Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль

Поиск

В эпоху античности.

Цель: сравнительно-сопоставительный анализ двух систем воспитания в

Древней Греции на основе изучения экономической, политической и

культурной жизни государств-полисов; характеристика

педагогических взглядов философов изучаемого периода.

Форма работы: семинар-обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные особенности идеалов и практики воспитания и

обучения в Спарте и Афинах.

2. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.

Задания для самостоятельной работы:

На основе изучения и анализа учебных материалов составить

сравнительную таблицу спартанской и афинской систем воспитания:

Основные положения Государства Спарта Афины
Географическое положение    
Экономика    
Политический строй    
Цель воспитания    
Типы школ    
Содержание воспитания и образования    

 

 

2. Выбрать из работы любого философа высказывание, которое, на Ваш

взгляд, ярко характеризует данную эпоху.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для

вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

2.История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-

ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

3.История педагогики и образования: От зарождения воспитания в

первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов /

Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

4. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собрание сочинений: В 4-хтт. –

М., 1984. Т. 4.

5. Платон. Государство // Сочинения: В 3-х тт. – М,, 1972. – Т. 3.- Ч.1.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.

 

Тема 2. Педагогика среды С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и

А.С.Макаренко.

Цель: на основе изучения влияния социальной ситуации 20-х годов 20 века в

России на взгляды ведущих педагогов проанализировать различные

подходы к воспитанию и перевоспитанию детей.

Форма работы: семинар-обсуждение и мини-сообщения (презентации).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности становления и развития советской школы и педагогики в 20-е

годы 20 века в России: основные направления педагогической мысли,

типы школ и специфика их деятельности.

2. Трудовая школа – школа будущего, школа работы в педагогике

С.Т.Шацкого.

3. Суворовская педагогика В.Н.Сороки-Росинского в работе с трудными

подростками.

4. Социально-педагогический эксперимент А.С.Макаренко.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения учебной литературы выявить основные

педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую

характеристику.

2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов

Сороки-Росинского и Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:

Основные положения А.С.Макаренко В.Н.Сорока-Росинский  
Ведущий принцип Воспитания    
Цель воспитания    
Тип учреждения    
Местонахождение ОУ    
Пути перевоспитания    
Формы и методы организации детей    
Организация труда    
Воспитательная работа    
Требования к педагогу    

 

3. Подготовить мини-сообщения (презентации) по темам:

• Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского.

• Годы исканий С.Т.Шацкого.

• А.С.Макаренко – педагог и писатель.

Литература:

1. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических

ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в

первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов /

Пискунов А.И. и др.- М.: Сфера, 2001.

3.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России:

Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

4.Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X

– нач. ХХ вв.) – М.,1998.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед.

соч. в 8-ми тт. – М., 1984

6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания//Там же.

7. Сорока-Росинский. Школа Достоевского. Пед.сочинения/Сост.

А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.

8. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Избр. пед. соч. в 2-х тт. – М.,1965. – Т2.

 

Тема 3. Отечественное образование в конце ХХ в.

Цель: изучить основные образовательные тенденции в России в конце ХХ в.

Форма работы: семинар-обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика сотрудничества и ее историко-культурные корни.

2. Концепции общего среднего образования конца 80-х гг.

3. Основные пути развития современного российского образования.

Задания и спорные суждения

1. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

2. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х гг.

3. Закон РФ "Об образовании" требует от школы обеспечения свободного развития ребенка при одновременном выполнении государственного образовательного стандарта. Не противоречит ли одно другому? Как можно решить эту дилемму?

Согласны ли Вы с тем, что классно-урочная система перестанет быть основной формой обучения в ХХI веке? Какие нетрадиционные формы обучения Вы знаете?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте опорную схему «Система народного образования в России в ХХ-ХХI вв.»

2. Заполните таблицу «Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили»

Основные работы Методологические основы взглядов Педагогические взгляды
     

3. Выберите из «извлечений из нравоучительной литературы 18 века» те, которые характеризуют современный воспитательный идеал. Докажите.

4. Международные нормативные документы и нормативные документы Российской Федерации в области образования.

 

Литература:

1. Доктрина образования в России /Е.П.Белозерцев и др. - М., 1996.

2. Закон РФ "Об образовании" //Учительская газета. - 1992. - № 28.

3. Концепция общего среднего образования (ВНИК) //Учительская газета. - 1988. - 23 августа.

4. Педагогический поиск. - М., 1988.

5. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.

6. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999.

Материалы для практических занятий и самостоятельной работы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ Кол-во часов Форма отчета
Подготовить выступления по темам №1,2,3 семинарских занятий.   Выступление
Воспитание и обучение в Древних цивилизациях.   Опорная схема
Школа и педагогика России в Новое время.   Реферат
Развитие педагогической мысли в России.   Доклад
1.Христианско-гуманное воспитание. 2. Жизнь и деятельность Дистервега. 3.Представители психологической педагогики. 4. Представители философской педагогики. 5. Германские университеты и их студенчество. 6. История народного образования в Англии. 7. История народного образования во Франции. 8. История народного образования в США. 9. Участие правительства в народном образовании. 10. Из истории новейшего воспитания в России. 11. Поэты – педагоги. 12. М.Монтень – взгляды на личность и ее воспитание. 13.Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников. 14.Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения». 15.Домострой о воспитании и нравственности.     презентация
Контрольная работа по одной из предложенных тем.   Контрольная работа
     

 

Рекомендации к выполнению презентации

Опыт совмещения современных информационных программ и гуманизма

воспитательной системы реализуется в презентации. Постепенно презентация стала внедряться в школы и вузы компьютерных и мультимедийных технологий. Power Point – весьма простая и удобная программа для презентаций, она позволяет размещать, классифицировать и просматривать информацию при помощи слайдов. Очевидно, что презентация как методика незаменима в современных гуманитарных науках, где в большой степени можно систематизировать материал. Так, с помощью презентации можно наглядно и доходчиво рассказать о жизни и деятельности того или иного педагога.

В первую очередь, презентация способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, она действительно есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание как со стороны формы, так и особенно со стороны содержания, которое способно стать образным, наглядным. Её автор из бесформенного и разрозненного объёма информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создает нечто новое – своё собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой связи презентация служит выработке определённого взгляда на мир, в ней и через неё реализуется свобода, творчество студента. Данная методика обучения – это форма, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и вместе с тем направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто создает педагогические презентации, руководствуется предлагаемой преподавателем тщательно продуманной схемой. Например, если требуется проанализировать воспитательные идеи педагога, можно использовать схему:

Схема презентации по теме: «Философско-педагогические взгляды Н.Бердяева»

Название презентации.

Выбор цитаты, характеризующей учение выбранного педагога.

Годы жизни педагога.

Основные его труды.

Характеристика времени жизни педагога.

Выделение и краткая характеристика его основных педагогических идей.

Система (схема) основных принципов воспитания.

Методологические основы взглядов педагога

Итоги: заслуги, достоинства, недостатки учения педагога, его место в национальной и мировой культуре.

Список литературы по теме

Презентация педагогической темы – это самостоятельная работа с огромным объёмом информации, преследующая определённые учебно-образовательные цели. Эта работа включает: систематизацию большого объёма информации при помощи схем, символов, цветоряда, наглядных картинок, таблиц, что даёт возможность лучше усвоить и понять тему. Развитие творческих способностей студента, предоставление возможности поиска информации и выбора способа оформления презентации.

Преподаватель предлагает критерии оценки презентация: соответствие заданной схеме, полнота её содержательного и изобразительного выражения. Работа должна быть эстетически оформлена, а содержание должно быть осмысленным и понятным как автору, так и аудитории. Студенту необходимо не только охарактеризовать биографию педагога, но и продумать, какая цитата выбранного автора лучше всего характеризует его педагогическое творчество или рассматриваемую проблему, требуется выделить и кратко охарактеризовать основные идеи, структурировать их. Презентация завершается самостоятельными выводами, что развивает философское мышление, умение подводить итоги, выделять достоинства и недостатки, находить перспективы дальнейших исследований.

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Контрольная работа по курсу "История образования и педагогической мысли" имеет целью расширение и углубление студентами теоретических знаний по предмету и приобретение практических навыков самостоятельного нахождения, изучения и анализа различных историко-педагогических источников. Контрольная работа – это наиболее удачное средство для подготовки студентов к последующему интернет- тестированию. Структурные элементы контрольной работы предполагают сочетание различных видов деятельности и отражают принцип связи теории с практикой, что является необходимым условием реализации компететностного подхода в обучении студентов педагогических вузов.

Успешное выполнение такого рода задания во многом зависит от правильно выбранной и сформулированной темы. В оптимальном варианте она должна отвечать личностным и научным интересам студента. А это возможно лишь в случае серьезного отношения к получению будущей профессии, добросовестного и вдумчивого изучения педагогических и специальных дисциплин.

В основном содержании работы автор должен показать развитость своего историко-педагогического и аналитического мышления, умелое интерпретирование теоретическими и статистическими данными, способность отделять главное от второстепенного и осуществлять самостоятельные обобщения.

В завершении контрольной работы необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы по всей теме и высказать собственное отношение к изученному материалу.

Письменные контрольная работа выполняется на стандартных лис­тах формата А4. По краям листа оставляются свободные поля: слева – 2,5cм., справа – 1,5см., вверху и внизу по 2,5см. Текст набирается на пишущей машинке или компьютере. Нумерация страниц начинаемся с самого первого листа, но на первой странице номер не ставится. Номер обознача­ется арабской цифрой и может располагаться вверху стра­ницы.

Титульным листом называют первый лист работы, со­держащий основные сведения о ней. Вверху рабочего поля страницы по центру пишутся полностью название минис­терства, ниже название ВУЗа. Приблизительно в центре листа указывается предмет, название работы. Под ним указывают сведения об исполнителе и научном руководителе. Внизу листа место и год издания.

Контрольная работа

Задание 1.

Написать эссе на одно из предложенных высказываний. Какое из них вам кажется наиболее убедительным и почему?

1. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

/Я. Корчак/.

2. «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

/К.Д. Ушинский/.

 

3. «Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которых можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собою как плод и дерево».

/Луи Пастер/.

4. «Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе».

/Н.К. Гончаров/.

Эссе (попытка, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер. Эссеический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разнообразную интонацию и логику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора

/Литературная энциклопедия терминов и понятий /гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001. – С. 1246-1247/.

Задание 2.

Выполните тестовые задания

1. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.

а). Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

б). Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

в). Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

г). Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.

д). Педагогика – это наука о воспитании человека.

2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

а). Воспитание, обучение подрастающего поколения.

б). Познание законов воспитания, вооружение педагогов практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

в). Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

г). Изучение пробелов обучения и образования людей в современном мире.

д). Исследование человеческой природы.

3. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный ответ, доказав неполноту других ответов.

а). Прогресс науки и техники.

б). Забота родителей о счастье детей.

в). Биологический закон сохранения рода.

г). Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

д). Повышение роли воспитания в общественной жизни.

4. Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.

а). Наличие дефиниции позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.

б). Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.

в). Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и может быть использовано для построения научной теории.

г). Воспитание – это понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.

д). Правильного ответа нет.

5. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

а). Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

б). Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями, навыками.

в). Обучение – это процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков и подготовку к жизни.

г). Обучение – двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системы знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

д). Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков.

Задание 3.

Письменно ответьте на поставленные вопросы.

(При ответе на вопрос, старайтесь указать годы жизни педагога, написанные им труды, что он конкретно сделал для развития педагогической науки и практики).

1. Что сделал для педагогики Я.А. Коменский?

2. Какие педагогические идеи разработал И.Ф. Гербарт?

3. В чем заслуга И.Г. Песталоцци в развитии педагогики?

4. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского.

5. Кого из отечественных педагогов вы знаете? Чем они прославились?

Задание 4.

Решите педагогические ситуации.

1. В последней четверти ХХ века в нашей стране в области воспитания в процессе научных исследований сделаны очень важные открытия. Например. Для общеобразовательной школы идею разностороннего развития ученика полнее всего разработал учитель-новатор М.П. Щетинин. В его «школе 2000 года» были слиты пять школ: обычная, спортивная, хореографическая, музыкальная, да еще бригады земледельцев, садоводов, животноводов, клубы юных техников и натуралистов. Учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и другие разработали новые методы и приемы обучения, которые отвечают законам мозга и детской природе. Эти методы включают в работу образное и логическое мышление, мобилизуют чувства и рассудок, вводят в строй потайные резервы психики. Эффективность таких методов значительно выше, чем тех, которые применяются в школе. Это значит, что объем знаний, предусмотренный современными программами, дети могут освоить гораздо быстрее, и высвободить время для занятий физкультурой, искусством и т.д. Учителя-новаторы в своей работе осуществляют опыт коллективного сотворчества в учебе – учителя и ученика.

1. Какую, на ваш взгляд, роль должна сыграть педагогика в обобщении и внедрении передового опыта новаторов в практику?

2. Что значит «обобщить опыт»: копировать, навязывать и т.д.?

3. В чем различие между передовым и массовым педагогическим опытом?

2. Социологи выделяют главные принципы, на которых зиждется опыт педагогов-новаторов: демократические, а не авторитарные отношения учителя и ученика, что и определяет педагогику сотворчества; интенсивные и игровые методы обучения, разносторонние занятия учащихся, творческий характер всех их дел, коллективизм в учебе.

а) Дайте характеристику важных принципов опыта педагогов-новаторов.

б) Сделайте вывод, какие из названных принципов находят отражение в деятельности современной массовой школы?

в) Как бы вы использовали эти принципы применительно к профилю своей учебно-воспитательной работы с учащимися?

3. В настоящее время учителями-подвижниками, передовыми учеными накоплен огромный опыт новых форм, средств и приемов обучения и воспитания. Многое из найденного отражено в серии «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки», выпускаемой издательством «Педагогика». Изданы отдельные книги педагогов-новаторов. Изучив эти работы, каждый учитель откроет для себя с учетом своей индивидуальности десятки и сотни образцов обучения и воспитания. Но прочно ли вошли эти книги в сознание сегодняшнего учителя? Оказывается, их авторы не всегда значатся в числе тех, кто формировал или формирует педагогическое сознание учителя, влияет на профессиональное совершенствование и на перестройку работы.

1. В чем причина того, что, несмотря на пропаганду опыта педагогов-новаторов, он не получил массового внедрения в практику и глубокого осмысления?

2. Изучите 1-2 произведения педагога-новатора и выберите методы, приемы, формы сотворчества учителя и учащихся в обучении и воспитании.

3. Кого бы из современных учителей-практиков вы назвали бы мастером своего дела, прокладывающим новые пути в воспитании и обучении детей?

 

Самостоятельная работа

Методические рекомендации.

Информационный материал извлекается студентом из рекомендованной литературы и лекций преподавателя. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студент обсуждает на семинарских занятиях и научно-практических конференциях. С целью формирования у студента способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены типовые задания, а также задания, требующие творческого, самостоятельного поиска решения. Обязательным компонентом в образовательном процессе является составление студентом словаря психолого-педагогических понятий.

Предлагаемое построение курса должно помочь студентам сориентироваться в предмете и показать, как используются знания по психолого-педагогической антропологии в практике образовательного процесса. Разработанные и рекомендуемые планы лекционных занятий, мы учитывали, что они помогут студентам при самостоятельном изучении курса, а также позволят сосредоточить внимание на важных и практически применимых вопросах каждого раздела курса.

Рекомендации к проведению семинарских занятий.

В соответствии с учебным планом семинарские занятия необходимо проводить, делая акцент на наиболее трудных теоретических темах курса.

Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики её предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

Работа с монографиями и первоисточниками.

Важной работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий.

Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов.

В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «Психолого-педагогическая антропология», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п.

Важный метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (аннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

Составление матрицы идей подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна).

Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана.

Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник.

Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст.

Общепринятыми пометками являются такие:

! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте;

? - несогласие с автором, сомнение;

?! - недоумение, удивление;

NB - весьма важно;

V - важно, стоит заметить;

- интересно, может пригодиться.

Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Требования к эссе:

Эссе (фр. еssai опыт, набросок) – это самая подвижная, доступная и минимально зависящая от дидактических условностей форма изложения своей позиции.

Эссе - самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. Задача студентов в непринужденной форме изложить личные соображения по какому-либо вопросу, аргументируя свою позицию. Объем эссе неограничен.

Критерии оценки качества эссе: о-6 баллов.

При оценке эссе обращается внимание на следующее:

• Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

• Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

• Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
  • Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
  • Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.
  • Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
6 баллов
  • Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
  • Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).
  • Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
4-5 баллов
  • Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
  • Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.
  • Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3-2 балла
  • Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
1 балл
  • Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
0 баллов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.016 с.)