Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие основных картин видения и понимания мира

Поиск

религиозная картина мира как обобщение религиозного опыта людей, делающая главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего.

научная картина мира (НКМ) как целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

– отличия научной и религиозной картин мира друг от друга

– обыденная картина мира - представление о мире складывающееся стихийно в процессе жизнедеятельности каждого человека.

– роль обыденной картины мира как «картины здравого смысла»

Особенности философской картины мира и ее роль в мировоззрении человека

– рационализм, вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность

– объективизм и субъективизм в философских картинах мира

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «картина мира»?

2. Каковы особенности современной научной картины мира?

3. В чем разница и что объединяет философскую и религиозную картины мира?

4. Каково значение обыденной картины мира?

5. Прокомментируйте высказывание Джона Холдейна: «Человек, вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек».

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. Составить словарь ключевых терминов: «материя», «сознание», «пространство», «время», «движение», «детерминизм», «индетерминизм», «картина мира», «мировоззрение».

4. В каждой учебной группе подготовить:

Доклад: «Современная научная картина мира»

Фиксированные выступления:

1. «Религиозное мировоззрение, его сущность и роль в жизни общества и человека»

2. «Исторические судьбы учения В.И. Вернадского о ноосфере».

Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

Литература:

См. литературу к лекции по теме 6.

Тема №7. Философия познания

Занятие 7/1. Лекция:

«Философское учение о познании»

Время– 2 часа

Цели занятия:

1. Дать знания об основных положениях философской гносеологии.

2. Сформировать устойчивое представление о диалектике познавательного процесса, его основных уровнях, формах и методах.

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

 

Вопросы лекции:

1. Гносеология: содержание и основная проблематика.

2. Диалектика как система принципов, законов и категорий

 

Методические рекомендации:

При изучении содержания первого вопроса лекции опираться на следующие узловые моменты:

· гносеология – знание о знании.

· проблема познания в истории философии.

· отличие философии от других наук, изучающих познание

– цель познания – истинное знание.

– социокультурный аспект.

· структурные элементы познания:

а) эмпирический уровень

б) рациональный уровень

· формы чувственного познания:

– ощущение

– восприятие

– представление

– эмоции

· формы рационального познания:

– понятие

– суждение

– умозаключение

· методы познавательной деятельности:

а) эмпирические

б) рациональные

· определение и сущность знания

· виды знания

· соотношение знания и информации

· знание и практика

· знание и вера в истории философии и сегодня

Проблема истины в философии

· плюрализм взглядов на проблему истины

· сущность современной трактовки истины

· содержание концепций истины:

– корреспонденции;

– когеренции;

– прагматичности

· качественная градация истины:

– абсолютная;

– относительная

· философское содержание проблемы абсолютной истины.

· проблема критериев истины

· антиподы истины и их нравственный аспект

· онтологическое, аксиологическое и праксеологическое наполнение истины

Гносеологическая часть основного вопроса философии.

· сущность агностицизма.

· философская история агностицизма (Протагор, Пиррон, Д. Юнг, И. Кант, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и др.).

· проблема методов в гносеологии Нового времени, противостояние эмпиризма и рационализма, индуктивного и дедуктивного знания, споры о пределах познания.

· основные концепции и направления агностицизма:

– сенсуализм;

– интуитивизм;

– релятивизм;

– конвенционализм;

– скептицизм;

– символизм и др.

· перспективы соперничества агностицизма и гносеологического оптимизма

Научное познание

· критерии научного познания:

– верификация;

– фальсификация

· общелогические методы познания:

– анализ;

– синтез;

– абстрагирование;

– обобщение;

– аналогия;

– индукция;

– дедукция;

– моделирование.

· понятие формы научного знания:

а) научный факт

б) научная проблема

в) научная гипотеза

г) научная теория

· методы эмпирического исследования:

– наблюдение;

– описание;

– сравнение;

– эксперимент.

· методы теоретического исследования:

– формализация;

– аксиоматический метод;

– гипотетико-дедуктивный метод.

· общенаучные методы исследования:

– восхождения от абстрактного к конкретному;

– исторический;

– логический

При изучении содержания второго вопроса «Диалектика как система принципов, законов и категорий» обратить внимание на следующее:

Диалектика - наука о всеобщем развитии и всеобщей взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.

· Законы диалектики – раскрывают идею, ход развития мира и его явлений:

– Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития)

– Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (процесс развития)

– Закон отрицания отрицания (результат развития)

· Принципы (т.е. основополагающие идеи) диалектики:

1) всеобщего развития;

2) всеобщей связи бытия;

3) противоречивости бытия;

4) системности;

5) историзма;

6) детерминизма.

· Категории (основополагающие понятия) диалектики:

– развитие;

– связь;

– противоположность;

– противоречие;

– мера;

– скачок;

– количество и качество;

– случайность и необходимость;

– возможность и действительность;

– причина и следствие;

– часть и целое;

– единичное, особенное, общее;

– форма и содержание;

– сущность и явление;

– свобода и ответственность, свобода и необходимость

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные формы рационального познания?

2. Каковы методы эмпирического познания?

3. В чем сущность проблемы истины?

4. Почему истина – процесс?

5. В чем различие между гносеологическими оптимистами и агностиками?

6. В чем гносеологическая сущность кантовской «вещи в себе»?

7. В чем отличия научного познания от других его видов?

8. Перечислите критерии научного познания.

9. Что такое метод познания?

10. Какие приемы мыслительной деятельности вам известны?

11. Как взаимосвязаны формы научного знания с этапами научного исследования?

12. Почему специалисту МЧС важно знать теорию познавательной деятельности?

13. Покажите механизм развития с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

14. Как характеризуется направленность развития в законе отрицания отрицания?

15. Каково соотношение категорий «причина» и «следствие»?

16. Покажите различие между необходимостью и случайностью.

17. Охарактеризуйте категории «возможность» и «действительность».

 

Литература:

1. История и философия науки (философия науки): учебное пособие/ Под ред.: Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 7/2. Семинар:

«Познание, его возможности и границы»

Время: - 2 часа

Цели занятия:

1. Углубление знаний по теме.

2. Контроль усвоения учебного материала.

3. Формирование навыков правильного мышления и речи.

 

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:

1. Познание: сущность, структура и особенности:

– познание как форма духовного производства, процесс отражения действительности

– структура познания: объект и субъект познания

– сущность проблемы познавательного процесса, ее решение в истории философии

– агностицизм и гносеологический оптимизм.

2. Диалектика как универсальный способ постижения мира:

– элементы диалектики (законы, категории, принципы).

– диалектико – материалистическая теория познания.

– метафизический и диалектический методы познания

3. Философское учение об истине:

– природа истины.

– истина: виды и критерии.

– релятивистское и догматическое рассмотрение истины.

– диалектический, прагматический и конвенционалистский подходы к истине.

– истина, заблуждение и ложь.

4. Основные формы и методы научного познания:

– методы научного познания: эмпирические и теоретические.

– формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое знание и познание?

2. Каковы основные этапы разработки проблем познания в истории философии?

3. Каковы предмет и метод гносеологии?

4. Как соотносятся познание и практика?

5. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?

6. Как понимать выражение «познание – процесс отражения» и «познание – исторический процесс»?

7. Каково соотношение категорий «знание» и «вера»?

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекции, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. Составить словарь ключевых терминов: «бытие», «синергетика», «отражение», «гностицизм», «истина», «практика», «метафизика», «закон», «принцип», «категория», «количество», «качество», «мера», «скачок», «противоречие», «отрицание».

4. В каждой учебной группе подготовить:

Доклад: «Роль интуиции в обыденном и научном познании»

Фиксированное выступление: «Проблема абсолютной истины»

 

Примечание .Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

Литература:

Смотри литературу к лекции по теме 7.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.214 (0.013 с.)