Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каслинского муниципального района

Поиск

Каслинского муниципального района


Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

Год

Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «Мы вместе»

 

Материалы подготовила:

Свистунова Татьяна Георгиевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

Консультант:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

 

Ответственный за выпуск:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человека. Можно попробовать прожить, ничего не зная о правилах поведения и возможностях культурного общения.

Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порою в кровь расшибаться.

Уважаемые коллеги!

Предложенная мною программа по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству призвана способствовать формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Серьезно и внимательно отнесусь ко всем комментариям, предложениям и замечаниям.

С уважением, Татьяна Георгиевна.

Введение

Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации, общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

Эта проблема в полной мере осознается обществом и государством. Была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», где значительная роль отводилась системе образования.

Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.

Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Единственные в семье, они не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.

Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной социальной среде. Это типичная проблема мигрантов, которых очень много сейчас в российских школах. Например, приезжие ребята могут считать оскорбительными слова и выражения, нормальные в местной детской культуре. Кроме того, дети мигрантов порой плохо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимодействия.

В-третьих, к формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие

у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем как для самих ребят, так и для нас, педагогов.

Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:

§ отсутствие коммуникативных навыков

§ межличностные конфликты

§ психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

В предыдущем выпуске на начальном этапе у моих учеников присутствовали те же проблемы. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа воспитывающей деятельности «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». Результаты деятельности по данной программе оказались позитивными, что доказывает участие и победа моих выпускников, учащихся нынешнего 6Б класса в номинации «Самый воспитанный класс» районного конкурса «Класс года». В рамках выявленных проблем нынешних воспитанников я пришла к выводу, что разработанная мною программа и сложившаяся система работы поможет в их решении.

Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

 

Класс

Тема: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи

  1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
  2. Приобретение первичных навыков общения в группе.

Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.

Класс

Тема: Совместно-последовательная деятельность

Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Прогнозируемый результат:

- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

- получить эмоциональный опыт взаимодействия;

- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

- испытывать чувство принадлежности к группе.

Класс

Тема: Создание совместных композиций.

Коллективное принятие решений.

Цель:

-формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

- научить процедуре коллективного принятия решения.

Задачи:

1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Прогнозируемый результат:

- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уметь уступать друг другу.

Класс

Тема: Проектная деятельность

Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

Задачи:

1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Прогнозируемый результат

Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Исследовательские проекты

(проводились в рамках Недели Русского языка интеллектуальной фазы общешкольной Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»).

Темы проектов:

  • «Слова - старожилы (архаизмы)» выполняла группа «Весельчаки».
  • «Слова - близнецы (омонимы)» выполняла группа «Искатели».
  • «Слова – гости (неологизмы)» выполняла группа «Мыслители».
  • «Почему мы так говорим? (фразеологизмы)» - выполняла группа «Мечтатели».

Опорный предмет: русский язык.

Продолжительность: 4 недели.

Цель: формирование общеучебных навыков, развитие самостоятельности, творческих способностей в процессе групповой проектной деятельности.

Продукт: творческая проектная папка (Портфолио).

Критерии оценивания:

- самостоятельность учащихся при работе над проектом;

- полнота раскрытия темы;

- качество выполнения продукта совместной деятельности;

- правильность оформления папки проекта (Портфолио).

Таким образом, в ходе проектной деятельности у учащихся формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения.

2. Поисковые (исследовательские) умения.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Коммуникативные умения.

6. Презентационные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

1) у учащихся проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор,

эмоциональный лидер, критик и др.

Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

Задача школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

 

Работа с родителями – участниками образовательного процесса

Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.

Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:

Ø целями и задачами воспитательной работы;

Ø личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;

Ø традициями школы и класса;

Ø своеобразием состава учащихся и их родителей;

Ø тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;

Ø принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя Формы и методы работы с родителями младших школьников
Изучение семей учащихся Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка:
  • посещение семей;
  • анкетирование;
  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;
  • педагогические мастерские;
  • деловые игры с родителями;
  • конкурсы семейных творческих работ;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.
Педагогическое просвещение родителей Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:
  • лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
  • родительские собрания;
  • тематические консультации;
  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;
  • обзор популярной педагогической литературы ля родителей;
  • обмен опытом воспитания детей в семье;
  • вечер вопросов и ответов;
  • день открытых дверей и т.п.
 
Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:
  • совместное планирование воспитательной работы в классе;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники, вечера, концерты;
  • посещение театров, выставок, библиотек и т.п;
  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;
  • выставки творческих работ;
  • Дни здоровья;
  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;
  • участие в оборудовании кабинета, изготовление наглядных пособий;
  • приобретение учебных пособий;
  • организация миникружков и клубов и т.п.
 
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса От деятельности родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей
  • выборы родительского комитета;
  • помощь в планировании и организации его деятельности;
  • работа с социально неблагополучными семьями;
  • установление связи с шефами, общественностью;
  • «Горячий телефон» (родитель – председатель р/к – классный руководитель) и т.п.
 
Индивидуальная работа с родителями Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка
  • посещение семей;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;
  • педагогические консультации;
  • индивидуальные поручения;
  • индивидуальная переписка в дневниках учащихся (к/р – родителям, родители - к/р)
 
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
  • тематические и итоговые родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • проверка дневников учащихся;
  • составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;
  • ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио;
  • направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток;
  • проведение итоговых КТД, как смотров достижений учащихся за год.

 

В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности «Мы вместе», родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:

§ входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;

§ образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;

§ оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)

§ выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);

§ инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;

§ групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;

§ групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.

«Создание комфортных условий для участников образовательного процесса через установление контакта, доброжелательных отношений, умение вовремя преодолеть конфликтную ситуацию, найти разнообразные формы взаимодействия» – эту задачу мы с родителями решаем вместе.

 

 

Заключение

Формирование у учащихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества является чрезвычайно важной проблемой. Работая над ней целенаправленно с первого класса, в своей педагогической деятельности я применяла Технологию организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность:

1. Изучение межличностных отношений детей.

2. Организация малых групп.

3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.

Чтобы данная технология была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важныхпедагогических условий:

- организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества микро-групп в классе;

- обучение детей культуре общения;

- гуманизацию отношений девочек и мальчиков;

- выстраивание регуляторов жизни класса: совместная выработка законов, правил, традиций своего класса;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

Систематическая работа по формированию навыков группового взаимодействия, которую я вела на протяжении 4-х лет в начальной школе, имеет положительные результаты. Моих ребят отличает следующее:

- умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели;

- уживчивость и терпимость друг к другу (толерантность);

- интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- критическое мышление при оценке продукта совместной работы своей группы и других;

- умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других;

- творчество и инициатива в совместной деятельности;

- взаимное уважение и доверие.

Взаимоотношения ребят в школе доброжелательные, дружеские. Они сами могут урегулировать конфликтные ситуации, самостоятельно организовать групповую деятельность, проявив инициативу. Со сверстниками ведут доброе соперничество, которое стимулирует дальнейшее самосовершенствование личности в творческом и интеллектуальном развитии.

 

 

 


[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1984.

[2] Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. //Начальная школа + До и После. 2002, №11

Каслинского муниципального района




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.01 с.)