Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расположение коммуникативных блоков анкеты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других. Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное Стр. 142 направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо. Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки). Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «уважаемый товарищ», «коллега», «дорогой друг». Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе, а не «товарищи», «коллеги» и т. п. Сообщение о цели исследования. Преамбула к анкете — это очевидно и из самого ее названия — предваряет постановку вопросов. О ней речь шла в первой главе (§ 3). Объективна. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками. Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во вто- Стр. 143 ром — наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество >. Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе». Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, укажите, пожалуйста, свой адрес»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют 1 См.: Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при почтовом опро-се//Социологические исследования. 1981. № 3. С. 136. Стр. 144 возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают. ОФОРМЛЕНИЕ АНКЕТЫ Прежде чем начать работать с анкетой, опрашиваемые берут ее в руки, приблизительно прикидывают, какая работа им предстоит. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую деятельность, и ее также следует учитывать при оформлении анкеты. Типографское оформление. Конечно, не у каждого исследователя имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они тиражируются с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это, исследователь должен проявить специальную заботу о ее оформлении. Конечно же, обложка, выполненная типографским способом, скорее создаст впечатление о респектабельности организации, проводящей опрос, о значительности самого исследования, чем анкета, отпечатанная на машинке. Следовательно, в последнем случае возрастает роль других приемов, позволяющих создать благоприятное отношение к анкете. Здесь, однако, целесообразно привести и примеры экспериментов с типографским оформлением: начинающий социолог по крайней мере будет знать о том, что наиболее привычный черно-белый текст — не единственно возможный. При изучении аудитории газет на эстонском языке были применены анкеты, отпечатанные синим, зеленым и коричневым шрифтами. При этом синие и зеленые были снабжены картинками юмористического характера — иллюстрациями к некоторым позициям ответов. Необычность цвета текста, картинки воспринимались респондентами как отражение заботы о них, а также как косвенное подтверждение того, что опрос — дело серьезное, в противном случае вряд ли бы авторы анкеты стали разнообразить его столь оригинальными способами. Исследования, проведенные в рамках изучения цвето-восприятия, обнаружили, что коричневый цвет символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п., в то время как сине-зеленый — спокойствие, удовлетворенность, чувство уверенности. Неудивительно, что эти общепсихологические закономерности проявились и в отношении респондентов к цвету анкет. Подавляющее большинство выбрали зеленые и вовсе не захотели заполнять коричневые. Вынужденные все же с ними работать, Стр. 145 респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на 15—20 минут больше времени, чем с синими и зелеными. По словам самих участников опроса, заполнение синих и зеленых анкет было им интересно и не казалось долгим или утомительным '. Размер анкеты. Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3—5 вопросов и из 100 и более. Определяя метод сбора данных, уже на стадии разработки программы социолог решает для себя вопрос о ее размере, учитывая, что, с одной стороны, чем больше вопросов, тем богаче и разнообразнее могут быть ответы, а чем вопросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В то же время громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей. В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько с временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20—30 минут — это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса. Но какой бы опрос ни планировался — почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число вопросов и анкета оказывается чрезвычайно громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет никакой другой возможности сделать ее короче — собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопро- 1 См.: Вооглайт К. У- Опыт социологического и социально-психологического исследования структуры читательской аудитории городской и районной газет//Автореф. канд. дисс... М., 1980. Стр. 146
сов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается. Психология респондента играет чрезвычайно важную роль в процессе опроса. Обоснованность и надежность полученных в исследовании результатов зависит не только и даже не столько от математико-статистических изысков при обработке ответов, сколько от пригодности анкеты как средства опосредованного письменного асимметричного целенаправленного общения. Конечно, нельзя утверждать, что исследование непременно потерпит неудачу, если какие-то изложенные здесь требования к конструированию анкеты будут нарушены. Однако в таком случае трудно быть уверенными в правомерности полученных результатов. Пренебрегая вопросами организации общения с респондентом, социолог обрекает себя на оперирование заведомо сомнительными данными. Кроме того, значительный воспитательный эффект обращения к широким народным массам без учета их реальной психологии может быть значительно обеднен и ослаблен. 1 См.: Herzog A. R., Bachman J.G. Effects on Questionnaire Lenght on Response Quality//Public Opinion Quarterly. 1981. Vol. 45. N. 4. Стр. 147 Глава IV. ПОНИМАНИЕ ОТВЕТОВ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ В современных условиях постановка и исследование проблемы понимания тесно связаны с превращением науки в непосредственную производительную силу общества, с повышением наукоемкости общественно полезного труда. Решение ее неотделимо от вопроса о практической применимости знания, его использовании в деятельности людей. В социологии интерпретацией называется процесс истолкования полученных в исследовании результатов на основе некоторой теории. Так как человек обладает какими-то знаниями, представлениями, стремлениями, то восприятие и истолкование любых явлений и отношений осуществляется не само по себе, вне связи с внутренним миром человека, а в тесной зависимости от него. Случается, что исходная теория, в рамках которой происходит этот процесс, не формулируется; ее составляющие предстают как естественные, само собой разумеющиеся и в силу этого даже не осознаваемые элементы. Но осознанные или нет, изначальные теоретические положения определяют ход и исход интерпретации. На стадии интерпретации к исследователю как бы возвращаются те его установки и неявные знания, которыми он руководствовался, когда приступал к исследованию: глубина анализа исходных предпосылок проявляется в глубине интерпретации полученных ответов. Довольно часто в философской литературе термины «интерпретация» и «понимание» отождествляются, так как оба обозначают процесс и результат установления (порождения) смысла в определенных рамках. Но поскольку в социологии интерпретация включает также целый ряд статистических операций, пониманием она не ограничивается. Следовательно, здесь речь пойдет о понимании ответов респондентов как об одной из составляющих социологической интерпретации. Стр. 148 Рассматривая этот вопрос, необходимо прежде всего определить, что понимается под ответами респондентов. Взятые сами по себе, они представляют высказывания, сформулированные на естественном языке. Как таковые, они обладают объективным содержанием и вместе с тем имеют определенный смысл как для респондентов, так и для социолога. Объективное значение содержания этих высказываний, включенное в контекст исследования, конкретизируется. Оно начинает означать одновременно и меньше и больше того, что в них содержится объективно. Меньше — потому, что из всего широкого диапазона возможных значений высказывания избирается только одно, имеющее отношение к данному контексту. Больше — потому, что при включении в контекст круг его значений обогащается, приобретая целый ряд новых оттенков. Осознание проблематичности понимания ответов зависит от способности социолога различить, с одной стороны, функционирование высказывания в системе общества, в общественном сознании — ив деятельности индивида, в его сознании, системе его смыслов — с другой. Организованная система объективных значений есть знание. Оно существует объективно и представляет собой проверенный общественной практикой результат познавательных процессов. Понимание же — это отношение к содержанию знания, оно направлено не на объект, а на информацию о нем. Понимание предполагает выбор одного или нескольких аспектов содержания знания. Оно направлено не на весь объект, не на уяснение его всеобщих свойств, как знание, а на особое, уникальное в нем. Эта аспектизация и позволяет человеку овладевать им в соответствии с его потребностями. «...Понимание... — писал К. Маркс,— состоит не в том, чтобы, как это представляет себе Гегель, везде находить определения логического понятия, а в том, чтобы постигать специфическую логику специфического предмета» '. Таким образом, понимание всегда конкретно. Понятое содержание выступает для индивида как организованная система значений в единстве с личностными смыслами. Понимание тесно связано с условиями, в которых оно протекает. Это делает его более изменчивым и случайным, чем обобщенное содержание знаний. Но именно эта уникальность и позволяет использовать знание в конкретных ситуациях. Именно это и делают его операциональным, превращает знание в руководство к действию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 325. Стр. 149 Высказывания людей многозначны. Еще более сложной для понимания оказывается их совокупность — например, свободно формулируемые ответы на открытый вопрос. И даже выбор тех или иных подсказок не гарантирует их однозначности для респондентов и, следовательно, для социолога: эти ответы могут свидетельствовать о том, что респондент не понял вопроса, ощутил его тенденциозность или деликатность, проявил небрежность, не подумал. В силу объективно существующей многозначности высказываний естественного языка ответы респондентов сами по себе не содержат достаточных оснований для того, чтобы их понимать с одной-единственной точки зрения. Это и является объективным основанием для различных пониманий одних и тех же сведений. Решение проблемы понимания высказываний в этом отношении зависит в первую очередь от того, в какой функции ответы респондентов могут быть использованы в социологии в качестве материала, имеющего научный или практический смысл. Понимание ответов респондентов имеет несколько уровней: непосредственное понимание содержания ответов (в принципе доступное любому грамотному человеку); установление того смысла, который вкладывали в свои ответы респонденты (что они имели в виду, отвечая на вопросы); установление причин объективного и субъективного характера (целей, мотивов, установок, качества вопросника, условий опроса и т. п.), сформировавших тот или иной ответ; определение ценности полученных ответов с точки зрения достижения целей исследования. Включение ответов респондентов в систему науки предполагает последовательное понимание этих ответов на всех уровнях. Однако бывает, что с первого уровня понимания исследователь непосредственно переходит на последний. Тогда включение ответов в систему научного знания осуществляется посредством чисто количественной переработки высказываний, понимаемых как прямое непосредственное отражение объективной реальности. Тогда весь процесс интерпретации результатов массового опроса сводится к семантическому анализу так или иначе распределенных высказываний. Когда же ответы респондентов подвергаются не только (а иногда и не столько) количественному, но и качественному анализу, исследователь постепенно углубляет свое понимание полученных сведений, речь идет о теоретической интерпретации. Семантическая интерпретация ответов. Семантической (прямой) называется интерпретация, Стр. 150 при которой научная ценность ответов усматривается непосредственно в объективном содержании полученных высказываний. Общение на естественном языке, отсутствие дифференциации значений и смыслов, множество полученных высказываний, кажущихся изначально понятными, порождают своего рода гносеологическую иллюзию об очевидности содержания ответов. Действительно, нередко велик бывает соблазн быстро и «точно» выяснить те или иные вопросы, задав их респондентам. Иногда вызывает удивление та легкость, с которой выносятся суждения относительно социальных явлений на основании простого подсчета голосов «за» и «против». Так, например, в результате рассмотрения числа предпочтений тех или иных подсказок на вопрос «Оцените, пожалуйста, активность Вашей жизненной позиции» делается вывод о том, что такая-то часть респондентов характеризуется очень, а такая-то — не очень активной жизненной позицией. При таком подходе ответы респондентов трактуются как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, в котором «активность жизненной позиции» имеет очевидный однозначно фиксируемый субстрат. Здесь в неявной форме признается наличие некоторого уровня познания и самосознания, на котором не возникает никаких проблем, связанных с активностью сознания, его отношения к объекту. Здесь неявно предполагается, что существует такой (бесконечно широкий, судя по диапазону адресуемых респондентам вопросов) круг явлений, который может быть схвачен, усвоен сознанием с непосредственной достоверностью, т. е. что факты сознания поддаются непосредственной регистрации в ходе самонаблюдения. Познавательная же деятельность рассматривается как разнообразные комбинации материала, данного сознанию. Сторонники изложенного подхода явно пренебрегают тем обстоятельством, что получение ответов является деятельностью активного субъекта, а не механической фиксацией внешних воздействий на него. Тем самым здесь абсолютизируется практика измерения, распространенная в естественных науках. В подобном случае анкета выступает как якобы идеальное техническое средство, как совокупность приемов, позволяющих беспрепятственно измерять факты действительности. Научным выглядит такое исследование, которое может схватывать непосредственно данное, описывать факты, в лучшем случае измерять и классифицировать. Стр. 151 Проблема интерпретации ответов, находящая здесь столь неадекватное решение, заключается не в том, что они идут непосредственно от субъекта, который может быть некомпетентен в обсуждаемых вопросах. Проблема понимания ответов здесь состоит в том, какой им придается смысл ввиду субъективности, избирательности восприятия и понимания, осуществляемого самим исследователем. В сознании ученых, увлеченных своей работой и убежденных в реальности устанавливаемых ими фактов, необходимая для методологической рефлексии грань между непосредственной эмпирической информацией (ответами) и ее теоретическим истолкованием нередко стирается. При оперировании высказываниями проблема опосредования их теорией затемняется еще и тем, что близость и понятность языка социолога и языка респондентов позволяет в ряде случаев пренебрегать специальной трансформацией ответов, представленных в анкете, в научные факты, поскольку они кажутся «понятными» и без всякой специальной работы. В таком случае исследователь просто следует за обыденным воприятием респондентов. Функции его сводятся к постановке вопросов и подсчету голосов, их группировке. В таком случае социолог не интерпретирует эти ответы как более или менее адекватное, полное отражение некоторых существенных свойств людей. И анализ фактов сознания оказывается идентичным анализу фактов действительности. Игнорирование активности сознания, специфики социального измерениия, его отличий от измерений в технических науках выливается в плоский эмпиризм. Сущность и явление, случайное и необходимое не различаются. Научные выводы в эмпиризме формируются непосредственно под воздействием исходной картины мира, без' «вмешательства» теории. Последняя предстает всего лишь как процесс накопления материала с такой его обработкой, когда возникает своеобразная теоретическая надстройка, оцениваемая зачастую как архитектурное излишество 2. Порочность такой прямой интерпретации, основанной на отождествлении значений, содержащихся в высказываниях респондентов, со значением их в научном анализе, заключается вовсе не в том, что социолог высоко ценит высказывания респондентов. Порочность его в том, что он ценит только их. Ответы выступают не как материал, 1 См.: Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1985. 2 См. там же. С. 182. Стр. 152 с которым ученому еще надо работать, а как непосредственное, буквальное знание о социальном явлении. Теоретическая интерпретация ответов. Ответы респондентов отражают объективную действительность не напрямую, а опосредованно. Они представляют собой результаты самонаблюдения и не обладают абсолютной, непосредственной достоверностью. Научное исследование признает их важность, однако оно всегда стремится учитывать границы их применимости. Ценность и уместность в научном исследовании опросного метода хорошо продемонстрировал Л. С. Выготский, который таким образом оценил данные, основанные на самонаблюдении: «Вопрос научной ценности самонаблюдения решается сходно с практической ценностью в судебном следствии показаний потерпевшего и виновного. Они пристрастны — мы это знаем — поэтому они заключают в себе элементы лжи; может быть, нацело ложны. Поэтому полагаться только на них — это безумие. Но значит ли это, что мы должны в процессе не заслушивать их вовсе или допрашивать только свидетелей? И это было бы не нужно. Мы слушаем подсудимого и потерпевшего, сверяем, обращаемся к вещественным доказательствам, документам, следам, свидетельским показаниям,— и так мы устанавливаем факты» '. Иными словами, научное знание объективной действительности, будь то предметная действительность или сознание людей, не может быть получено лишь на основе семантической интерпретации ответов респондентов. Высказывания эти должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о них и их окружении, а как специфическое отражение действительности в сознании и в высказывании. Ответ человека, равно как и совершенный им поступок, приобретают свой истинный смысл и сущность не сами по себе, а лишь по отношению к более широкой сфере отражаемого в них объективного содержания. Сама проблема понимания и не возникала бы, если бы в процессе познания происходила «прямая» передача готовой информации о внешнем мире сразу в сознание человека, как передача денег в кассу. Никаких специальных научных изысканий не потребовалось бы, если бы научный анализ ответов состоял просто в их суммировании и группировке. Заинтересованные лица могли бы определять «за- 1 Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования//Проблемы психологии. Л., 1926. С. 45-46. Стр. 153 кономерности» развития общества только путем организации голосований. В действительности явление не только не совпадает с сущностью, но и искажает, затемняет ее. Ответ как проявление сознания может отражать и выражать его с различной степенью адекватности. Однако грань, существующая между явлением и сущностью, носит не абсолютный, а относительный характер. Это требует большой и сложной мыслительной теоретической деятельности людей. Лишь в таком случае за кажимостью, за искаженным явлением можно увидеть действительную сущность изучаемого явления. Теоретическая интерпретация предполагает не механический перенос количественных соотношений между ответами в систему научного знания, а творческую их переработку. Задача ее состоит не в том, чтобы просто понять зафиксированные в ответах чувственные данные, а в том, чтобы рассмотреть их под определенным углом зрения, в свете исследуемой проблемы, задач и гипотез исследования и т. п. Теоретическая интерпретация представляет собой многоуровневый процесс, в котором предусматриваются: применение статистических методов, в результате которых возникают социально-статистические факты; качественный анализ, устанавливающий единичный социологический факт (в отличие от обобщенного социально-статистического); систематизацию фактического материала, т. е. научных фактов; анализ систематизированных фактов, в процессе которого факты сопоставляются с системой гипотез исследования для предварительного объяснения изучаемой проблемы!. Самый нижний уровень теоретического знания — формирование социально-статистических фактов — предполагает статистические операции. Простое включение полученных ответов в научно-статистический оборот основан на предположении о равном удельном весе в общем массиве ответов и тех, кто говорит со знанием дела, и тех, кто не знает, что ответить, тех, кто глубоко продумал ответ, и тех, кто выражает случайные реакции. Очевидно, что, прежде чем производить какие-то расчеты, необходимо упорядочить изучаемые величины. Для этого осуществляется качественная обработка ответов. Она представляет собой не 1 См.: Гурко Е. Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984. С. 127. Стр. 154 просто их коррекцию с целью устранения различных ошибок исследования, но и понимание смысла существующих между ответами различий для достижения целей исследования. Причем этот этап интерпретации данных посвящен выявлению не характеристик содержания высказываний, а определению степени их обусловленности состоянием сознания респондентов в связи с обсуждаемой проблемой. ПОНИМАНИЕ КАЧЕСТВА ОТВЕТОВ Качество ответов само по себе является характеристикой определенных групп респондентов, которые выделяются не обязательно на одном лишь основании социально-демографических признаков. Для того чтобы производить над полученными ответами статистические операции, необходимо эти ответы упорядочить по некоторым критериям. Так, исследователи никогда не складывают молодых и живущих за городом, женщин и руководителей. Однако суммирование и другие действия с непродуманными ответами, несамостоятельными или противоречивыми столь же неправомерны. Наиболее изученными признаками качества ответов являются их правильность, самостоятельность, согласованность и компетентность. Самостоятельный ответ. Самостоятельным называется ответ, сформулированный респондентом независимо от подсказок других людей. Проблема самостоятельности ответов имеет два аспекта. Первый из них связан с подсказкой, получаемой вне анкеты, а второй — в ее рамках. Как в школе оказывается возможным снижать оценку за ответ с подсказкой, так справедливым будет иначе оценивать и несамостоятельные ответы респондентов на анкетный вопрос. В первом случае ему могут подсказывать анкетер, другие респонденты или третьи лица, не участвующие в опросе. Случаи, когда в двух или нескольких анкетах подряд слово в слово повторяются формулировки ответов на открытые вопросы, пока нередки, и как с ними поступать, неясно. Во-первых, не всегда возможным оказывается их обнаружить, даже если они имеются. Во-вторых, трудно установить, кто из респондентов подсказывал другим, или всем им подсказал кто-то третий. Поэтому неясно, какой ответ учитывать, а какой считать бракованным. В-третьих, несамостоятельный ответ, если даже доказана его несамостоятельность, может быть результатом как механического перепи- Стр. 155 сывания, так и переписывания сознательного, поскольку он может соответствовать представлениям самого респондента, но показаться ему удачнее выраженным. Этот аспект самостоятельности связан с процедурой опроса и может быть обеспечен за счет ее тщательной организации. Подсказка, содержащаяся в анкете, представляет собой значительно большие трудности для понимания того, насколько самостоятельно отвечал респондент. Что означает его ответ — убеждение или случайное согласие с тем, что предлагает социолог? Как отличить эти два внешне идентичных ответа? Анализируя степень самостоятельности ответов на закрытые вопросы, мы должны учитывать, что нередко перед респондентом стоят вопросы, над которыми он раньше никогда не задумывался и на которые он тем не менее стремится дать ответ. Закрытый вопрос маскирует тот факт, что между ним и социологом происходит не общение, а просто обмен вопросами и ответами, не ведущий к выработке новой информации. Открытый же вопрос помогает определить направление, в котором размышляют респонденты, и в ряде случаев установить причины, которые лежат в основе общности ответов на закрытые вопросы. Ввиду отсутствия каких-либо существенных ограничений открытый вопрос позволяет полнее высказать свою точку зрения и одновременно дает социологу возможность узнать, как респонденты понимают обращенный к ним вопрос. Если главным недостатком открытого вопроса является то, что отвечать на него слишком сложно, то закрытого — что на него отвечать слишком легко. Применение закрытого вопроса, как отмечалось, создает иллюзию общения: исследователь предлагает респондентам какие-то ответы, а потом их же изучает как материал для анализа. То есть он считает полученные ответы выражением мыслей респондентов, в то время как в действительности он имеет дело лишь с высказываниями, полученными от людей, вынужденных воспользоваться для этого его же собственными подсказками. О. М. Маслова в этой связи подчеркивает, что ответы на закрытый вопрос представляют собой выражение согласия с мнением, предложенным социологом, но не само мнение респондента '. Список подсказок обращен к кратковремен- 1 См.: Маслова О. М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов//Социологические исследования. 1984. № 2. Стр. 156 ной памяти участников опроса и фиксирует столь же кратковременную ситуативную его реакцию. Однако эта реакция не является устойчивым мнением респондента и тем более его убеждением. Открытый же вопрос «срабатывает» на уровне актуализированного сознания респондентов, связанного с теми запасами информации в его долговременной памяти, которые чаще других подкрепляются систематическим повторением какого-либо вида деятельности. Таким образом, ответы на закрытые вопросы в значительной мере неустойчивы. Однако они не являются абсолютно случайным выбором из предложенных подсказок. Так, например, американские социологи Г. Шуман и С. Пресснер в исследовании мотивов трудовой деятельности выявили одну характерную для ситуации опроса деталь: большинство респондентов в самостоятельных ответах оценили работу прежде всего с точки зрения материальной выгоды, социальной привлекательности или отсутствия особых требований к исполнителю. В то же время при выборе готового ответа их чаще привлекали более «высокие» мотивы '. О подобных расхождениях в направленности самостоятельных и несамостоятельных ответов свидетельствуют и многие другие эксперименты. Так, Г. А. Погосян приходит к выводу, что закрытый вопрос вследствие конструктивной заданности вариантов ответов фактически выявляет не личные позиции респондента, а его отношение к общепринятым стандартам, стереотипам, распространенным, по мнению социолога, в данной среде 2. Как видно, в самостоятельных и несамостоятельных ответах проявляется различная направленность по линии «более и менее общепринятое». Правильный ответ. Социолог, озабоченный тем, насколько удачно организован процесс его общения с респондентами, обнаруживает проблематичность даже «непосредственно понятных» высказываний: что имеют в виду респонденты в своих ответах? Являются ли их высказывания ответом на поставленный вопрос, а не на какой-то другой? Насколько правильно понял социолог полученные ответы? И что эти ответы означают в свете целей и гипотез его исследования? 1 См.: Шуман Г., Пресснер С. Открытый и закрытый вопрос//Социо- 2 См.: Погосян Г. А. Форма вопроса и целевая установка исследовате- Стр. 157 Сомнения в правильности ответов возникают прежде всего в связи с закрытыми вопросами: под внешней однородностью может скрываться различное содержание. Единообразие ответов может оказаться только кажущимся. При их обработке у исследователя нет возможности узнать, как его понял респондент и насколько он сам правильно понял респондента, какое содержание они вкладывают в подсказки и насколько это содержание совпадает. О том, как эту трудность понимания ответов удалось преодолеть, показывает Б. А. Грушин. В одном из исследований респондентам задавали вопрос: «Есть ли, на Ваш взгляд, у молодых людей отрицательные черты, имеющие широкое распространение? Если да, то какие именно?» Среди наиболее распространенных отрицательных черт, присущих молодежи, респонденты называли, в частности, «преклонение перед Западом». Для того чтобы удостовериться в правильном понимании ответов, составители анкеты включили в нее еще один вопрос, уточняющий предыдущий ответ: «В чем Вы видите подтверждение своего мнения?». Благодаря этому они смогли понять, что именно понимали респонденты, отметившие «преклонение перед Западом». Ответ этот оказался в толковании людей чрезвычайно широким по своему содержанию. В одних случаях речь шла о тунеядцах, поклонниках модных тряпок, в других это явление связывалось с чисто внешними признаками — вкусами людей, манерой поведения и т. п. Постановка открытого вопроса дала исследователям возможность дифференцировать внешне идентичные ответы на закрытый вопрос с точки зрения содержащегося в них акцента на более или менее существенные признаки «преклонения перед Западом» '. В результате не каждый выбор этой подсказки может быть рассмотрен как ответ на вопрос о широко распространенных отрицательных чертах молодежи: некоторые из них являются сообщением о том, скажем, что наименее привлекательно в молодежи с точки зрения респондента. Иными словами, лишь часть ответов является ответом на заданный вопрос, и определить это оказалось возможным лишь при сопоставлении ответов на открытый и закрытый вопросы. Эти ответы оказыва<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.02 с.) |