Тема: История педагогики как область научного знания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: История педагогики как область научного знания



О.А. Поворознюк

ПРАКТИКУМ

по истории педагогики и образования

 

Рекомендовано

Сибирским региональным учебно-методическим центром

высшего профессионального образования для межвузовского использования

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по специальностям и направлениям области 050000 «Образование и педагогика»

 

ИШИМ

УДК 37.01(076)

ББК 74.03 я 73

П 426

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ишимского государственного педагогического института им. П.П.Ершова

 

Рецензенты:

М.Я. Виленский, доктор педагогических наук, профессор;

Е.В.Воронина, кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

Поворознюк О.А. Практикум по истории педагогики и образования /О.А. Поворознюк.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008.-116 с.

 

 

ISBN 978-5-91307-030-2

В настоящем учебно-практическом издании предлагаются разноуровневые творческие задания, упражнения по основным разделам истории педагогики, которые можно использовать в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «История педагогики и образования

 

ИГПИ им. П.П.Ершова, 2008

О.А. Поворознюк, 2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение  
Тема: История педагогики как область научного знания
Раздел I. История образования и педагогической мысли за рубежом  
Глава I. Воспитание и школа в Древнем мире
Тема:Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях
Тема:Воспитание и школа в Древней Греции и Древнем Риме
Глава II. Воспитание и образование в эпоху средневековья в странах Западной Европы
Тема:Педагогическая мысль в эпоху раннего средневековья
Тема:Педагогика эпохи Возрождения
Тема:Реформация и её влияние на образование и воспитание
Глава III. Школа и педагогические теории в Новое время
Тема:Жизнь и деятельность Я.А.Коменского
Тема:Педагогическая мысль эпохи Просвещения
Тема:Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо
Глава IV. Школа и педагогика в Западной Европе в Новейшее время
Тема:Образование и педагогическая мысль в Европе в XIX веке
Тема:Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX века
Тема:Современная школа и педагогика за рубежом
Раздел II. Развитие школы и педагогики в России  
Глава I.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)
Тема:Школа и педагогическая мысль в Древней Руси
Тема:Воспитание и обучение в Московском государстве
Тема:Образование в Русском государстве в XVII веке
Глава II. Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв.
Тема:Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XVIII века Тема:Жизнь и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
Тема:Развитие русской педагогики во второй половине XVIII- первой половине XIX века
Глава III. Школа и педагогическая мысль в России в XIX - начале XX веков
Тема: Школа и педагогика России во второй половине XIX века
Тема: Жизнь и деятельность К.Д.Ушинского
Тема: Свободная школа Л.Н.Толстого
Тема: Народное образование в России в конце XIX - начале XX в.в. и проблемы его преобразования
Глава IV. Развитие школы и педагогики в России в XX веке
Тема: Школа и педагогика в России после 1917 года
Тема: Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского
Тема: Образование и педагогическая мысль в СССР во второй половине XX в.
Словарь
Литература

Предисловие

Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. Но это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений, фактов в их целостности и взаимодействии.

Цель данного практикума - побуждение к действию, осмыслению педагогических идей и собственному творчеству. Задания, представленные в практикуме, могут быть использованы как на практических занятиях, так и для организации самостоятельной работы студентов вне аудитории. Каждая тема практикума представлена тремя аспектами: целевым, содержательным и рефлексивным. Четкое определение цели изучения темы дает возможность не только педагогу диагностировать процесс и результат обучения каждого студента, но и самим обучающимся осуществлять рефлексивный анализ и оценку собственной деятельности. Кроме того, представленные цели изучения тем дают возможность согласовать ожидания педагогов и обучаемых.

Современные работодатели заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением. Поэтому содержательный аспект каждой темы представлен не только заданиями, требующими воспроизведения определенных знаний, но и заданиями продуктивного характера, требующими от студентов применения полученной информации в практической деятельности. Такие задания не имеют четко сформулированного ответа, результат их выполнения заранее не известен педагогу и зависит от уровня ключевых умений обучающихся.

Умение адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно самосовершенствования это неотъемлемый компонент педагогической деятельности и его нужно развивать так же, как и другие педагогические умения. Данный практикум дает возможность осуществлять рефлексивную деятельность и корректировать ход своего педагогического образования.

Одна тема практикума - это не всегда одно занятие. Преподаватель по своему усмотрению может составить программу занятий, отводя большее или меньшее место различным вопросам. Материалы данной книги позволяют эффективно организовать личностно-ориентированного обучение и осуществить индивидуальную образовательную траекторию студента. При этом педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника.

Введение

Литература для самостоятельной работы:

  1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.
  2. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.
  3. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
  4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.
  5. История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др.- М.: Сфера, 2001.- 512с.
  6. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.
  7. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.: Сфера, 1997.- 304с.
  8. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224

 

 

Раздел I.

История образования и педагогической мысли за рубежом

Задание 4.

Сочините небольшое стихотворение об обучении и воспитании в Древнем Египте.

 

Задание 5.

Сформулируйте цели воспитания в Древней Индии в дравидско - арийскую и буддийскую эпохи.

 

Задание 6.

Сформулируйте 3 вопроса по теме « Воспитание в Древней Индии в дравидско -арийскую эпоху».

 

Задание 7.

Сформулируйте 3 вопроса по теме « Воспитание в Древней Индии в буддийскую эпоху».

 

Задание 8.Выскажите эту же мысль, но другими словами.

 

  • В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

Задание 9.

Установите соответствие между высказываниями.

сян Школы, где учили военному делу  
сюй Учебные заведения, возникшие из школ сюй  
сюэ Школы, возникшие на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать молодежь

Задание 10. Закончите предложения.

  • Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала …..
  • Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция – это трактат …….
  • Конфуцию принадлежит, едва ли не первая в истории человечества идея ……

 

Задание 11. Выберите правильный ответ.

Конфуций считал, что

  • Воспитание всесильно, только от него зависит результат развития личности.
  • Результат развития личности зависит только от природы человека.
  • Природа человека – это материал, из которого при правильном воспитании можно формировать личность.

Задание 12.Выпишите три высказывания Конфуция о воспитании.

 

Задание 13. Оцените свою деятельность. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные результаты.

 

 

Задание 1.

Сравните цели воспитания в Афинах и в Спарте.

 

Задание 2.

Представьте, что вы являетесь жителем Афин или Спарты возрастом 10 лет. Сочини небольшой рассказ о своей жизни и обучении с использованием следующих слов: пайдоном, эйрен, криптия, палестра, мусическая школа, педагог, гимнасия, эфебия и др.

 

Задание 3.Дайте название нижеописанному процессу.

Сократ утверждал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Схема этого процесса такова:

- прежде всего, следовало разрушить систему ложных представлений и связанных с нею суждений в сознании ученика, привести его к выводу, что он ничего не знает;

- дальше, на расчищенной почве, построить систему новых представлений, каждый этап развития которой возникал бы в сознании ученика как нечто объективно неизбежное и в то же время как близкое, родное, растущее из собственного «я».

 

Задание 4.Закончите предложение.

Основными трактатами Платона являются…..

Целью воспитания по Платону заключается в …

 

Задание 5.Определите авторство высказываний.

  • Я знаю только то, что я ничего не знаю.
  • Для тела гимнастика, для души музыка.
  • Платон мне друг, но истина дороже.
  • Свет хорошей школы лучше одиночества семьи.

 

Задание 6.Дополните таблицу, отражающую систему воспитания и образования Платона.

 

Возраст обучающихся Ступени воспитания и образования
1-7 лет Государственное дошкольное воспитание
8-18 лет Государственное мусическое и …воспитание
19-20 лет
21- 30 лет 1 ступень …
31-35 лет 2 ступень …
36-60 лет Подготовка к вступлению в мир идей и участие в …

Задание 7. Ответьте на вопрос.

Почему Аристотель уделяет большое внимание преподаванию музыки?

 

Задание 8.Определите, кому принадлежит эта идея.

 

Для успеха детских занятий необходимы перерывы между ними. Такие перерывы дети должны проводить весело, бодро и непринужденно в забавах и играх.

 

Задание 9. Установите последовательность обучения ораторскому мастерству по М. Квинтилиану, проставив соответствующие цифры.

Риторическая школа

Начальное обучение

Грамматическая школа.

 

Какие предметы изучались на каждой ступени?

 

Задание 10. Составьте из нижеперечисленных слов высказывания М. Квинтилиана, выражающих требования к учителю.

  • «примером во должен всём служить образцом и»
  • «скуп похвалы не и расточителен на»
  • «в будет пусть взыскателен преподавании терпелив он прост в, работе, более старателен, чем».

 

Задание 11. Оцените свою деятельность.

Рефлексия – одно из методологических средств по рассмотрению и анализу выполненной деятельности. Выберите направление для рефлексивного анализа вашей деятельности и её результатов (выявление чувств, ощущений, динамики изменения настроения, хода мыслей, возникших противоречий, способов выбора путей их разрешения ит.п.), проанализируйте с выбранной точки зрения свою деятельность по изучения данной темы.

 

 

Глава II. Воспитание и образование в эпоху средневековья в странах Западной Европы

Литература для самостоятельной работы:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: Владос, 2000.- 432с.

3. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.

5. История педагогики и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др..- М.: Сфера, 2001.- 512с.

6. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.

7. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М. - Сфера, 1997.- 304с.

8. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224

9. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с.

10. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) [Текст] / сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцева.- М.: Изд-во УРАО, 1999.- 400 с.

11. Романюк, Л.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики [Текст] / Л.В.Романюк, Э. В. Онищенко // М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст] /сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1981.-528с.

Задание 1.

Составьте структурно логическую схему: « Виды учебных заведений воспитания в эпоху средневековья в странах Западной Европы»,кратко описав виды, содержание, методы, формы обучения и воспитания.

Задание 2.

Опираясь на исторический материал, напишите мини-сочинение на тему «Я - студент Парижского университета эпохи Средневековья».

 

Задание 3. Закончите предложения:

· Идеалом монашеского воспитания провозглашалось…

· Автором учебного руководства для монахов, создателем первых средневековых учебников по арифметике, логике, музыке и др. являлся…

· Он сыграл важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания. … попытался соединить светское знание и христианскую веру. Его основной трактат …

· … предложил оригинальный метод «да - нет», заключавшийся в сопоставлении разных точек зрения в дискуссиях и комментариях.

· Автором произведения « Об обучении детей благородных особ», является…

 

Задание 4. Заполните таблицу: « Сословное семейно- домашнее воспитание»

  Система ученичества Рыцарское воспитание
1.Обучающееся сословие    
2.Срок обучения    
3. Содержание образования (программа обучения)    
4. Кем становился юноша в результате обучения?    

 

 

Задание 5. Поясните понятия:

Большие школы - это ….

Малые школы – это…

Внутренняя школа – это…

Внешняя школа – это …

 

Задание 6. Дополните схему: «Содержание образования в церковной школе повышенного типа». Объясни, почему подчеркнуты именно эти предметы?

 

Программа

«Семь …….искусств»

↓ ↓

 

Тривиум ……

↓ ↓

Грамматика, …, … Арифметика, …, …, музыка

Задание 7. Перечислите виды городских школ. Назови особенности их функционирования.

 

Задание 8. Определите профильные направления университетов. Соедини стрелками.

Парижский университет   каноническое право  
Оксфордский университет   гражданское право  
Орлеанский университет   математика и естественные науки  
Университет в Монпелье   римское право  
Университеты Испании   теология и философия  
Университеты Италии медицина

 

 

Задание 9. Кратко сформулируйте значение средневековой школы и педагогики для последующего развития образования.

 

 

Задание 3.

Сделайте иллюстрации к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Поясни эти иллюстрации с использованием цитат.

 

 

Задание 4.Напишите сочинение на тему «Идеи М.Монтеня, которые я буду использовать в своей педагогической практике».

 

Задание 5.Определите, характеристики каких философов и педагогов приведены ниже.

  • Педагог - гуманист, философ, учитель дочери английского короля, оставил огромное количество учеников почти во всех странах Европы, назван современниками вторым Квинтилианом, автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины, ему принадлежит выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей.
  • Социалист-утопист, 27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик, мечтал о создании мирового государства экономического и политического равенства.
  • Христианский гуманист, окончил Парижский университет, друг Т.Мора, впервые в мировой педагогике показал воспитание как форму становления и развития человека, отстаивал природное равенство людей.

 

Задание 6.Назовите основные педагогическиетруды Э. Роттердамского.

 

Задание 7.Составьте развернутый план ответа по теме «Педагогика Э. Роттердамского».

 

 

Задание 8.Составьте ответ по следующей схеме.

Педагогические идеи Т.Мора

Основное произведение.

Право на обучение. Образование женщин.

Язык преподавания и круг учебных предметов.

Физическое воспитание.

Нравственное воспитание.

Трудовое воспитание.

 

Задание 9.Сделайте анализ собственной работы, ответив на вопросы.

Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы?

Каковы мои главные результаты по данной теме?

Благодаря чему мне удалось их достичь?

Какие трудности встретились во время выполнения заданий, и как я их преодолевал?

Мои вопросы, возникшие в связи с этой темой.

 

 

Тема: Реформация и её влияние на образование и воспитание

В результате изучения темы необходимо знать:

- временные границы движения Реформации;

- направления реформаторского движения и их сторонников

- идеи реформаторского движения.

 

В результате изучения темы необходимо уметь:

- самостоятельно обрабатывать и структурировать информацию;

- оценивать свою деятельность.

 

Задание 1.Подберите к данной теме эпиграф, который отражает суть движения реформации.

Задание 2. Напишите реферат по данной теме.

Задание 3. Составьте кроссворд по теме.

 

Задание 4.Выделите и запишите свои основные знания, умения, навыки, способы деятельности, способности, связанные с изучением данной темы.

Дайте им оценку в выбранной вами форме.

 

 

Тема: Образование и педагогическая мысль в Европе в XIX веке

В результате изучения темы необходимо знать:

- педагогические идеи в философии XIX века.

- систему, метод образования, книги И.Г. Песталоцци

- педагогическую систему, педагогические труды Ф.В.А. Фребеля

- педагогическую систему, педагогические труды И.Ф. Гербарта

- принципы, метод обучения, педагогические труды Ф.А.В. Дистервега.

- социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы.

- главные направления развития школы.

 

В результате изучения темы необходимо уметь:

- подтверждать высказанные теоретические положения выдержками из произведений вышеуказанных авторов.

- точно и грамотно формулировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, дополнять и оценивать ответы сокурсников.

- на основе анализа и обобщения давать оценку особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.

 

Задание 1. Предложите схематическое изображение идеи И.Ф. Гербарта о достижении гармонического развития всех способностей.

 

Задание 2. Составьте таблицу «Педагогические идеи в философии»

 

Имя философа Основная педагогическая идея
   

 

Задание 3. Поясните следующие высказывания И.Г Песталоцци:

« Школы, где главную роль играют учитель и книга, - никуда не годятся»;

« Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля (…) не вливать в него, как в сосуд, готовые знания»

 

Задание 4.Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

« Воспитание – это способ выведения ребенка из животно-дикого состояния»

«Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию».

Воспитание есть «трудная, раздражающая борьба с самим собой»

«Правильное поведение в жизни гораздо лучше обеспечивается тогда, когда хорошие и дурные последствия поступков понимают, чем когда в них просто верят, полагаясь на авторитет».

 

Задание 5. Ответьте на вопросы:

В чем сущность метода элементарного образования И.Г. Песталоцци?

Какие простейшие элементы знания выделял И.Г. Песталоцци?

Какие частные методики начального обучения разработал И.Г. Песталоцци, и в чем они заключались?

Какие два знаменитых сочинения И.Г. Песталоцци вы знаете?

Какое понятие ввел Ф.В.А. Фребель?

Какие педагогические произведения Ф.В.А. Фребеля вы знаете?

В чем заключается суть «теории игры»?

Какие два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания разработал Ф.А.В. Дистервег? Раскройте их суть.

Опишите 4 группы дидактических правил, определяющих, по мнению Ф.А.В. Дистервега, учебно-воспитательную деятельность школы?

Какие педагогические сочинения принадлежат Ф.А.В. Дистервегу?

Назовите и кратко раскройте сущность 4 ступеней развития многостороннего интереса, разработанных И.Ф.Гербартом ?

Раскройте сущность 4 ступеней нравственного развития ребенка по И.Ф.Гербарту.

В чем смысл управления, обучения и воспитания по И.Ф.Гербарту?

Какие педагогические сочинения И.Ф.Гербарта вы знаете?

 

Задание 6.Ответьте на вопрос.

Какие проблемы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX веке?

 

Задание 7.Определите, какие направления развития школы были актуальны в странах Западной Европы в XIX веке, дополните недостающие:

 

- введение обязательного начального обучения;

- введение бесплатного школьного образования;

- усиление роли государства в развитии школьной системы;

- введение субсидий нуждающимся учащимся;

- централизация школьного дела;

- децентрализация школьного дела;

- контроль работы частных школ;

- отделение школы от церкви;

- деление школы по возрастным классам;

- увеличение разнообразия видов и уровней школ.

 

 

Задание 8. Отберите десять подвижных игр для младших школьников.

 

Задание 9.Проведите рефлексивный анализ своей деятельности по самоорганизации изучения данной темы. Назовите применяемые вами способы самоорганизации, возникшие проблемы, пути их решения, полученные результаты (умение самоорганизовывать свою деятельность).

 

 

ДОМОСТРОЙ

С незапамятных времен на Руси составлялись поучения, регламентирующие взаимоотношения людей в семье и обществе. В XVI в. их называли «домостроями». Наиболее известно «поучение и наказание всякому православному христианину» - «Домострой» XVI в. Самая распространенная обработка такого рода поучения принадлежит советнику царя Ивана IV Васильевича (Грозного) протопопу Сильвестру. Его редакция «Домостроя» (за основу которого взят новгородский вариант) представляет собой кодекс социально-экономических норм и нравоучений в жизни зажиточной русской семьи. В нем 27 глав, в том числе относящихся к вопросам семейного и общественного воспитания. Совершенно очевидно, что содержащиеся в «Домострое» выражения типа «учащай ему раны», «казни сына своего» и т.п. следует понимать метафорически. Само слово «наказание» в XVI в. имело иной смысл, чем сегодня: оно означало «наставление», научение.

15. Како детей своих во всяком наказании и страсе божий. А пошлет бог, у кого дети, сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учити страху божию и вежеству1 и всякому благочинию; и, по времени и детем смотря, и по возрасту, учити рукоделию; матери дщери, а отцу сынове, кто чего достоин, каков кому просуг2 бог даст; любити их, и беречи, и страхом спасати. Уча и наказуя, и рассуждая, раны возлага-ти: наказуй дети во юности, покоит тя на старость твою; и хранити и блюсти о чистоте телесней, и от всякого греха, отцем чад своих, яко же зеницу ока и яко своя душа. Аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением, им о тех гресех ответ дати в день страшного суда. А дети, аще небрегомы будут, в ненаказании отцов и матерей, аще что согрешат или что зло сотворят, и отцем и матерем, с детьми, от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от судей продажа и соромота. Аще у богобоязливых родителей, и у разумных и благорассудных, чада воспитани в страсе божий, и в добре наказании, и в благорассудном учении, всякому разуму и вежству, и промыслу, и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от бога помиловани, а от священнаго чину благословены, а от добрых людей хвалими; а егда будут в совершене возрасте, добрые люди, с радостию и с благодарением, женят сыновей своих по своей версте3, по суду божию, а дщери за их дети замуж выдают. И аще от таковых, которые чадо бог возьмет, в покаянии и с причастием; то от родителю бесскверная жертва к богу приносится, и в вечные кровы

вселяются; а имеют дерзновение у бога милости просити, и оставление грехов и о родителях своих1 ...

1Вежливости, вежливому обращению.

2 Дарование, способность.

3 Соответственно своему положению (по своему рангу).

4 И если у родителей с покаянием и причащением умирает дитя, тем самым от нихприносится богу бескровная жертва, а дети, вселяясь в вечное жилище, обращаются к богу с просьбой о милости и прощении грехов как для себя, так и для своих родителей.

17. Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и покои тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти.

Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвесеиишися1 . Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве: и посреди злых похваляшися, и зависть приимут враги твои. Воспитай детище с прещением2 и обращеши о нем покой и благословение. Не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя3, и после же яко оскомины твориши душе твоей. И не дажь ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растет, а, ожесточав,не повинет ти ся; и будет ти досажение, и болезнь души, и тщетна домови, погибель имению, и укоризна от сусед, посмех пред враги,пред властию платеж и досада зла.

22. Каковы люди держать и как о них промышлять: во всяком учении и в божественных заповедях, и в домовном строении. А людей у себя добрых дворовых держати, чтобы были рукоделны: кто чему достоин И какому рукоделию учен. Не вор бы, не бражник, не зерщик4, не тать, не разбойник, не чародей, не корчмит5, не оманщик. Всякой бы человек у добраго государя6 научен страху божию, и вежеству, и смирению, и всяким добродетелем; доброму промыслу, не солгал, не разбил, никого бы не обидел; сыт бы был государевым жалованьем да оден или своим рукоделием. А чем государь пожалует: платьем, или лошедь, и всяким нарядцом, или пашенькою, или какою торговлею, а и самчто замыслит своими труды, ино лучшее платенко верхнее и нижнее, и рубашка и сапог, - блюсти по праздником и при добрых людех, в ведро,а всегда бы было чистенко, и не изваляно, и не изгрязнено, и не излито, и не измочено, и не измято.

А который человек глуп и груб и невежда, и не брежен, а и есть у нево платенко, государьско жалованье, или своими труды сделано, да беречи не умеет, ино государю или кому приказано, у таких нечювственников платье берегут у себя лучшее; дадут коли во время надеть, да опять снемше, у себя блюдут. А всем дворовым людям наказ: всегда,что делают, в ветшаном платье, а как пред государем и при людех, в чистом повседневном платейце; а в праздники и при добрых людех или с государем, или с государынею где быти: ино в лучшем платье; а беречи от грязи, и от дожжа, и от снегу; и пришед, да сняв платейце, высушить и вымять, и вытерьть, и выпахать; хорошенько укласть и упрятать: где то живет. Ино и себе мило, и от людей чесно, и государю споро, и слушкам прочно, и всегды внове. А люди б были во чти и в грозе и во всяком дозоре. Промеж бы себя не кралися; чужого бы отнюдь не хотели ни коим дела, а государьского бы берегли, все за один; а государю бы и государыни не лгали, и не клеветали ни на кого ни в чем. А государи бы тем не потакали, а обыскивали бы прямо: ставя с очей на очи; дурному бы не попущали, а доброго бы жаловали; ино всяк добру ревнует и государьское жалованья хочет выслужить правдою и прямою своею службою; и государьским наказом и добрым науком век живет; и душу спасет: и государю служит и богу угодит. Да наипаче указывати, которым вместно, к церкви божий всегда ходити, и по праздником; или во дворе петья слушати, и, особ, наедине, молитися; чистота телесная хранити от всякого пьянства и лакомства и от

1 Чтобы впоследствии о нем можно было порадоваться.

2 В строгости.

3 В немногом себя сдержишь (ограничишь) - в большом будешь болеть (сокрушаться), скорбя.

4 Не игрок в кости.

5 Не содержатель корчмы (трактирщик). '

6 Господина, хозяина.

безвременного пития и ествы; и объядения и пиянства выздержатися; и отцов бы духовных и с женами своими имети; и на покояния приходили. А женатые с своими женами законно бы жили, по духовнаго отца наказанию. Да чему сам от государя научен, того бы и жены наказывали: всякому страху божию и вежству; и государыни бы слушали, и повиновалися во всем; и своими труды и рукодельем выслуживалася, а не крала бы, и не лгала, и не бражничала, и с дурными речми к государыне не приходила, и волхвов, и с кореньем и с зельем, кто тем промышляет, с теми бы отнюдь не зналася, и государем бы про таких людей не сказывали: то бо суть слуги бесовские; служили бы государем своим верою и правдою, и добрыми делы, и праведными труды. - А государи бы и государыни людей своих: мужей и жен и ребят, и всяких слуг, жаловали, и кормили и поили, и одевали; и в тепле бы жили, и во всяком покои и в благоденстве всегда. И государя бы, себя и свою душу, и дом свой, добре строив, и домочадцов безо всякия скорби, - тоже нищих и странных и убогих, вдовиц и сирот, покоити достойно, от своих праведных трудов. И к церквам божим и церковником и в монастыри приносите милостыня, и к себе, в домы своя, призывати: ино то и богу приятно и души полезно. А отнюдь бы не вмещалось в дом ни от насилия, ни от грабления, или от всякого мшелоимства, ни от посулу, ни от поклепу, ни от резоимства, ни от ябедничества, ни от крива-суда. Аще от сего зла Бог соблюдет, тот дом будет благословен от ныне и до века.

Хрестоматия по истории педагогики. - 2-е изд. -М., 1938. - Т. IV. - Ч. 1. - С. 28-30.

Тема: Образование в Русском государстве в XVII веке

В результате изучения темы необходимо знать:

- особенности начального обучения в 17 веке;

- особенности повышенного образования в 17 веке;

- основные подходы к воспитанию и обучению и их представителей педагогические книги того времени;

- школы, возникшие в 17 веке;

- особенности деятельности Славяно-греко-латинской академии;

В результате изучения темы необходимо уметь:

самостоятельно обрабатывать и структурировать информацию;

применять полученные знания в новых ситуациях;

оценивать свою деятельность.

 

Задание 1. Определите пропущенные варианты.

В 17 веке начальное обучение осуществлялось:

a) …;

b) у домашнего учителя;

c) …;

d) …;

e) при монастырях и церквях.

 

Задание 2.Выделите основные характерные черты повышенного типа образования в Российском государстве 17 века.

 

Задание 3.Назовите представителей следующих подходов к воспитанию и обучению в России 17 века:

«латинофильский»;

византийско-русский;

славяно-греко-латинский;

старообрядческо-начетнический.

 

Задание 4.Определите авторов книг, проставив знак «+» в крайних колонках

 

  Симеон Полоцкий Епифаний Славинецкий  
  «Псалтырь рифмованная»  
  «Рассуждение об учении греческому языку»  
  «Букварь языка словенска»  
  «Вертоград многоцветный»  
  «Вечеря душевная»  
  « Гражданство обычаев детских»  

Задание 5.Выпишите несколько правил о поведении в училище, о проведении игр из произведения «Гражданство обычаев детских» Прокомментируйте их с точки зрения современных норм и правил поведения.

 

Задание 6.Прочитайте отрывок из «Вечери душевной».Какие методы воспитания детей в семье предлагаются автором? Какие из них вам близки, от каких бы вы отказались?

Задание 7.Ответьте на вопросы.

- Какие школы возникли в 17 веке в России?

- Кто были руководителями этих школ?

- Каким было содержание образования в этих школах?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.049 с.)