Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Воспитание и обучение в Московском государстве

Поиск

После изучения данной темы необходимо знать:

- особенности организации школьного дела в 13-16 вв.: уровень образования, виды, содержание и методы обучения.;

- основные литературные памятники и учебные книги того времени,

- понимать роль появления первых печатных книг.

 

В результате изучения темы необходимо уметь:

грамотно выражать свои мысли;

формулировать вопросы по теме занятия.

оценивать ход и результаты собственной деятельности.

 

Задание 1. Найдите в изданиях периодической печати статьи о воспитании и образовании в Московском государстве, сделайте их обзор.

 

Задание 2. Охарактеризуйте уровень образования и грамотности на Руси 13-16 вв.

 

Задание 3. Поставь в порядке убывания сословия по уровню грамотности на период 13-16вв. в России: посадские, крестьяне, земледельцы, монахи

 

Задание 4. Выделите виды обучения того времени и опишите их на основе составленной вами таблицы.

 

Задание 5. Определите, какие системы обучения и воспитания не применялись в России13-16вв: профессиональное обучение, обучение у «мастеров грамоты», религиозное воспитание университетское образование, повышенное образование, самообразование, семейное воспитание, среднее специальное образование;

 

Задание 6. Дайте характеристику содержания и методов обучения (подготовьтесь к демонстрации одного из методов).

 

Задание 7. Назовите метод, который использовали для обучения письму.

 

 

Задание 8. Подготовьте реферат на тему «Роль наказания в средневековой Руси и в современном воспитании».

 

Задание 9. Составьте мини-кроссворд по творчеству и жизнедеятельности И. Федорова.

 

Задание 10. Ответьте на вопрос.

Как называлась первая русская печатная книга?

 

Задание 11. Перечислите 5 книг, важных для просвещения того времени

 

Задание 12. Прочитайте главы «Домостроя», касающиеся воспитания детей, выберите высказывания, наиболее полно передающие суть воспитания того времени.

 

Задание 13. Составьте 3 вопроса по теме занятия.

 

Задание 14. Оцените свою деятельность, используя следующую таблицу:

 

Что удалось сделать? Что не удалось сделать? Что нужно сделать для того, чтобы решить возникшие вопросы?
     

 

ДОМОСТРОЙ

С незапамятных времен на Руси составлялись поучения, регламентирующие взаимоотношения людей в семье и обществе. В XVI в. их называли «домостроями». Наиболее известно «поучение и наказание всякому православному христианину» - «Домострой» XVI в. Самая распространенная обработка такого рода поучения принадлежит советнику царя Ивана IV Васильевича (Грозного) протопопу Сильвестру. Его редакция «Домостроя» (за основу которого взят новгородский вариант) представляет собой кодекс социально-экономических норм и нравоучений в жизни зажиточной русской семьи. В нем 27 глав, в том числе относящихся к вопросам семейного и общественного воспитания. Совершенно очевидно, что содержащиеся в «Домострое» выражения типа «учащай ему раны», «казни сына своего» и т.п. следует понимать метафорически. Само слово «наказание» в XVI в. имело иной смысл, чем сегодня: оно означало «наставление», научение.

15. Како детей своих во всяком наказании и страсе божий. А пошлет бог, у кого дети, сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учити страху божию и вежеству1 и всякому благочинию; и, по времени и детем смотря, и по возрасту, учити рукоделию; матери дщери, а отцу сынове, кто чего достоин, каков кому просуг2 бог даст; любити их, и беречи, и страхом спасати. Уча и наказуя, и рассуждая, раны возлага-ти: наказуй дети во юности, покоит тя на старость твою; и хранити и блюсти о чистоте телесней, и от всякого греха, отцем чад своих, яко же зеницу ока и яко своя душа. Аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением, им о тех гресех ответ дати в день страшного суда. А дети, аще небрегомы будут, в ненаказании отцов и матерей, аще что согрешат или что зло сотворят, и отцем и матерем, с детьми, от бога грех, а от людей укор и посмех, а дому тщета, а себе скорбь и убыток, а от судей продажа и соромота. Аще у богобоязливых родителей, и у разумных и благорассудных, чада воспитани в страсе божий, и в добре наказании, и в благорассудном учении, всякому разуму и вежству, и промыслу, и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от бога помиловани, а от священнаго чину благословены, а от добрых людей хвалими; а егда будут в совершене возрасте, добрые люди, с радостию и с благодарением, женят сыновей своих по своей версте3, по суду божию, а дщери за их дети замуж выдают. И аще от таковых, которые чадо бог возьмет, в покаянии и с причастием; то от родителю бесскверная жертва к богу приносится, и в вечные кровы

вселяются; а имеют дерзновение у бога милости просити, и оставление грехов и о родителях своих1...

1Вежливости, вежливому обращению.

2 Дарование, способность.

3 Соответственно своему положению (по своему рангу).

4 И если у родителей с покаянием и причащением умирает дитя, тем самым от нихприносится богу бескровная жертва, а дети, вселяясь в вечное жилище, обращаются к богу с просьбой о милости и прощении грехов как для себя, так и для своих родителей.

17. Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и покои тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти.

Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвесеиишися1. Казни сына своего измлада, и порадуешься о нем в мужестве: и посреди злых похваляшися, и зависть приимут враги твои. Воспитай детище с прещением2 и обращеши о нем покой и благословение. Не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя3, и после же яко оскомины твориши душе твоей. И не дажь ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растет, а, ожесточав,не повинет ти ся; и будет ти досажение, и болезнь души, и тщетна домови, погибель имению, и укоризна от сусед, посмех пред враги,пред властию платеж и досада зла.

22. Каковы люди держать и как о них промышлять: во всяком учении и в божественных заповедях, и в домовном строении. А людей у себя добрых дворовых держати, чтобы были рукоделны: кто чему достоин И какому рукоделию учен. Не вор бы, не бражник, не зерщик4, не тать, не разбойник, не чародей, не корчмит5, не оманщик. Всякой бы человек у добраго государя6 научен страху божию, и вежеству, и смирению, и всяким добродетелем; доброму промыслу, не солгал, не разбил, никого бы не обидел; сыт бы был государевым жалованьем да оден или своим рукоделием. А чем государь пожалует: платьем, или лошедь, и всяким нарядцом, или пашенькою, или какою торговлею, а и самчто замыслит своими труды, ино лучшее платенко верхнее и нижнее, и рубашка и сапог, - блюсти по праздником и при добрых людех, в ведро,а всегда бы было чистенко, и не изваляно, и не изгрязнено, и не излито, и не измочено, и не измято.

А который человек глуп и груб и невежда, и не брежен, а и есть у нево платенко, государьско жалованье, или своими труды сделано, да беречи не умеет, ино государю или кому приказано, у таких нечювственников платье берегут у себя лучшее; дадут коли во время надеть, да опять снемше, у себя блюдут. А всем дворовым людям наказ: всегда,что делают, в ветшаном платье, а как пред государем и при людех, в чистом повседневном платейце; а в праздники и при добрых людех или с государем, или с государынею где быти: ино в лучшем платье; а беречи от грязи, и от дожжа, и от снегу; и пришед, да сняв платейце, высушить и вымять, и вытерьть, и выпахать; хорошенько укласть и упрятать: где то живет. Ино и себе мило, и от людей чесно, и государю споро, и слушкам прочно, и всегды внове. А люди б были во чти и в грозе и во всяком дозоре. Промеж бы себя не кралися; чужого бы отнюдь не хотели ни коим дела, а государьского бы берегли, все за один; а государю бы и государыни не лгали, и не клеветали ни на кого ни в чем. А государи бы тем не потакали, а обыскивали бы прямо: ставя с очей на очи; дурному бы не попущали, а доброго бы жаловали; ино всяк добру ревнует и государьское жалованья хочет выслужить правдою и прямою своею службою; и государьским наказом и добрым науком век живет; и душу спасет: и государю служит и богу угодит. Да наипаче указывати, которым вместно, к церкви божий всегда ходити, и по праздником; или во дворе петья слушати, и, особ, наедине, молитися; чистота телесная хранити от всякого пьянства и лакомства и от

1 Чтобы впоследствии о нем можно было порадоваться.

2 В строгости.

3 В немногом себя сдержишь (ограничишь) - в большом будешь болеть (сокрушаться ), скорбя.

4 Не игрок в кости.

5 Не содержатель корчмы (трактирщик). '

6 Господина, хозяина.

безвременного пития и ествы; и объядения и пиянства выздержатися; и отцов бы духовных и с женами своими имети; и на покояния приходили. А женатые с своими женами законно бы жили, по духовнаго отца наказанию. Да чему сам от государя научен, того бы и жены наказывали: всякому страху божию и вежству; и государыни бы слушали, и повиновалися во всем; и своими труды и рукодельем выслуживалася, а не крала бы, и не лгала, и не бражничала, и с дурными речми к государыне не приходила, и волхвов, и с кореньем и с зельем, кто тем промышляет, с теми бы отнюдь не зналася, и государем бы про таких людей не сказывали: то бо суть слуги бесовские; служили бы государем своим верою и правдою, и добрыми делы, и праведными труды. - А государи бы и государыни людей своих: мужей и жен и ребят, и всяких слуг, жаловали, и кормили и поили, и одевали; и в тепле бы жили, и во всяком покои и в благоденстве всегда. И государя бы, себя и свою душу, и дом свой, добре строив, и домочадцов безо всякия скорби, - тоже нищих и странных и убогих, вдовиц и сирот, покоити достойно, от своих праведных трудов. И к церквам божим и церковником и в монастыри приносите милостыня, и к себе, в домы своя, призывати: ино то и богу приятно и души полезно. А отнюдь бы не вмещалось в дом ни от насилия, ни от грабления, или от всякого мшелоимства, ни от посулу, ни от поклепу, ни от резоимства, ни от ябедничества, ни от крива-суда. Аще от сего зла Бог соблюдет, тот дом будет благословен от ныне и до века.

Хрестоматия по истории педагогики. - 2-е изд. -М., 1938. - Т. IV. - Ч. 1. - С. 28-30.

Тема: Образование в Русском государстве в XVII веке

В результате изучения темы необходимо знать:

- особенности начального обучения в 17 веке;

- особенности повышенного образования в 17 веке;

- основные подходы к воспитанию и обучению и их представителей педагогические книги того времени;

- школы, возникшие в 17 веке;

- особенности деятельности Славяно-греко-латинской академии;

В результате изучения темы необходимо уметь:

самостоятельно обрабатывать и структурировать информацию;

применять полученные знания в новых ситуациях;

оценивать свою деятельность.

 

Задание 1. Определите пропущенные варианты.

В 17 веке начальное обучение осуществлялось:

a) …;

b) у домашнего учителя;

c) …;

d) …;

e) при монастырях и церквях.

 

Задание 2. Выделите основные характерные черты повышенного типа образования в Российском государстве 17 века.

 

Задание 3. Назовите представителей следующих подходов к воспитанию и обучению в России 17 века:

«латинофильский»;

византийско-русский;

славяно-греко-латинский;

старообрядческо-начетнический.

 

Задание 4. Определите авторов книг, проставив знак «+» в крайних колонках

 

  Симеон Полоцкий Епифаний Славинецкий  
  «Псалтырь рифмованная»  
  «Рассуждение об учении греческому языку»  
  «Букварь языка словенска»  
  «Вертоград многоцветный»  
  «Вечеря душевная»  
  «Гражданство обычаев детских»  

Задание 5. Выпишите несколько правил о поведении в училище, о проведении игр из произведения «Гражданство обычаев детских» Прокомментируйте их с точки зрения современных норм и правил поведения.

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из «Вечери душевной». Какие методы воспитания детей в семье предлагаются автором? Какие из них вам близки, от каких бы вы отказались?

Задание 7. Ответьте на вопросы.

- Какие школы возникли в 17 веке в России?

- Кто были руководителями этих школ?

- Каким было содержание образования в этих школах?

 

Задание 8. Составьте мини-кроссворд по деятельности Славяно-греко-латинской академии

Задание 9. Сформулируйте свое мнение о составленных заданиях по теме, используя следующую фразу: «Если бы я составлял задания по этой теме…».

 

Гражданство обычаев детских

Вопрос: Чин наказания детского колико части имать?

Ответ: Три наипаче, первая есть еже младому уму семя благочествияхристианского пояти, вторая - еже учения свободная любити и их учитися, последняя - еже о первых жизни своея начатков благолепным обычаем обучатися.

Вопрос: Что есть гражданство?

Ответ: Есть обычаев добросклонность и человекопочитательство.

Вопрос: Почему знати то гражданство обычаев?

Ответ: По уму добре умеренному.

Вопрос: Ум же умеренный откуду знати?

Ответ: От очес, от бровей, от чела вкратце рещи от лица и от всея телеся ипостаси.

О нравахна сретени1

В.: Что творити имать детище, аще кто е на пути чести достойный срящет?

О.: С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будет имать, тому поклонитися.

В.: Приличествует ли детищу сице мысли в себе, егда с ким честным на пути сретится, к чему мне пригодится сей незнаемый человек?

О.: Не приличествует, понеже сию честь не человеку, но богу воздаем, иже противу лицу стару востати повеле и начальником или иереем сугубую честь воздаяти.

В.: Егда убо и язычники: идеже он гдьствует2, должно есть чествовати?

О.: Должно есть, ибо (яко святый Павел глаголет) мы должны есмы честь творити всем, им же должна творитися: в сих словесех заключается и язычников началство, и Петр святый глаголет, яко долженствуем быти послушни не точию благим господом, но и злым.

В.: Кому же долженствуем честь первую по бозе воздавати?

О.: Родителем и учителем: овым, яко на свет ны породиша и ради нас многия труды и скорби подяша3, сим же, яко мысли наша изрядншую часть человеческую с великими трудами учат и чистят.

В.: Аще убо се есть человеколюбие, еже сверстники своя взаим честию предваряти?

О.: И зело есть, понеже Павел святый пиша учит, еже честию друг друга болше себе творити, аще бо равного или меншого шапкою4 (яко глаголют) или честю предварим сим не будем последнешни, но паче добронравши.

В.: Како беседовати детище с болшими?

О.: Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с большими честно и кротко: титлу5 достоинства им приличную часто имать усугубляти; и не имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен.

В.: Пристоит ли книги или шапку под пазухою держати?

О.: Не приличествует, дабы еси не носил6 (яко Горати глаголет) связкии хартии под пазухою, яко поселянин ягняте или пияная баба клубков краденыя вовны, но просто шапку в руках держати.

В.: В беседовании с людми где очеса имут зрети?

О.: На глаголющего с тобою имут зрети, яже имут быти приятный и просты и от них же ничтоже гордое и нечестное да явится, такожде убо семо и овамо очесы обращати знамение есть легкомыслия, в землю же зрети есть знамение злыя совести; кривозрети есть знамение гнусающаяся некиим.

В.: Каковым названием кого имать сретати, егда с кем беседует?

О.: Честным, аще же невесть титли сущия люди ученыя называти будет учителий, чести достойныя люди славныя незнаемыя будет называти, егда вся себе равныя, называти имать братию и другим.

В.: Кия вещи в беседовании мерзки бывают?

О.: Лице разными подобии (яко некоему протеусу7) изменяти, нос смарщивати, чело навесити, брови подвышати, устне выставляти, уста разевати или сжимати, главою потряса, власами трясти, без вины кашляти, покрякивати, главу почесывати, во ушесах угабляти, нос вытирати, по лицу потиратися, тыл у главы поглаживати, рамена расишряти, главы повертанием на нечто носоизваляти, киванием главы втыл звати кого, краткоже глаголя поставою или киванием или некоиммаанием с людьми глаголати.

В.: В беседовании с людми кия вещи зело бесчестны суть?

1При встрече

2 Находится

3Подняли

4Если перед равным себе или меньшим мы первыми снимем шапку или отдадим честь.

5Титул, наименование.

6Дабы ты не носил (как говорит Гораций) связанные свитки за пазухой, как поселянин ягнят или пьяная баба клубки краденой шерсти.

7 В мифологии греков Протей - морской бог, обладавший способностью принимать по желанию всевозможные образы.

О.: Раменами шагати, перстами пребирати, с ноги на ногу шататися, всем тело прекланятися, речь кому пресецати первее, неже совершит ю.

В.: Каков долженствует быти глас?

О.: Приятный и тихи, некрикливы ниже понижен, даже бы ко ухе не дошел соглаголящему1 тебе.

В.: Каково имат быти глаголание?

О.: Нескорое, дабы разума не предваряло, но протяжено и явственно и раздельно, еже природное заикивание и повторение словес направляти обычей2.

В.: Како детище (аще сего потреба случится) вещь какову, стыд или мерзость приносящую, именовати имать?

О.: Ону стыдливым окружением слова3 назнаменует сию же про-

щение взем повест.

В.: Еже аще хотел бы если в умолчании или в потаении имети, кому (имаши ввырити4?

О.: Никому: понеже смешно есть, еже надеятися от кого молчания,

его же сам в себе удержати не могл еси.

В.: Что же наипаче дружество соединяет и приятство хранити обыче?

О.: Обучение доброты, единыя вещи хотети и не хотети, общее благоволение, нравы всех человек носити и терпети, самолюбия не имети, не возноситися вышше иных, веры и знамения дружества древнего не вредити, благодеяния всегда памятствовати, приятелю усердно служати и угождати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.01 с.)