Представления в области метеорологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления в области метеорологии



Метеорология, как знание погодных примет и умение определять погоду, также основывается на физических знаниях. Народное погодоведение в древней Руси было развито достаточно четко, что подтверждается сохранившимися до наших дней пословицами и поговорками: луна бледна - к дождю, дым стелется по земле - зимою оттепель, а летом дождь; столбом - к морозу и ясной погоде и др.

Определение погоды сводилось, как правило, к констатации оптических явлений солнца, луны и звезд. А установление связи между атмосферными явлениями и их предвестниками не приписывалось колдовству. Так, считалось, что роль «насоса», доставлявшего воду на «небо», выполняла радуга; дождь рассматривали как «собрание воды», пористое вместилище воды и т.д. Однако истинных причин дождя и снега, града и росы, грозы и радуги, по-видимому не знали, так как появившиеся в XV-XVII вв. на Руси переводные сборники метеорологического содержания («громовники») не получили широкого распространения. Большой комплекс разнообразных представлений связан на Руси с грозами. В пантеоне языческих богов Перун - бог грома и молнии, занимал одно из первых мест. Летописцы-христиане отдавали грозе значительную дань, описывая частые пожары, вызванные этой стихией природы. Вместе с тем причиной разрушительных действий грозы они считали гром, а молнию - производной от грома.

Практика исследования всевозможного рода предметов и явлений, находящихся на большом расстоянии от наблюдателя, ставила вопрос об определении истинных размеров объектов, что было возможно выяснить лишь на глаз путем сравнения.

В богословской литературе часто упоминаются «первоэлементы», из которых состоит видимый мир. Так, в «Шестодневе» экзарх Болгарский писал о соединении земли с воздухом посредством воды, об общем качестве воздуха и огня - теплоты и др. Об атомистике на Руси знали единицы. Атомы невидимы, но существуют реально. Они вещественны, материальны как и тело, которое они образуют. Однако по «священному писанию» не все, что человек видит и ощущает, материально, вещественно. Поэтому согласиться с тем, что природу видимых вещей составляют атомы и неделимые тела, не могло даже большинство образованных людей феодального сословия. Что уж говорить о русском крестьянине и ремесленнике, для практического склада мышления которых это было слишком парадоксальным. Невидимость атомов была сходна в их представлении с невозможностью понять и представить бездонность неба, бесконечность вселенной и т.д.

Таким образом, большинство представлений различных слоев русского общества в области метеорологии в X- первой половине XVII вв. достаточно живучи, так как вошли в легенды, песни, сказки, загадки, былины, изобразительное искусство. В ходе наблюдений за природными явлениями на Руси складывались представления, во многом сходные с тем, что несла переводная литература того периода, с которой были знакомы лишь единицы.

Механика

Для России, как и Западной Европы рассматриваемого периода характерен отрыв теоретической механики от механики прикладной. В раннем средневековье (IX-XIII вв.) Русь прошла те же этапы развития технической мысли, что и страны Западной Европы. Этому раннему периоду развития механизмов свойственно использование в них низших кинематических пар: вращательные (колесо, шарнир) и поступательные (ползун, клин), использовавшиеся в ручной технике. Получили также распространение коромысловые инструменты, повозки и механизмы подъемные, в которых использовались блоки и вороты. Так, при раскопках в Новгороде часто находят остатки грузоподъемных механизмов. О специальном типе мостов, перебрасывавшихся через рвы, а затем, в случае опасности, убиравшихся, упоминается в письменных источниках Псковщины и Новгородчины.

Первое упоминание о колесе в древней Руси относится к X в., когда в 906 г. князь Олег, идя морем на греков и приблизившись к берегу, приказал поставить корабли на колеса. Однако на протяжении длительного времени колесо воспринималось как исключительное явление. Считалось даже, что в Новгородской земле колесный транспорт вообще отсутствовал. Недавно найденное там колесо опровергает это мнение. Оно имело 9 спиц и хорошо сохранившуюся ступицу. Диаметр обода составляет 88 см, а отверстия для оси - 9 см.

О распространении гончарного круга свидетельствует сама керамика. Обломки деревянных чаш диаметром свыше 400 мм, найденные в Новгороде, подтверждают существование сравнительно мощных токарных станков, пружинных, с ножным приводом. Токарные станки применялись на Руси повсеместно, судя по находкам изделий из камня, кости, дерева.

Принцип ротационного движения был использован в сверлильных станках. Ручные мельницы, основанные на движении двух вращающихся жерновов, просуществовали на Руси до XV в. Оригинальные устройства придумывались русскими механиками для облегчения вращения жерновов, в том числе при значительном весе верхнего нижний жернов насаживался на железное веретено при помощи системы клиньев, чтобы получился зазор, что сводило трение к минимуму.

Водяные мельницы появились на Руси с XII-XIII вв. Существование ткацкого горизонтального станка подтверждено находками в Старой Ладоге. Орудия для аккумуляции и разряжения энергии - метательные орудия прошли сложный путь от лука и пращи до сложных станковых камнеметов – «пороков», «пускичей», «стрикусов». По-видимому, с «пороками» русские познакомились во время штурма городов татарами. Получив военный трофей, русские мастера быстро научились делать их сами. Самострелы датируются XI-XIII вв. Найденные запчасти от арбалета показывают, что камнеметные механизмы обладали невысокой натяжной силой, а расположение у самих стен города делало их очень уязвимыми.

Пожалуй, самыми популярными и весьма распространенными механизмами являлись замки - позиционные механизмы с упругими элементами. К концу XII-XIII вв. русские замочные мастера изготовляли 12 типов разнообразных замков всевозможного назначения. Наиболее распространенными были навесные (кубические и цилиндрические). Древнерусские замки с лабиринтообразной замочной скважиной пережили даже татаро-монгольское нашествие и послужили прототипом замков XIV-XVII вв.

В ловушках, капканах, как самоловных механизмах, использовалась сила тяжести. В петлях и силках - спусковой и силовой принцип, так как они действовали при движении самого животного, стремящегося освободиться. В XIV-XV вв. на Руси совершенствуются механические устройства в результате расширения энергетической базы - за счет водяного колеса. На водяных мельницах с помощью него создаются механизмы, передающие движение от двигателя к рабочему инструменту: механический рычажный молот, толчейные устройства (преобразование вращательного движения в прерывно-поступательное); пороховые мельницы с кулачковым валом (переход непрерывно вращательного движения в возвратно-поступательное); сверлильные и расточные станки. В XVI в. мельницы строятся при казенных заводах, в монастырях. Например, в 1566 г. в вотчине Соловецкого монастыря возник железоделательный завод, где многие механизмы приводились в движение вододействующим молотом. Зубчатые передачи между вращающимися осями, пересекающимися между собой, позволяли передавать движение в рабочую мощность - кинетические цепи с большими передаточными отношениями. Первые башенные часы Московского Кремля были основаны на длительном непрерывном равномерном вращении за счет механических аккумуляторов энергии.

Таким образом, в XIV- первой половине XVII вв. на Руси совершенствуется превращение непрерывного (равномерно-вращательного) в колебательное (непрерывно- и равномерно - прерывное) или в прямолинейное возвратно-поступательное движение.

Значительный запас знаний по строительной технике демонстрировали русские мастера при возведении соборов, колоколен, крепостных сооружений, а также арок и башен: церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532), собора Василия Блаженного (Покровский) на Красной площади (1560), колокольни Ивана Великого (82 м) в Кремле и др.

Для равномерного распределения давления массы собора на грунт в стенах сооружались специальные деревянные конструкции, впоследствии замененные металлическими (Воздвиженская и Петропавловская церкви Пскова). С XVI в. русские мастера изобрели «крещатый» свод, толщина которого зависела от толщины стен, а это давало возможность погасить силу распора шатра массой кладки стен. Творческая деятельность Ф. Колычева, служившего в середине XVI в. игуменом Соловецкого монастыря, нашла воплощение в целой системе озер, соединенных каналами, на которых до сих пор видны остатки плотин с подъемными механизмами; изобретении решета и т.д. Достаточно сложная задача решалась при сооружении и перевозке на большие расстояния осадных башен, поставленных на колеса (использованы при осаждении Казани в 1552 г.); приведении в движение фигур медных львов часовым мастером П. Высоцким (львы рычали, разевали пасть и вращали глазами).

Знакомство с гидродинамикой можно проследить по распространению и развитию системы водоотвода и водоснабжения русских городов. Остатки водоотводной системы в Новгороде относятся к XII в. В Москве самостоятельный водопровод датируется XV в. Вода в него шла из-под родника Собакиной (Арсенальной) башни Кремля. Для того, чтобы создать гидравлический уклон, часть камней была положена уступами - на разной высоте. Напорный водопровод в Москве появляется в 1631-1633 гг., когда в Свибловой (Водовзводной) башне была поставлена водоподъемная машина.

Переводная литература богословского направления этого периода рассматривала проблемы механики постольку, поскольку они способствовали задаче восхваления «мира», целесообразно устроенного творцом. В то же время западноевропейская естественнонаучная литература за небольшим исключением не отражалась на развитии отечественной прикладной механики вплоть до XVII в. Попытка соединения теории и практики была сделана в 1620 г. в русском «Уставе ратных, пушечных и других дел» на основе трактата «Воинская книга». «Устав» давал много сведений по математике и химии, физике и механике. В ходе разбора теории стрельбы прослеживалась прямая зависимость дальности полета ядра от длины и наклона орудийного ствола. Параллельно говорилось о различных подъемных приспособлениях, употребляемых при штурмах крепостей. Впервые физические явления были описаны количественно: сообщалось об измерительных инструментах, компасе, об удельном весе веществ. Главное же, «устав» впервые обобщил в письменном виде знания, копившиеся столетиями и передававшиеся из поколения в поколение изустно. Тем ни менее, неграмотность части русских ремесленников была препятствием для ознакомления с этим трактатом.

Таким образом, русская техническая мысль до XVIII в. развивалась в основном применительно к практическим потребностям. Ни православная церковь, ни монголо-татарское нашествие не могли затормозить этот процесс. Временный союз русской церкви и монгольских ханов способствовал продолжению работ по созданию оригинальных летописей и переводов в православных монастырях естественнонаучных трудов Запада и Востока. Однако стремление церкви «запретить» мирянам рассуждать о вере, трактовать положения священного писания, распространять апокрифы; неграмотность части ремесленников и крестьян привели к изоляции Руси от зарубежных научных идей, к отрыву от них отечественной практической технической мысли. Благоприятные условия, сложившиеся к концу XV в. в связи с образованием Московского государства, способствовали большему признанию и косвенному усвоению в дальнейшем естественнонаучных знаний Европы в XVI-XVII вв.

Химия

Одновременно с изучением физических свойств веществ человечество постигало химические элементы на практике. Так, древнерусскими мастерами использовались такие разнообразные приемы в металлургии, кузнечном и ювелирном деле, как механическая и термическая обработка, воронение, проковка, сварка, цементация, отливка украшений и колоколов, травление, золочение, пайка и др. Для приготовления всевозможных красок и красителей, лекарств и настоев, мазей и чернил требовалось собрать, упорядочить и записать практический опыт. Так, в операциях пайки в качестве припая на Руси пользовались нашатырем, жженым мылом, смолой. Для отделения золота от меди древнерусские ювелиры использовали песок и поваренную соль, а от серебра - красную водку и нашатырь. Полученное таким образом золото употребляли для золочения по меди и железу на Суздальских вратах Рождественского собора в Суздале, например. Так, пластинку покрывали лаком, сваренным из скипидара, асфальта, желтого воска и сосновой смолы. Нанесенный тонкий рисунок выскабливали от лака, "отбеливая" пластину растворами квасцов, клюквы. В процессе нагрева пластины с нанесенной на нее амальгамой ртуть испарялась, а золото, восстанавливаясь, проступало на фоне лака.

Русские ювелиры, изготовлявшие эмаль (финифть) и чернь, должны были не только знать свойства окисей олова, свинца, магнезии, минеральных добавок для окраски стекловидной массы, но и способы их получения. Так, для приготовления эмали (финифтяной массы) пользовались смесью окислов олова и свинца, соединенных с толченым стеклом и очищенным поташом. В состав, необходимый для чернения серебра, входили серебро, свинец, красная медь, сера, бура, поташ, соль.

Стеклоделие было известно русским ювелирам. Стеклянное тесто было необходимо при изготовлении мозаики, поливы для керамической посуды, плиток для крыш и др. Для русского ремесленного производства характерен особый состав стеклянной массы, куда входили тонкий речной песок, поташ, поваренная соль и известь. При окрашивании стекла в зеленый цвет применяли окись меди, зеленовато-синего - окись меди и глину, желтого - серу или уголь, фиолетового - окиси марганца. Остатки мастерских стеклоделов встречены в Костроме, Старой Рязани, Галиче. Для придания мозаикам соответствующих цветов употреблялись глинозем, кремнезем, окиси свинца, кальция, железа, магния, меди, марганца, натрия, закиси меди, серный ангидрид.

Мастерство ювелиров - эмальеров было известно на Руси еще в древности. Для докиевских эмалей характерна красная, голубая и зеленая окраска. А получали их при плавке медных окислов (с доступом воздуха или в присутствии олова и железной окалины для восстановителей). Распространение эмальерного производства в Киевской Руси базировалось на мощной местной сырьевой базе (изделия найдены в Белгороде, Вышгороде и др.) Киевские ювелиры в совершенстве владели техникой изготовления различных видов эмалевых сплавов: глухих, прозрачных, просвечивающих, расписных. Для облицовки пола и стен применялись полихромные поливные плитки. Эмалевая полива (желтая, синяя, зеленая и коричневая) наносились на основу из отмученной беловатой глины.

К XV-XVII вв. относится массовое производство печных изразцов, для изготовления которых необходимо было знать химию стекла, красителей, свойства глин и примесей. Так, жирные глины тяжело растворялись в воде, медленно высыхали и давали значительную усадку; «тощие» же содержали много примесей и были недостаточно пластичны. Улучшение качеств глины достигалось химическим и механическим воздействием. Для достижения лощеной поверхности готовую продукцию заглаживали, необходимый цвет подбирался за счет обжига с помощью специальной древесины; путем различного объема доступа кислорода (черный цвет). «Ценинными» назывались изразцы, покрытые поливой разных цветов. Для их приготовления обожженный изразец покрывали «ангобом» (светлой, тонко измельченной в воде глиняной кашицей), а затем, покрыв поливой, снова обжигали.

Производство порохов и зажигательных смесей, необходимых после появления к концу XIVв. огнестрельного оружия, относится к химии военного дела. В X в. русские воины во время похода на Царьград познакомились с «греческим огнем» - специальной зажигательной смесью, а в XVI-XVII вв. иностранцы поражались качеству русских гранат. Появление «серной» и «селитренной» повинностей русского населения было вызвано необходимостью наладить собственное производство серы и селитры. «Ямчуг» (сырая) или «литрованная» (очищенная) сера и селитра смешивались с различными органическими веществами и выдерживались в ямах годами, что приводило часто к пожарам (в Москве в 1488 и 1500 гг.; в Пскове в 1507 г.) В «пушечных избах» калийную селитру перекристаллизовывали, добавляли различные горючие вещества. В конечном виде в готовые зажигательные смеси входили порох, селитра, смола, льняное масло, горючая сера. Для придания особого шума и эффективности к пороху добавляли сернистую сурьму и сулему.

Ценность нефтяных месторождений, по-видимому, стала известна Киевской Руси в тот момент, когда Византия стала проявлять повышенный интерес к нефти Тмутараканского княжества (Крыма) и запрещать генуэзцам посещать эту территорию.

Основными органическими красителями тканей являлись растительные краски практически всех расцветок, что подтверждается результатами раскопок в русских курганах XI-XIV вв. Из минеральных красителей была распространена охра, киноварь, лавра, синило, чернило, белила и др. Красители, употреблявшиеся для окраски тканей и вещей, применялись также писцами и иконописцами. Спрос на продукцию писцов, в свою очередь, влиял на увеличение производства красок и чернила. Древнерусские писцы переписывали рукописи чернилами типа туши. Так, писец «Изборника Святослава» пользовался «чернилом», киноварью, «синилом», ярью. По более поздним рецептам XV-XVII вв. для приготовления чернила, например, брали ягоды черники, настой ольховой коры на ржавом железе. Для придания определенной скорости стекания чернила с пера в него добавляли мед, камедь, желчь.

С принятием христианства и массовым строительством церквей возникла необходимость создания значительного количества икон и фресок. Наряду с минеральными пастами («вапами») активно применялись краски земляного происхождения, которые обычно растирали с хлебным квасом, рыбным клеем. Затем на деревянную, предварительно подготовленную и высушенную доску наносили подкладку из алебастра. Краску разводили на яичном белке, мездричном, меховом или рыбном клее, меду, желчи. Готовую икону покрывали для предохранения красочного слоя лаком из олифы.

Если ремесло писцов и иконописцев являлось привилегированным, то важнейший промысел на Руси - солеварение - было немыслимо без рядовых ремесленников. Соляные промыслы Белого моря, Старой Руссы, Галича, Соли Галичской, Вологды, Северной Двины и других районов снабжали Русь в необходимом количестве, выпаривая соль из соленой морской воды в специальных чанах-сковородках («цренах») или из соляного рассола, добываемого с большой глубины в различных районах страны. Доходность этого промысла была рано оценена церковью, взявшей в свои руки многочисленные варницы русского севера и центра России.

Знание химических свойств растворов и веществ было необходимо в кожевенном деле. Из кожи изготавливали обувь, шапки, пояса, сбрую, рукавицы, переплеты книг, чепраки, седла, ножны, колчаны, щиты, сумки, кошельки, мячи, маски. Древнерусские кожевники вымачивали кожу в чанах с раствором извести, затем бучили (квасили) ее без мездры и волос в киселе из пшеничных отрубей (для размягчения), дубили (заливали водой вместе с дубителями), сушили, промазывали жиром и красили.

Широко употреблялась смола (для промазывания лодок, пеньковых канатов) и деготь (для смазывания кожи, трущихся деревянных поверхностей, лекарств). Смолу добывали смолокурением в специальных ямах, куда загружали пни сосны. Огонь, разведенный сверху, вытапливал смолу, которая стекала по расположенным внизу ямы колодам.

К химии пищевых продуктов относится приготовление всевозможных напитков - хмеля, квасов, пива, вина, водок, медовух, использование березового сока. Для их приготовления брали хлебные злаки и дикорастущий хмель. Для изготовления браг и водок использовались прообразы современных самогонных аппаратов - перегонные кубы, трубки (змеевики), отводящие в кадку с водой газы, получавшиеся при брожении.

Изготовление моющих средств и косметики также было связано с химией. Так, костромское мыло расходилось по всей России. Для приготовления царского мыла в качестве добавок шли розовое масло и благовония. В обычное же твердое мыло вносили растворы поташа и соли. Стиральными составами были зольный щелок и «вараха» (прожаренные вместе зольный щелок и поваренная соль).

Косметика имеет древнее происхождение на Руси. Так, румяна готовили из краски - кармина. Белилами служили жженый свинцовый сурик, ртутные препараты. Бальзамирующие масла были высокоэффективными, что подтверждено великолепно сохранившимися набальзамированными телами М. Собакиной (умерла в 1571 г.) и сенной девушки М. Мнишек.

Таким образом, в течение X-XIV вв. металлурги и кожевники, аптекари и гончары, стеклоделы и писцы, иконописцы и ювелиры накапливали и совершенствовали химико-технические знания и практические навыки, вызвав появление в XV-XVI вв. массы отечественных сборников рецептов и наставлений. Процесс образования русского централизованного государства со сложной финансовой, податной, дипломатической системой аппарата управления способствовал концентрации и централизации деятельности по сбору химических знаний в отечественные рецепты, «Иконописные подлинники» и переводу книг таких западноевропейских алхимиков, как Вандер-Гейден и др. Однако переводные естественнонаучные работы по химии были оттеснены на задний план отечественными практическими сведениями, направленными на конкретизацию и усовершенствование ремесленного производства.

Геология

История геологических знаний на Руси непосредственно связана с возникновением и развитием ремесленного производства, во многом зависевшего от добычи и разработки полезных ископаемых. Так, еще докиевская металлургия основывалась на местных сырьевых базах - болотной, озерной, дерновой и луговой рудах (бурый железняк органического происхождения содержал от 18 до 40% железа). А еще более древнее гончарство и строительное дело (при изготовлении кирпича), стеклоделие нуждались в разработке различных сортов глины, песка. Наиболее удобные глины для огнеупоров - пестрые (буровато-желтоватого, охристого, серого, черного цветов) находились в Полтавской, Черниговской и Харьковской областях.

Повсеместно развивавшееся каменное строительство крепостей, церквей, жилых зданий требовало значительного количества строительного камня. Для строительства Золотых ворот Киева, соборов Чернигова, Пскова, Новгорода пользовались местными породами камня, а соборов Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, церкви 1152 г. в селе Кидекша под Суздалем - привозными. Из камня разных сортов изготавливались пряслица, резные иконки, саркофаги, формочки для литья украшений, вырезались рельефные украшения соборов.

Русские солевары, добывавшие при бурении земли соляные растворы с большой глубины, в зависимости от свойств проходимых буром пород применяли различные (по диаметру, толщине, древесине) трубы, металлические наконечники. Знание водоносности слоев использовали при сооружении водоотводной системы Новгорода, рытье фундаментов для зданий.

Торговые связи Киевской Руси способствовали раннему знакомству с драгоценными камнями и драгоценными металлами. При раскопках древнерусских курганов и поселений находят бусины из сердолика и хрусталя. Однако знания о камнях не шли, как правило, дальше фантастических суеверий, приписывавших им свойства вылечивать болезни, убивать змей, предохранять от отравлений. «Лапидарии» - первые оригинальные минералогические пособия, содержавшие наивные и порой фантастические сведения о камнях. В «Толковой Палее» описываются внешний вид, свойства и местонахождение сердолика, измарагда, сапфира, найденных в Вавилоне, Индии, Ливии, Сирии. Знание в Древней Руси янтаря («алатырь-камня», от греческого «электрон») подтверждается нахождением его при раскопках Новгорода, упоминанием в народных заговорах, в рецептах при приготовлении лекарств.

В период феодальной раздробленности активно развивалась собственная сырьевая база Новгородчины, Тверского княжества, Владимиро-Суздальской Руси, Рязанщины, что способствовало разведыванию залежей полезных ископаемых. С возросшими потребностями Российского централизованного государства в металле, соли, строительном камне, глине для кирпичного производства стали активно разрабатываться новые месторождения, в том числе сидеритов и бурых железняков в районе Тулы, Серпухова, Каширы, Устюга Великого. Одна из первых отечественных экспедиций с участием иностранных специалистов работала успешно на Печоре в 1491 г. по поиску медных и серебряных руд.

С началом освоения Сибири начались активные поиски железных, медных, серебряных руд. В вотчинах Соловецкого монастыря была обнаружена слюда, которую с середины XVI в. стали вывозить за границу. Русские промышленники Строгановы получили в 1574 г. грамоту на разработку у реки Тобол железных, медных и оловянных руд, а также серы. Железные руды находили и местные жители. Так, в 1623 г. местным кузнецом Ф. Еремеевым. было обнаружено такое месторождение у Томска. В течение нескольких десятилетий XVII в., судя по «скаскам» - отпискам землепроходцев и описаниям путешествий, были обнаружены железные месторождения на реке Яйве, притоке Камы (1635); серебряные руды на реке Зее, притоке Амура, реках Шилке, Ангаре; медные руды Верхотурья (1663); слюда на реке Витим, притоке Лены (1650); халцедоны, агаты, яшма и малахит на Урале; хрусталь на Каме (1668) и т.д.

Пожалуй, наиболее впечатляющими из геологических явлений были землетрясения – «трусы» в XII-XIII вв. во Владимирской, Киевской, Новгородской земле, отраженные в древнерусской литературе: в Киево-Печерском монастыре церковь «Богородица каменая на четыре части разступися», и «в Переяславли же Русском» церковь «Михаила разседеся на двое». Катастрофическое землетрясение (оползни и трещины) отмечено в Нижнем Новгороде в 1596 г., когда Печерский монастырь «и церкови совсем погибоша», а «по реке Оке слобода 150 дворов погибе совсем». Однако русские летописи считали единственной причиной землетрясений – «кару божию», а в простонародье винили гигантского Индрик-зверя, живущего под землей наподобие крота и трясущего землю. Лишь в переводных произведениях – «Луцидариусе», например, это геологическое явление объяснялось вполне естественными причинами.

Таким образом, познания в древнерусской геологии приобретались и изменялись по мере изучения на практике свойств камней, глины, песка, соли, руд, драгоценных камней. В то же время простонародные представления о таких, потрясавших воображение природных катаклизмах, как землетрясения и оползни, практически не изменились, приобретя форму легенд, сказок, повествований типа «Стиха о книге голубиной».

География

Издавна славянские племена, населявшие территорию Восточной Европы, умело использовали рельеф окружающей местности в качестве естественной защиты в качестве естественной защиты при сооружении поселений. Впоследствии, особенно на северо-западе Руси, в землях Новгорода и Пскова защитные свойства рек, озер, болот применялись в их системе оборонительных сооружений.

Знания в области географии приобретались в ходе изучения как своих территорий, так и зарубежных государств. Обширные связи Киевского государства с Византией и Францией, Англией и Германией, Венгрией и Швецией, Норвегией и Польшей привели к тому, что в библиотеках киевских князей появились книги из Византии и Западной Европы, а отец Владимира Мономаха знал, например, пять иностранных языков.

В русских летописях уделяется внимание как зарубежной, так и отечественной географии. Так, автор «Повести временных лет» излагает свои сведения о Балканском полуострове и Ближнем Востоке, побережье Западной Европы и Средиземного моря, нижнем течении Нила и Каспийского моря. В то же время он подробно перечисляет все славянские племена Восточной Европы и топографические признаки этих районов: реки, озера, горы. Это Днепр, Днестр, Двина, Буг, Волга, Шексна, Ока; озера: Нево (Ладожское), Белое, Ильмень, Переяславское. Упоминая о месте, откуда берут начало Волга, Днепр и Западная Двина, автор сообщает о семидесяти жерлах Волги, которая впадает в Хвалынское (Каспийское) море. В летописи даются названия племен, которые были данниками Руси (Киевщины): чудь, мерь, весь, мурома, черемиси, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, морава, либь. Упоминая о военных походах на Константинополь в 854, 866, 907, 911, 941 и 1043 гг., автор дает оценку договору Игоря с греками 944 г., по которому были расписаны все стороны торговых сделок обеих сторон.

Пространственно-географическое деление русской территории в период феодальной раздробленности отражено в письменных источниках. Оно было связано в значительной мере с подразделением течения больших рек на «верховья» и «низовья» и свидетельствовало о потере Киевом своей монополии на фактическую власть в системе княжеств. Так, по отношению к Твери, расположенной в верховьях Волги, Северо-Восточная Русь, Москва и Поволжье были «низовскими» землями.

Хорошо владеет географией своей страны и автор «Слова о полку Игореве», сообщая о «крае поля Половецкого» (степях), Доне, реках Суле, Волге, Двине, Донце, Корсуни, Тмутаракани, венграх, немцах, венецианцах, греках, моравах, литве, ятвягах.

Вряд ли рядовые земледельцы и ремесленники были в курсе всех географических знаний, чего нельзя сказать о новгородцах. Ранняя новгородская колонизация, в которой принимали участие все слои населения, достигла побережья Ледовитого океана и земель Урала. Поэтому новгородские берестяные грамоты XI-XIV вв. упоминают район Онежского озера и северных морей, Югру и Карельский перешеек и т.д.

К концу XIV в. русские были уже знакомы с обширными районами, прилегающими к Белому, Баренцеву и Карскому морям; проникали за Урал и Обь. Так, одна из дорог из Новгорода шла по Волхову, Ладожскому озеру, реке Свирь к Онежскому озеру, далее по речкам до реки Онеги, по которой добирались до Белого моря. В северо-западном направлении Карелия и Кольский полуостров были уже включены в сферу влияния Новгорода, который собирал здесь дань с саамов. Морские походы поморов способствовали открытию Новой земли к началу XII в.

Новгород, Тверь ориентировались на освоение Запада, Севера и Северо-Востока из-за стремления найти территории, которые Москва не рассматривала в зоне своего влияния. В то же время русские южные княжества обращали свое внимание на торговлю с Азией, Византией и Востоком.

Записи торговцев раннего периода древней Руси, предпринимавших путешествия, не сохранились. Зато есть письменные свидетельства поездок русских паломников к «святым местам». Стремление приблизиться к верхней ступени святости было побудительным мотивом значительной части русских паломничеств, но не всех. Одним из первых русских паломников, посетивших «святые места» и оставивших их описание, был игумен Даниил. В Палестине он побывал в 1106-1108 гг., а его подробное описание относится к 1109-1113 гг. В 1200-1204 гг. в Константинополе был новгородский архиепископ Антоний, запечатлев свои воспоминания в «Книге паломника». В первой четверти XIII в. на Афон ездил архимандрит Киево-Печерского монастыря Досифей. Во времена монголо-татарского ига смоленский архимандрит Агрефений и митрополит Пимен отдельно друг от друга ходили в Константинополь во второй половине XIV в. Практически во всех источниках упоминается о встрече с соотечественниками в зарубежных городах.

Переводная «географическая» литература того времени основана на библейской легенде о расселении племен - язычников после «всемирного потопа». Поэтому все описываемые земли принадлежат будто бы потомкам сынов Ноя. Наиболее интересна «Толковая Палея», упоминавшая русские реки Дунай, Днепр, Десну, Припять, Двину, Волхов, Волгу. Перечисление «языков» охватывает юго-запад, запад, северо-запад и север Руси, а также области между Окой и Волгой.

В ходе объединения русских земель в единое государство, развития торговли и промышленности были созданы особо благоприятные условия для освоения территорий Севера и Сибири. В XV в. исследуется течение реки Оби. Так, в 1499 г. «князь великий Иван Васильевич послал рать в Югру лыжную» во главе с С. Курбским и П. Ушатым. Двигались они через Урал, составляя описание протяженности Уральских гор от Ледовитого океана до Каспия. Судя по иностранным источникам, в конце XV в. остров Новая Земля был обитаем и носил русское название.

В XV в. продолжаются «хождения» русских людей на Восток. Инок Троице-Сергиева монастыря Зосима дважды был в Константинополе (в 1414 и 1419-1420 гг.). Купец Василий, побывавший в 1465-1466 гг. в Константинополе, Бруссе, Малой Азии, Палестине и Каире, оставил описание всех пунктов своего пути. Замечательно путешествие купца Афанасия Никитина, прошедшего в 1466-1471 гг. путь от Твери до Каспия, по Каспию до Баку и Дербента. Затем он побывал в Персии, морем дошел до Индийского побережья, оставив путевые записки о природе, быте людей, экономике, политических отношениях местной знати. Во второй половине XV в. в Персию был отправлен в качестве московского посла итальянец М. Руф, а в конце XV в. московское правительство посылает в Турцию несколько посольств. Дипломатические миссии, как правило, не оставляли географических описаний своих путешествий, разве что церковное посольство, побывавшее в Римской империи, обратило внимание на горные хребты Альп. Сведения путешественников касались более информации, интересовавшей русское правительство: размеров и укреплений городов, протяженности дорог, видов товаров на предмет их ввоза на Русь, взаимоотношений между политическими группировками и т.д.

Ликвидация в XV в. феодальной раздробленности, развитие поместной системы, необходимость учета земель с целью обложения налогами и установления наиболее выгодных путей сообщения вызывали потребности в чертежах. При Иване III были описаны Тверские, Белозерские, Костромские, Новгородские земли; появляются рукописные чертежи географического характера.

В XVI-XVII вв. исследование земель Севера и Сибири становится приоритетным в Российском государстве. Основанный в 30-40-х гг. XVI в. Печенежский монастырь имел соляные варницы, рыбные, бобровые и китовые промыслы; занимался добычей речного жемчуга. После взятия Казани русские активно проникают за Урал по Каме. Во второй половине XVI в. проникновение в Сибирь шло по суше и сибирским рекам, а также северными морями. Крупнейшие русские промышленники Строгановы осваивают Каму, Тобол с притоками и Иртыш. Поход Ермака (1581) способствовал дальнейшему продвижению русских в глубь Сибири. Возникшие в Сибири деревянные городки Тюмень (1586), Сургут (1593), Туринск (1600) стали началом русских великих географических открытий на Востоке. Однако первые русские землепроходцы были скупы в своих впечатлениях от географии увиденного за исключением сказания «О человецех незнаемых в восточной стране» (конец XV в.) В нем описываются особенности быта, специфика охоты и обитания племени самоедов, жившего за Югрою. Пожалуй, иностранные источники этого периода содержат больше информации о пути (населении, животном и растительном мире), пройденном путешественниками.

Освоение Северо-Запада также не прекращалось. В результате к концу XVI в. на Мурманском побережье постоянно находилось до 30000 русских промышленников, что подтверждалось участниками иностранных экспедиций. Соловецкий монастырь уже владел значительной частью Кольского побережья.

Попытки русских мореплавателей ходить Северным Ледовитым океаном на Восток, по-видимому, предпринимались в XVI в., хотя письменных подтверждений тому не обнаружено. Иностранные экспедиции предпринимали неоднократные попытки разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию, последняя из них была неудачно осуществлена в 1676 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.043 с.)