Внедрение Программы «МЫ ВМЕСТЕ» в учебно-воспитательный процесс (опыт работы)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение Программы «МЫ ВМЕСТЕ» в учебно-воспитательный процесс (опыт работы)



Приняв групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса, свою педагогическую деятельность с учащимися в этом направлении я начала с 1-го класса. Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству проводила параллельно с выполнением других воспитательных и образовательных задач. Когда мои ребята учились в 3-ем классе, случайно приобрела учебно-методическое пособие О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству». Познакомившись с ней, поняла, что она полностью созвучна с моей деятельностью. Эта программа помогла мне подвести под мою работу с учащимися теоретическую основу.

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в нашем классном коллективе (с1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-команд (по 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывал уже не раз каждый ученик. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также учитывая желания ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.

2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Состав групп в нашем классе постоянно разный, т.к. перед детьми с самого начала поставлена задача: «Научиться устанавливать нормальные отношения с любыми людьми, даже если они вам не всегда нравятся». Это впоследствии пригодится ребятам во взрослой жизни. Все четыре группы-команды образуют единый «Союз друзей» с лидером-командиром класса, выбранным на основе голосования. Таким образом в классе нет разрозненности, ребята живут единым дружным коллективом.

Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения.

Составляющие классного уголка Содержание
Название классного коллектива «Союз друзей» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)
Девиз «Нам дружба учиться и жить помогает»
Жизненные правила - установки - сначала помоги себе сам, потом помоги другим; - относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Песня «О дружбе»
Советы, заповеди (о вежливости, о взаимоотношениях)
Модель «Настоящий друг» (составлена на основе мнения учащихся класса)
Названия групп- команд, эмблемы «Мыслители», «Мечтатели», «Весельчаки», «Искатели»
Конверты с жетонами успеха личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе
Сменные обязанности «Дежурные», «Помощники», «Организаторы», «Информаторы»
Выставка творческих работ личные и групповые (подвижная, постоянно меняется)

 

Обязанности учащихся по группам меняются через неделю.

«Организаторы»

- проводят зарядку перед уроками, физминутки;

- организовывают игры на переменах.

«Информаторы»

- готовят политминутки, краткую информацию о жизни города, области, России и т.д. (на основе газет, радио, телевидения по своему усмотрению);

- ищут ответы на актуальные вопросы в энциклопедиях, словарях, справочниках;

- устно и письменно оформляют сообщения и доносят их до одноклассников.

«Дежурные»

- следят за чистотой и порядком в классе, столовой;

-проверяют внешний вид одноклассников.

«Помощники»

- раздают и собирают: тетради, учебники, пособия, раздаточный материал;

- следят за классным уголком и подвижной выставкой;

- выполняют текущие поручения учителя.

Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.

Также каждым учеником в дневнике фиксируются личные и групповые успехи.

Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, я подбирала задания разной сложности. В группе простых заданий можно выделить четыре типа, различающихся формой организации труда и трудностью проблемных ситуаций.

Совместно-индивидуальная деятельность

Дети выполняют индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое.

Приведу некоторые примеры такой деятельности из своего опыта работы.

Задание 1.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет - изобразительное искусство (1 класс)

Тема. Создание эмблемы своей группы.

Цель задания. Представление с помощью символов, цвета и т.д. названия своей группы-команды; приобретение первичных навыков общения в группе; создание мотивации общения («нам хорошо вместе»).

Организация работы. Парты сдвинуты, дети сидели группами по 6 человек. Я спросила ребят о том, как они понимают, кто такие «Мыслители», «Искатели», «Мечтатели», «Весельчаки» (в случае затруднения – поясняла, дополняла ответы ребят). «Какие предметы можно нарисовать, чтобы отразить название своей группы? Попробуйте изобразить каждый свою эмблему».

Дети выполняли рисунки индивидуально на 1/6 части листа А4. Затем в группе объясняли, что изобразил каждый и приклеивали работы на один лист, образуя единую эмблему. Далее каждая группа показывала получившуюся совместную работу, объясняя свое представление названия.

Эмблемы помещались в классный уголок, возле названия каждой команды.

Задание 2.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет. Русский язык.

Тема. Однокоренные слова.

Цель задания. Закрепление умения писать однокоренные слова; развитие орфографической зоркости; воспитание желания и умения работать коллективно.

Организация работы. Я прочитала детям сказку «Корень»:

«Жил-был много лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Вот какое дерево выросло».

- А вы, ребята, хотите вырастить свое дерево? Вот вам два корня: «-гор-» и «-вар-».

Две группы работали с корнем «-гор-», другие две группы с корнем «-вар-».
Дети вписывали на заготовках, составляя слова - ветви.

Далее проверялось самое ветвистое дерево. Представители групп по очереди орфографически правильно называли по одному придуманному слову, пока не перечислили все. В результате получились деревья. Мы отметили с ребятами, что так много слов получилось потому, что они трудились вместе.

Можно привести еще немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность, которые выполняли мои ребята. Например:

- букет, сложенный из цветов «Подарок нашим мамам»;

-изготовление гирлянд из флажков для украшения класса к Новому году;

- «Собачья семейка» (техника оригами);

- концерты, составленные из индивидуально подготовленных номеров;

- «Воздушный аквариум» и «Полет бабочек» (оригами);

- групповые сборники о весне (книжки-малышки);

- придумывание по командам как можно большего количества словарных слов по разным темам (для последующего словарного диктанта), вопросов для повторения темы, табличных примеров для арифметического диктанта и т.д. Такие задания просты в применении. Они использовались в урочной и внеурочной деятельности. С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать первую из поставленных мною задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.012 с.)