Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верстка анкеты, принципы построения анкет.

Поиск

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист создается с учетом особенностей восприятия респондента.

Второй принцип - непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.

Третий принцип - одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока».

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смы­словым «блокам».

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем -еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фак­тологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один - два), после чего - завершающая «паспортичка».

Композиция анкеты.

Титульный лист и вводная часть. На титульном листе обязательно должны быть указаны название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей его, место и год издания. В водной части поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса, указ-тся гарантия анонимности информации, дается инструкция по за­полнению анкеты и способе ее возврата. Правила заполнения и регистрации ответов могут содержаться в тексте отдел. вопросов ос­новной части анкеты. Задача вводной части - создать опр-й настрой респондента, от к-го во многом завис. качество заполнения анкеты.

Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к «ученым словам», и так, чтобы заинтересовать респондента. Не следует исполь­зовать во введении общие или неясные формулировки указаний. Лучше под­черкнуть активную позицию самого респондента, так как он ждет практической отдачи от своего участия в опросе, например: «Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему».

Иногда в пространном введении подчеркивают особую значи­мость темы, цитируют официальные документы, тем самым, оказывая давление на респондентов в том смысле, что как бы намекают на су­губо официальный характер опроса. Другая ошибка - заискивание перед респондентом.

Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении - вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу. В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования. Надо иметь в виду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не ис­пользовать.

Если в анкетном листе проставлен номер, следует пояснить его назначение: «Номер в правом углу этого листа не имеет отношения к опрашиваемому. Он нужен для контроля общего массива».

Основная (содержательная) часть состоит из вопросов, обу­словленных целями и задачами исследования, а также самой процеду­рой заполнения анкеты. Поскольку анкета преследует несколько за­дач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. При этом должен быть соблюден принцип расположения вопросов: усложнение их от начала к середине анкеты и упрощение от середины к её концу (контактные, сложные, простые, разгрузочные):

- Первая треть вопросов - контактные, вступительные вопросы -простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты и максимально облег­чить ему включение в работу. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы.

- Вторая часть - это наиболее трудные сложные вопросы на вы­явление мотивов, установок, мнений, оценок.

- Третья часть - это наиболее интимные и контрольные вопросы.

Поскольку социологическое исследование предполагает решение ряда задач, то для каждой из них разрабатывается, как правило, от­дельный блок вопросов. В этом блоке можно выделить четыре типа вопросов: 1) вопросы, содержащие указание на объективную вклю­ченность респондента в ситуацию (например, «Занимаетесь ли Вы спортом?»); 2) вопросы, содержащие указание на мотив включенности («Что побудило Вас заняться спортом?»); 3) вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью респондента в ситуацию («Удов­летворены ли Вы занятиями спорта?»); 4) вопросы, раскрывающие ожидания от дальнейшего участия в этом виде деятельности («Соби­раетесь ли Вы заниматься новыми для вас видами спорта?»).

Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть от­носительно нетрудными. Здесь хороши шкалы оценок и другая ин­формация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие про­странных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль, они разрешаются и в конце, но не более одного - двух.

Предлагается включать в анкету последовательно:

1) закрытый вопрос для выявления осведомленности респондента или наличия у него какого-то отношения к данной проблеме;

2) открытый вопрос для оценки общего отношения, обобщенной ус­тановки;

3) закрытый вопрос, содержащий описание конкретных аспектов, сторон проблемы;

4) открытый или полузакрытый вопрос, позволяющий респонден­там обосновать свое мнение, объяснить, почему они так считают;

5) закрытый вопрос на интенсивность мнения, показывающий на­сколько респондент убежден в своей точке зрения.

Основная часть анкеты не должна быть слишком громоздкой (т.е. включать не более 30 вопросов) и содержать подряд несколько однотипных вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение моно­тонности и утомления.

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента. Она, как правило, помещается в конце анкеты, лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса. «Паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности результатов, проведения срав­нительных исследований и т.д. Помещение «паспортички» в начале ан­кеты может вызвать сомнения в анонимности опроса и тем самым недо­верие к социологу, повлиять на конкретность ответов (и даже на желание отвечать вообще).

Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудниче­ство и проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Верстка анкеты должна отвечать требованиям простоты и удоб­ства работы с ней как для социолога, так и для опрашиваемого. Во­просы и ответы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент: а) правильно понял их; б) выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ; в) смог правильно выразить ответ в словах. Для этого нужно соблюдать ряд требований.

1. Все смысловые разделы начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом.

2. Каждый вопрос сопровождается четкой инструкцией, как на него отвечать: отметить какие-то пункты, отвечать в свободной форме и т.п.

3. Нужно стремиться формулировать вопросы и ответы с учетом языка респондентов и системы тех понятий, которыми они владеют.

4. Не следует употреблять трудные и неясные формулировки, без необходимости использовать специальные термины (а при использо­вании необходимо разъяснить их значение).

5. Не рекомендуется употреблять неопределенные слова (типа «много», «мало», «часто» и т.д.), злоупотреблять модальностью («надо», «обязательно»).

6. Вопросы следует группировать в смысловые блоки, по возможности разделяя их графически: это не только облегчит задачу составления вопросника, но и придаст последнему в глазах опрашиваемых вид упорядоченного целого, а не хаотического и бессвязного нагромождения вопросв.

7. Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу: вся конструкция вопроса располагается на одной полосе.

8. Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обо­значают буквами или цифрами в скобках (для удобства обработки и самоконтроля опрашиваемого).

9. Желательно применять разнообразные шрифты и непременно разнообразную верстку вопросов и вариантов ответов. Разными шрифтами набирают: вводные замечания к серии вопросов, сами вопросы, инструкцию как отвечать, варианты ответов.

10. Не следует злоупотреблять «матричными» вопросами. «Матричная» форма удобна и экономична при верстке и обработке анкеты. Но именно здесь эффект «эха» наиболее опасен. Поэтому при массо­вых опросах лучше избегать таких конструкций, допустимых при оп­росе экспертов.

11. Для оживления текста используют также рисунки и необыч­ные способы отметки.

12. Если анкета несложная и данные предполагают вводить в счетную машину прямо «с листа», то на полях оставляют место для шифра, помечая в начале каждой страницы в верхнем правом (или в левом) углу.

В простейших анкетах, которые содержат несколько вопросов и полностью закрытые ответы (экспресс-опрос), допускается «самоко­дирование» по матрице. В качестве пояснения к матрице можно при­вести следующее: «Все Ваши ответы на поставленные вопросы были пронумерованы подряд. Пожалуйста, просмотрите свои ответы и по­ставьте отметку в этой таблице, отме чая те номера, которые соответ­ствуют номерам ответов, отмеченных Вами в тексте».

24. Экспертный опрос предполагает получение необходимых данных с помощью знаний компетентных лиц. Результаты опросов, основанные на суждениях квалифицированных специалистов, называются экспертными оценками. Метод используется в тех случаях, когда возникает необходимость в экспертизе, т.е. в исследовании компетентными лицами проблем, решение которых требует специальных познаний, неординарных подходов.

Метод экспертного опроса в социологии используют для решения следующих задач:

- уточнения основных положений программы исследования, определения процедурных вопросов, выбора методов и приемов сбора и обработки информации;

- оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно когда существует опасность их искажения;

- более глубокого анализа результатов исследования и выработки прогнозов х-ра изменений изучаемого с/явления.

Экспертный опрос может быть реализован с помощью различных методик. Условно их можно разделить на две группы: методики очного опроса и методики заочного опроса экспертов. К первой группе относят свободное интервью, «мозговую атаку», обмен мнениями (дискуссию), а ко второй – формализованный опрос, методики сбора мнений (почтовый опрос, телефонное интервью) и некоторые другие.

Проведение опросов экспертов связано с решением ряда методических проблем, среди которых наиболее важной является проблема формирования экспертных групп. Она включает обоснование критериев подбора экспертов, определение оптимальной численности и состава группы, техники оценки компетентности специалистов и ряд других вопросов.

Наиболее известными приемами подбора экспертов являются: подбор по документальному критерию, на основе самооценок, на оценках их компетентности другими людьми, по результатам тестирования. Для определения количественного состава группы экспертов строгих правил не существует. Методы выборки, обеспечивающие получение репрезентативной информации при массовых опросах, в данном случае не работают. При экспертном опросе важно персональное мнение специалиста в отличие от массовых опросов, где мнение респондентов учитывается в общей статистике.

В методике свободного интервью обычно опрашивается 10–15 человек; для «круглого стола», обмена мнениями оптимальное число экспертов составляет 20–25 человек

Почтовый опрос – форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

Достоинства метода – возможность: получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода: тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты; обстоятельная инструкция к ее заполнению; шифровка конвертов; вложение в почтовые отправл-я чистого конверта для возврата анкеты; напомин-е респондентам о необх-сти возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).

В среднем для почтового опроса считается вполне допустимым возврат анкет в размере 50% общего числа разосланных, а 70%-й воз­врат считается очень хорошим показателем. Однако отсутствие иска­жений в ответах важнее, чем высокий процент возврата анкет, по­скольку задержка с возвращением анкет чревата лишь тем, что выбор­ка будет нерепрезентативной.

Повысить интерес опрашиваемых к этому виду сбора информации можно различными способами:

- предварительное информирование будущих респондентов о предстоящем опросе с помощью ради, телевидения, периодической печати;

- отправка анкет с оплаченным обратным ответом;

- повторная рассылка анкет по одним и тем же адресам («волно­вой» опрос);

- соответствующее обращение на официальном бланке авторитет­ной организации, заинтересованной в опросе;

- привлекательное оформление текстов анкет.

Для ускорения возврата анкет во все почтовые отправления ра­зумно вложить номер телефона, по которому респонденты могут об­ращаться с вопросами, что уменьшает число анкет, заполненных не­правильно. Процент возврата анкет увеличивается, если на анкете не будет стоять никаких лишних, непонятных респонденту отметок или цифр, которые опрашиваемый может воспринять как способ опозна­ния личности. И, наконец, вознаграждение - поощрение респондента материально (деньгами или сувенирами). Человек, получивший возна­граждение, рассматривает заполнение анкеты как оплаченный труд, а не как оказание «любезности» социологу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.008 с.)