Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа соц. ис.: методологич-й раздел. Н. Луман: понятие общества

Поиск

Любое научное иссл-ние начинается с предварительной работы, которая называется разработкой программы. Программа социологического исследования является научно-теоретическим документом, излагающим методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного явления или процесса. Её разработка предваряет все другие процедуры и составляет их теоретико-методологическую основу, общую концепцию в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа СИ содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методологических приёмов изучения определённого явления или процесса. Она состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного.

Методологический раздел

Прежде всего иссл-ль определяет проблему, которая подлежит изучению.

Разработка пр-мы начинается с осознания и формул-ния проблемы иссл-ния.

Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Требование к определению "научности проблемы": проблема должна быть "подлинной", т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые данные должны обладать практической или научной ценностью. На этот вопрос можно ответить, изучив литературу, документы и другие источники.

Процесс иссл-ия начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации. Под ней понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.

Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем.

В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем:

по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера);

в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.);

по масштабу распространенности (региональные, локальные);

по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные);

по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера).

Цель исследования указывает на стратегию исследования, на установление закономерностей некоторого с/процесса. Она определяется двояко: либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим его приближением к практике), либо преимущ-нно прикладная (связанная с практическим регулированием определённых с/процессов).

Задачи социологического исследования – это конкрет. целевые установки, направленные на решение проблемы. Формулируются в соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены на основные и дополнительные.

Определение объекта и предмета

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объект социального исследования - носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия.

Предмет - включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами - предмет - концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Анализ основных понятий исследования

Логический анализ основных понятий заключается в логическом структурировании основных понятий, которые относятся к предмету исследования. Логический анализ предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, позволяет уяснить соотношение элементов и свойств изучаемого предмета. Объясняя каждое из понятий, исследователь по ступеням приближается к определению сущности предмета исследования. Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры: интерпретацию и операционализацию основных понятий, составляющих предмет исследования.

Интерпретация основных понятий включает теоретическое и эмпирическое их уточнение. Под теоретическим понимается уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи с другими понятиями. Под эмпирической интерпретацией понимают определённые группы факторов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление.

Интерпретация основного понятия уступает место другой процедуре уточнения качественной структуры предмета исследования. Эта процедура именуется операционализацией, которая продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы (или выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие).

Формулировка гипотез иссл-ния. Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме гипотез, выделение которых является необходимым элементом поиска.

Гипотез а - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Предварит-е выдвиж-е гипотез предопределяет внутр. логику всего процесса исследования. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. Гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Обзор литературы по избранной теме исследования

Понятие общества

Комм-ция – важнейш. эл-нт с/системы. Сама по себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в пр-ссе действия. Комм-ция безлична и означает установл-е связи и взаимод-вия как min между 2 людьми. Поэтому она не принадлежит ни 1 из субъектов отн-й, стержнем к-х на самом деле явл-ся. Она изнач-но социальна, поскольку «не м.б... вменена ни 1 отдел. сознанию». Инфо, сообщ-е и поним-е – это стр-рные эл-ты комм-ции.

Общ-во есть комм-тивно закрытая система. Оно производит комм-цию посредством комм-ции. Комм-цировать м. только оно само – но не с самим собой и не своим окр-щим миром. Оно производит свое единство посредством оператив. совершения комм-ций, рекурсивно обращ-х к предыдущим и предвосхищающих послед-щие комм-ции.

С/система и общ-во как главная ее разновидность х-зуется полной самодостат-тью и самовоспроизв-вом. Общ-во – самореферент. с/система (самореференция – ссылка на самого себя), умеющая орг-зовать саму себя. С/системы (включая общ-во) м. осущ-ться только как наблюдающие самое себя системы. В этом смысле наблюд-е и опис-е системы есть ее часть.

Системная дифф-ация – воспроизв-тво различений системы и окр-щего мира внутри системы, или, в частном случае, пр-сс постоян. установл-я границ меж системой и внеш. средой. Причем граница – это пр-сс, если пр-сс разгранич-я останавл-тся, то система перестает быть системой.

Язык, без к-го невозможны комм-ции, сам не явл-ся системой, а наход-ся в сост-ии стр-рного соединения с комм-цией. Его роль состоит в изоляции общ-ва от к.-л. посторон. возд-вий.

Действующий субъект сущ-ет лишь как эл-нт окр-щего систему мира, но не как эл-нт самой системы. Понятие чела не им. для социолога науч. значения. Чел не включен у него в систему комм-ций. Чел как часть окр-щего систему мира, и тем более сам этот мир – комплексные обр-ния, к-м самореферент. система (общ-во) уступает по сложности. Соотн-е личности и с/системы рассм-ется с т.зр. конц-ции взаимопроникн-я.

Из возмущений окр-щего мира система выбирает те, в к-х она нуждается, чтобы стабилизировать или оптимизировать собств-е состояния. Соотв-нно самореферентно контрол-ется самовоспроизв-тво событийн. эл-тов системы. Непоср-нно здесь подключается понятие «аутопойесис». Аутопойесис означает, что все, что ф-цион-ет в системе как в целостности обязано собств. пр-ссу произв-тва системы, и что на этом уровне произв-тва невозможен импорт инород. материалов, и в этом отн-нии система понимается как закрытая система.

Он выделяет у с/систем два типа системообр-нияинтеракции и общества. Интерактив. системы хар-зуются наличием лиц, к-е опр-ют комм-цию и ожидания, явл-еся ее основой. Поэтому в интерактив. системах вполне возможно межчел-ское взаимопроникн-е. Интерактив. и обществ. системы – это типы с/систем, к-е отмечают крайние позиции. Меж ними находится тип орг-зованной системы, в к-м наблюдаются специфич. пр-пы селекции и вариации. Пр-п его орг-ции является членство, в то время как у простых с/систем (интеракций) – это присутствие, а обществ-е системы просто опр-ются комм-тивной доступностью. И лишь на уровне обществ. системы и ее подсистем возможна эволюция, то есть измен-е систем. стр-р посредством вариации, селекции и рестабилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.009 с.)