Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

Поиск

Год

Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «Мы вместе»

 

Материалы подготовила:

Свистунова Татьяна Георгиевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

Консультант:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

 

Ответственный за выпуск:

Приходько Вячеслав Леонидович – заместитель директора школы по ВР

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человека. Можно попробовать прожить, ничего не зная о правилах поведения и возможностях культурного общения.

Вот только жизнь будет все время поворачиваться к такому человеку острыми углами, и он будет о них больно, порою в кровь расшибаться.

Уважаемые коллеги!

Предложенная мною программа по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству призвана способствовать формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Серьезно и внимательно отнесусь ко всем комментариям, предложениям и замечаниям.

С уважением, Татьяна Георгиевна.

Введение

Успешное развитие и даже просто самосохранение цивилизации, общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.

Эта проблема в полной мере осознается обществом и государством. Была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», где значительная роль отводилась системе образования.

Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.

Во-первых, до поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Единственные в семье, они не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.

Во-вторых, навыки некоторых детей неадекватны школьной социальной среде. Это типичная проблема мигрантов, которых очень много сейчас в российских школах. Например, приезжие ребята могут считать оскорбительными слова и выражения, нормальные в местной детской культуре. Кроме того, дети мигрантов порой плохо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимодействия.

В-третьих, к формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут (и вынуждены) быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие

у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем как для самих ребят, так и для нас, педагогов.

Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:

§ отсутствие коммуникативных навыков

§ межличностные конфликты

§ психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

В предыдущем выпуске на начальном этапе у моих учеников присутствовали те же проблемы. С целью их решения мною была разработана и апробирована программа воспитывающей деятельности «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». Результаты деятельности по данной программе оказались позитивными, что доказывает участие и победа моих выпускников, учащихся нынешнего 6Б класса в номинации «Самый воспитанный класс» районного конкурса «Класс года». В рамках выявленных проблем нынешних воспитанников я пришла к выводу, что разработанная мною программа и сложившаяся система работы поможет в их решении.

Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.008 с.)