Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как состояние сознания и апперцепции. (по В. Вундту)

Поиск

«Вундт (Wundt) Вильгельм (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ-идеалист. Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». «Психология народов» (т. 1-10, 1900-20) – один из первых опытов этнопсихологии, содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т.д.»

Такую информацию о Вильгельме Вундте дает Советский энциклопедический словарь.

Действительно, Вильгельма Вундта вполне оправданно называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека.

За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ – от статей в научных журналах до фундаментальных трудов. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В. Вундта составляет 54000 печатных страниц.

Вместе с исследовательской Вундт вел большую преподавательскую деятельность. О ее масштабах можно составить представление по одному перечню курсов, которые Вундт читал в разные годы в Лейпциге: логика, психология языка, общие результаты физиологии нервной системы и мозга приложении к психологии, космология, психология народов, основы метафизики и др.

Предметом психологического исследования, по Вундту, являются состояния сознания, их связь и отношения. Изучение этих категорий необходимо для нахождения законов, управляющих отношением одного состояния сознания к другому. При изучении сознания Вундт использовал такой инструмент, как метроном. Это прибор, позволяющий точно определять темп исполнения музыкального произведения и играть его в темпе, указанном композитором. Состоит этот инструмент из пружинного часового механизма и маятника с передвижным грузом.

Чтобы метроном был пригоден для психологического использования, он должен соответствовать одному требованию: именно сила ударов маятника должна быть в достаточной мере одинаковой, так, чтобы, даже внимательно прислушиваясь, нельзя было заметить разницу в силе следующих друг за другом ударов. Для испытания, самое лучшее – просто изменять (произвольно) субъективное ударение отдельных ударов такта. Рассмотрим две схемы, необходимые для иллюстрации такой проверки.

 

 

Рисунок 1.

На этом рисунке отдельные удары обозначены нотами, а более сильные удары – ударениями, поставленными над нотами. Ряд А представляет собой восходящий, а ряд В – нисходящий такт. Если окажется, что в ударах мы по произволу услышим то восходящий, то нисходящий такт, то такой инструмент пригоден для психологического исследования.

Первый вывод можно сделать уже исходя из самой процедуры испытания метронома. Именно при этом опыте замечается, что для нас в высшей степени трудно слышать удары маятника совершенно равными по силе, иначе говоря, слышать их не ритмически. Мы постоянно впадаем то в восходящий, то в нисходящий такт. Значит, наше сознание ритмично по природе своей. Это явление находится в тесной связи со всей нашей психофизической организацией. Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен ритмично. Так, ритмичны движения нашего сердца, наше дыхание.

Изменяя длину восходящих или нисходящих тактов, можно получить еще один результат – меру объема сознания при данных условиях. Например, если мы прослушаем ряд длиной в 8 двойных ударов, то при повторном его воспроизведении через несколько секунд, мы укажем на их равенство. Также мы сможем ощутить различие в один удар (безразлично: будь то короче на один удар или длиннее). Такое безошибочное определение возможно лишь в том случае, когда ряд был дан в сознании целиком.

Из опытов с метрономом выяснилось, что объем в 16 следующих друг за другом в смене повышений и понижений ударов представляет собой тот maximum, которого может достигать ряд, если он должен еще сознаваться нами во всех своих частях.

Разумеется, под «объемом сознания» мы понимаем не совокупность всех состояний сознания в данный момент, а лишь составное целое, воспринимаемое в сознании, как единое.

Для того, чтобы перейти к пониманию В. Вундтом внимания, необходимо рассмотреть такие понятия, как ясность и отчетливость. Ясность относится к собственному свойству впечатления, а отчетливость – к его ограничению от других впечатлений. О наиболее отчетливо воспринимаемом содержании говорят, что она находится в фиксационной точке сознания, о всех же остальных – что они лежат в зрительном поле сознания. Однако следует отметить, что точка фиксации сознания, в общем, обозначает лишь идеальное сосредоточие центральной области, внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. Т.е., получается, что вокруг точки фиксации, существует еще дополнительное поле, непосредственно прилегающее к ней.

Психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний, получил название внимание.

В результате опытов с тахистоскопом (или при наличии ширмы и фигуры, составленной из букв) с использованием фиксации на определенной буковке из предложенных 95, было выяснено, что число удерживаемых в сознании букв не превышает 6. Это и составляет постоянную величину внимания для человеческого сознания.

Впрочем, нужно отметить, что это определении объема внимания связано с одним условием, как раз противоположным приведенному при объяснении объема сознания. Последнее было возможно лишь благодаря воздействию рядов впечатлений, связанных в единое целое, тогда как при измерении объема внимания мы, наоборот, изолировали друг от друга впечатления. Если испытуемому предложить слово вроде следующего: БРОНЕТРАНСПОРТЕР, то он сможет воспринять 16 и более элементов, а не 6.

С постоянной величиной внимания (6) согласуется работа французского учителя слепых Брайля. При создании целесообразного шрифта для слепых он пришел к выводу о том, что, во-первых, необходимо комбинировать элементы различными способами для обозначения конкретных букв, и, во-вторых, число элементов не должно превышать 6.

Значение выводов относительно объема сознания и внимания не исчерпывается количественным определением этого объема. Их значение заключается прежде всего в том, что они проливают свет на отношения содержаний сознания, находящихся в фокусе внимания, с теми, которые принадлежат более отдаленному зрительному полю сознания.

Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, а если же оно попадает в фокус внимания, то мы называем его апперцепцией. Под перцепцией будем понимать просто фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание, под апперцепцией – сосредоточение на нем внимания. Перципируемые содержания, следовательно, сознаются всегда более или менее смутно, хотя всегда поднимаются под порогом сознания; апперципируемые содержания, напротив, сознаются ясно. Более широкая область смутно перципируемых содержаний относится к фокусу внимания – если использовать простой пример – как фортепьянное сопровождение к голосу.

Восприятие сложных тактов и восприятие сложных слов или предложений по существу протекают сходно. Различие заключается лишь в том, что в первом случае (когда испытуемому предъявляется определенный ряд тактов) апперципируемое впечатление соединяется с предшествующим, оставшимся в поле перцепции впечатлением с помощью ритмического деления, во втором случае - с помощью смысла, объединяющего части слова или предложения. Весь процесс не сводится к последовательной апперцепции частей. Ведь предшествовавшие части уже исчезли из апперцепции и стали просто перципируемыми, и лишь после того они связываются с последним апперципируемым впечатлением в одно целое. Апперцепция то сосредоточивается на одной узкой области, то с помощью расчленения последовательных содержаний, обусловленного ритмической природой ее функции, переплетает своими нитями обширную, занимающую все поле сознания, ткань психических содержаний.

Таким образом, с точки зрения Вильгельма Вундта, внимание следует рассматривать как состояние сознания и апперцепции, а процессы апперцепции и перцепции, взятые вместе, образуют целое нашей душевной жизни.

Теория внимания Т. Рибо

Внимание в жизни и деятельности человека выполнять много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и изберательнность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцепцивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается. Большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Одну из наиболее известных психологических теории внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является ли оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состоянии. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. “Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно жаждущей удовлетворения”.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определёнными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это ввиду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечёт за собой усиление кровообращения в занятых мышление органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движении в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Однако двигательные проявления – не причины, не следствия, это элементы, которые вместе с сознанием составляют субъективную сторону внимания. Всякий орган чувства в одно то же время орган чувствительный и двигательный. “Если мы положим руку плашмя на стол и будем держать ее неподвижно, то ощущение исчезает. Это доказывает, что нет восприятия без движения, как бы слабо ни было последнее”. Усилие которое мы пологаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечение внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и се крет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.15 (0.012 с.)