Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 философия и цель йоги

Поиск

 

Человек, не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом, бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это не представляется возможным.

И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета — всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта, так как эта «думающая машина» не дает ответа на такие вопросы, как, например: «Какова цель жизни?», «Кто я такой?», «Что ждет меня в будущем?», «Является ли физическая смерть концом всего?» и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов — функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизвестных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека, — ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни. Тем не менее нам не следует забывать и об истине. В действительности есть люди, хотя их и немного, которые вышли за границы пространства и времени и могут видеть прошлое, настоящее и будущее без помощи ограниченного интеллекта. Таких людей называют провидцами или святыми, и у них есть научно разработанный метод обнаружения истины, удовлетворяющий интеллект человека, хотя их знания и находятся за пределами рассудочной деятельности. Этот метод, несмотря на то, что может показаться, с первого взгляда, простым, на самом деле является очень сложным для нетренированного и затуманенного ума.

Провидцы используют те же самые рассеянные излучения разума, которые большинство людей используют для внешних наблюдений и чувств, концентрируя их на темных внутренних глубинах сердца. Эти сконцентрированные излучения разума освещают темные тайники неизвестного.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога.

Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину, он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения.

Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Все основатели религий, когда созерцали Бога, видели их собственные души, они понимали, что вечность — это их будущее. Они проповедовали то, что они сами видели. Они дали методы достижения такого состояния или знания, когда каждый может видеть истинную сущность своей вечной и бессмертной души.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными". (Св. Джон 8:31,32).

Наука йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Учитель йоги не пытается доказать правоту своего учения по мере того, как он его излагает, он также не пытается показать своим ученикам или убедить их в том, что его учение заслуживает доверия, так как он на собственном опыте постиг то, чему его учил его учитель. Истина, которую он учит постигать, является признанной истиной, и те, кто готов воспринять ее, будет интуитивно ее переживать.

С другой стороны, никакие аргументы и обсуждение не могут помочь воспринять истину тем, кто еще не готов к ее постижению.

Учитель знает, что во многом его задача заключается в том, чтобы посеять семена знания и что каждая идея, понятая учеником, повлечет за собой сотни идей только в том случае, если его разум готов к восприятию этих идей. Все это вовсе не означает, что все учителя йоги настаивают на слепом усвоении их учений. Учитель йоги знает, что на первоначальном этапе ученик не может постичь все то, чему его учат, и поэтому он настаивает на усвоении учеником только той части учения, которую он может постичь на основе своего собственного опыта. Ученику дают понять, что для более глубокого понимания он должен совершенствоваться путем практики, ревностного служения идеалам и соблюдения моральных принципов. По мере того как ученик продвигается по пути Йоги, он начинает постигать многие идеи, которые уже были теоретически переданы ему его учителем. Ученику советуют следовать учениям в той мере, в которой он может сам воспринимать истину. В начале пути ученик может извлечь пользу из советов и опыта его учителей, прошедших путь, который ему еще предстоит пройти. Ибо каждый человек должен учиться на основе своего собственного опыта. Идя по пути знания, ученик увидит знаки-вехи, оставленные теми, кто уже прошел этот путь, и в свою очередь он оставит за собой вехи для его последователей. Истинный ученик не будет слепо идти по пути, а будет использовать имеющиеся знаки-вехи, до тех пор, пока он не достигнет своей цели, не сбившись с трудного, тернистого пути.

Для объяснения данного положения мы приведем следующий анекдот. Однажды учитель в Индии отправился вместе со своими преданными последователями к святой реке для совершения обряда очищения. Согласно существующему обычаю, люди должны были принести небольшой сосуд для того, чтобы взять святой воды из святой реки. Святой принёс такой сосуд. Придя на песчаный берег реки, он выкопал яму, опустил в нее сосуд и насыпал кучу песка, чтобы не потерять сосуд. Его последователи, хотя они и не видели, что он делал, заметили, что он насыпал кучу песка. Подумав, что такое действие является частью ритуала, они насыпали такие же кучи по всему берегу реки. Когда учитель закончил омовение, он стал искать свой сосуд. Вместо одной кучи песка он увидел на большом берегу реки их огромное количество. Придя в изумление, он спросил, что все это значит. Услышав, что его ученики пытались подражать ему, святой был ошарашен глупостью его последователей, слепо последовавших его примеру. Понадобилось много времени для того, чтобы найти сосуд святого. Сегодня мы видим таких последователей во всех религиях. Эти люди слепо следуют за своими учителями, не пытаясь искать истину. Философия йоги и ее учителя не требуют такой слепой веры, но требуют от учеников набраться терпения, так как многие вещи, кажущиеся сначала неясными, проясняются по мере совершенствования ученика.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога—это наука, с помощью которой человек постигает истину. Целью практики Йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом.

Для достижения такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде — от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется. Мы находим его как в неорганических веществах, так и в человеке. По мере того как дух эволюционирует от неорганических веществ к человеку, он меняется в своем выражении. В неорганических веществах дух проявляет себя в самой примитивной форме, где сознание едва различимо. Современные ученые в некотором смысле доказали, что живые организмы могут быть созданы из неорганических веществ, причем экспериментальная работа в этом направлении продолжается.

Эндрю Кросс был первым ученым, получившим живые существа из неорганических в ходе проведенных им экспериментов. В 1837 году он сделал попытку получить кристаллы, нагревая с помощью электричества окись железа в соляной кислоте и силикате углекислого калия. В ходе реакции образовались белые шарики, которые через двадцать шесть дней превратились в точные копии насекомых. Через два дня они уже могли ползать. Кросс писал: "Ни на словах, ни в делах, ни в мыслях я никогда не давал никому повода полагать, что я считал их (насекомых) появление актом созидания. Я никогда не пытался объяснить причины их появления. Их появление было просто делом случая."

Еще один ученый Морели Мартин, умерший в 1838 году, утверждал, что ему удалось получить живые организмы из древнейшей азойской породы. Он нагревал породу до тех пор, пока она не превратилась в золу, и затем в ходе ряда реакций получил крошечные кристаллы, Эти кристаллы он назвал первичной протоплазмой. И наконец, М. Мартин с помощью микроскопа увеличил эти кристаллы в три тысячи раз. Все, кто разглядывали эти кристаллы с помощью микроскопа, видели, как в них плавают тысячи крохотных рыб.

Нет причин отрицать, что живые организмы нельзя создать из таких неорганических веществ, как горная порода и металл, так как, согласно философии йоги, все сущее есть само сознание. По утверждениям ученых, внутри мельчайших частиц — атомов — имеет место движение. Если имеется движение, значит есть какой-то вид энергии, вызывающий его, и эта энергия есть основа жизни. Древнейшие представления йогов о том, что люди, птицы, рыбы, деревья,- земля, черные породы и химические, элементы являются единым целым, постепенно начинают получать признание в научном мировом сообществе в XX веке.

Примитивное сознание более развито и может быть обнаружено в кристаллах, которые приобретают определенные формы. На втором этапе эволюционного развития стоят растения, в которых уровень сознания выше, по сравнению с неорганическими веществами, хотя они и находятся на подсознательном уровне. Животные обладают еще более высоким уровнем чувствительности — у них имеются различные психические функции, обеспечивающие разумную деятельность, и их сознание носит более централизованный характер. И, наконец, человек, с более развитым интеллектом и другими психическими функциями, такими, как познавательные способности, восприятие и воля, считается вершиной творения — венцом эволюции.

Из вышесказанного создается впечатление, что дух эволюционирует от неорганических веществ до человека, но на самом деле дух остается неизменным на всех этих этапах эволюции. Дух остается неизменным как у неорганических веществ, так и у человека. На фоне изменяющихся форм сознания остается неизменным дух, не подверженный никаким воздействиям. Но он (дух) маскируется на различных этапах развития сознания.

Как можно объяснить развитие духа, если он одинаков как в человеке, так и в неорганических веществах?

Впечатление о развитии духа складывается в силу того, что имеет место развитие физического тела и интеллекта, в которых пребывает дух. Но тело и разум в различной степени маскируют дух. Сознание в минералах не может излучаться вовне, так как на его пути стоит черный занавес.

При изучении растений и животных мы обнаруживаем, что в силу строения их тела и развития до некоторой степени разума, дух выражает себя в лучшей степени, чем в неорганических веществах — здесь свет разума воспринимается через цветные очки примитивного интеллекта.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание — это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание— выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога — это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек — это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души.

Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом. Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом, особенно во время сновидений и йоговской медитации.

В последующих главах мы в отдельности опишем различные тела, их функции и характеристики, а также методы их контроля и сохранения их в здоровом состоянии, что дает нам возможность использовать их в конкретных целях на любом данном этапе нашего развития.

После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога, то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом. Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии, выходит за пределы понимания. Данное знание — это вершина всем знаниям или Веданта. При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты, которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек — это Бог", "Я есть Бог", "Я во всем" и "Все во мне". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства, его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Хотя многие последователи различных религий считают, что не существует единства души, некоторые из великих пророков, такие, например, как Иисус, сказал: "Я и мой Отец едины", "Я — это ты", Ты — это я", "Я — это он". Большинство верующих не могут даже понять значения этой великой мудрости, и они отрицательно относятся к теориям перерождения и эволюции сознания или духа. В Библии ясно сказано (Св. Джон 3:3—79): "Иисус ответил и сказал ему: "Воистину я говорю тебе, что если человек не родится вновь, он не сможет увидеть Царство Божье."

Никодемус спросил Иисуса: "Как человек может вновь родиться, если он стар? Может ли он второй раз попасть в чрево матери и заново родиться?" Иисус ответил: "Воистину, воистину я говорю тебе, если человек не родится из воды и духа, он не может войти в Царство Божье. То, что рождается из плоти — это плоть, то, что рождается из Духа, есть Дух. Не удивляйся тому, что я сказал тебе: Ты должен родиться заново".

Если не разделять концепцию перерождений и закон действия и противодействия, то как можно объяснить беды и боль этого мира? Во все времена и во всех религиях мы видим, как люди страдают от болезней старости и бедности. В любой стране есть сильные и слабые, здоровые и больные, богатые и бедные независимо от их вероисповедания. Мы видим благосостоятельных людей, не верящих в Бога, и в то же самое время многих религиозных добродетельных людей отнюдь не столь счастливых.

Если Бог милосерден, как он может допустить, что один человек страдает, а другой счастлив в одном и том же месте и доме, если и тот, и другой считают его Всемогущим? Он (Бог) не может проявлять милость к одному человеку и немилость к другому, если он милосерден и полон любви. Мы так же не можем согласиться с учением о том, что человек попадает в рай или ад, не получив прощения всепрощающего Бога. Если на земле отец прощает своего грешного сына, то почему этого не может сделать любящий всех Отец-Бог, если он есть?

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез.

У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога, они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог — это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад.

Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы, человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа.

Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги — это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

 

Глава 2

ЧЕЛОВЕК, ЕГО ТРИ ТЕЛА И ИХ ФУНКЦИИ

 

Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни.

Человек может появиться и функционировать на нескольких планах в соответствии с его эволюцией. Большинство людей этого века могут проявиться только на низших планах. Высокие планы используются только некоторыми продвинутыми людьми, хотя каждый человек, как бы он ни был слабо развит, потенциально обладает всеми высшими первоосновами.

Несмотря на то, что физическое тело является наинизшим и грубейшим проявлением человека, оно составляет основу для роста на настоящей стадии развития. Тело — это храм живущей в нем души. И для того чтобы сделать его совершенным инструментом, нужно хорошо научиться управлять им.

Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.

Одним из наиболее важных аспектов изучения в философии йоги является вопрос, как подчинить тело интеллектуальному контролю ума. Мудрец Патанджали в своих "Афоризмах йоги" определяет йогу как сочетание модификаций принципов мышления, достигаемых различными методами или способами, такими, как контролирование дыхания и статичные позы, каждый из которых тесно связан с разумом.

Эта связь подтверждается нашим ежедневным опытом. Когда человек погружается в глубокое раздумье, дыхание замедляется. Временная остановка ментальной активности усиливается пропорционально замедлению дыхания, в случае удушья ментальная активность прекращается до момента восстановления дыхания. Полное исчезновение рассудка происходит при смерти тела.

Эти рассуждения доказывают, что ум, жизненно важное дыхание и тело связаны непосредственно. Ум и тело есть инструменты, с помощью которых мы получаем весь жизненный опыт.

Существуют различные виды йоговской практики, при которых Бог постигается различными путями. Но психические изменения и жизненно важное дыхание всегда берется под контроль. Предпосылками йоги являются мораль, установка на духовность и регулярная практика йоговских упражнений. Одна из форм йоги — хатха йога уделяет первостепенное внимание физическому телу, которое является средством существования и активности души. Чистота ума невозможна без чистоты тела, в котором он функционирует и через которое он подвергается воздействиям. Итак, в философии йоги отдается предпочтение мобилизации тела и контролю жизненной энергии.

Мы можем разделить йогу следующим образом:

1. Очищение тела снаружи и изнутри.

2. Практика поз.

3. Практика мудр и бандх, которые подобны позам и создают определенный вид электрического тока, или силу, называемую КУНДАЛИНИ ШАКТИ (суперэнергия).

4. Контроль жизненно важного дыхания через йоговское дыхание.

5. Успокаивание ума и его модификаций, отключая чувственное восприятие.

6. Развитие психического контроля или концентрации.

7. Медитация на различные нервные центры, которые делают ум стабильным, подобно пламени свечи в закрытом помещении.

8. Последняя стадия — суперсознание, когда маленькое эго "я" соединяется с супер Я или Богом.

Первые три процесса предназначены для тренировки грубого физического тела. Следующие три этапа: дыхание, приведение ума в спокойное состояние и концентрация предназначены для усиления и контроля второго вместилища души — астрального тела. Медитация — седьмой процесс — используется для преодоления границ как физического, так и астрального тела. Здесь душа работает в каузальном теле, тончайшем из всех вместилищ души.

В этом теле душа может выражаться ясно и знать свою силу и потенциальную возможность, потому что здесь ум и "эго" функционируют только в ограниченной степени.

В конечной стадии души ничего не связывает. Здесь душа как чистое сознание имеет полное выражение, т. к. она уже преодолела все ограничения и барьеры своих вместилищ, своих тела и ума. В этом состоянии душа или дух вместо души объединяется с Богом или вселенским духом.

Душа или дух является неделимым целым. Ум и тело, являясь активной энергией души, которая происходит из души и приносит индивидуальное сознание, являются частями целого. Таким образом, сознание или душа, оставаясь неизменной в одном аспекте, изменяется в другом аспекте в активную энергию, проявляясь как ум и тело. В конечной стадии душа снова осознает се действительную природу через отрицание скрытой первоосновы — тела — ума.

Сейчас мы проанализируем различные тела, в которых душа работает.

Человеческий организм состоит из различных особых частей, более или менее связанных. СТУЛА — масса, СУКШМА — тонкий и КАРАНА. Причем различные части чистой души или АТМАНА составляют каузальное тело.

Первым является видимое плотное тело, содержащее частицы материи, взятые из земли или физического плана, оно наинизшее в системе, состоящей из пяти компонентов. Материя этого плана, так же как других четырех, делится на пять составляющих, три нижние состоят, как известно, из твердой, жидкой и газообразной материи соответственно. Из оставшихся двух высшее состоит из атомной части физического плана, и остальное — электрическое вещество, различное по плотности.

Видимая часть тела разделяется на две оболочки, известные как АННАМАЯ КОША, оболочка пищи, и ПРАНАМАЯ КОША, или витальная оболочка. АННАМАЯ КОША формируется из твердой, жидкой и газообразной материи, в то время как витальная оболочка состоит из электрических частиц и атомов, она также является частью, в которой выражается сама основа жизни человека. Хотя эти оболочки, как правило, разделены одна от другой, они разделены только в исключительных случаях, таких, как под наркозом или в состоянии транса, когда может возникать частичное и временное разделение между этими двумя оболочками.

ПРАНАМАЯ КОША, или витальная оболочка, аналогична по форме оболочке пищи, поэтому о ней говорят как об эфирном двойнике. В так называемом состоянии смерти две КОШИ, наконец, разделяются и становятся несвязанными.

В течение сна душа покидает оболочку пищи, проходя в тонкое тело, отдыхает без контакта с физическим телом, хотя оба тела соединены.

Как хорошо известно, эфирная оболочка не есть физическое тело, хотя тесно связана с ним и в точности проявляется как его двойник. Эта эфирная, или витальная, оболочка уже известна людям в течение столетий, что является поводом многих суеверий и научных исследований. Состоя из материи более тонкого характера, чем наше физическое тело, витальная оболочка является его точным двойником и может отделиться от него при определенных условиях. Обычно отделение очень сложно, но у человека, имеющего некоторую степень духовного развития благодаря психической функции, эфирное тело может отделиться и отправиться в длительное путешествие.

Это тело продолжает существовать некоторое время после смерти человека, которому оно принадлежало. При некоторых условиях оно видно живым людям. Обычно известное как привидение или душа и т. д., оно обычно не видимо для тех, кто обладает способностью ясновидения. Сейчас вполне понятно, что при благоприятных условиях витальная оболочка умирающего человека может быть видна друзьями, знакомыми и другими, кто близок к нему, причем психическое состояние наблюдателя имеет, безусловно, большое значение. Ясновидящий может видеть эту оболочку— как двойника физического тела, отходящего от физического тела в час наступления смерти. Видны колебания над физическим телом, которые ограничены тонкой нитью. Когда нить рвется, человек умирает, и дух уходит, ведя другие тела с собой.

Нужно понять, что хотя эта оболочка и является более тонкой разновидностью материи физического тела, она только средство передвижения души. После смерти, так же как и во время сна, ДЖИВА, или индивидуальность, не функционирует на физическом плане, называемом БХУ ЛОКА, но проводит все свое время на следующем более высоком астральном плане — БХУВАР ЛОКА, материя которого более тонкая.

Из всех тел, используемых на этом плане, два объединяются вместе под именем СУКШМА ШАРИРА, или астральное тело. Одно из них сделано из пяти составных частей материи этого плана, и через него выражается эмоциональная природа человека.

Другое вместилище души состоит из материи более низкого подплана, чем СВАРЛОКА, или огненного плана. Через нее человек выражает свою рациональную способность.

Два вместилища души работают вместе До того момента, пока не разделятся окончательна Одно тело известно под именем СУКШМА ШАРИРА, МАНОМАЯ КОША, или ментальная оболочка. Конечное разделение между ними возникает, когда индивид уже обитает в БХУВАР ЛОКА и на следующем плане, для которого гарантируется время как природа его последней физической жизни. Возникает момент распада эмоционального вместилища души. Затем оно переходит на СВАР ЛОКА — следующий план, причем уцелевшая часть является истинным ментальным вместилищем души.

После своей остановки в СВАР ЛОКА в течение периода, длительность которого определяется безупречностью или добродетельностью его физической жизни, ментальное тело человека распадается и уходит на следующий план — МАХАР ЛОКА, расположенный в тех более высоких подпланах АГНИ в его каузальном теле.

Это вместилище души относительно постоянно; оно образовалось миллионы лет назад, когда человек проходил путь от чисто животного состояния до человека. С тех пор оно растет более или менее вместе с физическим телом, которое работает только на физическом плане. Другое название для этого вместилища души ВИДЖИНАМАЯ КОША — тело знания, или интеллектуальное тело.

Существенное различие имеется между знаниями, которые индивид получает через интеллектуальную оболочку, и знаниями, которые он получает через МОНОМАЯ КОШУ— астральное тело. Знания, получаемые вторым путем, являются продуктом сложного процесса рассуждения, который имеет тенденцию ошибаться, и это поле ошибок возрастает под влиянием эмоций, действующих на рассуждение. Это обусловлено делением ума на чистое и нечистое состояние.

Эти три тела описаны великим Свами Шивананда в книге "Первый урок Веданты". "Физическое тело подобно льду, тонкое тело подобно воде, и тело семени, или КАРАНА ШАРИРА, подобно пару."

Физическое тело состоит из пяти элементов, называемых ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ и ПРОСТРАНСТВО. Так как оно сделано из млечного сока, крови, плоти, жира, кости, костного мозга и т. д. (оно называется на санскрите ДЕХА), то оно распадается в старости и имеет несколько стадий существования, которыми являются рождение, рост, изменение, распад и смерть.

Тонкое или астральное тело состоит из девятнадцати элементов, которыми являются пять органов действия, пять видов жизненного воздуха, пять органов знания и четыре ментальных первоосновы, именуемые как ум, интеллект, подсознание и эго. Астральное тело заключает в себе средство выражения удовольствия и страдания. Оно аннулируется только тогда, когда человек достигает конечного освобождения. И когда он достигает единения с Богом.

Тело семени известно как КАРАНА ШАРИРА, или каузальное тело. Полное безграничное неведенье, которое невозможно описать, называется телом причины, т. к. оно одновременно причина грубого и тонкого тел.

Пять оболочек покрывают дух или душу. Так же как наволочка покрывает полушку, дух покрыт телом, жизненным воздухом, умом, интеллектом и телом причины. Эти пять оболочек известны как АННАМАЯ КОША — оболочка пищи; ПРАНАМАЯ КОША — жизненная оболочка; МАГОМАЯ КОША – ментальная оболочка; ВИДЖМАНАМАЯ КОША - интеллектуальная оболочка; АНАНДАМАЯ КОША — оболочка блаженства.

АННАМАЯ КОША, или оболочка еды в грубом физическом теле состоит из пяти элементов: земля, вода, огонь, воздух и пространство или эфир. Так как она состоит из еды, то в конце концов она может снова превратиться в пищу; так как после того как тело похоронено, оно становится пищей для растений и животных.

Жизненная оболочка состоит из жизненного воздуха и пяти органов действия. Ментальная оболочка состоит из ума, подсознания и пяти органов знания, называемых на санскрите ДЖНАНА ИНДРИЯ. Интеллектуальная оболочка состоит из интеллекта и эго, работающих с пятью органами знания или органами восприятия знания. Последняя оболочка — оболочка блаженства, через нее индивидуальный дух приобретает хорошие поступки. Когда мы спим, мы познаем радость, блаженство, спокойствие и мир, которые мы получаем через эту оболочку. Делая хорошие действия, мы познаем удовольствие.

Три характерных признака оболочки блаженства известны как ПРАЯ, которая является радостью, познаваемой при взгляде на объект. Следующий признак — МОДА — большая радость, ощущаемая при владении желанным объектом. И ПРАМОДА — большая радость, познаваемая после получения удовольствия от желанного объекта.

Эти пять оболочек разделены на три тела: физическое, астральное и каузальное. Физическое имеет только одну оболочку—оболочку еды. Астральное имеет три оболочки — жизненную, ментальную и интеллектуальную. А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.014 с.)