Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О обычаях во училищи Како слушати чтенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.: Во училищи како должнетвуют пребывати дети? О.: Должнетвуют любити молчание и воздержание; никиим шептанием и беседами невеждивыми пресецати чтения; сперещися должни, да не восприимут достойного наказания: егда будут наказуеми в должностях своих, гордо да не отвещавают и влекутся всякого возвышения и злобе слове или досады; облекутся же во остроумие охотное и податное ко учению, всегда прилежно ушесы готовыми да слушают, проповеданному им усердно да внемлют, иже им учитель повесть да не препустят мимо ушес и еже услышат, яко некое сокровище В.: Что должен речи юноше многословному и неприлично велеглаголивому? О.: Не стыдитися ли (рече) из слоневых влагалищ меч свинцовый извлачати. В.: Что должнствуют творити дети, егда из училища отпустятся? О.: Скоро в дом да спешат; не бегом потекут, яко усмошевцы спешащии на торжище; не должнствуют воплствовати, яко оный стентор ниже мятеж некий творити, аки неистовствующии кони, егда взыгратися им; ниже паки бегати подобает, яко скоту, семо и овамо: аще чтя в дому повелится им творити должни, то усердно и без роптания творити и содеяти, ко учению же паки не чрез понуждение, но усердно да возвратятся. О игрании В.: Что потребна во игрании честным? О.: Благая мысль и умерение, не лесть, не лежа, не упорство, еже свары рождает, но мир - всякого блага мати. 1 Не крикливый, но и не настолько тихий, чтобы он не доходил до слуха разговаривающего с тобой. 2 Как принято исправлять природное заикание и (ненужное) повторение слов. 3Первую обозначить стыдливым иносказанием (намеком)... 4 Доверить, поверить. В.: Чего ради попущается играние? О.: Утешения ради и отрады смысла учении тружденного, а не ради некоего приобретения. В.: Что украшает играние? О.: Постоянство, честное веселие, борзость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти истинно и праведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати. В.: Кия игры заповеданны суть? О.: Всякое костырство кости, карты, купание в воде. В.: Кая же убо упражнения суть честная и детем приличная? О.: Кубарь, мечик, кики, обучение телесе в труды, скоротечение, италийский мечик и нравыскакание различных скакати, яко коник или саранча травная, скакати обе нозе совокупив и на единой ноге и прочая. В.: Кое же убо собственнейшее есть одоление? О.: Самого себе победити, сего ради зело вяще есть уклонитися упрямства, нежели победу взяти. В.: Где наипаче познавается естество или острога детская? О.: В игрании, понеже ему же летити, ему же лгати, ему же сваритися, гневатися, насилствовати, тщеславитися, кичитися естество есть приклонно: зде вред инаврение естественное является. В.: Кия же вещи детския естны и во игре приличны суть? О.: С никим любопретися, егда же лучится прийти к свару извалити, паче победитися, нежели венец одаления взяти, или возложитися на рассуждения людей, а что друг изобрящет, не быти противу тому никакрва начинати мятежя, ниже воплыстовати1, не крамалитися2 никому же мцсты творитися сего ради, брате, егда хощеши играти или ино что гморити, помни словеса святого апостола Павла: всяка ярость и напыщсние, и гнев, и вопль, и злословие да отымется от вас со всякою злобою. В.: Чим убо бывает игра утешней? О.: Егда с неумеющими играя, аще и можеши всегда побеждати, даси им времени победити тя, или, еда с хуждшим играя не паметуеши, якочестней еси онаго. В.: Кия убо игры мусикии суть приличнешия? О.: Любити мусикию, сладкопением и игранием на органех всяких остроту ума обучати. В.: Подобает ли детищем играющим ставити пенязи, пера, книжицы, завязки и прочая? О.: Много сие на дети, понеже сие к татбе окно отверзает и на злая делаобыче быти подущение нравом детским. В.: Аще есть благочестно, еже у родителей украсти и глаголати, яко не есть грех? О.: Зело злочестно есть, сего ради глаголет Соломон: хищай отца или матерь и мнит не грешити, сей общник есть мужеубийцам. В.: О что убо дети играти будут? О.: Погубивый по совещанию да сотвори, еже повелит ему победивый его: или храмину уметет, или на руце воды принесет, или стихи некия на памет прочтет; или по совещанию в лопянове венце походит, или ино что сицевое да сотворит. Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания.-Петроград, 1918. - С. 34-35, 50-55. Из «Вечери душевной» В этом мире очень большое счастье пользоваться плодами своих трудов, православные слушатели, и еще более того вместе с ними иметь не бесплодную супругу и видеть от нее плод своего супружества.Оба эти блаженства царствующий пророк предсказывает боящимся господа и ходящим по путям его заповедей: «Счастливы все, - говорит, - боящиеся господа, ходящие по его путям! Труды твоих плодов будешь есть, ты счастлив, и хорошо тебе будет. Твоя жена, как плодоносная [виноградная] лоза во всем твоем доме; твои сыновья вокруг твоего стола, как летние отростки оливкового дерева». Это счастье больше, чем владеть золотом мира сего, ибо отец, оставляющий после себя детей, если и расстанется с этим веком, не умирает, потому что живет в своих детях и его слово не погибает с шумом, так как цветет в сыновьях и дочерях. Бездетный же, если будет обладателем и бесчисленных богатств, когда умрет, не останется жить в мире, потому что у него не осталось потомства; богатства же его переходят во владение чужим, а иногда и его врагам; он трудился, а недруги входят в его труды; и слава проходит, как вечер, проходит мимо, как тень. Итак, счастливо супружество, не лишаемое своего плода, но плода доброго, плода честного, потому что плод злой и нечестный делает супружество более проклятым, чем счастливым. И подобно тому, как бесплодное дерево лучше, чем приносящее плохие и вредные плоды, так счастливее родители, не родившие детей, чем родившие плохих. Поэтому родители должны иметь постоянное старание, чтобы их плод был хорошим, ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький, но по наставлению рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие или зло укореняется в их сердцах. Премудрый Платон сравнивает юношеские сердца с воском, потому что, как воск принимает на себя оттиски разных печатей из-за своей мягкости, так и сердца юных легко принимают разные характеры вследствие мягкости сердца. Если кто-нибудь на том воске сделает отпечаток непорочного и незлобивого голубя, тот человек всегда будет непорочен и незлобив, как голубь. Сделает ли кто отпечаток летающего высоко и светолюбивого орла, тот человек всегда будет способен рассуждать о высоком и светлом. Сделает ли кто отпечаток роющегося в земле крота или любителя болот - вепря, подлинно тот человек до смерти будет любителем земного и искателем греховного болота. Сделает ли кто отпечаток лютого льва или хищного волка, тот человек всегда будет жестоким, как лев, и хищным, как волк. Сделает ли кто отпечаток трудолюбивого вола, тот человек всегда будет жить в трудах. Сделает ли кто отпечаток ленивого осла, тот человек всегда будет жить в лености. Сделает ли кто отпечаток гневного медведя, хитрой лисы или лающего пса, тот человек до конца своей жизни будет гневливым, хитрым и хулителем уважаемых. Если же кто сделает отпечаток смиренного ягненка или чистого горностоя, тот человек до последнего вздоха будет любителем смирения и хранителем чистоты. Наконец, юность подобна молодому дереву, ибо куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево; так и век юношеский: к чему егш повернешь, легко будет наклонен. Итак, смотрите, родители, как вы| должны воспитывать ваших детей: добрые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон господний пишите. Но откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от неограничиваемого [строгостью] обоих воспитания. Хвалит мать ма ленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни укрепляет, и с ростом сына растет более злоба. Когда же сын вырастет в величину стойкую, вместе с тем вырастет злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится такая притча: если юноша и состарится на своем пути, то не сойдет с него, ибо как глиняный сосуд если в начале обработки вареной смолой напитается, никогда не отмоется. Так человек, глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности. Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от пеленок обучаются родителями злонравию и злословию. Трудно им быть трезвыми, потому что с детства попустительствуют [им] упиваться. Невозможно сохраниться чистым, ибо в своем младенчестве и видят, и слышат, и совершают нечистоту беспрепятственно. Горе из-за злонравия! Горе из-за притеснений! Кто за это примет наказание? Верно, как посадившим сад приписывается причина кривизны деревьев, потому что не исправляли их в юности, и как художникам вменяется безобразие неискусно сделанных ими вещей, так родителям приписывается причина злого нрава их детей, и примут наказание, потому что в детстве научили их или допустили привыкать ко злу. Да не примете вы, православные люди, наказания за злой нрав ваших детей, старайтесь воспитывать их, хорошо соблюдая следующие вещи, нужные для хорошего воспитания. Первая вещь - жезл. Через жезл непослушных не лишать заслуженного наказания: «Не отталкивай младенца от наказаний, ибо когда бьешь его жезлом, не умрет от него; ты, ударяя его жезлом, избавишь его душу от злой смерти». И еще: «Кто щадит свой жезл, ненавидит своего сына, а любящий прилежно наказывает». Вторая вещь - чтобы детям запрещать плохое сообщество, не допускать дружиться с лукавыми... Однако пусть общение ваших детей будет с добрыми, ибо как вышедшие в мироварницу и пробывшие там и известное время пропитываются ароматным запахом и выносят с собойгот приятный запах, так общающиеся с добром обучаются доброте или по крайней мере не привыкают делать зла. И собеседники умудряются мудрыми по слову приточника: «Ходящий с премудрым будет премудр». Третья вещь - это не подавать детям плохого примера, ибо как обезьяна, что видит совершаемое людьми, тотчас старается то делать, так и дети, видя дела своих родителей, бывают их подражателями. Итак, счастливы родители, которых добродетельная жизнь - пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел.Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью; эти люди являются более детоубийцами, чем родителями, ибо что хуже, то рождают, а лучшее убивают: рождают плоть тленную, а убивают душу бессмертную, когда соблазняют своих детей, и, бывая виновниками их греха, лишают их жизни душ, которая есть дар божий... Если такое горе чужим, то много больше родителям, ибо насколько родители ближе по крови детям, настолько более невыносим и вреден их соблазн и больше грех этого соблазна. Итак берегитесь, о родители, чтобы вы не были душегубцами детей соблазном вашей жизни. Знайте же, что отец должен быть в доме, как солнце, мать же -как луна, дети - как звезды. Итак, отец должен быть как солнце, мать - как луна, тот как светило большее, а та как светило меньшее, чтобы хорошими примерами жизни освещали, как светом, звезды своих домов, то есть детей, чтобы и они, как звезды, сияли светом святой жизни. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - С. 343-344.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.009 с.) |