Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы нравственности, человека и общества в античной философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
– философия Сократа как коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики (проблема человека и его отношения к миру) – этика Сократа (знание - добродетель) – эвдемонизм Эпикура (проблема счастья) – социально-философские взгляды Платона – человек Аристотеля как «существо политическое» – взгляды античных мыслителей на сущность войны Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое дао? 2. Каковы особенности восточного миропонимания по сравнению с античным? 3. В чем разница взглядов на общественное устройство конфуцианцев и легистов? 4. В чем своеобразие античной философии, какова ее основная проблематика? 5. В чем состоит принципиальное различие милетской и элеатской философских школ? 6. Что представляет собой число в концепции пифагорейцев? 7. Какая роль в истории философии отводится Платону, Демокриту, Гераклиту? 8. Каковы основания беспощадной критики софистов Сократом? 9. В чем сущность сократовского переворота в философии? 10. Какая связь между представлениями Платона о душе и его взглядами на государственное устройство? 11. С чем связана фраза Аристотеля «Amicus Plato, sed magis amica veritas»? Задания для подготовки к семинарскому занятию: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара. 3. Составить словарь ключевых терминов: «дао», «инь», «ян», «диалектика», «пантеизм», «апейрон», «логос», «субстанция», «субъективизм», «релятивизм», «скептицизм», «антропоцентризм», «натурфилософия», «майевтика», «софистика», «эйдос», «материализм», «идеализм», «объективный идеализм», «субъективный идеализм», «онтология», «гносеология», «агностицизм», «гносеологический оптимизм», «аксиология», «метод», «методология». 4. В каждой учебной группе подготовить: Доклад: «Этический идеал Сократа: тождество знания, добродетели и счастья» Фиксированные выступления: 1. «Веды как священное откровение и сокровищница мудрости». 2. «Философия Пифагора, идея числа как первоосновы мира». 3. «Общественный идеал в концепции Платона». Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар. Литература: См. литературу к темам 1, 2
Тема № 3 Основные проблемы философии Средневековья
Занятие 3/1. Лекция: «Средневековая философия: особенности, проблематика, основные этапы развития» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными течениями Средневековой философии. 2. Показать особую роль религии и веры в философском осмыслении мира.
Вопросы лекции: 1. Средневековая философия как тип мышления 2. Патристика и схоластика: роль и место в истории философии.
Методические рекомендации: При рассмотрении первого учебного вопроса обратите внимание на следующее: «Философия - служанка богословия» – теоцентризм философской мысли эпохи Средневековья - признание в качестве источника всего сущего Бога; – принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего» актом воли) в онтологии; – принцип откровения в гносеологии; – принцип антропологизма (человек – венец творения) в антропологии; – принципы провиденциализма - мир развивается согласно промыслу Божию и эсхатологизма (конечность мира, искупительный смысл исторического процесса) в философии истории; – принцип персонализма - признание того, что человек — «персона», сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью в этике Основные проблемы, стоявшие перед мыслителями: – Сотворен ли мир Богом или существует от века? – Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? – Каково место человека в мире и какова роль его в истории? – Как сочетаются свобода воли человека и божественное предопределение? – Если Бог это истина, добро и красота, то откуда в мире зло и т.д. Специфика философии Средневековья: – Утверждение монотеизма (единобожия), идеи о единой сущности мира. – Идея творения в онтологии, идея откровения в гносеологии (проблема соотношения веры и разума). – Тенденция к сакрализации (сближению с религиозным учением) и морализации (сближению с этикой, направленность на обоснование правил поведения христианина в мире). – Библейский традиционализм и ретроспективность. Среди ученых и в массовом сознании Библия - самое древнее, истинное и подлинное произведение в мире. Библия не просто книга, а боговдохновенное произведение. · критерий истинности в соответствии букве и духу Библии. · экзегетика - искусство правильного толкования текста Библии. При рассмотрении второго учебного вопроса «Патристика и схоластика: роль и место в истории философии» обратите внимание на следующие положения: · патристика [2] и схоластика [3] – два основных периода средневековой философии В рамках патристики мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику - Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях. На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (185 - 254), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (330 - 390), Василий Великий (330 - 379), Григорий Нисский (335 - 394), Августин Блаженный (354 - 430) и др. Идеи Августина Блаженного (354-430) (основные работы: «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь»): – Бог сотворил мир из ничего, т.е. он сотворил и саму субстанцию (первоматерию). – Бог сотворил время, до него времени не существовало. Бог вне времени. Он имеет только «сегодня», а Человек имеет прошлое, настоящее, будущее. – История определяется божественным провидением. Она движется от «земного града» к «граду Божьему». – Человек — это разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к Богу, т.к. в нем он находит любовь, покой, благодать. – Разум — помогает вере, но сам истину найти не может. – Человеческая свобода проявляется в выборе между добром и злом. – Зло - недостаток добра, оно в человеческой природе. Одной из важнейших проблем второго этапа средневековой философии, пришедшего на смену патристики - схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Наиболее крупными представителями схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (810 - 877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский (1225 - 1274), Дунс Скот (1266 - 1308) и Уильям Оккам (1300 - 1349). Идеи Фомы Аквинского (1213-1274) (основные работы: «Сумма против язычников», «О сущем и сущности», «Сумма теологии») [4]. – Бог — создатель природы и всех форм бытия. – Человека надо изучать в единстве души и тела, а не отдельно душу. – Два пути познания истины: а) короткий непосредственный путь, — вера, откровение б) длинный путь со многими доказательствами — путь разума, науки – Разум и наука, опирающаяся на факт природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию и науку. – Бытие есть и оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно приобретает другие формы (вода - пар - лед). Пять доказательств существования Бога, в частности: – Раз есть движение и стремление вещей к чему-то целому, значит есть цель. Но цель кто-то определил — это Бог. – Раз вещи постоянно меняются, значит, они не полны, а являются частью чего-то полного, целого. Такая полнота - Бог - конечная реальность. – Общее реально существует — это Бог. Моменты общего существуют в любой вещи. А единичные вещи и составляют общее целое.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные принципы философских воззрений эпохи Средневековья? 2. В чем разница патристики и схоластики? 3. Что такое экзегетика? 4. Как Вы понимаете утверждение «зло – есть недостаток добра»? 5. Почему, на Ваш взгляд, труды Фомы Аквинского легли в основу доктрины римско-католической церкви? 6. В чем суть конфликта разума и веры?
Литература: 1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с. 2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 4. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с. 5. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 3/2. Семинар: «Философия мысль эпохи Средневековья» Время – 2 часа. Цели семинара: 1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции. 2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Показать специфику религиозного миропонимания и познакомить обучающихся с основными христианскими идеями в философском контексте 4. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала. Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.009 с.) |