Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 5. Развитие отечественной философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 5/1. Лекция: «Становление и основные этапы развития русской философской мысли» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре. 2. Способствовать развитию у обучающихся патриотизма, чувства гордости за принадлежность к российской нации и ее культуре. Вопросы лекции: 1. Особенности отечественной философии 2. Основные этапы развития философской мысли России Методические рекомендации: По первому вопросу учесть следующие основные положения: Важнейшие характеристики русской философской мысли: · идея соборности, сочетания единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям · смысложизненная направленность, поиск смысла исторического процесса и места в нем человека (предназначение России состоит не в том, чтобы быть самым богатым государством, а в том, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ») · этическая составляющая, присущая русским философам в решении проблем метафизики и гносеологии (цельная истина раскрывается только цельному человеку) · доверие мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и его царством (наряду с интеллектуальной интуицией, нравственным и эстетическим опытом) · софийность, вера в наличие прекрасной «мировой души», Софии (отсюда - космологический характер осмысления христианства) По второму вопросу «Основные этапы развития философской мысли России» уяснить следующее: В развитии русской философии можно выделить следующие этапы: 1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Филофей). 2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. 3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии. 4. После 1922 года - философия русского зарубежья. Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати»: · богословско-историческая концепция, обосновывающая включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света · автор размышляет о различии двух мировоззрений через анализ понятий «закон» и «благодать»: иудаизм – религия закона, религия одного народа, а христианство – религия благодати, учение, открытое всему человечеству. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим», согласно которой после падения Рима и Константинополя («второго Рима»), центр мировой истории перемещается в Россию – единственную носительницу «истинно христианского духа». В конце ХV в. возник знаменитый спор между иосифлянами («стяжатели») во главе с Иосифом Волоцким и заволжскими старцами («нестяжатели») во главе с Нилом Сорским. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры. Иосифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. В этом споре победили иосифляне. Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в («Русское Просвещение»). В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. Михайло Васильевич Ломоносов (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма. · «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части» · доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - «первый философ на Руси в точном смысле слова» (В.В. Зеньковский). · первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души. Русские просветители второй половины XVIII века: А.Н. Радищев (1749 - 1802) - автор «Путешествия из Петербурга в Москву» · признание реальности материи, ее независимости от познающего субъекта · весь живой и неживой мир состоит из единого вещества · отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое равенство людей · исторический процесс как последовательная смена циклов через борьбу равенства и неравенства · прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». · обосновал идею перевоплощения души в более совершенную материальную оболочку после смерти предыдущей Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается своеобразие русской философии, каковы ее характерные черты? 2. Раскройте содержание понятия «соборность». 3. Что понимает под законом и благодатью Илларион? 4. В чем противоречие иосифлян и нестяжателей? 5. В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»? 6. Кого В. Зеньковский назвал первым русским философом? Литература: 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989. 2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1990. 4. История русской философии в СССР: В 5 т. М., 1968. 5. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. 6. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. 7. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. 8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 9. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010 10. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993. 11. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 5/2. Лекция: «Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре. 2. Раскрыть возможности отечественной философской классики, как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Способствовать развитию у обучаемых чувства гордости за принадлежность к российской нации. Вопросы лекции: 1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России 2. Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли Методические рекомендации: По первому вопросууяснить следующее: · XIX век - это век становления и развития оригинальной отечественной философской культуры, век «философского пробуждения» России · Пробуждается национальное самосознание, ярким свидетельством чего стала борьба «западничества» и «славянофильства». · Западники: (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.): – права гражданина - главная ценность (не замечали стеснительности социальной организации) – общество не столько ограничивает личность, сколько способствует ее развитию, восполняя ее недостаточность – особая значимость политико-правовой свободы личности · Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.): – главное - права человека (принижали достоинства и преимущества развитой социальной организации). – социальная организация Запада с ее устоявшимся правовым порядком есть внешнее препятствие для развития индивидуальной свободы. – основное внимание религиозно-нравственной стороне жизни личности – Западная Европа с ее односторонним интеллектуализмом далека от воплощения христианского идеала жизни. · Идеалы западничества и славянофильства предельно сближаются в признании особенности исторической миссии России. Но если западники утверждают необходимость европейского пути России, то славянофилы - необходимость ее самобытного развития. При рассмотрении второго учебного вопроса «Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли» обратите внимание на ряд особенностей творчества великих русских мыслителей: Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - создатель первой в истории русской философии целостной системы - философии всеединства · Центральные категории его философии: Истина, Красота, Добро (образы Всеединого, находящие проявление соответственно в гносеологии, эстетике, этике). · Исторический процесс - совместное действие Бога и Человека ради общей цели - Богочеловечества. В мире осуществляется и реализуется божественный замысел - Царство Добра. Инструментами его осуществления являются Истина и Красота. · Основное содержание философии всеединства Вл. Соловьева: – идея единства совершенной связи всего; – идея единства совершенного человечества, связуемого всем; – главная задача мироотношения: установить связь между несовершенной действительностью и действительным совершенством (осуществить идеально сущее как реально должное) Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из основателей экзистенциализма, оказавший (среди отечественных мыслителей) наиболее ощутимое влияние на развитие современной западноевропейской философии. · Бог есть дух, который реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни. · Истина о Боге может быть выражена только в паре суждений противоречащих друг другу. Божество может раскрыть себя только символически. «Философия свободы» Николая Бердяева основана на выделении трех видов свободы: – первичная иррациональная свобода – рациональная (исполнение морального долга) – свобода, проникнутая любовью Бога. · «Бог - создатель является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой». · Свобода первична по отношению к добру и злу (обусловливает возможность как добра, так и зла). · Действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. · Свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. · Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога. Персонализм Николая Бердяева · Общество, нация, государство не являются личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. Религиозное реформаторство: Л.Н. Толстой (1828-1910), представители «нового религиозного сознания» · Неудовлетворенность привычными представлениями о Боге как всемогущем Абсолюте, всецело определяющем бытие мира и человека, не оставляющем места для человеческого творчества и свободы, предписывающем лишь беспрекословное послушание и покорность. Представители западничества: В.Г. Белинский (1810-1848) – Природа - гармоническое, прекрасное целое, восходящее по ступеням совершенства к человеку (эстетический гуманизм). – Личность обладает безусловной ценностью, которая не может быть принесена в жертву «разумному» историческому процессу. – Все живое – результат борьбы: то, что утверждается без борьбы – мертво. А.И. Герцен (1812-1870) – Необходимо преодолеть дуализм теории и практики (способ преодоления - деяние, субъект деяния - личность). – Сама по себе действительность неразумна, но она становится разумной через деятельность человека. – В историческом развитии нет планомерности («В истории все - импровизация, все - воля...»). – Предшествующие исторические формации не смогли достичь гармонии: античность пренебрегала личностью, средневековье – социальностью. – Современный Запад индивидуалистичен, и в стихии индивидуализма произошла «замена лиц массами». – Для России возможен особый путь, «русский социализм», смысл и назначение которого состоит в том, чтобы гармонично сочетать интерес личности и общества. Реализм и радикализм как линии развития западничества · Реализм - философское направление, признающее объективное, т.е. независимое от субъекта, существование наличной действительности. · Радикализм - философское направление, признающее необходимость решительных мер по преобразованию общества. Основные течения радикализма: революционный демократизм, народничество, русский марксизм Революционный демократизм. ( Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И. Писарев (1840-1868). – Направленность философских учений определяется общественно-политическим положением философа. Философы всегда писали под влиянием политических убеждений, и потому философия всегда была политически партийной. – Человек - природное существо, полностью подчиненное действию законов природы: психические состояния производны от физиологических – «Свобода воли» - бессмыслица: воля находится в причинном ряду. Ее причина - мысль, которая сама есть продукт природных и общественных состояний человека – Общественное развитие определяется обстоятельствами экономической жизни. Народничество. (П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1824-1904) – Наука опирается на идею необходимости, мораль - на идею свободы. – В социальном познании не существует безоценочной истины (истина оценивается человеком по критериям необходимости, возможности и желательности). – Личность - не только главная движущая сила истории, но и мерило общественного прогресса. – Идеалом общественного развития является «персоналистический социализм», при котором личность не поглощается обществом, хотя и служит общим целям и идеалам. Русский марксизм: ( Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924). Новаторство Ленина в философии: · Отошел от классического детерминизма Маркса и Энгельса, в свете которого основной упор делался на объективности общественного развития (сконцентрировал внимание на выявлении роли и значения субъективного фактора в истории) Русский анархизм: М.А. Бакунин (1814-1876) – «Истина не теория, но дело, сама жизнь...». – Разрушение - не самоцель, а средство к установлению безгосударственного общественного строя на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. – Русский народ - безгосударственный народ и ему нужно помочь разбить оковы чуждой ему, исторически отжившей государственности. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы философско-мировоззренческие основы полемики западников и славянофилов? 2. Какую роль в развитии отечественной философской мысли сыграли представители реализма и радикализма середины XIX века? 3. Раскройте основное содержание социально-философских взглядов народников. 4. Что представляет собой религиозное реформаторство? 5. Каковы основные особенности русского анархизма? 6. В чем особенность философских воззрений Вл. Соловьева и Н. Бердяева?
Литература: 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989. 2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1990. 4. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. 5. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. 6. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. 7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 8. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993. 9. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. 10. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 11. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 12. Хрестоматия по истории философии: в 3 т. М., 1998-2001. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 5/3. Семинар: ««Русская идея»: проблема историко-культурной самобытности России» Время – 2 часа. Цели семинара: 1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции. 2. Раскрыть возможности отечественной философской классики, как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала. 4. Привить обучающимся навыки устных выступлений по гуманитарным проблемам. 5. Способствовать развитию у обучающихся чувства гордости за принадлежность к российской нации. Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.011 с.) |