Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие российским обществом естественнонаучных и технических знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Параллельно с обучением грамоте русский человек самостоятельно познавал окружающий мир в течение всей жизни. И в этом смысле о второй половине XVII вв. можно говорить, как о периоде накопления естественнонаучных знаний, используемых на практике, и эволюции научных представлений человека, определяемых во многом развитием политических и экономических отношений, формированием культуры русского государства. Постоянное ознакомление человека в процессе практической деятельности с разнообразными природными явлениями приводило к выявлению простых закономерностей и определенных связей между ними. Однако из-за глубокой религиозности русский человек познавал природное явление больше как христианскую догму, чем факт. На протяжении XVIII в. развитие и распространение естественнонаучных знаний среди российского населения было затруднено из-за насаждения науки властью, нейтрального отношения православной церкви к этим знаниям, и, в целом, противостояния общества данному процессу. Развитие науки сосредоточилось в Академии наук, созданной в 1725 г. Однако в дальнейшем иностранные и отечественные ученые стремились оградить себя от гуманитарных исследований и добиться реализации чисто теоретических разработок в точных и естественных науках. Вследствие этого они теряли связь с различными кругами российского общества. Организованные во второй половине XVIII высшие учебные заведения и независимые научные общества стали центрами прикладных технических разработок. На протяжении XVIII в. российские ученые-естествоиспытатели были поставлены также в условия идеологической изоляции, так как православная церковь, следуя своим канонам, игнорировала потребности России в научном прогрессе. В средние века монастыри и церковные школы на Руси были центрами книжности, так как в них велось летописание, разрабатывались философские (этические) учения, создавались политические доктрины. Вместе с тем, история русской церкви практически не знала имен, заинтересованных в развитии науки. Другое дело - сознательное отношение к окружающей природе, «любование» ею, которое оказывало серьезное влияние на выбор мест для монастырей и связывалось с «самоуглублением» человеческой личности. В конце XVII - начале XVIII вв. из среды церковнослужителей выдвинулись видные философы и деятели просвещения, в их числе первый дипломированный доктор философии П. Роговский и ректор Киево-Могилянской академии, впоследствии сподвижник Петра I и вице-президент Синода Ф. Прокопович. В XVIII в. в России отдельно существовали миропонимание православного христианства и научное мировоззрение, которые не сталкивались, так как были не совместимы. Напротив, в Европе церковники активно работали в науке (А. Секки, Г. Мендель), благодаря чему способствовали изменению отношения к церкви и христианскому учению у исследователей. В российской науке достигалась внутренняя свобода исследования, так как служители русской церкви, отказавшись от научных изысканий, не имели авторитета в своих возражениях, высказывавшихся в аполитичной литературе. Однако раздвоение образованного российского общества в отношении к точным наукам вредно отразилось на развитии естествознания в России, так как церковь поддерживала отношение к нему, как к чему-то случайному в мировоззрении и знаниях современного человечества. К тому же естествознание не проникало вглубь территории России, так как православные служители церкви не выполняли пропагандистскую научную работу в своих миссиях, насаждая, например, христианскую культуру аборигенам Севера. Напротив, в состав католических и протестантских миссий, работавших в Северной Америке, Африке, Китае входили в лице служителей Евангелия натуралисты, которые изучали природу этих территорий и популяризировали знания среди населения. Служителям культа удавалось выработать иммунитет против научных знаний у неграмотного и малограмотного российского населения. Однако еще в XVII в. студенчество в духовных заведениях, в том числе Славяно-греко-латинской академии в Москве, оставляло учебу и пополняло ряды Медицинской школы или выражало желание участвовать в научных экспедициях по российской глубинке, на что неоднократно жаловалась администрация академии в Синод. Сближение отечественных естествоиспытателей с влиятельными кругами российского общества проходило крайне медленно из-за их низкого социального (в основном, разночинцы) происхождения и началось по сути только при Екатерине II. Тогда российским исследователям было разрешено оформить свои пожелания в наказе в Уложенную комиссию по разработке нового законодательства «просвещенной монархии», однако реализовать его не удалось, так как через год комиссия была распущена. В дальнейшем ученые оформляли свои требования при обсуждении уставов Академии наук. Российская точная наука XVIII в. в силу сложившихся традиций не получила серьезной поддержки и среди наиболее обеспеченного, организованного и просвещенного в классических науках дворянского сословия страны. Образование дворян (преимущественно гуманитарное) по-прежнему носило узкосословный характер и осуществлялось в созданных для этих целей закрытых учебных заведениях типа Пажеского корпуса, «Воспитательного общества благородных девиц» при Смольном монастыре, а также в военных училищах, где офицеры получали среднее и высшее специальное образование для службы в сухопутных войсках. Многие выпускники военных училищ работали архитекторами при возведении городских каменных построек; картографами, в том числе участвуя в точном определении границ земельных владений отдельных лиц, общин, городов, церкви – Генеральном межевании, которое проводилось в России с 1765 по 1861 гг. Всего несколько представителей крупного поместного дворянства, являвшихся видными государственными деятелями, проявили в XVIII в. явный интерес к науке и приняли участие в естественнонаучных исследованиях вне зависимости от должности, предусмотренной военной или гражданской службой (А. Бесстужев-Рюмин, дипломаты Д. Голицын и А. Кантемир, вице-президент Берг-коллегии А. Мусин-Пушкин). Напрямую наукой занимался академик дворянского происхождения С. Гурьев, сыгравший значительную роль в становлении математического образования в России. Стремление к знаниям непривилегированных слоев населения привело к тому, что среди первых русских академиков было несколько выходцев из крестьян: М. Ломоносов, М. Головин, В. Зуев (по деду). Однако большинство русских академиков XVIII в. были детьми солдат, священников, мелких чиновников и всякого рода разночинцев. Традиционная склонность россиян к усвоению практических навыков и государственная потребность в развитии производительных сил обусловили в целом прикладной характер естествознания в XVIII в. Немало энергии пришлось затратить М. Ломоносову в борьбе за правильную организацию академических мастерских. Неоднократно М. Ломоносов критиковал начальника академической канцелярии Шумахера и советника Тауберта за недооценку главной задачи мастерских – изготовление вновь изобретаемых академиками приборов. Весьма продуктивной была деятельность М. Ломоносова по созданию самопишущих метеорологических приборов. В 1751 г. он руководил строительством первой в мире «метеорологической с самопишущими приборами обсерватории». Годы работы М. Ломоносова над двадцатью навигационными приборами совпадают с разработкой его проекта освоения Северного морского пути. Квалифицированные конструкторы и изобретатели раскрывали свой талант, способствуя развитию прикладного характера науки. Так, практические навыки отца и сына И.и И.Беляевых были реализованы сначала в дворцовой, а потом в академической мастерской в процессе производства оптических инструментов, в том числе микроскопов. Микроскоп XVII-XVIII вв. давал увеличение в сто- сто двадцать раз, но с явными искажениями изображения. И. Беляеву и И. Кулибину удалось изготовить первый в мире ахроматический микроскоп с четким изображением. Давние традиции русских в овладении ремеслами в XVIII в. получили преимущественную разработку в области механики. Петр I приглашал ко двору толковых мастеровых, в том числе А. Нартова. Еще в начале века он привлек внимание царя, работая на Сухаревой башне. Воспитанник Навигацкой школы получил дальнейшее техническое образование в Лондоне и Париже. Главное его изобретение – механизированный суппорт токарного станка. На сконструированных А. Нартовым станках выполнялись высокохудожественные изделия из металла и кости как им самим, так и Петром I, который был любителем токарного искусства. В области артиллерийской техники А. Нартов изобрел скорострельную батарею, подъемный винт для регулировки угла возвышения. А. Нартов способствовал развитию русской техники большой организационной работой. При жизни Петра I он объезжал европейские государства для ознакомления с новинками иностранной техники и приобретения достойных внимания машин. В 1726-1735 гг. А. Нартов налаживал работу Монетных дворов в Москве и Сестрорецке. А. Нартов применил свои инженерные знания и практические навыки в Академии наук, куда в 1735 г. была передана механическая мастерская Петра I. В 1742 г. он стал руководить всеми мастерскими, объединенными в «Экспериментальную лабораторию механических, инструментальных и прочих мастеров». Технические знания получили широкое развитие во второй половине XVIII в. в связи с ростом промышленности и были направлены на обеспечение новых горных заводов на Урале и Алтае источниками энергии. Так, в 80-е гг. XVIII в. К. Фролов создал инженерное сооружение, имевшее целью дать энергию Змеиногорскому руднику на Алтае. Вода, пущенная с восемнадцатиметрового гребня плотины, пробегала в общей сложности свыше 2 км, частично по подземной штольне, частью по наземным каналам, приводя в движение целую систему рудоподъемных, водоподъемных установок. Водяные колеса доходили до 17 м в диаметре и были верхнебойными, то есть с наибольшим при тогдашних условиях коэффициентом полезного действия. Всего на Урале было сооружено более двухсот больших заводских плотин. Русский изобретатель И. Ползунов построил в 1764-1766 гг. на Барнаульском заводе крупную заводскую теплосиловую установку. Наиболее крупным изобретателем XVIII в. был И. Кулибин, известный работами в области прикладной механики и, в частности, мостостроения. Его проект деревянного однопролетного моста через Неву (1772-1776) поражал современников смелостью технической мысли. Впоследствии И. Кулибин разработал несколько оригинальных проектов мостов из железа и чугуна – новых материалов для мостостроения того времени. Изобретателю принадлежали такие технические открытия, как семафорный телеграф, водоходы. Во второй половине XVIII в., в связи с промышленным и культурным развитием страны, в крупных городах и индустриальных районах были созданы общества, объединившие сравнительно большие группы людей, систематически занимавшиеся естественнонаучными исследованиями и наблюдениями физико-химического, геологического или биологического характера. Новые научные центры были тесно связаны с русской жизнью на периферии 1) по характеру своей деятельности; 2) являлись центрами общественного движения; 3) не были связаны с научными учреждениями запада. С развитием всероссийского рынка и товарно-денежных отношений наиболее прогрессивная часть дворянства стала обращать особое внимание на повышение сельскохозяйственной техники в своих поместьях, на организацию заводов для переработки продуктов. Облегчить эту задачу должно было организованное в 1765 г. в Петербурге первое Вольное экономическое общество. Позднее во многих городах начали работать его отделения или самостоятельные общества под тем же названием. Уже с самого начала своей деятельности общество отмечало, что Россия не может слепо и некритически переносить практический опыт Запада. Осуществляя замысел М. Ломоносова, общество уделяло значительное внимание собиранию сведений о минеральных богатствах России. В круг вопросов общества были включены разведение и акклиматизация новых растений, лесоводство, пчеловодство, исследование минеральных ресурсов и развитие химических промыслов, улучшение сельских построек, осушение болот и расчистка лесов. Вместе с тем общество выражало историческую тенденцию развития страны: в последней четверти XVIII в. по вступлению России на путь капиталистического развития. Все чаще на собраниях и в «Трудах» общества звучала мысль о необходимости отмены крепостного права, изменения феодального способа ведения хозяйства. Во второй половине XVIII в. естествознание впервые приобрело общественную функцию. М. Ломоносов не был атеистом и в качестве последней причины искал и находил «толчок извне, необъяснимый из самой природы». Вместе с тем он открыто выступал за независимость научных исследований и научного образования от контроля церкви и добился для своего любимого детища - Московского университета - освобождения от преподавания богословия, как учебного предмета. В стихотворном памфлете «Гимн бороде», в эпиграмме «О страх! О ужас! Гром...» он критиковал невежество и узкий кругозор отдельных служителей церкви. Среди просветителей выдвинулись мыслители, которые пользовались выводами естественных наук как для анализа революционной борьбы, так и подтверждения антитеологического направления передовой общественно-политической мысли. Так, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Радищев указывал на философское значение истории науки, считая основным ее стержнем борьбу против суеверия и мистики. Процесс развития науки в России в первой половине XVIII в. носил искусственный характер и потому крайне медленно проникал в общественную среду. Прикладные разработки отечественных ученых, а также независимых научных центров второй половины XVIII в. способствовали приобретению естественнонаучных знаний различными сословиями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.012 с.) |