Исследовательский мини-проект «Социологический опрос» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»



Внеурочная деятельность

Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

Опорный предмет: литературное чтение.

Продукт: модель Настоящего друга, составленная на основе социологических исследований мнения учащихся 4Б класса (см. Приложение).

Ход проекта: Проект готовила «группа социологов» (выбирали по одному человеку от каждой группы).

Учащиеся каждой группы на отдельных листочках кратко отвечали на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», указывая только самое главное. Листочки сдавались «социологам».

Дома социологи каждой команды распределяли листочки по группам: в каждой группе – одинаковые или похожие ответы. Они делали предварительную запись мнения ребят по данному вопросу для последующего совместного обобщения. На второй день с помощью учителя социологи снова обрабатывали информацию каждой группы, соединяя ее в единое целое – «Модель настоящего друга».

На следующий день социологи проинформировали класс, какие разные типы ответов на заданный вопрос были даны, и какая получилась модель. Продукт совместной деятельности обсудили со всеми ребятами и учителем, приняли классным коллективом и поместили в классный уголок «Союза друзей».

Презентационный мини-проект «Правила поведения в школе».

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: риторика «Строгий и мягкий запрет».

Цель: создание каждой группой знаков-символов, отражающих правила поведения учащихся.

Презентационный мини-проект Защита Поступка»

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: риторика, литературное чтение.

Цель: каждой группе представить как можно убедительнее настоящий поступок (из книг, фильмов или из жизни), используя разные формы (сообщения, театрализацию и т.д.).

Творческий мини-проект «Символика нашего класса».

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: Изобразительное искусство, история.

Цель: каждой группе разработать и предложить варианты символики своего класса; обосновать, почему выбраны именно такие символы и как они связаны с жизнью класса.

Творческий мини-проект «Мы – дети твои, дорогая Земля!»

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: окружающий мир, ИЗО.

Цель: создание каждой группой адресной иллюстрированной книги-раскладушки по схеме: «4Б КЛАСС - ШКОЛА № 27 – г.КАСЛИ – ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ – УРАЛ – РОССИЯ – ЕВРАЗИЯ – ЗЕМЛЯ – ГАЛАКТИКА».

 

Творческие краткосрочные проекты о дружбе.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: литературное чтение, риторика, трудовое обучение.

Цели: издание газеты или коллажа, раскрывающих тему дружбы, творческая защита продукта совместной деятельности.

Ход проекта: Перед началом работы над проектом я предложила тему. Каждая из четырех групп обсудила творческое название проекта и продукта совместной деятельности. Дети выбрали следующие названия: «Наша дружба», «Ключи от дружбы», «Вместе о дружбе», «Мы – друзья!».

В каждой проектной группе определили лидера-координатора, распределили роли (художники-оформители, поисковая деятельность, редакторы, творческое звено), обсудили план работы. В течение недели проектанты готовились к совместной деятельности по созданию газеты о дружбе: подбирали материал из разных источников (стихи, пословицы, свои сочинения, фотографии, иллюстрации), делали заготовки, консультировались у учителя, родителей, библиотекаря. На уроке трудового обучения нарисовали эскиз, уточнили композицию, оформили газету, обсудили защиту. Далее на уроке риторики провели творческую презентацию и совместно с учителем проанализировали проектную деятельность каждой проектной группы.

 

Ролевой творческий проект «Рождественский праздник – Святки»

Внеурочная деятельность. Общешкольное КТД. Продолжительность: 1 месяц (с 20 ноября по 20 декабря).

Цели: развитие творческих способностей детей, воспитание патриотизма через углубленное знакомство с народными праздниками.

Продукт проектной деятельности: театрализованный праздник в народных традициях.

Ход проекта:

Подготовительный этап: В течение месяца ребята искали и изучали материалы из истории русских народных праздников, работая с источниками детской, школьной, домашней библиотеки, приобщая к поисковой и информационной деятельности родственников разных поколений, библиотекарей, работников музея, преподавателей музыки. Совместно с родителями готовили стилизованные костюмы, реквизит, декорации к празднику, народные инструменты. Каждая группа разучивала свой блок спектакля: народные игры, песни, частушки, потешки, заклички-пожелания и др. Далее шла репетиция со всем классным коллективом.

Основной этап: Класс представлял театрализованное представление «Святки», выступая перед учащимися младших классов и среднего звена. Ребята показали:

- целостность праздника, соответствие народным традициям;

- яркость, колоритность и артистичность в представлении;

- умение вести себя на сцене, знание текста наизусть, четкость и правильность речи, музыкальное сопровождение.

Заключительный этап: оценка зрителями, членами жюри, анализ и само- оценка в классном коллективе результата творческой проектной деятельности.

Исследовательские проекты

(проводились в рамках Недели Русского языка интеллектуальной фазы общешкольной Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»).

Темы проектов:

  • «Слова - старожилы (архаизмы)» выполняла группа «Весельчаки».
  • «Слова - близнецы (омонимы)» выполняла группа «Искатели».
  • «Слова – гости (неологизмы)» выполняла группа «Мыслители».
  • «Почему мы так говорим? (фразеологизмы)» - выполняла группа «Мечтатели».

Опорный предмет: русский язык.

Продолжительность: 4 недели.

Цель: формирование общеучебных навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей в процессе групповой проектной деятельности.

Продукт: творческая проектная папка (Портфолио).

Критерии оценивания:

- самостоятельность учащихся при работе над проектом;

- полнота раскрытия темы;

- качество выполнения продукта совместной деятельности;

- правильность оформления папки проекта (Портфолио).

Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения.

2. Поисковые (исследовательские) умения.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Коммуникативные умения.

6. Презентационные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

1) у учащихся проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор,

эмоциональный лидер, критик и др.

Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

 

Работа с родителями – участниками образовательного процесса

Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.

Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:

Ø целями и задачами воспитательной работы;

Ø личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;

Ø традициями школы и класса;

Ø своеобразием состава учащихся и их родителей;

Ø тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;

Ø принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя Формы и методы работы с родителями младших школьников
Изучение семей учащихся Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка:
  • посещение семей;
  • анкетирование;
  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;
  • педагогические мастерские;
  • деловые игры с родителями;
  • конкурсы семейных творческих работ;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.
Педагогическое просвещение родителей Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:
  • лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
  • родительские собрания;
  • тематические консультации;
  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;
  • обзор популярной педагогической литературы ля родителей;
  • обмен опытом воспитания детей в семье;
  • вечер вопросов и ответов;
  • день открытых дверей и т.п.
 
Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:
  • совместное планирование воспитательной работы в классе;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники, вечера, концерты;
  • посещение театров, выставок, библиотек и т.п;
  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;
  • выставки творческих работ;
  • Дни здоровья;
  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;
  • участие в оборудовании кабинета, изготовление наглядных пособий;
  • приобретение учебных пособий;
  • организация миникружков и клубов и т.п.
 
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса От деятельности родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей
  • выборы родительского комитета;
  • помощь в планировании и организации его деятельности;
  • работа с социально неблагополучными семьями;
  • установление связи с шефами, общественностью;
  • «Горячий телефон» (родитель – председатель р/к – классный руководитель) и т.п.
 
Индивидуальная работа с родителями Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка
  • посещение семей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;
  • педагогические консультации;
  • индивидуальные поручения;
  • индивидуальная переписка в дневниках учащихся (к/р – родителям, родители - к/р)
 
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
  • тематические и итоговые родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • проверка дневников учащихся;
  • составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;
  • ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио;
  • направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток;
  • проведение итоговых КТД, как смотров достижений учащихся за год.

 

В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности «Мы вместе», родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:

§ входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;

§ образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;

§ оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)

§ выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);

§ инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;

§ групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;

§ групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.

«Создание комфортных условий для участников образовательного процесса через установление контакта, доброжелательных отношений, умение вовремя преодолеть конфликтную ситуацию, найти разнообразные формы взаимодействия» – эту задачу мы с родителями решаем вместе.

 

 

Заключение

Формирование у учащихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества является чрезвычайно важной проблемой. Работая над ней целенаправленно с первого класса, в своей педагогической деятельности я применяла Технологию организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность:

1. Изучение межличностных отношений детей.

2. Организация малых групп.

3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

Чтобы данная технология была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важныхпедагогических условий:

- организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества микро-групп в классе;

- обучение детей культуре общения;

- гуманизацию отношений девочек и мальчиков;

- выстраивание регуляторов жизни класса: совместная выработка законов, правил, традиций своего класса;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

Систематическая работа по формированию навыков группового взаимодействия, которую я вела на протяжении 4-х лет в начальной школе, имеет положительные результаты. Моих ребят отличает следующее:

- умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели;

- уживчивость и терпимость друг к другу (толерантность);

- интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- критическое мышление при оценке продукта совместной работы своей группы и других;

- умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других;

- творчество и инициатива в совместной деятельности;

- взаимное уважение и доверие.

Взаимоотношения ребят в школе доброжелательные, дружеские. Они сами могут урегулировать конфликтные ситуации, самостоятельно организовать групповую деятельность, проявив инициативу. Со сверстниками ведут доброе соперничество, которое стимулирует дальнейшее самосовершенствование личности в творческом и интеллектуальном развитии.

 

 

 


[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1984.

[2] Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. //Начальная школа + До и После. 2002, №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.045 с.)