Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления деятельности, структура и составСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По первоначальному проекту статус Петербургской Академии, объединявшей в себе науки и «художества» (технические ремесла) был достаточно размыт. В результате невозможность развивать оба направления одновременно свелась к созданию при Академии наук и художеств инструментальных, гравировальных, живописных мастерских и включению в ее штат медальеров и архитекторов, обслуживавших как нужды самого учреждения, так и выполнявших специальные заказы двора. С начала создания основными направлениями деятельности Академии наук и художеств являлись: 1) теоретическое обоснование естественнонаучных данных, интенсивно собиравшихся зарубежными учеными; 2) перевод зарубежной научно-технической литературы. По-видимому, Петр I крепче, чем сами французы, поддержал идею их соотечественника - министра Кольбера (организатора Парижской академии наук), который ставил своей целью не только финансирование теоретических и прикладных исследований, но и использование научных достижений в практической государственной жизни с помощью образованного чиновничества. Этим она в корне отличалось от западноевропейских академий, которые существовали на средства от издательской и другой коммерческой деятельности. Структура Академии наук и художеств включала математический класс, куда входили кафедры математики, астрономии с географией и навигацией, механики; физический класс с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, анатомии, химии и ботаники; три гуманитарные кафедры объединяли соответственно: красноречие и древности; древнюю и новую историю; право, политику и этику. В ее состав входили ординарные профессора-академики, которые преподавали в университете, и адъюнкты. Академия наук и художеств имела государственный бюджет, правда, во многом определявшийся симпатиями главы государства. Ежегодно на деятельность Академии наук и художеств выделялось 24 000 руб.. С другой стороны, в соответствии с «Табелью о рангах» 1722 г. академики не входили в состав разносословного чиновничества России, так как данный документ принимался до создания Академии наук и художеств, да к тому же до середины 50-х гг. XVIII в. эта должность занималась преимущественно иностранными учеными. К концу 1725 г. в Академию наук и художеств прибыли 16, а в ближайшие два года еще 6 профессоров, ставших ее действительными членами и адъюнктами. В их числе математик Я. Герман, астроном Ж. Делиль, механик и оптик И. Лейтман, братья Д. и Н. Бернулли, физик Г. Бюльфингер, анатом И Дювернуа. Постоянное общение деятелей науки, представлявших разные страны, научные школы и направления, осуществлялось на заседаниях конференции Академии наук и художеств два раза в неделю. В 30-е гг.XVIII в. значительно укрепилась экспериментальная база Академии наук и художеств, в том числе обсерватория, ботанический сад, анатомический театр, физический кабинет; общее число приборов к 1741 г. достигло почти 400. Принятие первого устава (регламента) в 1747 г. несколько упорядочило жизнь Академии наук и художеств. Было закреплено ее деление на астрономический, физический и физико-математический классы. Ассигнования на Академию наук и художеств, университет и гимназию, утвержденные уставом, составили чуть более 53000 руб., но и эта сумма была далеко не достаточна при сильно разросшихся штатах. Устав определял количество действительных академиков (10), почетных членов (10) и адъюнктов (10), рекомендуя, по возможности, набирать последних из русских. Официальными языками в Академии наук и художеств были объявлены латинский и русский. Сильно поредевшие к середине 50-х гг. XVIII в. штаты Академии наук и художеств были пополнены кандидатурами иностранных профессоров философии И. Брауна и механики Х. Кратценштейна. В 60-70-е гг. XVIII в. ботаник С. Гмелин, физик В. Крафт, астроном Г. Ловиц, математики А. Лексель и Н. Фусс, натуралист П. Паллас, эмбриолог К. Вольф, химики Э. Лаксман и И. Георги переехали в Россию и связали всю свою жизнь с русской наукой. Вслед за В. Адодуровым, М. Ломоносовым Академия наук и художеств начала пополняться отечественными учеными. Н. Попов в 1751 г. стал профессором астрономии. Математик С. Котельников, натуралист и путешественник С. Крашенинников - в 50-е гг. XVIII в., анатом А. Протасов, астрономы С. Румовский и П. Иноходцев, натуралисты И. Лепехин и Н. Озерецковский, химики Н. Соколов и В. Севергин - в 60-80-е гг. XVIII в. были выбраны членами Академии наук и художеств. Расширились связи Академии наук и художеств с учеными, для чего в 1759 г. было учреждено звание члена-корреспондента. Преобладание естественнонаучного направления в дальнейшем стало наиболее существенным. Так, в середине XVIII в. гуманитарные науки почти целиком были сосредоточены в академическом университете; в 1783 г. была создана «Российская академия», на которую были возложены задачи разработки проблем русского языка и словесности. Для обеспечения деятельности Академии наук и художеств, которой с самого начала придавался практический характер, и подтверждения теоретических выводов был создан целый ряд непосредственно подчиненных ей учреждений: физический кабинет, астрономическая обсерватория, мастерские по ремонту и изготовлению научных инструментов, библиотека, типография. Позднее в ее составе появился Географический департамент (одновременно при Сенате), которому было поручено изготовление карт, и химическая лаборатория, организованная по замыслу и под руководством М. Ломоносова (см. документ № 26 хрестоматии). Стремясь утвердиться, иностранные ученые искали поддержки во влиятельных кругах немецкого населения России, а отечественные - у глав царствующего дома, сочиняя похвальные оды или речи на различные события государственной жизни или «двора», а также устраивая потешные празднества в виде огромных фейерверков, как излюбленной формы зрелищ у привилегированных сословий. Конечно, такая форма вынужденной деятельности Академии наук и художеств встречала глухое противодействие со стороны ученых, а контакты подобного рода привели к превращению Академии в 40-50-е гг.XVIII в. в экзотическое учреждение, посещавшееся «высокими гостями» во время придворных торжеств. С 1743 по 1803 гг. от Академии наук и художеств отошли инженерные ремесла; ведомственная деятельность, связанная с картографией; вопросы, направленные на развитие отечественной истории, русского разговорного и научного языка, а также литературы; обязательная преподавательская деятельность. Но, выходя на теоретические исследования, Академия наук и художеств теряла связь с практической жизнью, а значит, с разнообразными кругами российского общества. С 1741 по 1746 гг. Академия наук и художеств оставалась без президента. Ее управление с первых лет существования фактически сосредоточилось в академической канцелярии. В первой половине XVIII в. среди фактических и номинальных президентов Академии наук и художеств иностранного происхождения особо выделялся И. Корф, как широко образованный человек и библиофил, влиятельный царедворец и тонкий политик. Помимо созданных при И. Корфе таких структур Академии наук и художеств, как Ботанический сад, Географический и Переводческий департаменты, было учреждено в 1735 г. Российское собрание - первая научная организация, задачами которой было уточнение и разработка русской научной терминологии, создание толкового словаря русского языка. Президент ввел в практику командировки способных студентов, в том числе М. Ломоносова, за рубеж. Во второй половине XVIII в. заметно увеличилось влияние российских реформаторов на организацию науки. Во время номинального президентства К. Разумовского с 1746 по 1798 гг. особенно результативным было правление Е. Дашковой с 1783 по 1796 гг. Она приобрела известность широкой образованностью, организаторскими способностями и связями с видными европейскими учеными. За время правления Е. Дашковой заметно улучшилось финансовое положение Академии наук и художеств и материальное обеспечение академиков, было построено новое здание по проекту архитектора Д. Кваренги на Университетской набережной, расширился состав членов академии за счет возросшего числа учеников ее гимназии. Являясь одновременно председателем Академии наук и художеств и Российской Академии, Е. Дашкова способствовала углубленному изучению русского языка и литературы, разработке русской грамматики и словаря, оживлению лекционной и издательской деятельности на русском языке. Отстранение в начале 9О-х гг. XVIII в. и последующее увольнение Е. Дашковой было связано с усилением правительственной реакции в стране. Чиновники-реформаторы были особенно необходимы на президентском посту в Академии наук и художеств для того, чтобы противостоять имперским замашкам влиятельных государственных лиц. К сожалению, с основания до 1803 г. самоуправление Академии наук и художеств ограничивалось только выбором академиков и адъюнктов; вместо демократического выбора президента предусматривалось его назначение государем вплоть до создания Временного буржуазно-демократического правительства в 1917 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.009 с.) |