Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение исследователя к опросу↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «отношения исследователя». В отличие от отношения к опросу со стороны представителей населения, для которых исполнение роли респондента является лишь случайным и незначительным эпизодом, отношение исследователя к опросу формируется при специальном обучении и под влиянием накопленного им опыта. Оно входит в качестве обязательного, хотя и не во всем и не всегда осознаваемого компонента в его профессиональную деятельность. При всей сложности и многогранности понятия «отношение», включающего в психологическом плане и объективную, и субъективную стороны, ограничимся здесь анализом Стр. 15 тех отношений социолога к опросу, которые существенны с точки зрения его общения с респондентами. В самом общем виде отношение как субъективное явление представляет собой активную сторону сознания, предполагающую обратную связь с отражаемым миром, что и обеспечивает его регулятивную функцию. Чем необычна ситуация опроса, заставляющая специально анализировать отношения к ней ее участников? Исследователь оказывается в довольно парадоксальном положении. Призванный как ученый искать ответы на актуальные вопросы о важнейших социальных явлениях и процессах, он обращается за сведениями к рядовым людям и собирает информацию, почерпнутую из их обыденного сознания. Ему важно построить общение с респондентами таким образом, чтобы можно было получить научное знание из обыденных представлений людей. Деятельность социолога носит специфический характер: осознание научных целей, оперирование строго научными методами соседствует, сочетается с представлениями обычного здравого смысла. Подобная особенность исследовательского сознания нуждается в тщательном анализе, для чего рассмотрим далее специально: роль методологической рефлексии в социологическом исследовании; отношение социолога к сознанию; двойственность отношения социолога к изучаемому «миру людей». Методологическая рефлексия в социологическом исследовании. Человеческая деятельность — предметная или познавательная — всегда происходит на основе предварительно возникшей готовности к ней. Причины возникновения готовности к деятельности могут быть объективными, т. е. не зависящими от воли и сознания человека, и субъективными — порожденными внутренними процессами» состояниями субъекта (в конечном счете также детерминированными объективной действительностью). Познавательное отношение не начинается с чисто практического измерения, расчленения или группировки данных, а предполагает наличие некоторого предпосылочного знания, определяющего подход и способ действий субъекта с изучаемым объектом. Прикладная научная деятельность основывается на определенных предпосылках самого разного уровня. Каждый ученый, к примеру, идеологизирует социальную реальность, вкладывая в работу свою веру и убеждения. Это, правда, совсем не значит, что все социологи способны видеть это обстоятельство во всей полноте. Стр. 16 Более того, чем внимательнее исследователь детализирует те или иные внутренние аспекты своего исследования, тем менее важными в его глазах становятся такие проблемы, как внешняя значимость и обоснованность его исследования, а также предпосылки, на которых строится его научная деятельность, принимаются те или иные решения. Общее как бы вытесняется частным, что и приводит в социженных к относительно опережающему развитию конкретных исследований по сравнению с фундаментальными. Однако в последние годы исследователи все больше внимания начинают уделять методологическим проблемам. Появляются не только многочисленные работы о социальных функциях науки, о мировоззрении основателей и представителей различных научных школ и направлений. Специальному анализу подвергаются и иные, также неявные предпосылки, во многом определяющие ход и исход деятельности ученого. Понимают ли организаторы и участники опроса друг друга? В состоянии ли респонденты разобраться в предложенных им вопросах? Способен ли социолог допустить, что существует иная, помимо его собственной, «система координат» для обсуждения той или иной проблемы? Влияет ли он на содержание ответов опрошенных, и если да, то как именно? Как следует интерпретировать эти ответы — как равноценные или каким-то иным образом? И если иным, то каким именно? Ответы на эти неформулируемые, как правило, вопросы, опираются на неявное знание, своего рода предположения и предпосылки, даже предрассудки исследователя, которые и формируют его отношение к «техническим», процедурным в частности, сторонам опроса. Там, где нет определенных допущений, проверенных предпосылок, невозможно оценить правильность избранного исследователем пути, а значит, быть уверенным в истинности результатов. С их выяснения только и начинается собственно научный анализ предмета исследования. Отсутствие интереса к вопросу о главных предпосылках, лежащих в основе существующих методов сбора данных, в значительной степени можно объяснить тем, что в социологии, как и во многих других отраслях науки, принято сообщать только о части проделанной работы, формулировать только некоторые допущения и предпосылки. Сложность обнаружения и анализа предпосылок того или иного отношения исследователя к процессу исследования в целом или к отдельным его звеньям заключается в том, что ни Стр. 17 в одном готовом результате не фиксируются те действия. или тем более предпосылки действий, на основе которых] данный результат был получен. Лишь сравнительно недавно в научных журналах стали появляться статьи, содержащие ' такие разделы, как «Исходные предпосылки исследования», «Методика», «Обсуждение результатов», в которых пред-, принимаются попытки по крайней мере частично эксплицировать неявное знание исследователя. Однако чаще речь идет о том, что надо получить или что было получено, но не о том, как это делается. Простого указания на существование неявного знания в любом и каждом познавательном действии явно недостаточно: проблема здесь заключается в том, что оно не просто не поддается осмыслению на уровне привычного опыта исследователя, но играет в самом исследовании роль своеобразного фильтра, обеспечивающего ту или иную степень обоснованности всех осуществляемых им шагов. Выявление оснований отношения исследователя к опросу необходимо, так как иначе невозможно реальный объект отличить от субъективных иллюзий. Не случайно на это указывал еще В. И. Ленин. Он подчеркивал, что невежество менее удалено от истины, чем предрассудки.Изучение неявного знания — не самоцель, а исходный пункт для решения целого ряда задач, связанных с определением обоснованности и надежности, достоверности всего исследования. Разграничение твердо установленных и предполагаемых, гипотетических знаний возможно только тогда, когда эти знания становятся предметом изучения, т. е. в результате рефлексивно-критического отношения к путям и средствам решения тех или иных проблем. Такую возможность предоставляет методология науки. Применительно к изучению отношения исследователя к опросу методологичность научного мышления представляет собой не что иное, как осознанное отношение социолога к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию средств и условий опроса. Степень и форма осознания этих средств и неявного знания в прикладном исследовании варьируют в очень широком диапазоне — от стремления к доступности и понятности отдельных анкетных вопросов до анализа познавательных возможностей опросного метода в целом. Уровень разработки проблем, связанных с научной реф- 1 См.: Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 10. С. 309. Стр.18 лексией над методами прикладной социологии, пока нельзя признать удовлетворительным. Поэтому социолог-практик не может сразу приступать к конструктивному решению тех или иных вопросов, связанных с предпосылками конкретного исследования, а вынужден выяснить его условия на уровне гносеологии и методологии. Такая ситуация заставляет прибегнуть к развернутому переложению некоторых элементов неявного знания, используемого обычно социологом при сборе и интерпретации ответов респондентов и определяющего их отношение к опросу в целом. Наибольший интерес в этом плане представляет «скрытая часть айсберга», не присутствующая в публикациях. Нередко, кстати, эта часть остается скрытой не только от читателя, но и от авторов исследования, что и приводит к неадекватной интерпретации данных, к необоснованным рекомендациям. Содержание, которое в данный момент не известно никому из тех, кто им пользуется, имеется в любом объективированном знании. Неосознаваемое до некоторых пор не становится предметом обсуждения. Вместе с тем современный этап развития науки характеризуется научным самосознанием, проявляющимся, в частности, в становлении внутринаучной рефлексии. Эта рефлексия сказывается прежде всего на осознании необходимости обосновывать научное познание. Вырабатываемые в познавательном процессе сведения принимаются не вследствие веры, авторитета или традиции, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимых для научного сообщества норм и критериев. В то же время сами эти нормы и критерии носят исторический характер и претерпевают в процессе развития науки определенные изменения. Любое содержание неявного знания, не выступающего предметом критического анализа, может оказаться неверным и тем самым нанесет ущерб всему исследованию. В результате научной рефлексии неявное знание становится явным. То, что прежде выглядело простым, явным и понятным, может оказаться не только сложным, но и ошибочным. Так, применительно к ситуации опроса долгое время считалось возможным вопросы, ответы на которые ищет социолог, раскрывать без помощи средств научного познания, без опоры на логику, определенный понятийный аппарат и т. п., а черпать непосредственно ■ См.: Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. С. 261. Стр. 19 из обыденных знаний респондентов. Тем самым на респондентов возлагалось решение задач, стоящих перед учеными. Неявное знание социолога, приступающего к опросу, состоит из более или менее определенных положений о сознании и вербальном поведении респондентов, положений, которые могут быть реконструированы на основе анализа применяемых социологом средств исследования. Эти положения можно рассмотреть в терминах истинности или ложности. Для этого остановимся предварительно на основной предпосылке, связанной с представлением о сущности сознания и определяющей ход и исход общения социолога с респондентами. Предположения социолога о состоянии сознания респондентов. Изучение многоуровневой и разнородной системы отношений человека с миром, анализ социального бытия непосредственно связаны с изучением сознания. Активность сознания. Чтобы уяснить сложную диалектическую связь сознания и действительности и степень их соответствия в ответах респондентов, прежде всего необходимо избавиться от широко распространенного (хотя на словах и отрицаемого) представления о механическом, фотографическом характере человеческого отражения. В марксистской науке сознание рассматривается как субъективная реальность: субъектом ее выступает личность. При этом имеется в виду, что личность в своей индивидуальности есть общественное явление. Следовательно, «психологически» сознание есть превращенное социальное, «субъективное — для себя — бытие мыслимого и ощущаемого общества… тотальность человеческого проявления жизни» '. Индивидуальный познавательный акт осуществляется в свете интересов и потребностей данного индивида. «Там,— писал К. Маркс,— где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня…» 2 Благодаря специфической активности сознания, образы действительности, формируемые в нем, находятся не просто в отношении подобия с воспринимаемыми объектами и явлениями. А. Н. Леонтьев в этой связи указывает: «Ленинская теория отражения рассматривает чувственные образы в сознании человека как отпечатки, снимки независимо существующей реальности. В этом состоит то, что сближает психическое 1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 424. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 29. Стр. 20 отражение с «родственными» ему формами отражения, свойственными также и материи, не обладающей «явно выраженной способностью ощущения». Но это образует лишь одну сторону психического отражения; другая же сторона состоит в том, что психическое отражение, в отличие от зеркального и других форм пассивного отражения, является субъективным, а это значит, что оно является не пассивным, не мертвенным, а активным, что в его определение входит человеческая жизнь, практика и что оно характеризуется движением постоянного переливания объективного в субъективное» •. Объективное и субъективное в сознании. Согласно ленинской теории отражения, субъективное не исключает ни процесса отражения, ни объективности его содержания, но представляет собой только специфическую форму отражения, а именно объективность в субъективной форме. Субъективность индивидуального отражения вовсе не означает его ложности, ошибочности. Против такого отождествления понятий выступал еще В. И. Ленин. Так, в «Материализме и эмпириокритицизме», возражая Богданову на его фразу: «Откуда мы знаем, что наши субъективные чувства доставляют нам правильное представление о вещах?»,— Ленин объявил такую постановку вопроса бессмыслицей, так как «иных чувств, как человеческих, т. е. «субъективных»,— ибо мы рассуждаем с точки зрения человека, а не лешего,— не бывает» 2. Иными словами, в качестве субъекта социального познания, осуществляет ли его социолог или любой другой человек, выступает не некий абсолютный разум, чуждый всему человеческому, а сознание конкретных людей со свойственными им интересами, симпатиями, склонностями и т. п. Другое дело, что эти интересы, склонности, симпатии разными людьми в разных обстоятельствах осознаются неодинаково. Осознанное и неосознанное. Сознание не вытесняет из психики человека неосознанное. Иллюзия тождества воспринимаемого извне и осознаваемого создается благодаря тому, что субъективно, по непосредственному самонаблюдению воспринимаемое и познаваемое неразличимы. Между тем сознательное и неосознанное присутствуют не только в разных ощущениях и восприятиях, но и внутри каждого отдельного акта психического отражения. В этой связи 1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 54. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 112—113. Стр. 21 А. Н. Леонтьев указывает на то, что понятие субъективности включает в себя понятие пристрастности субъекта '. Объективные многообразие и бесконечность окружающего мира заставляют человека производить при его отражении бессознательный отбор. Эту же идею выражает и другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Сознание — это не только отражение, но и отношение человека к отражаемому... Всякий вообще акт познания мира есть вместе с тем и введение в действие новых детерминант нашего поведения. В процессе отражения явлений внешнего мира происходит определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним» 2. Таким образом, всякий акт сознания является одновременно и актом оценки познаваемого содержания с точки зрения познающего, а сознание в целом выполняет ценностную функцию. Эти широко известные положения о специфике психического отражения необходимо еще раз напомнить в связи с тем, что для любой науки особую проблему представляет личность исследователя. А поскольку в социологии предметом изучения выступает сознательная деятельность, поступки и мысли людей, то специального рассмотрения требует вопрос о соотношении их обыденного знания с научным знанием, которым обладает исследователь. Обыденное и научное сознание. По поводу содержания обыденного сознания существует множество точек зрения. Так, ряд исследователей относятся к нему как к досадному источнику помех и искажений в поиске истины. Некоторые полагают, что основная его особенность заключается в накоплении привычных, но ошибочных норм и способов рассуждения. Одни предрекают ему быстротечный конец в связи с развитием науки и общим повышением культурного уровня населения, другие, исходя из представлений о неизбежности его существования в любых условиях, анализируют способы его взаимодействия с наукой, и т. п.3 Под обыденным сознанием здесь понимается форма отражения, в идеальном виде воспроизводящая жизнь общества, сложившиеся в нем отношения и имеющая универсальный характер. Как особый вид нерефлексирующего сознания, к ак особый тип отношения к действительности, 1 См.: Леонтьев А. Н. Указ. соч. С. 55. 2 Рубинштейн С. Л: Принципы и пути развития психологии. М., 19591 3 См.: Кукушкина Е. М. Познание, культура, язык. М., 1984. Стр. 22 неотделимый от любой жизненной ситуации, оно является предпосылкой осмысления действительности во всех его (научном, идеологическом, философском и т. п.) видах. Научное знание в идеале представляет собой совокупность обоснованного, доказанного, достоверного. Если обыденное знание фрагментарно, в нем многое принимается на веру, без доказательств, то научное систематизировано. Научное познание оперирует логическими методами, обыденное — в основном житейскими (психологическими). Различия научного и обыденного знания проявляются также и в используемых в этих сферах языковых средствах. Обыденное сознание как исторически первичная форма развивается целиком на базе естественного языка, языка повседневного общения. Возникновение научного знания связано с новыми требованиями к языку (сказанное о различиях между обыденным и научным познанием относится к тому, какими эти различия являются в самом общем виде, поскольку далеко не всегда имеется возможность провести четкую грань между основаниями, способом организации, достоверностью, методами и средствами обыденного и научного познания). Сознание и язык. Из всего широкого круга вопросов, связанных с отношением сознания и языка, здесь будут рассмотрены лишь те аспекты, которые наиболее непосредственно связываются с отношением исследователя к сознанию и его объективации в языке. Все познавательные вопросы формируются в языке, так же как и ответы на них. Неудивительно, что от характера их формулирования зависит и та форма, в которой мы их осознаем: язык как бы запечатлевает свою социальную природу на тех проблемах и их решениях, которые предстоят нашему сознанию. При изучении языка и сознания основное внимание обычно уделяется соотношению языка и мышления, т. е. процессу отображения действительности в формах понятий, суждений, умозаключений. На первое место чаще всего выдвигают разнообразные логические аспекты, хотя всем хорошо известны и эмоциональные, ассоциативные, а также контекстуальные и тому подобные факторы, влияющие на функционирование языка. Ограничение лишь логическими аспектами языка существенно обедняет исследование речевого общения. В психологии Для более полного анализа речевого общения проводится дифференциация понятий «значение» и «смысл». Значение рассматривается в качестве элементарной единицы связи языка и сознания. Оно представляет собой Стр. 23 единство общения и обобщения. В отличие от этого личностный смысл содержит в себе не объективное значение, а внутренне мотивированное значение для субъекта. Дифференциация этих понятий связана с различением того, что человек знает о действительности (значение) и как он к ней относится (смысл). Содержание значения зафиксировано в сфере понятий, обобщенных образов. Смысл же выступает как конкретизация значения в процессе общения, является индивидуальным значением слова, избранным из объективной системы связей, воплощенных в значении, в соответствии с данным моментом и данной ситуацией '. Применительно к средству общения социолога с респондентами — тексту анкеты — это означает, что использование в принципе любых слов может вызывать серьезные разночтения. Во-первых, могут не совпадать смысл, вложенный в вопрос социологом, со смыслом, «вычитанным» из него всеми респондентами (например, при изучении социально-психо-логического климата респондент заявляет: «А климат у нас неважный. Дует все время и запахи разные»). Во-вторых, разные респонденты могут вкладывать в вопрос или в ответ неодинаковый смысл (например, на вопрос «Как вам понравился спектакль?» часть респондентов отвечала, имея в виду режиссуру, часть — игру актеров, часть — проблему, и т. п.). С применением понятий «значение» и «смысл» можно уточнить процесс общения между социологом и респондентами. Так, высказанное каждой стороной сообщение может иметь значение для них и в то же время представлять различный смысл для каждой из сторон. Респондент устанавливает или «восстанавливает» основное значение сказанного через то, что оно будет означать для него, усматривает в нем личностный смысл. Социолог, в свою очередь, восстанавливает значение ответов респондентов. Однако этот процесс более сложный: во-первых, социологу необходимо понять, что имел в виду респондент. Такую же задачу мы повседневно решаем в общении с другими людьми. Ограничивать этим деятельность социолога означало бы сводить на нет роль теоретической интерпретации данных. Поэтому, во-вторых, социолог проникает за фасад высказываний и устанавливает научный смысл и ценность полученных сообщений, выражений согласия — несогласия 1 См.: Леонтьев А. Я. Указ. соч. С. 149. Стр. 24 т. п. (подробнее см. гл IV). Иными словами, он вписывает их в качестве некоторых симптомов состояния сознания респондентов в теоретическую концепцию и лишь на этом основании приступает к выработке итоговых решений. Наряду с трудностями дифференциации значений и смыслов существует еще одна проблема, связанная с отношением исследователя к воплощению сознания респондентов в языке. Дело в том, что мысль как результат сознательной деятельности людей формируется с помощью речи. Мысль не существует в сознании в готовом виде, ожидающая лишь своего «выхода» в виде сочетаний звуков или знаков. Определенная трудность состоит в переходе от понятного лишь одному субъекту смысла к понятной любому говорящему на данном языке системе значений. Степень понятности при этом бывает различной — от уяснения значения в самых общих чертах до уяснения как передаваемого смысла, так и причин, его породивших (подробнее об этом пойдет речь в связи с восприятием и пониманием отдельных вопросов и ответов). Предположения исследователя о содержании процедуры опроса. Среди многочисленных детерминант познавательной деятельности социальная обусловленность тех или иных форм познания применительно к социологическим исследованиям является довольно изученной областью. Изучение убеждений ученого, отношения к результатам и идеологическому смыслу его труда, как уже отмечалось, обычно ведется с точки зрения отражения в этой деятельности тех или иных социально-классовых интересов. Это важный и сложный вопрос, но нельзя ограничивать рассмотрение сферы отношений и возможных заблуждений исследователя только уровнем идеологии или гносеологии. Пристальное внимание к используемым в прикладном исследовании «чисто техническим» и методическим приемам обнаруживает целый комплекс проблем, связанных с уяснением того, насколько, в какой мере осмыслены исследователем те или иные этапы самого исследовательского научно-познавательного процесса и применяемые в нем средства. При изучении общения социолога и респондентов требуется прежде всего осветить круг вопросов, касающихся различных проявлений отношения первого к сознанию вторых, что неизбежно сказывается на отношении к предмету исследования; отношении к респондентам; отношении к средству общения с ними. Предмет исследования в массовом опросе — это состоя- Стр. 25 ние сознания людей в связи с той или иной проблемой. Следовательно, предмет — это отражение действительности в сознании респондентов, в обыденном сознании людей. Отношение к респонденту. Это наиболее сложный вопрос, поскольку отношение исследователя к респонденту многогранно. Среди тех неявных предположений, на которые исследователь опирается при подготовке массового опроса, наиболее распространенными, как показывает практика, оказываются следующие: — все респонденты, попавшие в выборку, примут участие в опросе; — все респонденты будут отвечать на все вопросы; — все респонденты с одинаковым интересом отнесутся к опросу; — все они в равной степени будут способствовать тому, чтобы помочь разобраться в научной проблеме, о которой идет речь в анкете; — они все правильно понимают содержание предлагаемых вопросов; — они все способны правильно разобраться во всех видах вопросов (таблицах, шкалах, множественных, совместных и т. п.); — все респонденты хотят отвечать на все вопросы; — все респонденты могут отвечать на все вопросы со знанием дела; — все в одинаковой степени способны формулировать свои ответы; — все одинаково понимают, что имеет в виду социолог в предлагаемых вариантах ответа; — все обладают достаточной фантазией, чтобы представить себе все возможные варианты альтернативных решений с достаточной основательностью; — одинаково добросовестно относятся ко всему списку вопросов (ничего не пропускают, не допускают противоречий в ответах, стремятся уточнить правильность понимания Стр. 26 -обладают достаточной памятью, чтобы помнить интересующие социолога проблемы; - имеют достаточно терпения, чтобы с одинаковым вниманием заполнять все части анкеты; — говорят о себе всю правду; объективны в самооценках и т. д. (список можно было бы продолжить). Как видим, практически любое из перечисленных допущений, определяющих отношение исследователя к респонденту, основывается на неявном, непроверенном и не анализируемом знании. Это следствие того, что исследователь сам осуществляет пристрастный выбор в силу свойств своего сознания из имеющихся альтернативных допущений (этому будет посвящен специальный раздел о позиции социолога по отношению к «миру людей»). Названные допущения свидетельствуют о том, что социологи во многом пренебрегают активностью сознания респондентов, относятся к этому явлению как к досадной помехе, вызывающей искажения в ответах. Подобный подход чреват не только научными, но и серьезными морально-этическими издержками. Поясним это обстоятельство. Сам факт присутствия респондента предполагает определенное к нему отношение со стороны социолога. И если респондент для социолога выступает лишь как источник информации, присутствие которого только включает его в ситуацию общения с целью получить необходимые ответы, то и само это общение носит иной характер и фактически плодотворным не становится. Дело в том, что в подобном случае образ респондента оказывается на самом деле не столько связан с реальными респондентами, сколько содержит проекцию личностной позиции социолога — приписывание респонденту умений и навыков, значимых для социолога. Поэтому результатом подобного «общения» является самовыявление личности социолога Ч Как следствие, новой информации социолог не получает, мнений и отношений респондентов не узнает и фактически начинает изучать только то, что сам же и «сотворил». Действительных респондентов со свойственными им желаниями, способностями, умениями при таком подходе фактически не рассматривают как самостоятельные лично- ■ См.: Абулъханот-Сжвская К. А. Личностный аспект проблемы общения//Проблема общения в психологии. М., iv»i- Стр. 27 сти, способные на самоопределение, и не идентифицируют их интересы с интересами социолога. Проблема «отношения к социологу» выходит за рамки чисто методических вопросов организации исследования и касается этики исследования. Нравственность личности выражается не только в том, что она следует тем или иным нравственным ценностям, а прежде всего в ее способности относиться к человеческому в другом человеке, умении строить с ним достойные отношения. В социологических исследованиях проводимых в нашей стране на сегодня путем проб и ошибок, в общих чертах выработаны принципы этики исследований. Само требование этического подхода важно и в узкометодическом смысле: ущемленный в чувстве собственного достоинства респондент и сам уклоняется от ответов, и может повлиять на негативное отношение к опросу среди других. Отношение к анкете. В социологических опросах часто не принимаются в расчет личностные стороны сознания людей и респондент рассматривается как беспристрастный источник искомой информации, поэтому нетрудно предположить, что и сама анкета скорее всего представляется идеальным измерительным прибором, все сложности с которым заключаются лишь в определении ее содержания. Такое отношение к анкете — одна из наиболее часто встречающихся ошибок, наиболее характерных для тех, кто впервые организует исследование. О том, что анкета вовсе не нейтральный прибор, а основное средство общения, речь пойдет в главах III и IV. Здесь же важно подчеркнуть, что среди неявных допущений социолога, носящих ошибочный характер, оказывается и подобное отношение к анкете, а также и к анкетеру как к лицу, только помогающему раздать и собрать анкеты. Отсутствие знания о проблеме посредников еще не означает отсутствия самой проблемы; необходима не только специальная работа по конструированию анкеты, но и специальный инструктаж анкетеров. Инструктаж должен включать как сообщения о построении выборки, так и правила поведения и отношения к респондентам. Если социолог это упустит из виду, то придет к существенным потерям на всех этапах опроса. Необходимо также отметить, что респонденты вместе с реакцией на вопросы социолога оценивают и его действия, имея и коррелируя некоторые представления как о нем самом, так и о проблемах его дела. Небрежность в отношениях с респондентами оказывается замеченной и приводит к серьезным нарушениям общения. Эти нарушения обнару- Стр. 28 живаются в различных формах симуляции, несогласия, в преднамеренной дезинформации социолога, в уходе от общения, увеличении объема общения «не по существу» и так далее. Иными словами, характер отношений, складывающихся между социологом и респондентами, влияет на ход и исход опроса '. Двойственность позиции социолога. Ошибочные представления и допущения социологов оказываются удивительно живучи, несмотря на все усиливающиеся призывы к тщательному обоснованию исследовательской практики. Причины подобных ошибок имеют не только гносеологические (недооценка активности сознания), но и психологические истоки. Изучение психологических особенностей определенных видов исследовательской деятельности ведется в различных направлениях. Исследуется психология разных видов творчества, детально анализируется процесс выработки решений, рассматривается влияние разнообразных микро-и макроусловий на порождение нового знания и т. п. В применении к прикладному социологическому исследованию основные трудности в психологическом плане связаны с тем фундаментальным для любого социального исследования фактом, что социолог — такой же человек, как и исследуемые им люди. Что означает для анализа отношений исследователя к опросу это достаточно тривиальное утверждение? Прежде всего то, что социолог занимает по отношению к участникам опроса (и вообще к изучаемой совокупности) двойственную позицию. Во-первых, он является ученым, цель которого — объективное описание и научное познание тех или иных социальных явлений. Во-вторых, он сам с присущими ему привычками, предубеждениями, установками, симпатиями и т. п., разделяемыми в какой-то мере с другими людьми, является членом исследуемого общества. В своей научно-познавательной деятельности он не изолирован от других людей, а включен в социальную жизнь, использует общественно выработанные средства познания и общения. Подобная двойственность и облегчает и затрудняет социологу исследовательскую деятельность, поскольку приводит к непоследовательному разграничению обыденных и научных знаний. 1 См.: Цуканова Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности//Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 165. Стр. 29 Человек, будучи ученым, не перестает быть субъектом повседневного опыта и связанной с ним практической деятельности. Деятельность социолога имеет очень много общего с деятельностью людей, включенных в изучаемую им совокупность. Его представления, установки, ценностные ориентации, неотделимые от повседневной деятельности, принципиально не могут быть вытеснены знаниями, детерминированными на уровне научного познания. Такого рода смешение возникает уже при восприятии тех или иных аспектов запланированной для изучения проблемы. Дело в том, что более высокие уровни познавательной деятельности не снимают действия механизмов обычного восприятия, а надстраиваются над ними и включают их в более сложный познавательный процесс. Поэтому обыденная и научная системы представлений сосуществуют в сознании исследователя '. Элементы первой заменяются элементами второй лишь тогда, когда их различие (если таковое имеется) осознается, или по крайней мере ощущается, а затем осознается и анализируется. А так как сам процесс научного поиска не во всех аспектах выступает как строго логичный и многие его звенья не осознаются, то нередко происходит неосознанное использование социологом знаний здравого смысла. Это случается на тех этапах, ступенях научного исследования, которые по тем или иным причинам не получили научного обоснования. Трудности возникают также вследствие того, что осознать в целом, что человек думает (слышит, видит, говорит) гораздо легче, чем осознать, как он это осуществляет. В результате оказывается, что социолог может допустить ошибки. Вывод по аналогии. Исходя из представлений об общности содержания психических процессов у людей, отдельные социологи делают выводы, порой поспешные, а значит, недостаточно или вовсе не обоснованные, о внутренних состояниях респондентов по аналогии с собственными. То, что интересно исследователю, представляется интересным респондентам, что волнует его, приписывается и им. Поэтому нередко элементы неявного знания, даже если они и становятся предметом научной рефлексии (скажем, по поводу желания респондентов участвовать в опросе), воспринимаются социологом как разумеющиеся, естественные, не имеющие альтернатив. Социолог предполагает желание респондентов отвечать на его вопросы. Он
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.013 с.) |