Групповая проектная деятельность младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая проектная деятельность младших школьников.



Выполняя задания описанных в предыдущей части типов деятельности, мои ребята приобрели определенный опыт группового взаимодействия с первого по третий класс. В четвертом классе к таким заданиям добавились более сложные.

Имеющиеся у детей умения и навыки сотрудничества, подготовили их к новой, более глубокой деятельности – проектной.

Изучив необходимую научно-методическую литературу, я начала внедрять в свою практику метод проектов. Накопленный предыдущий опыт помог мне в обучении детей групповой проектной деятельности.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения и воспитания.

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (Москва), считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. В своей работе с учащимися я придерживалась особых требований к учебному проекту.

1. Необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы)

исследовательской, информационной, практической. Поиск такой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю - руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

6. Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, заготовки и т.д. оформляются в папку – Портфолио.

То есть проект – это «шесть П»:

ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) – ПОИСК

ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО.

Типы проектов, которые я использовала в своей практике:

По продолжительности:

- Мини-проекты (1 урок или менее);

- Краткосрочные проекты (4-6 уроков - используются для координации деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома).

По комплексности (по предметно-содержательной области):

- Монопроекты (проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности);

- Межпредметные (выполняются исключительно во внеурочное время и под

руководством учителя, с использованием информации из разных областей знаний).

По содержательной специфике (по Е.С.Полат):

- практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д.);

- исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование, включает обоснование, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов);

- информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения, представления для широкой аудитории;

- творческие (предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников);

ролево-игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы).

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Поэтому в своей работе с детьми я придерживалась следующего алгоритма работы над проектом:

Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1.Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. б) Подбор рабочей группы. Обсуждают тему проекта с учителем и получают при не- обходимости допол -нительную инфор- мацию. Определяют цели проекта. Знакомит со смы- слом проектного подхода и моти- вирует учащихся. Помогает в опре- делении цели про -екта. Наблюдает за работой уч-ся.
2.Планирование а)Определение источников необ -ходимой информации. б)Определение способов сбора и анализа информации. в)Определение способов пред- ставления результатов (формы). г)Установление процедур и кри- териев оценки результатов. д)Распределение обязанностей между членами группы. Формулируют зада -чи проекта. Выраба- тывают план дейст- вий. Выбирают и обосновывают кри- терии успеха про- ектной деятельно- сти. Предлагает идеи, высказывает пред -ложения. Наб- людает за рабо- той учащихся.
3.Исследование а)Сбор, уточнение информации. б)Выявление,«мозговой штурм» и обсуждение альтернатив, воз- никших в ходе выполнения проекта. в)Выбор оптимального варианта хода проекта. г)Поэтапное выполнение иссле-довательских задач. Поэтапно выполня -ют задачи проекта. Наблюдает, сове- тует, косвенно руководит дея -тельностью уча- щихся.
4.Выводы а)Анализ информации. б)Формулирование выводов. Выполняют исследо -вание и работают над проектом, ана -лизируя информа- цию. Оформляют проект. Наблюдает, сове- тует (по просьбе учащихся).
5.Представление (защита) проек- та и оценка его результатов. а) Подготовка отчета о ходе вы- полнения проекта с объяснени- ем полученных результатов (формы: устный, устный с де- монстрацией материалов, пись- менный отчет). б)Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успе- хов и неудач) и причин этого. Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участ- ника. При необ- ходимости нап- равляет процесс анализа. Оцени-вает усилия уча-щихся, качество отчёта, креатив- ность, качество использования источников, по- тенциал продол- жения пректа.

В качестве примеров можно привести ниже следующие групповые проекты, которые выполняли мои ребята.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.006 с.)