Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собирание естественнонаучных экспонатов, исторических памятников и книжной продукции, издательская работаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важное место в развитии науки и популяризации научных знаний принадлежало Кунсткамере (академическому музею) и библиотеке Академии наук и художеств. Коллекции Кунсткамеры были значительно пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими предметами и образцами, привезенными в 1727 г. из сибирского путешествия Д. Мессершмидтом, значительными сборами второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. В 30-е гг. XVIII в. Кунсткамера признавалась одним из богатейших естественнонаучных музеев мира. К основным направлениям деятельности Академии наук и художеств в области изучения истории относились сбор исторических материалов, их публикация, конкретно-исторические исследования и разработка перспективных планов работ в этой области. В конце XVII – XVIII вв. начался процесс превращения исторического знания в науку. История как наука вычленялась из общей совокупности знаний, разрабатывались методы критики исторического источника и формировались основы источниковедения. Еще в 1718-1720-х гг. Петр I указами предписывал собирать древние письменные источники, а директору Московского печатного двора дьяку Ф. Поликарпову поручалось написать историю России. Проблемы исторической науки в 20-30-е гг. XVIII в. разрабатывались Г. Байером и Г. Миллером. В 1732 г. Г. Миллер предложил программу составления «систематической» русской истории, для осуществления которой намечалось собирание значительного массива источников по русской истории. Помощь в этом начинании оказал государственный деятель и ученый В. Татищев, передавший в Академию наук и художеств часть собранных им исторических источников и главы «Истории российской», которая стала печататься с 1768 г., после смерти автора. Он отделил гражданскую историю от других наук. Вопрос о публикации летописей поднимался Академией наук и художеств в 1732 г., но был отклонен Синодом. В 1749-1750 гг. в Академии наук и художеств разгорелась дискуссия по поводу диссертации Г. Миллера «Происхождения народов и имени Российского», в которой принял участие М. Ломоносов. Спор велся по поводу определения приоритета варягов или русских на создание основ государственности на Руси. М. Ломоносов в «Древней российской истории от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I» (1766) стремился доказать, что русская история была не беднее античной и европейской истории. Во второй половине XIX в. проблематика российской истории стала более разнообразной в связи с накоплением социального и научного опыта, оживлением контактов с деятелями европейского Просвещения. Так, М. Щербатов в семи томах «Истории российской от древнейших времен» (1770-1791 гг.) рассматривал судьбы самодержавия и дворянства. Многочисленные памятники старины были собраны в коллекции А. Мусина-Пушкина. Среди изданных членами его кружка – «Русская правда», «Поучение» Владимира Мономаха и др. Радикальное крыло просветительства в лице А. Радищева в публицистической форме представило исторический процесс как борьбу вольности с деспотизмом. Академическая библиотека, унаследовавшая ценнейшее собрание рукописных книг из бывшей библиотеки московских царей, личные библиотеки Петра I и царевича Алексея с 1728 г. начала систематически пополняться всей выходящей в России научной литературой. Иностранную литературу для библиотеки Академия наук и художеств покупала у комиссионеров через свою книжную лавку. В результате в 1742 г., например, библиотека насчитывала более 15000 книг. С 1728 г. Академия наук и художеств начала издавать на латинском языке свои труды под названием «Комментарии». «Комментарии рассылались иностранным академиям и ее ученым. С 1728 по 1751 гг. вышло 14 томов «Комментариев». Для популяризации научных, в том числе исторических знаний при Академии наук и художеств читались публичные лекции, издавались на русском языке изложения научных трудов, написанных на латинском языке, переводись произведения иностранных авторов. С целью популяризации академических исследований в среде русской образованной публики в 1728 г. на русском языке было издано «Краткое описание Комментариев Академии наук», содержавшее переводы или сокращенное изложение отдельных статей первого тома «Комментариев». Но дальше первого тома это издание не продвинулось. Новая серия «Комментариев» выходила более регулярно: 20 томов за 1747-1775 гг. Новым в этой серии по сравнению с «Комментариями» было то, что в начале каждого тома давались краткие резюме публикуемых статей. С 1778 г. Академия наук и художеств вместо «Комментариев» стала выпускать «Труды», а с 1787 г. - «Новые акты». По предложению М. Ломоносова с 1754 г. она приступила к изданию на русском языке «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих», где печатались оригинальные и переводные популярные статьи по разным наукам, исключая богословские. Для популяризации и распространения знаний в России в 30-40-е гг. XVIII в. Академия наук и художеств начала широко издавать грамматики русского, немецкого, французского языков, словари, учебники по естественным наукам. В 1728-1740 гг. она выпускала гражданским шрифтом «Месячные исторические генеалогические и географические примечания к Санкт-Петербургским ведомостям», в 1779-1781 гг. - «Академические известия», а в 1786-1796 гг. - «Новые ежемесячные сочинения» на русском и немецком языках в научно-популярной серии; а также календари, первые газеты с научными статьями, популярные журналы и научные сочинения. Педагогическая деятельность Педагогические функции Академии наук и художеств реализовывались в гимназии и университете, открытых в 1726 г. Главной задачей гимназии была подготовка молодых людей к поступлению в академический университет. В соответствии с установленным с основания гимназии демократическим статусом набора на учебу принимались дети всех сословий, обладавшие незаурядными способностями. Исключение составляли дети крепостных. Помимо латинского и греческого языков в гимназии преподавались элементы математики, история, география, логика и риторика. Несмотря на такие материальные трудности, как недостаточное финансирование и незначительные стипендии, большинство учащихся усердно овладевало знаниями. Наиболее способные принимались в академический университет либо получали работу в различных учреждениях Академии наук и художеств. Существенное улучшение материального положения гимназии пришлось на вторую половину 50-х - первую половину 60-х гг. XVIII в., когда М. Ломоносов, став членом академической канцелярии, убедил власти ассигновать дополнительные средства на содержание неимущих слушателей, а также реально увеличил ежегодные прием в университет из числа гимназистов. К концу XVIII в. гимназия пришла в упадок: учащихся становилось все меньше, и те из них, кто жили на средства Академии наук и художеств, постоянно терпели крайнюю нужду. В 1805 г. академическая гимназия прекратила свое существование, передав свои функции двадцати пяти губернским гимназиям, созданным в последней четверти XVIII в. Академический университет не стал таким высшим учебным заведением, каким его задумал Петр I, - с юридическим, философским и медицинским факультетами. В 20-30-е гг. XVIII в. преподавание велось в математическом, физическом и гуманитарном классе в форме публичных лекций, а также индивидуальных занятий с отдельными студентами. Первоначально среди слушателей преобладали дети иностранцев на русской службе. Позже университет стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Основную группу студентов составляли выпускники академической гимназии, которые поступали в университет на казенное содержание. Материально необеспеченные, студенты жили в большой нужде, а потому далеко не все оказывались в состоянии завершить курс обучения. Новый устав Академии наук и художеств 1747 г. предусматривал в ее составе штат профессоров, преимущественной обязанностью которых считалось обучение студентов. В перечне изучаемых предметов были названы философия, математика, римская и всеобщая история, новейшая история европейских государств и др. В 1750-1765 гг. во время ректорства С. Крашенинникова и М. Ломоносова в университете были организованы регулярные занятия и введены экзамены, расширен социальный состав студентов, увеличены в полтора раза ассигнования на университет и гимназию, назначены новые лекторы, ежегодно публиковались каталоги лекций. Еще в 1755 г. лучшие ученики М. Ломоносова (в том числе А. Барсов и Н. Поповский) были направлены в организованный Московский университет. Попытки М. Ломоносова преобразовать академический университет в полноправное учебное заведение не встретили поддержки в правительственных кругах После смерти М. Ломоносова в 1765 г. Академия наук и художеств практически не заботилась о функционировании университета, и к концу XVIII в. он перестал существовать. Академический устав, принятый в 1803 г., не предусматривал подготовки кадров в системе Академии наук и художеств. Задача подготовки специалистов перешла к Московскому университету. Помимо этого в 60-80-е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции Академия наук и художеств направляла молодых людей учиться за границу, в том числе Геттинген, Страсбург. Создание Академии наук и художеств в 1725 г., определение ее статуса и структуры в нормативных источниках способствовали в целом систематическому функционированию отечественной науки в течение века. Приглашение зарубежных ученых на работу в Россию привело к зарождению преемственных связей отечественной науки. В то же время, отсутствие демократических начал в управлении наукой и «размытость» в определении социального статуса академиков и адьюнктов обернулись установлением гипертрофированной зависимости ученых от государственной бюрократии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.011 с.) |