Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каслинского муниципального района↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каслинского муниципального района Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству Год Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «Мы вместе»
Материалы подготовила: Свистунова Татьяна Георгиевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Консультант: Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР
Ответственный за выпуск: Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР
Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человека. Можно попробовать прожить, ничего не зная о правилах поведения и возможностях культурного общения. Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порою в кровь расшибаться. Уважаемые коллеги! Предложенная мною программа по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству призвана способствовать формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Серьезно и внимательно отнесусь ко всем комментариям, предложениям и замечаниям. С уважением, Татьяна Георгиевна. Введение Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации, общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Эта проблема в полной мере осознается обществом и государством. Была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», где значительная роль отводилась системе образования. Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников? Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить. Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия. Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Единственные в семье, они не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия. Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной социальной среде. Это типичная проблема мигрантов, которых очень много сейчас в российских школах. Например, приезжие ребята могут считать оскорбительными слова и выражения, нормальные в местной детской культуре. Кроме того, дети мигрантов порой плохо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимодействия. В-третьих, к формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими методами. Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан. При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы: § отсутствие коммуникативных навыков § межличностные конфликты § психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность) В предыдущем выпуске на начальном этапе у моих учеников присутствовали те же проблемы. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа воспитывающей деятельности «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». Результаты деятельности по данной программе оказались позитивными, что доказывает участие и победа моих выпускников, учащихся нынешнего 6Б класса в номинации «Самый воспитанный класс» районного конкурса «Класс года». В рамках выявленных проблем нынешних воспитанников я пришла к выводу, что разработанная мною программа и сложившаяся система работы поможет в их решении. Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Класс Тема: Совместно-индивидуальная деятельность Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей. Задачи
Прогнозируемый результат: - уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу; - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда; - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению. - обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия. Класс Тема: Совместно-последовательная деятельность Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других. Прогнозируемый результат: - научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения); - получить эмоциональный опыт взаимодействия; - научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них; - испытывать чувство принадлежности к группе. Класс Тема: Создание совместных композиций. Коллективное принятие решений. Цель: -формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей; - научить процедуре коллективного принятия решения. Задачи: 1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы. 2. Развитие эмоциональной сферы личности. Прогнозируемый результат: - уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности; - приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов; - уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам; - получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.; - уметь уступать друг другу. Класс Тема: Проектная деятельность Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога. Задачи: 1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов. 2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним. 3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Прогнозируемый результат Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации: - рефлексивные умения; - поисковые (исследовательские) умения; - навыки оценочной самостоятельности; - умения и навыки работы в сотрудничестве; - коммуникативные умения; - презентационные умения и навыки. Исследовательские проекты (проводились в рамках Недели Русского языка интеллектуальной фазы общешкольной Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»). Темы проектов:
Опорный предмет: русский язык. Продолжительность: 4 недели. Цель: формирование общеучебных навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей в процессе групповой проектной деятельности. Продукт: творческая проектная папка (Портфолио). Критерии оценивания: - самостоятельность учащихся при работе над проектом; - полнота раскрытия темы; - качество выполнения продукта совместной деятельности; - правильность оформления папки проекта (Портфолио). Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1. Рефлексивные умения. 2. Поисковые (исследовательские) умения. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве. 5. Коммуникативные умения. 6. Презентационные умения и навыки. Преимущества групповых проектов: 1) у учащихся проектной группы формируются навыки сотрудничества; 2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; 3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; 4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения. При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор, эмоциональный лидер, критик и др. Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».
Работа с родителями – участниками образовательного процесса Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога. Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя: - изучение семей учащихся; - педагогическое просвещение родителей; - обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе; - педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса; - индивидуальная работа с родителями; - информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен: Ø целями и задачами воспитательной работы; Ø личностными и профессиональными особенностями классного руководителя; Ø традициями школы и класса; Ø своеобразием состава учащихся и их родителей; Ø тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе; Ø принципами взаимодействия учителя и родителя.
В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные. В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности «Мы вместе», родители играют активную роль, показывая пример организованного общения: § входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников; § образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях; § оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.) § выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.); § инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся; § групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей; § групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д. «Создание комфортных условий для участников образовательного процесса через установление контакта, доброжелательных отношений, умение вовремя преодолеть конфликтную ситуацию, найти разнообразные формы взаимодействия» – эту задачу мы с родителями решаем вместе.
Заключение Формирование у учащихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества является чрезвычайно важной проблемой. Работая над ней целенаправленно с первого класса, в своей педагогической деятельности я применяла Технологию организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность: 1. Изучение межличностных отношений детей. 2. Организация малых групп. 3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе. Чтобы данная технология была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важныхпедагогических условий: - организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества микро-групп в классе; - обучение детей культуре общения; - гуманизацию отношений девочек и мальчиков; - выстраивание регуляторов жизни класса: совместная выработка законов, правил, традиций своего класса; - создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса; - предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения; - развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы. Систематическая работа по формированию навыков группового взаимодействия, которую я вела на протяжении 4-х лет в начальной школе, имеет положительные результаты. Моих ребят отличает следующее: - умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели; - уживчивость и терпимость друг к другу (толерантность); - интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда; - критическое мышление при оценке продукта совместной работы своей группы и других; - умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других; - творчество и инициатива в совместной деятельности; - взаимное уважение и доверие. Взаимоотношения ребят в школе доброжелательные, дружеские. Они сами могут урегулировать конфликтные ситуации, самостоятельно организовать групповую деятельность, проявив инициативу. Со сверстниками ведут доброе соперничество, которое стимулирует дальнейшее самосовершенствование личности в творческом и интеллектуальном развитии.
[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1984. [2] Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. //Начальная школа + До и После. 2002, №11 Каслинского муниципального района
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.01 с.) |