Представления о фауне и флоре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о фауне и флоре



Неустойчивые показатели товарного производства в сельском хозяйстве и животноводстве на Руси в X-XVII вв. объяснялись неблагоприятными природными условиями. К ним следует отнести короткий период полевых работ, скудные почвы лесной зоны, континентальный климат с большой амплитудой летней и зимней температур, неравномерное распределение осадков, низкую урожайность. С другой стороны, в рассматриваемый период Россия трижды оказывалась в русле международной торговли, способствовавшей росту товарного производства. Так, впервые это произошло между IX и XI вв., когда вследствие мусульманских завоеваний восточное Средиземноморье оказалось закрытым для христианской торговли. Короткий маршрут от Северной Европы до Ближнего Востока, прошедший через Киевскую Русь, пришел в упадок к 1200 г., когда путь в Византию перерезали тюркские кочевники. Активное участие Новгорода в международной торговле в XIII-XV вв. было остановлено Москвой в конце XV в. Внешняя торговля Московского государства второй половины XVI - XVII вв., которая способствовала оживленному росту городов вдоль дорог и рек, соединявших Москву с Северным морем, была ограничена русскими купцами, добившимися во второй половине XVII в. равных возможностей с иностранными торговыми людьми.

Сведения и знания о животном и растительном мире, веками копившиеся охотниками, рыболовами, земледельцами, были переработаны славянскими племенами, которые объединились в древнерусское Киевское государство.

Славяне Киевской Руси переняли систему пашенного земледелия, известную еще племенам Поднепровья и Приднепровья. Система найденных пахотных орудий подтверждает наличие существования на большей части территории Киевской Руси трехполья, при котором третью часть посевной площади надо было держать под паром, чтобы восстановить плодородие почвы.

Тиверцы в X-XI вв. возделывали мягкую пшеницу, просо, рожь, горох, овес, лен, коноплю при переложной системе земледелия. У вятичей уже в X в. основой хозяйства было пашенное земледелие с добавлением к упомянутому ассортименту злаковых ячменя, а с XII-XIII вв. - гречихи. К просу - основному злаку Новгородской земли - в X в. добавляется озимая рожь, яровая пшеница, ячмень в XI в. при одновременном переходе к паровой системе земледелия. Находки во всех культурных слоях города больших запасов зерна и его состав свидетельствуют о достаточной обеспеченности Новгородской республики своим хлебом. Таким образом, знание почвенных и погодных условий произрастания злаковых определили выбор в лесной зоне озимой ржи, овса, ячменя и яровой пшеницы, а на южнорусских землях - проса.

Наиболее достоверным древним способом измерения урожайности являлось использование показателей, демонстрирующих, сколько раз посеянное зерно воспроизводит себя при сборе урожая (например, 1:3 - «сам третей»). Подобно Европе, Русь в XII-XIII вв. получала урожаи в «сам-третей», однако в отличие от Запада, она в течение последующих столетий не знала резкого подъема урожайности. В XVII в. урожай колебался в среднем для ржи - от «сам – двух – восьми», до «сам - пяти» - для овса.

Вспомогательную роль в хозяйстве играло огородничество и садоводство. Огурцы и вишни, например, стали основными садово-огородными культурами на Руси с X в. Семена тыквы, огурцов, яблок обнаружены в культурных слоях Москвы XIV-XV вв. Особое распространение из огородных культур получила репа. П. Иовий, побывавший в Москве в начале XVI в., писал, что здесь выращивались яблони, груши, вишня, малина, крыжовник, смородина, черемуха, рябина, орешник. В XVII в. появляются Аптекарские сады, в которых произрастали всевозможные травы. Развитие и достижения огородничества нашли отражение в «Домострое», где сообщалось о том, как копать весной грядки, удобрять навозом, разводить семена, оберегать овощи от мороза и т.д. А первая сельскохозяйственная «Книга глаголемая назиратель сиречь уряд домовных детель» (XVI в.) давала советы по возделыванию пашни, огорода, сада, виноградника, выращиванию злаковых, применению удобрений.

В докиевской Руси животноводством занимались племена Приднепровья, дьяковские племена, племена городецкой культуры. Костяные останки, находимые на древнерусских городищах и селищах, подтверждают факт древнего существования этого вида деятельности и его существенной зависимости от состояния земледелия. Так, в X-XIII вв. скот на Рязанщине рос в условиях лесной полосы, где, как правило, не хватало кормов. Вследствие этого рязанская лошадь, судя по останкам, имела внешний вид низкого, коренастого, но сильного животного, так как методов улучшения породы тогда не знали. Овцы были меньше современных, а свиньи в массе даже мельче современных примитивных пород. В дальнейшем качественно новое содержание скота в результате пашенного земледелия в Рязанской земле привело к улучшению его породы (более значительные, чем прежде, размеры) по сравнению, например, с Новгородской землей. Лошадь упоминается в древнерусских летописях чаще, чем любое другое животное, так как было единственным средством при передвижении посуху: в далеких военных походах, в торговых путешествиях во все времена года использовалась как тяглая сила в земледелии.

Охота, рыболовство, бортничество - традиционные виды занятий большинства племен докиевской Руси. Из поколения в поколение передавались знания повадок животных и птиц, рыб, способов охоты, техники орудий лова. Та охота, о которой сообщают древнерусские письменные источники, была распространена в княжеско-дружинной среде повсеместно и проводилась как забава. Очевидно, именно обилие мелкого пушного зверя и развитие охоты привели в Древней Руси к созданию системы уплаты дани «по черне куне» и «по белее веверице», то есть мехами. В «безмонетный» период русской истории в качестве эквивалентов товаров были шкурки мелких пушных животных, что неоднократно упоминали путешественники с Востока. Законодательное регулирование охоты как вида занятий отражено в «Русской правде», в статьях которой назначены штрафы за кражу «перевесищ» и птиц из них (ястребов, соколов, ценимых в качестве охотничьих птиц, голубей, уток, гусей, лебедей и журавлей). По литературе и археологическим раскопкам можно проследить многообразие охотничьих приспособлений, доказывавших знание повадок, биологический цикл и особенности диких животных.

Рыболовство, как наиболее традиционный промысел славян, включало практически все виды рыб, существовавших тогда, и было распространено повсеместно, о чем свидетельствуют многочисленные находки крючков, тройников, блесен, острог, грузил, поплавков, гарпунов. Массовый лов производился сетями. Одновременно проводился и промысел жемчуга в ходе добычи в русских реках Севера ракушек-жемчужниц. В XVII в. Строгановы в Сольвычегодске попытались акклиматизировать и искусственно разводить ракушки-жемчужницы.

Бортничество (пчеловодство) как определенная система древнейшего промысла появилось в X в. и было развито повсеместно. Специально подготовленные деревья (или колоды) с дуплами (летками) назывались бортями. Важное значение этого промысла подтверждается упоминанием его в числе имущества, завещаемого наследникам; оформлением в форме дани населения князю; регламентацией степени наказания и штрафа за воровство и разорение бортей в «Русской правде».

В древнерусской литературе упоминаются многие насекомые, в том числе саранча, нашествие которой сравнивали с наводнениями, морами, землетрясениями; шелкопряд, уничтожающий громадные лесные массивы. В переводной литературе отведено немало места описанию пчел, муравьев.

С образованием Российского централизованного государства намечаются пути освоения новых земель на Востоке - в Сибири. Изобилие рыбы, зверя, птицы, разнообразие флоры нашло свое отражение в описании Н. Спафария, «травниках».

В связи с необходимостью снабжения русских поселенцев в Сибири своим зерном проводились опыты по выращиванию в местных условиях ярового ячменя, овса, проса, гречихи, гороха, конопли, капусты, репы, огурцов.

Расширение торговых и дипломатических связей с другими странами, освоение Сибири и Севера позволяли основывать зверинцы и расширять уже существующие. Так, в середине XVI в. у Китайской стены в Москве был организован «львиный двор», как развлекательное заведение. В селе Семеновском под Москвой содержались лани, олени, лоси, рыси, белые медведи, а в Измайлове, в специализированном хозяйстве, - олени, кабаны, львы, тигры, барсы, рыси, соболи, черные лисицы, дикобразы, ослы. В тридцати семи вырытых прудах Измайлова разводили отдельно карпов, стерлядь, линей, окуней, карасей, плотву. Поскольку охота с прирученными хищными птицами была любимым занятием знати, Сокольничьи дворы существовали в Китай-городе, Белом и Земляном, куда птицы поставлялись из Новгородчины, а позднее - из Сибири.

Интерес русских к живой природе нашел отражение в реалистических изображениях животных и птиц, причем повышение интереса горожанина к природе отмечается в XIV-XV вв. Так, в ранний период существования древнерусского города его спецификой была комплексность хозяйства горожан, при которой земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля играли значительную роль в экономике хозяйства. Это обусловило использование «природной» тематики на бытовых предметах горожан. Позже, с ростом городов и превращением их все более в центры ремесла, торговли, управления, растет оторванность городского населения от сельского хозяйства и природы; а «природная» символика компенсируется изображением на одежде, посуде, изразцах, украшениях горожан. В то же время более интенсивное использование природы человеком вело к углубленному, внимательному изучению ее составных частей и законов.

Медицина

Киевская Русь унаследовала все медицинские знания славян-язычников. Стремление познакомиться с богословской литературой, достижениями христианства, обобщить собственный практический опыт нашло отражение в «Изборнике Святослава» 1076 г. Новая религия пыталась всеми доступными ей средствами завоевать доверие, сокрушить популярность волхвов - народных врачевателей. Для этого при Киево-Печерском, Троице-Сергиевом, Даниловском, Симоновском монастырях открывались больницы. Распространение медицинских знаний в этот период означало торжество христианства. Поэтому отдельные представители знати избрали путь изучения медицины и лечения больных. Например, Зоя - Евпраксия Мстиславна - внучка Владимира Мономаха в первой половине XII в. изучала в Царьграде труды Гиппократа и Галена. Ею был составлен лечебник «Мази», в котором рассказывалось о гигиене тела, влиянии климата на организм, сне, банях, гигиене матери и ребенка, питании, различных болезнях и лечении ран.

Летописи донесли до нас сведения о единичных заболеваниях и о массовых эпидемиях, пандемиях. В них подробно описаны сибирская язва (1309, 1321, 1375), легочная и бубонная чума (1350, 1364, 1373, 1377), тиф, холера, оспа, что объяснялось масштабами болезни.

Так, в Новгороде в 1230 г. погибло 30000 человек, а в Смоленске в 1364 г. осталось в живых 10 человек, и город закрылся. Стремление заранее обезопасить себя вынуждало состоятельные слои населения держать при дворе домашних врачей, в основном иностранцев. А большинство обходилось помощью лекарей, которые жили при усадьбах бояр, при дворах князей, в монастырях, на посадах, в деревнях.

В конце XV - начале XVI вв. государство начало осуществлять централизованную политику по отношению к медицине, что объяснялось необходимостью поддержки здоровья регулярного войска, многочисленного аппарата управления, наконец, стремлением правящих верхов обеспечить себя самым современным лечением. Первые мероприятия, направленные против распространения эпидемий, выражались в вывозе умерших за город. Вместе с тем, по-прежнему проводились «молебствования», кропление «святой» водой, поездки представителей духовенства в места, где наблюдалась эпидемия.

Централизация власти благоприятно сказалась на повсеместном распространении мер против эпидемий и организации аптечного дела. В 1581 г. была открыта первая официальная аптека Московского государства. Она продавала лекарства, изготовленные из трав, камфары, ревеня, мускуса. Из трав наибольшее распространение имел корень валерианы, а также зверобой, ромашка, мята, полынь и др. Поначалу аптека снабжала только московскую знать. Венецианский посол М. Тоскарино в донесениях о Московии второй половины XVI в. писал, что московские «врачи лечат по опыту и испытанными лечебными травами».

Письменные источники, в которых присутствует медицинская тематика рассматриваемого периода, весьма обширны. В древней Руси в ходу были медицинские трактаты на греческом языке. В XV в., например, в Кирилло-Белозерском монастыре настоятелем Кириллом была переписана рукопись «Галинова на Ипократа» (комментарий Галена), в которой описывались физиологическое строение человеческого тела, болезни, давались гигиенические советы. «Вертограды» - медицинские энциклопедии с разнообразными сведениями по медицине, биологии, фармакологии, минералогии существовали на Руси во множестве списков, что подтверждает популярность источника. Первый перевод книги с немецкого языка был осуществлен в 1534 г. врачом Н. Булевым. К работам, посвященным целиком медицине, относится «Проблемата». Содержание ее раскрывает механизм зарождения и развития зародыша, роста организма, назначение органов тела и их взаимосвязь.

С открытием медицинской школы в Москве в 1654 г. повысился спрос на специальные медицинские трактаты - учебники. Литература типа «О болезнях детячьих», «Помогание женкам в рожении», сборники по санитарии и гигиене постепенно становились популярными, так как отвечали практическим нуждам российского общества. В приказах переводились медицинские книги с польского и немецкого языков. Так, в 1658 г. Е. Славинецкий перевел семь книг труда А. Везалия «О строении человеческого тела».

Таким образом, накопление сведений по биологии и медицине на Руси имело богатую и давнюю традицию. Во времена Киевской Руси среди многочисленной переводной литературы богословского направления попадались статьи по биологии и медицине, однако они не имели практического применения. Появление отечественных «лечебников» и травников в XIV-XV вв. объяснялось значительным увеличением количества рецептов приготовления лекарственных препаратов, запоминать которые становилось все сложней. На распространение биологической и медицинской литературы в Российском государстве XVI-XVII вв. оказали непосредственное влияние дипломатические и торговые контакты, существование в Москве иностранных слобод, государственная военная и медицинская политика, приоритетное развитие коневодства и садоводства.

5.10. Контрольные вопросы:

1. Как шел процесс «постижения» на Руси в X- первой половине XVII вв.?

2. Что является основой древнерусского алфавита?

3. Что послужило целью процесса просвещения в Древнерусском государстве?

4. Соотношение грамотности и навыков в Древней Руси.

5. Кого обучали «грамоте» на Руси?

6. Книгопечатание на Руси.

7. Как шел процесс накопления сведений по астрономии на Руси в X-XVII вв.

8. Прикладной характер математики на Руси.

9. Применение физических законов на Руси в области техники, метеорологии, механики.

10. Использование знаний по химии в области ремесленного производства на Руси.

11. Иносказательный характер толкования природных явлений на Руси.

12. Организация Россией разведывательной и исследовательской политики на Востоке – как основа развития географии в древности.

13. Объективный процесс познания флоры и фауны на Руси.

14. Централизованная политика государства в медицине в XV-XVI вв.

15. Древнерусские способы лечения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.018 с.)