде каждого произведения во обеих гимназиях и во всех школах и классах строгие экзамены, первый — на шестой неделе Великого Поста, второй — в последних числах месяца августа, перед рекреацией (каникулы), в месяце августе позволенной. § 38. В нижнем и в среднем классах экзамен должен происходить в присутствии директора, инспектора гимназии и ректора и при учителях. В верхнем классе экзаменовать в присутствии кураторском, директорском, всех профессоров и ректора... § 40. Потом спрашивать каждого школьника особливо изо всех тех книг, по которым он чему изусть учился или которые от учителя толкованы. Задавать к решению переводы краткие или сочинения по рассуждению школы и класса. Кто каково ответствовал, записывать в особливые экзаменаторские табели. § 41. После экзамена сличить помесячные табели с теми, в которых при экзамене записаны успехи каждого ученика. Производить их по достоинству из нижних классов в высшие, из верхнего класса в студенты для слушания в оном профессорских лекций... § 42. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения. Глава VII. О награждениях и наказаниях § 57. Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения за излишние в школе, изучения и преимущества перед другими, публичные — за оказанные при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях; приватные наказания — за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и в школе поступки; публичные — за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов. § 58. Приватные награждения к поощрению молодых людей могут быть довольны: I) похвальные слова, 2) повышение места перед другими, 3) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать, вместо штрафа, 4) давать грыдорованные картинки1, тетрадки, книжки. § 59. Публичные награждения могут состоять: 1) в книгах чисто переплетенных, 2) в математических инструментах, 3) в медалях серебряных, которые должен отдавать директор при всем собрании, похвалив показанные успехи. Печатается по кн.: Антология педагогической мысли России XVIII в.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.007 с.) |