Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической литературе

Поиск

Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащегося адекватную самооценку. Почему?

Если в классе учатся 25-30 детей, то разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать. И это при условии, что дети весь урок поднимали руку, и учитель спросил каждого, если его внимание не «оттягивали» самые активные, всегда правильно отвечающие дети.

Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К.Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают…». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но не вместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого.

В основе теории Л.В.Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению есть не активность изолированного индивида, а явление социальное, общественное. Общее положение, которое он отстаивал, формулируется им так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая…Таким образом, структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в личность внутреннее отношение социального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна».[1]

Продолжая мысли Выготского, А.А.Леонтьев писал: «Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то не следует ли сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность? Ответ здесь совершенно определенный: да, следует. И не только обучение, но и воспитание».[2]

Еще в 1926г., в первой своей опубликованной книге «Педагогическая психология», Выготский писал: «…Новое, что должно быть положено в основу нравственного воспитания, ближе всего можно определить…как социальную координацию своего поведения с поведением коллектива… Правило, исходящее от коллектива и адресованное ко всему коллективу, поддержанное действительным механизмом организации и распорядка школьной жизни, должно заменить собой тот педагогический дуэт, который господствовал между учителем и учеником при авторитарной системе». Та же мысль лежит в основе воспитательной системы А.С.Макаренко.

По Выготскому, сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем.

Идеи П.П.Блонского и Л.С.Выготского являются теоретической основой « педагогики сотрудничества». «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», -говорилось в манифесте группы учителей-новаторов во главе с Ш.А.Амонашвили.

Параллельно идеи коллективных форм работы развивались в рамках научного движения, непосредственно через А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и Д,Б.Эльконина) восходящего к идеям Л.С.Выготского. Имеется в виду теория «развивающего обучения» В.В.Давыдова, в свою очередь лежащую в основе популярной образовательной системы Эльконина-Давыдова. В рамках этой теории было предложено и развито понятие «коллективно-распределительного обучения».

Р.Н.Бунеев в обращении к педагогам (журнал «Начальная школа + До и После»), писал: «Наверняка каждый из вас понимает, что образовательный процесс в современной школе не может строиться только на фронтальной работе, что педагогические и методические плюсы обучения в малых группах очевидны».

Как организовать совместную работу, как составить группу, как увидеть процессы, происходящие в ней? Все ли дети должны быть разделены на группы или только на отдельных занятиях? Нужно ли изменять состав группы? Сколько в ней должно быть человек? На все эти вопросы можно найти ответ, если педагог понял и принял групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса.

 

 

«Мы вместе»: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Все вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает.

Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

Задачи программы.

1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончании.

2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Опыт совместной работы со сверстниками должен позволить детям:

- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;

- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.

3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

Например:

- до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;

- знать и использовать правила эффективного обсуждения;

- распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы личности.

Для этого необходимо научить детей:

- распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь на вербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию и др.);

- адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

Принципы программы:

1. Обучение в деятельности.

2. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.

3. Обеспечение позитивного опыта деятельности.

4. Работа педагога в стиле сотрудничества.

5. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются

между детьми по ходу работы.

6. Привлекательность содержания деятельности.

Средства и методы реализации программы:

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

При создании программы «Все вместе» учитывался опыт доктора педагогических наук И.П. Иванова, разработавшего методику коллективных творческих дел (КТД).

Авторы программы считают, что сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.

Организация работы по программе. Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.

Программу можно начинать с любого указанного класса. Но обязательно нужно придерживаться логики ее построения: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности, к сложным.

Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий.

Учитель сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.

Творческая деятельность- это процесс, у которого нет единственно

верного (эталонного) результата и (или) существует несколько путей достижения поставленной цели.

Авторами программы предлагаются групповые формы работы с развернутым творческим компонентом по нескольким причинам.

1.При ее выполнении нет условий, провоцирующих развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними.

2. Такая работа содержит необходимые предпосылки для формирования между ее участниками отношений сотрудничества.

3. Это именно тот вид деятельности, который наиболее востребован в реальной жизни.

4. Подобная деятельность интересна детям и мотивирует их выполнение заданий, требующих взаимодействия.

Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определённой цели. Ядро ситуации взаимодействия – совместное принятие решения.

Сотрудничество – это стиль взаимодействия участников в совместной работе.

Результат – это продукт труда.

Принимая решение, участники учитывают интересы другого человека наравне с собственными и стремятся гармонически сочетать их.

Таким образом, только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей, и это – наша главная цель.

Не стоит полагаться на то, что, выполняя коллективные творческие работы, дети самостоятельно научатся сотрудничеству. Его нужно формировать целенаправленно и методично.

Класс

Тема: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи

  1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
  2. Приобретение первичных навыков общения в группе.

Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.011 с.)