Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

 

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики.        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12/4 6/2 6/2  
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция        
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология        
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)   /4 /2 /2  
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2    
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).   /2 /2    
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   2/2  
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.        
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 2/2   /2  
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8 60/8 34/4 26/4  

 

Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики.

Тема 1.1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире.

Основные структурные компоненты лекции: Понятие науки (проблема дефиниции, формы существования и функции науки, основные критерии научности знания). Соотношение понятий «наука», «мировоззрение», «философия» (наука и мировоззрение, наука и философия).

Основное содержание лекции:

Понятие науки. Проблема определения понятия «наука» как одна из наиболее сложных проблем современной теории познания и методологии науки. Наука может рассматриваться как особый метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций и т.д.

Важной в деле определения науки является ее выделение из широкого круга альтернативных форм познания действительности, к которым, прежде всего, следует отнести мифологию, религию, философию, обыденное познание.

Существует несколько альтернативных позиций связанных с попыткой решения вопроса о возникновении науки. Б. Рассел и ряд других зарубежных и отечественных ученых полагают, что наука зарождается в древнегреческой цивилизации. Наиболее распространенной точкой зрения считается концепция ее возникновения в эпоху нового времени. При определении науки будем ориентироваться на эту последнюю концепцию.

Под наукой будем понимать особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку системно организованных знаний о мире (Степин).

Формы существования науки:

· Наука как знание;

· Наука как деятельность;

· Наука как социальный институт.

Функции науки:

1. Культурно-мировоззренческая;

2. Индустриально-производственная;

3. Социального управления;

4. Обобщения и аккумуляции социального опыта.

Основные критерии научности знания:

1. формально-логическая непротиворечивость знания;

2. эмпирическая обоснованность и проверяемость знания;

3. рациональный характер знания;

4. интерсубъективность. (Зеленков).

Эти критерии частично теряют свою актуальность при переходе от классического типа рациональности (с конца 18 –начала 19в до 30-ых г. 20 в.) к неклассическому (конец 30-ых г. 20-го в. – 70-е г. 20-го в.) и далее к постнекласическому (появляется в посл. трети 20-го в.).

Соотношение понятий "наука", "философия", "мировоззрение".

Вслед за Зинченко и Мещеряковым определяем мировоззрение как «комплекс обобщенных представлений данной личности о своем месте в мире и о себе» [Зинченко]. Основной проблемой, которую решает мировоззрениеявляется проблема отношения между человеком к действительностью, частью которой он является. Различные виды знания отличаются по своим возможностям участия в мировоззрении человека.

Философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях» [Степин энцикл. 1142]. Как наука, так и философия направлены на придание мировоззрению человека рационально-теоретической формы. Одной из функций философии является категоризация имплицитных культурных процессов. В современной философии существует два подхода к проблеме взаимоотношения науки и философии.

- размежевание науки и философии, обоснование самостоятельного статуса философии (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология).

- научное познание как высшая культурной ценности, а философия – инструмент решения метанаучных проблем (позитивизм и неопозитивизм) (Корнилова 2008).

В.С.Степин рассматривает мировоззрение или картину мира как контекст, влияющий на специфику научного познания, как в индивидуальном, так и надындивидуальном масштабах. В надындивидуальном плане такой картиной мира является именно философская картина мира, или философия.

Литература:

1. Степин, В.С. Теоретическое знание. – М.,2000.

2. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

3. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006.

4. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с.

5. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с.

Классический тип рациональности и психологическая методология

 

Неклассический тип рациональности и психологическая методология

Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология.

Раздел 5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания

Раздел 6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

 

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики.        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12/4 6/2 6/2  
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция        
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология        
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)   /4 /2 /2  
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2    
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).   /2 /2    
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   2/2  
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.        
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 2/2   /2  
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8 60/8 34/4 26/4  

 

Раздел 1. Методология научного познания и проблема изучения психики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.016 с.)