Основные черты и особенности средневековой философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и особенности средневековой философии.



– общая характеристика средневековой философии;

– принципиальные особенности средневекового стиля мышления, его отличия от античного;

– возникновение и этапы развития средневековой философии;

– отличия патристики и схоластики

Патристика. Основные положения философско-религиозного учения Августина

– суть «патристики»;

– решение проблемы мира и человека отцами Церкви;

– проблема искупительной миссия Христа;

– основные идеи Августина, решение проблемы предопределения;

– суть идеи движения «от града земного к граду божьему».

Схоластика как тип средневековой философии. Ф. Аквинский.

– круг проблем средневековой схоластики;

– проблема соотношения веры и разума в познании, и путь ее решения Фомой Аквинским;

– суть проблемы «теодицеи», способы оправдания Бога перед лицом мирового зла;

– решение проблемы соотношения человеческой свободы и божественного предопределения;

– рациональные способы доказательства бытия Бога предложенные Фомой Аквинским;

– суть проблемы «универсалий»;

– правомерность оценки средневековой философии как «служанки богословия».

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. Составить словарь ключевых терминов: «патристика», «схоластика», «креационизм», «провиденциализм», «экзегетика», «монотеизм», «откровение», «вера», «номинализм», «реализм», «теодицея».

4. В каждой учебной группе подготовить:

Доклад: «Соотношение веры и разума как основная проблема философии Средневековья»

Фиксированные выступления:

1. Проблема человека в средневековой философии» (В качестве основного источника рекомендуется работа Августина «О Граде Божьем»).

2. Способы доказательства бытия Бога в работе Ф. Аквинского «Сумма теологии».

Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

Литература:

Смотри литературу к лекции 3.1

Тема №4. Становление и развитие философии Нового и

Новейшего времени.

 

Занятие 4/1 Лекция:

«Становление философии Нового Времени»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с основными направлениями развития западноевропейской философии периода Ренессанса и Нового Времени.

2. Дать характеристику гуманизма как сущностной черты эпохи Ренессанса и рационализма как основы философии Нового Времени.

3. Показать особое значение идей новоевропейского времени для дальнейшего развития философии.

 

Вопросы лекции:

1. Возрождение как предпосылка идей Нового времени.

2. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

3. Социально-философская проблематика Нового времени.

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить наиболее общие черты философии Возрождения:

– широкое использование античного культурного и философского наследия;

– антропоцентризм (человек, а не Бог – центр мира);

– многообразие художественных форм изложения философских взглядов;

– гуманизм (человек – свободное существо, творец самого себя и окружающего мира);

– тесная связь с развитием естествознания;

– критика средневековой схоластики и религии.

Среди основных направлений и рассматриваемой проблематики в философии Возрождения можно выделить:

· Философский гуманизм;

– человек – продукт реализации возможностей собственного разума (Д.Алигьери);

– человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире (Ф. Петрарка);

– вера в безграничные возможности человека и его разума (Л. Валла).

· Социально-политическое направление (Н.Макиавелли);

– особая организация – государство создается для обуздания низменной натуры человека, его эгоистических интересов;

– сила государства основана на праве, строго отделяющем правовые установления от предписаний религии;

– высшим законом политики является благополучие и могущество государства, отсюда для достижение данной цели пригодны все средства (подкуп, вероломство, убийство и т.д.);

– мудрость государя состоит в том, чтобы искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх;

– государь ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь граждан.

· Социально-утопическое направление;

– обоснование общественного устройства на основе идей социальной справедливости и равенства при отсутствии всякой частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

– совместное и обязательное участие всех граждан в производительном труде, а его результаты являются собственностью всего общества (Т. Кампанелла);

– выборы всех должностных лиц (Т. Мор, Т. Кампанелла);

– равные права и обязанности мужчин и женщин (Т.Мор);

– жители верят в Бога, существует полная веротерпимость (Т.Мор);

· Философия природы (натурфилософия). На смену средневековому теизму приходит пантеизм («Бог во всем, Бог сливается с природой, природа обожествляется»).

– Вселенная и Бог одно целое, не существует Бога отдельно от Вселенной (Н.Кузанский);

– Земля не является центром Вселенной, тем самым отвергается господство геоцентризма (Н. Коперник);

– Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм), Космос бесконечен, его процессы объяснимы (Г.Галилей);

– Вселенная не имеет центра, она состоит из множества галактик, число миров в ней бесконечно, она несотворима и неуничтожима (Дж. Бруно).

При изучении второго вопроса«Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм» необходимо обратить внимание на следующие характерные для философии Нового Времени особенности:

· ориентация на опытную науку, основу которой составляют наблюдение и эксперимент;

· в центре философского осмысления:

– пути и способы получения научного знания о мире;

– проблема единой, но многообразной субстанции;

– разработка методологии познавательного процесса и анализ его пределов;

– природа рассматривается как сложный механизм;

– антропологическая проблематика: человек рассматривается как инициативный и деятельный работник;

– разумное общественное устройство и пути его достижения.

Эмпиризм и рационализм Нового времени представлен выдающимися мыслителями:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпирической философии Нового Времени, опытно-индуктивной методологии познания.

– цель науки – не обоснование Бога, не знание ради знания, а открытия, способные улучшить жизнь людей;

«знание – сила», но действительной силой оно становится только тогда, когда оно истинно;

– опыт играет в научном познании ведущую роль, различаются два его вида:

– плодоносный - нацеленный на принесение непосредственной пользы человеку;

– светоносный – ориентированный на познание законов явлений и свойств вещей;

– истинный индуктивный метод состоит в умственной переработке материала, который доставляет нам опыт;

– необходимо избавиться от причин человеческих заблуждений или препятствий («идолов») на пути познания.

Рене Декарт (1596-1650) – родоначальник рационалистическойфилософии Нового Времени, дедуктивной методологии познания.

– опыт вторичен, он направляется умом;

– исходным началом философии является мышление;

– только мышление обладает подлинной достоверностью («Я мыслю, следовательно, существую»);

– основным источником и критерием истинности знания является разум;

– основа познания – интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения;

– духовная субстанция имеет врожденные идеи (идея Бога, числа, фигуры);

– с помощью разума и дедуктивного метода можно логически вывести все знание о мире.

Джон Локк (1632-1704) – создатель новоевропейской сенсуалистической гносеологии.

– всякое знание происходит из чувственного восприятия внешнего мира;

– в уме человека нет никаких прирожденных ему идей;

– единственным источником всех идей может быть только чувственный опыт;

– существует два вида источника (опыта) наших идей;

– в основе внешнего опыта лежат – ощущения, а внутреннего – рефлексия нашего ума, рассматривающего внутренние состояния и деятельность души;

– посредством ощущений человек воспринимает качества вещей;

– первичные (реальные) качества – это качества, принадлежащие самим предметам;

– вторичные качества это качества, которые не находятся в самих вещах (идея цвета, звука, вкуса и т.д.).

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - представитель рационалистической философии Нового времени.

– чувства представляют собой низшую ступень познания;

– истинное знание всегда основано на разуме;

– интеллектуальная интуиция – вершина достоверного знания;

– свобода выражается в поведении, основанном на познании необходимости.

Таким образом, философия Нового времени – это совокупность философских направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание природы и человека, выработка методологии научного познания.

При рассмотрении третьего вопроса лекции «Социально-философская проблематика Нового времени» необходимо обратить внимание на анализ следующих социально-философских проблем:

– разработка теории «общественного договора», которая объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования (Т.Гоббс);

– первостепенными задачами государства являются сохранение свободы и собственности, издание законов, наказание нарушителей права и защита граждан от внешних нападений (Д.Локк);

– общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, науки и образования (Ж.-Ж.Руссо);

– восприятие религии и церкви как воплощение невежества и мракобесия, тормоза прогрессивного развития общества (Ф.Вольтер);

– человек рассматривается как природно-социальное существо способное к бесконечному развитию и совершенствованию (Д.Дидро);

– личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения должен сочетаться с интересом общественным (К.Гельвеций);

– человек рождается от природы ни добрым, ни злым, он становится таковым в лишь в обществе (П.Гольбах);

– для совершенствования нравов людей необходимо, в первую очередь, изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения и институты, устроить мир по-человечески (К.Гельвеций);

– общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков (Ж. Ламетри);

– разумность и цивилизованность будущего общества связывается с «просвещенным монархом» (Ш.Монтескье);

– частная собственность делает людей неравными, порождает зависть, вражду и конфликты между ними (Ж.-Ж.Руссо);

– новое общество следует создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми (Д.Дидро).

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты философской мысли эпохи Возрождения?

2. Дайте содержательную характеристику основных направлений философии Возрождения.

3. Сформулируйте основные проблемы философии Нового Времени?

4. Раскройте содержание философских взглядов Ф.Бэкона и Дж.Локка как основных представителей эмпиризма.

5. В чем заключается философский смысл позиции рационализма?

6. Дайте общую характеристику философских взглядов Р.Декарта и Б.Спинозы.

7. Назовите основных представителей Нового времени, исследовавших социально-философскую проблематику.

8. Каково содержание основных социально-философских проблем Нового времени?

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

4. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

5. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 4/2. Лекция:

«Немецкая классическая философия: основные идеи и представители»

Время - 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с немецкой философской классикой.

2. Дать содержательную характеристику философии И.Канта, Ф.Гегеля и

Л.Фейербаха.

3. Показать особое значение идей немецкой классической философии для дальнейшего развития философской мысли.

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Философия И.Канта и Г.Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить содержание общих черт и особенностей немецкой классической философии.

Понятие «классический» (от лат. сlassicus) означает первоначальный, образцовый. Классическую философию можно охарактеризовать как совершенную, признанную образцовой.

Классическая немецкая философия явилась продолжением прогрессивных традиций философии раннего Нового времени. Ее основу составляла:

– вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познать и изменить мир, преобразив тем самым общественную жизнь;

– признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;

– вера в гуманность человека и его способность найти решение социальных проблем с позиций гуманизма;

– признание основной задачей философии раскрытие закономерностей функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.

Каждый из немецких философов классического периода создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

– достаточная развитость, полнота и глубина разработки всех основных разделов философского знания, рассматриваемых философских проблем;

– высокая степень доказательности, определение предмета философии, благодаря чему немецкая философская классика приобрела признаки науки;

– признание за философией самостоятельного духовного авторитета, выполняющую роль критической совести и «души культуры»;

– отношение к философии как специальной системе философских дисциплин;

– разработка целостной концепции диалектики, рассмотрение явлений материальной и духовной действительности во взаимной связи, изменении и развитии;

– связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь с искусством, религией, политикой, моралью, правом;

– развитый понятийный категориальный аппарат.

При рассмотрении второго вопроса лекции «Философия И. Канта и Г. Гегеля» необходимо уяснить содержание философских концепций указанных мыслителей.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии.

– способ познания мира определяется субъектом;

– дуалистическое разделение действительности на два одновременно существующих мира: мир «вещей в себе» и мир «вещей для нас»;

– мир «вещей в себе» – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир;

– мир «вещей для нас» – совокупность познаваемых чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания: трансцендентальный мир;

– обоснование трех ступеней познания: чувственное познание как реализация способности человека к ощущениям; рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению; разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения;

– Кант разделяет процесс познания (сфера «чистого разума») и воплощение образов сознания на практике (сфера «практического разума»);

– сфера «чистого разума» формируется на способностях человека чувствовать и рассуждать, а сфера «практического разума» – это собственно разум;

– доопытный (априорный) характер в сфере рассудка имеют у Канта такие категории как: пространство, время, количество, качество, субстанция, возможность, необходимость, существование;

– идеи практического разума как условные требования (повеления) должны соотноситься с императивами практического действия, которые он обобщенно называет категорическим императивом;

– подобно тому, как пространственно-временные представления и категории являются границами человеческого знания о мире, так идеи Бога, свобода и категорический императив есть границы человеческой практики.

Георг Гегель (1770-1831) - развивал идеи объективного идеализма.

– ничто истинно не существует, кроме целого, поэтому единственной истиной для философии является целое;

– целое в гегелевской терминологии называется Абсолютом, абсолютной идеей (поскольку это мысль, мыслящая самое себя);

– отдельные вещи интересуют философию только в своей истинной ипостаси как проявления абсолютной идеи;

– развитие абсолютной идеи приводит к ее воплощению в природе, затем в человеке и обществе, а в последующем – в сознании;

– разработал три основных закона развития абсолютной идеи – закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания;

– основные законы диалектики он дополняет «неосновными» законами развития: закон причинно-следственной связи, закон связи содержания и формы, необходимости и случайности, сущности и явления и др.;

– разработал диалектический метод рассмотрения всех явлений и процессов в их всеобщей связи и взаимообусловленности;

– во всемирно-историческом процессе, согласно гегелевской логике, господствуют два положения – а) идея примата целого и б) всеохватывающая разумность – всесильная рациональная необходимость, закон. Поэтому историю общества выражают два начала: государство и смысл истории.

При рассмотрении третьего вопроса лекции «Антропологический материализм Л. Фейербаха» необходимо уяснить следующее:

Людвиг Фейербах (1804-1872) – основатель антропологического материализма.

– критика объективного идеализма Гегеля и отстаивание материалистического взгляда на природу;

– характерной чертой натурфилософии Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с природой;

– природа должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого она наделила чувствами и разумом;

– основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное, а мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другим;

– связь идеализма с религией заключается, по его мнению, в отрыве мышления от бытия, в превращении идей в самостоятельные сущности;

– критика религии на основе глубокого анализа ее происхождения и сущности;

– утверждение высокой роли интеллекта человека, особенно нравственных начал в жизни людей;

– философия морали, человеческой любви должны заменить религию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие характерные черты немецкой классической философии?

2. Сформулируйте основные проблемы немецкой классической философии?

3. В чем заключается сущность кантовского переворота в философии?

4. В чем смыл философской системы Г.Гегеля как представителя объективного идеализма?

5. В чем, с точки зрения Гегеля, состоит смысл и цель исторического процесса?

6. В чем состоит смысл антропологического материализма Л.Фейербаха?

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 4/3. Лекция:

«Философия марксизма»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными идеями марксистской философии

2. Показать особую роль марксизма для дальнейшего развития философского знания, его определяющее значение для важнейших событий ХХ века, истории России.

Вопросы лекции:

1. Предпосылки и источники формирования философии марксизма

2. Диалектико-материалистическое понимание исторического процесса

Методические рекомендации:

По первому вопросу уяснить следующее:

Марксистская философия начинает свое развитие со второй половины ХIХ века. Основными ее представителями являются немецкие философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Социальные предпосылки марксизма в своем содержании отражали изменения, которые происходили в жизни мирового сообщества и проявлялись в следующем:

· возникновении социально-классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом;

· кризисе буржуазной идеологии ХVII – ХVIII вв., в которой будущее человечества изображалось единством свободы, равенства и братства, всеобщим благополучием капиталистического общества. В действительности же интересы капитала и труда оказались противоположными;

· в социальном статусе буржуазии, которая, став политическим лидером, превращается из движущей революционной силы в консервативную.

Естественно-научные предпосылки были обусловлены величайшими открытиями в науке в 30–50-е гг. ХIХ в., способствовавшими преодолению метафизического взгляда на природу и показывавшими ее диалектический характер:

· создана клеточная теория строения растений и животных, представившая их морфологическое и генетическое единство;

· открыт закон сохранения и превращения энергии, установивший ее константность и переход из одной формы в другую;

· открытие Ч. Дарвина в естествознании, объяснившее, что виды живых организмов изменчивы, а не постоянны.

Возникновение марксизма было обусловлено также теоретическими предпосылками, т.е. состоянием развития предшествовавшей общественной мысли, главными из которых являются:

· распространение материалистической философии (особенно атеистическо-материалистической концепции Л. Фейербаха);

· немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах);

· английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо);

· идеи утопического общества всеобщего равенства (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Идейным источником марксизма является философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Взяв за основу философскую идеалистическую систему Гегеля, в частности, диалектику, Маркс и Энгельс переработали ее на материалистических принципах. Они считали великой заслугой Гегеля разработку им диалектики, где впервые явления природные, исторические и духовного порядка представлялись в виде единого процесса. Виды бытия беспрерывно развиваются, изменяются, преобразовываются, имеют в своем движении внешние и внутренние взаимосвязи. Однако, взяв за основу идеалистическую диалектику Гегеля, марксисты, по выражению Ф. Энгельса, поставили ее «с головы на ноги», т.е. на материалистическую основу.

 

По второму вопросу «Диалектико-материалистическое понимание исторического процесса» учесть следующие основные положения:

Марксисты переработали диалектику Г. Гегеля и предложили диалектический метод, основанный на материалистическом решении первой стороны основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Самосознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство индивида отражать себя и окружающий мир. Сознание идеально, но «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[5].

К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм и основанный на нем материалистический метод. Диалектический материализм базируется на следующих положениях:

· движение является атрибутом материи и рассматривается как «изменение вообще»;

· в самой природе заложен внутренний механизм, который включает в себя как перспективу развития неорганического мира до разумного человека, так и деградацию, упрощение «естественного» развития;

· любые изменения в природе и обществе подчиняются действию законов диалектики: основных – закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания, а также неосновных законов, выраженных парными категориями.

Диалектические идеи философии марксизма отразились и в гносеологии. Сам процесс познания они определяли как активное и целенаправленное взаимодействие субъекта с объектом. Познание представляет собой диалектический процесс нахождения истины. Истина является процессом восхождения от относительной истины до истины абсолютной, которая выступает гносеологическим идеалом, а относительная истина представляет собой достоверное знание о какой-либо части познаваемой объективной действительности.

Практика в философии марксизма выступает критерием познания, движущей силой и целью познания.

В центре внимания марксистской философии оказалась и проблема истории, которая также приобрела диалектико-материалистический характер и получила название исторический материализм. Его основными категориями являются производственные отношения и производительные силы.

Производственные отношения - объективные, не зависящие от воли людей отношения между работодателем и нанимателем, возникающие в процессе материального производства, продажи работниками собственного труда и распределения материальных благ; они образуют базис общественно-экономической формации.

Производительные силы, которые непосредственно создают материальный базис общества, включают людей с их знаниями, умениями и навыками, а также средства производства: орудия труда и вспомогательные элементы труда.

Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ общества. Способ производства определяет характер (тип) общественно-экономической формации, под которой понимается исторически обусловленный тип социальной системы, включающий базис (производственные отношения), надстройку, семью и науку (кроме первобытно-общинной формации).

В развитии общества марксизм выделял следующие общественно-экономические формации: а) первобытно-общинную, которая характеризуется низким уровнем развития как производительных сил, так и производственных отношений; б) рабовладельческую, в которой вся власть сосредоточена в руках рабовладельцев и рабы полностью от них зависят; в) феодальную – основана на власти владельцев земли, в руках которых оказалась крупная земельная собственность и которые используют труд зависимых от них крестьян; г) капиталистическую – в которой экономика основана на промышленном производств и труде наемных рабочих; д) коммунистическую (с первой фазой социализма), определяемую идеальным обществом будущего, в котором нет частной собственности и эксплуатации, нет государства, а основой существования и развития являются свободный человек и свободный труд.

Таким образом, материалистическое понимание истории детерминируется уровнем развития экономики, производственными отношениями и производительными силами, которые и определяют ход развития общества, его историю.

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории открыли общесоциологические законы, основным из которых является закон определяющей роли способа производства в общественном развитии. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[6]. Содержание закона заключается в том, что производственные отношения определят другие общественные отношения, а материальные потребности людей детерминируют развитие производительных сил общества. Характер данного закона обусловлен тем, что именно способ производства материальных благ определяет условия тех или иных преобразований во всех сферах жизни общества: духовной, социальной и политико-правовой.

Другим общесоциологическим законом является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. «В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил»[7]. Производственные отношения должны соответствовать характеру рабовладельческих, феодальных, капиталистических и иных типов производительных сил, а также уровню их совершенства.

Содержание закона выражает объективную зависимость исторических форм общественной организации материального производства от качества и масштаба использования производительных сил. Суть его состоит в том, что если производительные силы отстают в своем качественно-количественном развитии, то это неизбежно приведет к деградации производственных отношений.

Рассматривая сущность человека, К. Маркс определял ее как совокупность общественных отношений: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8], в первую очередь отношений материальных, производственных, которые детерминируют все остальные. К существенным признакам понятия «человек» следует отнести способность осмысленной целесообразной трудовой деятельности и умение создавать орудия труда.

Человек отличается от других живых существ активной творческой способностью преобразовывать окружающий мир и себя. Но в то же время индивид – это биологическое существо, генетически связанное с живым миром. Биологическая природа человека является естественной. Определяющей выступает социальная характеристика человека как личности. Маркс считал, что человек может проявить свою творческую активность только в коллективе, где происходит его саморазвитие и определяется ценность его личностных качеств по отношению к окружающим людям и обществу в целом.

Заслуживают внимания и военно-философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, которые считали, что генезис войн и армий обусловлен частной собственностью, противоборством экономических интересов господствующих классов и государств.

В первобытном обществе, где отсутствовала частная собственность, были вооруженные столкновения племен, в котором принимало участие все племя, а не специально обученная для ведения войн армия, кроме того, не было специального оружия для ведения боевых действий. Эти столкновения были обусловлены объективной необходимостью выживания племен.

Война и армия историчны и закономерно возникают в период разложения родового строя и становления рабовладельческого общества, классово-антагонистического. Возникновение войны как социально-политического явления и армии как средства крайнего классового насилия и главного орудия войны государства является неизбежным и закономерным, так как продиктовано отношениями собственности.

В настоящее время классический марксизм переосмысливается в соответствии с другими направлениями мировой философии и новыми экономическими и социально-политическими условиями XXI в.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные предпосылки и источники развития философии марксизма.

2. В чем заключается новаторство в философии К. Маркса и Ф. Энгельса?

3. Объясните сущность диалектико-материалистического метода и определите области его применения.

4. В чем состояла сущность диалектико-материалистического понимания истории?

Литература

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 4/4. Лекция:

«Западноевропейская философия второй половины XIX-XX веков»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Познакомить обучаемых с творчеством выдающихся мыслителей XIX-ХХ вв.

2. Показать разнообразие и инвариантность осмысления мира в современной философии.

Вопросы лекции:

1. Неклассические формы философствования во второй половине XIX в.

2. Основные направления западной философии XX в.

Методические рекомендации:

По первому вопросууяснить следующее:

Если классическая философия, отталкиваясь от результатов рационального познания, выходила к широкому теоретическому взгляду на мир, то неклассическая философия, критикуя разум, претендует на утверждение нового миропонимания, основанного на нетрадиционных формах - бессознательных процессах, инстинктах, интуиции, эмоционально-волевых актах.

Основныепредставители неклассической философии. Из представителей иррационалистических направлений[9] следует особо отметить таких философов как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

А. Шопенгауэр (1788 - 1860)

· Основное понятие философии А. Шопенгауэра – «мировая воля».

· «Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена, нет никако



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.013 с.)