Тема: методология педагогики. Логика и методы педагогических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: методология педагогики. Логика и методы педагогических исследований.



Цель: формировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о педагогическом исследовании и его методологии.

2.Методологическая основа педагогики.

3.Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Показать специфику их в педагогике.

4.Методологические принципы: системный подход, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический. Проиллюстрировать их примерами.

5. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику этапов.

6. Классификация методов педагогического исследования и характеристика каждой группы.

Литература:

1. Беловолов В.А., Беловолова С.П. Основы методологии педагогического исследования.- 2-е изд., доп.- Новосибирск: Изд-во НГПУ,2003.-198с.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000. – 258 с.

3. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.

4. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.Педагогический словарь.-М.:2000

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.-М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-384с.

6. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений/ Краевский В.В.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с.

8. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

9. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

10. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

Самостоятельная работа.

Из приведенного ниже списка заданий вы можете выбрать одно.

№1. Напишите 5-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

№2.Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предполагаемых тем.

Методологическая культура педагога.

Вязь педагогической науки и практики.

Методологический аппарат научно-педагогического исследования.

Методы и логика научно-педагогического исследования.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (С указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие тестовые задания.

1. Дополните понятия.

А. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической деятельности – это………………………………

Б. При проведении научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующие……………………………………………………………….:

- исходить из объективности и детерминированности;

- обеспечить целостный подход в изучении;

- изучать явления в развитии;

- изучать явление в его связях и взаимодействии;

- рассматривать процесс в самодвижении и саморазвитии.

В. Пути, способы познания объективной реальности принято называть…………

2. Дополните логическую схему методов педагогического исследования.

 

Теоретические Эмпирические …………………..

 

Анализ Наблюдение Ранжирование

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

………………… ………………. …………………..

реферирование ……………….

конспектирование эксперимент

опыт

Семинарское занятие №3.

Тема: Сущность целостного педагогического процесса.

Цель: Углубить знания о процессе обучения, научиться характеризовать понятие «процесс обучения» с современных научных позиций, сложить правильное понимание места и значения сущности процесса обучения для профессионального совершенствования.

Вопросы для обсуждения:

1. Целостный педагогический процесс(ЦПП), его структура, функции и движущие силы.

2. Закономерности ЦПП, и классификация и характеристика.

3. Характеристика принципов ЦПП как проявление должного.

4. Стандарт, мастерство и творчество в педагогической деятельности и сущность каждого из понятий.

5. Педагогическая инноватика и отношение к ней учителей.

Литература:

1. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.Педагогический словарь.-М.:2000

2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.

3. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

4. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

5. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

6. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

7. Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

8. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

Самостоятельная работа.

1. В рабочей тетради по педагогике выполните следующие тестовые задания.

1. Дополните понятия.

А. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы – это есть……………………………………………………………………

Б. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность…………………………………………., направляющих и преобразующих детскую жизнь.

2. Установите соответствие компонентов педагогического процесса.

1. Цели. А. Целевой.

2. Задачи. Б. Содержательный.

3. Содержание. В. Деятельностный.

4. Методы. Г. Результативный.

5. Формы взаимодействия.

6. Результат.

Ответ: А…….., Б…….., В………, Г……….

II. Творческое задание.

Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации.

Образец самостоятельного изучения.

Принцип доступности.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Правила (по Я. Коменскому):

- переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

Семинарское занятие №4.

Тема: Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обуче ния.

Цель: формировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развить представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Вопросы для обсуждения :

1.Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.

2. Специфические закономерности процесса обучения.

3. Обучение как двусторонний процесс.

4. Этапы овладения знаниями и их психолого-педагогическая характеристика.

5. Виды и стили обучения и их характеристика.

6. Зарубежные концепции обучения.

Литература:

1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.-М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-384с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

5. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

6. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

7. Современная дидактика / Под ред. Лернера И. Я., Журавлева И. К. – М., 1994. – 116 с.

Самостоятельная работа.

Из приведенного ниже списка заданий вы можете выбрать одно.

№1. Напишите 5-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

№2.Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предполагаемых тем.

Гносеологические основы процесса обучения.

Развитие представлений о дидактике как науке.

Общение в процессе обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (С указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№3. Напишите рецензию на одну из статей.

Усова А.В.Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика.-2000.-№4-С.30-34.

Орлов А.А., Петровичев В.М.Дети Чернобыля: опыт психолого-педагогической реабилитации//Педагогика.-1997.-№4.-с.17-24.

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие тестовые задания.

1. Проанализируйте ситуацию учебного процесса и письменно ответьте на вопрос.

? Какие дидактические принципы отражены на данном уроке.

В 1-м классе учащиеся посадили в воду лук и вели наблюдение за его ростом.

Когда лук вырос, учительница на уроке русского языка предложила детям на основе наблюдений письменно ответить на следующие вопросы: «Когда посадили лук? Что приготовили для посадки? Что мы заметили через несколько дней после посадки лука? Почему вырос зеленый лук? Для чего нужен зеленый лук?».

Ученики коллективно составляли ответы. Трудные слова проговаривались по слогам, возможные ошибки предупреждались, а запись велась самостоятельно. В результате в тетрадях учащихся появился рассказ.

Лук на воде.

Пятого апреля мы посадили лук в стаканах с водой. Воду накрыли картоном с отверстием. Через два дня меняли воду. Прошло пять дней, и луковица пустила корни в воду. Корни пили воду, и вырос лук. Лук едят. Он полезный.

II. Письменно. Определить дидактические принципы, лежащих в основе следующих домашних заданий, обосновывая ответ:

- Начертить план пути от школы до дома.

- Сделать самостоятельно термометр по образцу.

- Определить, при какой температуре происходит превращение жидкого состояния воды в твердое.

- Собрать гербарий.

III.Укажите слева (А) закономерности, справа (Б) основанные на них принципы обучения.

1. Процесс обучения соответствует уровню развития науки.

2. Принцип сознательности и активности в обучении школьников.

3. Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

4. Принцип научности в обучении.

5. Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития.

6. Принцип воспитывающего обучения.

7. Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации обучения школьников.

8. Принцип связи обучения с жизнью, практикой.

Ответ: А……………………… Б…………………

 

Семинарское занятие №5.

Тема: Содержание целостного педагогического процесса

Цель: охарактеризовать понятие «содержание образования»; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в ОУ разных типов.

Вопросы для обсуждения:

1. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания.

2.Государственный стандарт общего образования, его содержание и структура.

3. Носители содержания целостного педагогического процесса и их характеристики: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты.

4. Учебный предмет, его состав и место в учебном процессе.

5. Характеристика компонентов базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, гражданская культура, культура труда и экономическая культура, экологическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.

6. Пути, формы и средства формирования компонентов базовой культуры личности.

Литература:

1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

4. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

Самостоятельная работа.

Из приведенного ниже списка заданий вы можете выбрать одно.

№1. Напишите 5-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

№2.Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предполагаемых тем.

Культура и образование.

Системный подход к содержанию образования.

Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

Дополнительное образование в РФ: история и современность..

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (С указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№3. Проанализируйте любую школьную учебную программу: структура, принцип построения, содержание.Сделайте выводы.

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие тестовые задания.

1. Что такое содержание образования:

1) система ЗУН, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении ЗУН, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи построения природы и жизни общества;

4) Ваш вариант ответа

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»:

1) действие, доведенное до автоматизма;

2) способ достижения конкретной учебной цели;

3) межпредметные связи;

4) учебное занятие;

5)знание;

6) каледарно-тематический план;

7) учебный план.

3. Найдите в литературе и впишите следующие определения.

Базисный учебный план__________________________

Государственный образовательный стандарт____________________

Содержание лекционных и семинарских занятий

по дисциплине «Теория воспитания»

Лекционные занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.051 с.)