Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа соц. ис.: методологич-й раздел. Н. Луман: понятие обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любое научное иссл-ние начинается с предварительной работы, которая называется разработкой программы. Программа социологического исследования является научно-теоретическим документом, излагающим методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного явления или процесса. Её разработка предваряет все другие процедуры и составляет их теоретико-методологическую основу, общую концепцию в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа СИ содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методологических приёмов изучения определённого явления или процесса. Она состоит из двух разделов: методологического и методико-процедурного. Методологический раздел Прежде всего иссл-ль определяет проблему, которая подлежит изучению. Разработка пр-мы начинается с осознания и формул-ния проблемы иссл-ния. Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Требование к определению "научности проблемы": проблема должна быть "подлинной", т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые данные должны обладать практической или научной ценностью. На этот вопрос можно ответить, изучив литературу, документы и другие источники. Процесс иссл-ия начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации. Под ней понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему. Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем. В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем: по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера); в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.); по масштабу распространенности (региональные, локальные); по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные); по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера). Цель исследования указывает на стратегию исследования, на установление закономерностей некоторого с/процесса. Она определяется двояко: либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим его приближением к практике), либо преимущ-нно прикладная (связанная с практическим регулированием определённых с/процессов). Задачи социологического исследования – это конкрет. целевые установки, направленные на решение проблемы. Формулируются в соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены на основные и дополнительные. Определение объекта и предмета Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Объект социального исследования - носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия. Предмет - включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами - предмет - концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Анализ основных понятий исследования Логический анализ основных понятий заключается в логическом структурировании основных понятий, которые относятся к предмету исследования. Логический анализ предполагает точное всестороннее объяснение их содержания и структуры, позволяет уяснить соотношение элементов и свойств изучаемого предмета. Объясняя каждое из понятий, исследователь по ступеням приближается к определению сущности предмета исследования. Логический анализ включает в себя две довольно сложные процедуры: интерпретацию и операционализацию основных понятий, составляющих предмет исследования. Интерпретация основных понятий включает теоретическое и эмпирическое их уточнение. Под теоретическим понимается уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи с другими понятиями. Под эмпирической интерпретацией понимают определённые группы факторов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление. Интерпретация основного понятия уступает место другой процедуре уточнения качественной структуры предмета исследования. Эта процедура именуется операционализацией, которая продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы (или выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие). Формулировка гипотез иссл-ния. Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме гипотез, выделение которых является необходимым элементом поиска. Гипотез а - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Предварит-е выдвиж-е гипотез предопределяет внутр. логику всего процесса исследования. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. Гипотезы можно разделить на основные и дополнительные. Обзор литературы по избранной теме исследования Понятие общества Комм-ция – важнейш. эл-нт с/системы. Сама по себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в пр-ссе действия. Комм-ция безлична и означает установл-е связи и взаимод-вия как min между 2 людьми. Поэтому она не принадлежит ни 1 из субъектов отн-й, стержнем к-х на самом деле явл-ся. Она изнач-но социальна, поскольку «не м.б... вменена ни 1 отдел. сознанию». Инфо, сообщ-е и поним-е – это стр-рные эл-ты комм-ции. Общ-во есть комм-тивно закрытая система. Оно производит комм-цию посредством комм-ции. Комм-цировать м. только оно само – но не с самим собой и не своим окр-щим миром. Оно производит свое единство посредством оператив. совершения комм-ций, рекурсивно обращ-х к предыдущим и предвосхищающих послед-щие комм-ции. С/система и общ-во как главная ее разновидность х-зуется полной самодостат-тью и самовоспроизв-вом. Общ-во – самореферент. с/система (самореференция – ссылка на самого себя), умеющая орг-зовать саму себя. С/системы (включая общ-во) м. осущ-ться только как наблюдающие самое себя системы. В этом смысле наблюд-е и опис-е системы есть ее часть. Системная дифф-ация – воспроизв-тво различений системы и окр-щего мира внутри системы, или, в частном случае, пр-сс постоян. установл-я границ меж системой и внеш. средой. Причем граница – это пр-сс, если пр-сс разгранич-я останавл-тся, то система перестает быть системой. Язык, без к-го невозможны комм-ции, сам не явл-ся системой, а наход-ся в сост-ии стр-рного соединения с комм-цией. Его роль состоит в изоляции общ-ва от к.-л. посторон. возд-вий. Действующий субъект сущ-ет лишь как эл-нт окр-щего систему мира, но не как эл-нт самой системы. Понятие чела не им. для социолога науч. значения. Чел не включен у него в систему комм-ций. Чел как часть окр-щего систему мира, и тем более сам этот мир – комплексные обр-ния, к-м самореферент. система (общ-во) уступает по сложности. Соотн-е личности и с/системы рассм-ется с т.зр. конц-ции взаимопроникн-я. Из возмущений окр-щего мира система выбирает те, в к-х она нуждается, чтобы стабилизировать или оптимизировать собств-е состояния. Соотв-нно самореферентно контрол-ется самовоспроизв-тво событийн. эл-тов системы. Непоср-нно здесь подключается понятие «аутопойесис». Аутопойесис означает, что все, что ф-цион-ет в системе как в целостности обязано собств. пр-ссу произв-тва системы, и что на этом уровне произв-тва невозможен импорт инород. материалов, и в этом отн-нии система понимается как закрытая система. Он выделяет у с/систем два типа системообр-ния – интеракции и общества. Интерактив. системы хар-зуются наличием лиц, к-е опр-ют комм-цию и ожидания, явл-еся ее основой. Поэтому в интерактив. системах вполне возможно межчел-ское взаимопроникн-е. Интерактив. и обществ. системы – это типы с/систем, к-е отмечают крайние позиции. Меж ними находится тип орг-зованной системы, в к-м наблюдаются специфич. пр-пы селекции и вариации. Пр-п его орг-ции является членство, в то время как у простых с/систем (интеракций) – это присутствие, а обществ-е системы просто опр-ются комм-тивной доступностью. И лишь на уровне обществ. системы и ее подсистем возможна эволюция, то есть измен-е систем. стр-р посредством вариации, селекции и рестабилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.009 с.) |