Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В основе повиновения должна быть не боязнь, а сознание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
· О познании окружающего мира: – окружающий мир ограничивается небесной сферой; – существенный элемент природы — судьба, как нечто врожденное; – все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить; – уровни знания: «Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретенные учением». При изучении второго вопроса лекции уяснить следующее: · вопрос о первоначале мира - исходный вопрос древнегреческой философии; · очевидная связь греческой философии с мифологией, и в то же время их сущностное различие: ü мифология: кто родил сущее? ü философия: из чего все произошло? (поиск субстанционального начала) · огромное влияние наследия античности на весь последующий ход развития философии. Вопросы для самоконтроля: 1. Покажите специфику воззрений на возможности познания окружающего мира философов Древнего Востока. 2. В чем различие ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии? 3. Что такое «Дао»? 4. Каковы основные понятия конфуцианства? 5. В чем состоит принципиальное различие философии и мифа?
Литература: 1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с. 2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с. 6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 2/2. Лекция: «Основные школы, идеи и представители античной философии» Время– 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными этапами античной философии. 2. Выявить античные истоки основных философских течений современности. 3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания. Вопросы лекции: 1. Натурфилософия ранней классики. 2. Средняя классика. Софисты и Сократ. 3. Поздняя классика: Платон и Аристотель. Методические рекомендации: При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты: · натурфилософия – философия природы; · космологизм как следствие стремления познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека; · Космос как часть «бесконечного объемлющего» (Анаксагор) · поиск основы мира, «первокирпичика мироздания», в качестве которых философы определяли: а) нечто чувственно воспринимаемое: вода (Фалес); воздух (Анаксимен); апейрон (Анаксимандр); огонь (Гераклит) б) математические элементы – числа (пифагорейцы) в) единое незримое бытие (элеаты) г) чувственно не воспринимаемые частицы – неделимые атомы (атомисты) д) идеи (Платон и его школа) Общее в поиске первоосновы – вывод, что в Космосе все взаимосвязано и взаимообусловлено (олимпийские боги потеряли свою решающую роль). · Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э) - основатель объективной диалектики. ü гармония Космоса на основе всеобщей изменчивости явлений, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, т.е. на основе диалектики ü мир как единство всеобщего изменения и постоянства, движения и покоя ü движение и изменение в мире есть процесс постоянного обмена огня на вещи и вещей на огонь ü детерминированность мира, господство в нем необходимости, закономерности, «великого логоса» ü борьба – логос бытия · Демокрит (460 - 370 до н.э.) – основатель материализма ü мир состоит из атомов и пустоты ü атомы неделимы, бескачественны ü вихрь, возникающий в результате столкновения атомов, - причина бесконечного множества миров ü живое возникло из неживого и отличается наличием большого количества мельчайших круглых атомов, образующих «душу» ü возможность познания объясняется «истечением» от сложных тел тончайших слоев атомов («образов»), имеющих свой аналог в познающем субъекте («подобное познается подобным») ü в основе деятельности людей лежат потребности, нужда в чем-либо ü развитие общества идет по восходящей линии ü основные проблемы общества лежат в дурном характере людей ü этика «золотой середины» При изучении второго вопроса лекции «Средняя классика. Софисты и Сократ» обратить особое внимание на следующее: · Софисты: Протагор (485 - 410 до н.э.), Горгий (480 - 380 до н.э.) и др. ü «человек - мера всех вещей» ü моральные и правовые нормы произвольны ü все в мире относительно ü абсолютная истина – бессмыслица ü «как кому кажется, так оно и есть» · Сократ (470 - 399 до н.э.) ü «Познай самого себя» ü связь знания и добродетели ü источник зла – незнание добра ü если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла ü этика индивидуальной личностной ответственности: «Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим» При изучении третьего вопроса лекции «Поздняя классика: Платон и Аристотель» обратить особое внимание на следующее: · Платон (428-348 до н.э.) – основатель объективного идеализма ü бытием в подлинном смысле слова обладают только абсолютные сущности (идеи, «эйдосы»), сохраняющие себя вне пространства и времени ü три рода сущего: вечные идеи, изменяющиеся конкретные вещи и пространство, в котором существуют вещи ü душа человека – часть «мировой души» - посредник между миром идей и миром вещей ü «знание есть припоминание» ü этика основана на осознании врожденных добродетелей, характерных для различных сословий ü человек может быть нравственно совершенен лишь в правильно организованном государстве ü приемлемой формой государства является аристократия, регрессивными: тимократия (основана на военной силе), олигархия, демократия, тирания ü война – «главный источник частных и общественных бед», однако она допускается, если вызвана экономической необходимостью · Стоики ü счастье – жизнь согласно природе ü идеал – мудрец ü человеческие страсти – источник зла · Аристотель (384 - 322 до н.э.) ü основатель логики и этики ü учение о четырёх причинах, или первоначалах: материя, форма, действующая (производящая) причина, цель (конечная) причина ü форма – идея вещи ü человек – «существо политическое» ü сущность государства в объединении людей для блага ü хорошими формами государства являются: монархия, аристократия, полития, регрессивными: олигархия, демократия, тирания ü роскошь – результат противоестественного приобретения состояния ü принцип этики – активность человека (недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с ней) · Эпикур (341-271 до н.э.) «Когда мы говорим, что удовольствие – конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников, заключающееся в чувственном наслаждении,… но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Вопросы для самоконтроля: 1. Что определяли античные мыслители в качестве «первокирпичика мироздания»? 2. Чем оригинальна концепция Гераклита? 3. Что объединяет Демокрита и Платона? 4. В чем сущность переворота, произведенного в способе осмысления действительности Сократом? 5. Что является по Платону источником знания? 6. Каковы взгляды Аристотеля на общественное устройство? Литература: 1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с. 2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с. 6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет 1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Занятие 2/3. Семинар: «Философия стран Древнего мира» Время – 2 часа. Цели семинара: 1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции. 2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала. 4. Привить обучающимся навыки устного выступления по гуманитарным проблемам.
Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.008 с.) |