Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ первичной информации. Группировка данных.

Поиск

Методы, применяемые социологами для анализа данных, многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера исследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описанием распределения наблюдений вдоль оси интересующего нас признака. Разнообразные техники многомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними. Различия между этими методами - точнее, классами методов – не абсолютны.

Существует два основных класса задач, решаемых с помощью статистических методов анализа. Задачей дескриптивной(описательной) статистики является описание распределения переменной-признака в конкретной выборке. Методы дескриптивной статистики позволяют также анализировать взаимосвязь между различными переменными. Другой класс задач, связанный с необходимостью вывести свойства большой совокупности, основываясь на имеющейся информации о свойствах выборки из этой совокупности, решается с помощью методов индуктивной статистики, или теории статистического вывода, основанной на вероятностном подходе к принятию решений. Воспользовавшись какой-то моделью для анализа полученных выборочных данных, социолог обычно также применяет некоторые методы статистического вывода, позволяющие определить, выполняются ли обнаруженные им при анализе данных отношения на уровне большой совокупности, из которой была извлечена выборка.

Первоначально необх-мо провести выбраковку негодных анкет (не заполнен 1 или более пунктов паспортички; не помечен, пропущен основной вопрос). Далее необходимо провести кодировку вопросов (4.1, 4.2 и т.п., для того, чтобы легче было анализировать). Делается предварительныйобщий обсчет. Считается в процентном соотношении: общее количество ответивших на этот вопрос = 100%. Далее по пунктам: 1:1=2%, 1.2=30% и т.д. Потом делаем описание, например, на вопрос 1.4 (самый весомый), большинство респондентов (60%) ответили так-то.

Устанавливаем зависимости: как люди разного возраста, соц-х гр-п, пола, образования соотносятся м/у собой по такой-то проблеме. Первичный анализ позволяет проверить гипотезы; получить ответы на задачи, поставленные перед исслед-лем; выявить новые проблемы.

Группировка и типологизация - процедура упорядочивания полученных данных до начала анализа. Компонует массив собранных данных, уплотняет инфор-ю. Простая гр-ка данных – это классификация данных по одному признаку (200 анкет гр-ем по полу на 2 гр-ы или по признаку образования на 5-6 групп). Можно гр-ть по признаку в соответствии с гипотезами.

Перекрестная гр-ка -связь данных по 2-м признакам с целью обнаружения зависимостей (напр-р: связь м/у доходами и успеваемостью студентов). Перекрестная гр-ка осущ-ся с помощью таблиц (строки – доход, столбцы - успеваемость). Задача этой гр-ки – поиск устойчивых связей, тенденций, процессов, явлений, динамика процессов.

Эмпирическая типологизация – поиск действующих сочетаний свойств социальных объектов, которые рассматриваются в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно.

Правила процентирования. Какие данные считать за 100%? Все зависит от характера выборки: если выборка не репрезентативна, то, напр-р – материальный достаток пьющих. Пьющие гр-ппы берем за 100%. Если репрезентативна – заработок – 100%.

Анализ полученной (сгруппированной инф-ии). Цель – задать выявление общего и особенного, установить причины особенностей (какие факторы влияют на данное явление), ранжировать эти причины по степени и силе их влияния на объекты и процессы. Эффективны панельные (повторные) исслед-я по одной и той же программе. Цель – выявить изменения и установить причины. Правила их таковы: они д.б. сопоставлены м предыдущими исл-ми по этой программе; обоснование возникших различий; 2 разных процесса можно сопоставлять только при наличии у них одного или более показателей; приной изменений не может быть признан фактор, если в первом варианте он есть, а во втором его нет; в повторном исследовании можно в точности копировать методику предыдущего, т.к. при возникновении новых яв-ий д.б сохранена основа программы. Временной интервал м/у панельными исслед-ми м.б. выбран по усмотрению исслед-ля, однако он должен быть точно выдержан в последующих повторных исследованиях этого типа.

№26. Виды и особенности качеств-х методов иссл-ния: метод фокус-групп. Южаков: субъектив. метод в соц-гии.

Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания социолога находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов. Данные методы используются для описания общей картины социального явления (события, случая), интерпретации и понимания внутреннего, субъективного в действиях человека, изло­жения частных фактов из его рассказов о жизни и перехода к созданию микроконцепции (микротеории) на этой основе.

Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, сколько на познание их качества. Качественные данные - это тексты, слова, фразы или символы, описывающие людей, дей­ствия и события социальной жизни. Часто они не совсем точны, контек-стуализированы и могут иметь несколько значений. В первую очередь выясняется «что означают ответы» и «почему так отвечают» представители той или иной социальной группы.

Качественный подход опирается на неформализованные способы общения с респондентом (неформализованные, полуформализованные, фокусированные интервью, метод фокус-групп и др.), изучение дневников, биографий и т.д., а количественный - на использование формализованной анкеты, статистических данных и т.д. Поэтому часто методы первого подхода определяют как «мягкие», в отличие от «жестких», количественных. Они не противопоставляются количест­венным методам исследования, но и не являются их дополнением или формой предисследования - пилотажа. Выбор метода определяется целями и задачами исследователя, объектом и предметом изучения, а так же глубиной изученности проблемы.

Большинство специалистов выделяют следующие типические ситуации, когда наиболее целесообразно применять качественные методы.

1. Средство генерирования идей.

Информация, полученная в ходе качественного исследования, час­то служит катализатором идей для заказчика. Это может быть выработ­ка концепции нового вида товара, его упаковки, названия, рекламы и т.п. Иногда новые сведения помогают выявлению нетрадиционных спо­собов применения хорошо известных продуктов. В качестве классиче­ского примера можно привести результаты исследований проведенных по заказу компании «А. Хаммер» серии фокус-групп, на которых обсу­ждались различные варианты использования питьевой соды.

2. Предварительный этап подготовки количественных исследований.

Качественное исследование может обеспечить такой уровень под­готовленности, который недостижим при помощи других методов. Это, прежде всего, построение гипотез, объясняющих процесс приня­тия решений различными целевыми группами; выявление типов рес­пондентов, которые охвачены опросом; определение лексики анкеты, понятной тем, кто окажется в выборочной совокупности, выделение ключевых слов.

3. Объяснение результатов количественного исследования.

Качественные методы позволяют осознать причины неожиданных

результатов, понять причины определенного поведения, описать фак­торы, влияющие на характер отношения.

4. Основной метод сбора данных.

Это те ситуации, когда исследовательские проблемы нельзя ре­шить с помощью количественных методов. Например, необходимо оценить, как целевая группа воспринимает рекламный ролик: его сю­жет, изобразительный ряд, слоган, музыкальное сопровождение и т.п.

Виды качественных методов

В настоящее время насчитывается около сорока общепризнанных апробированных качественных методов, важнейшими из них являются следующие.

Исследование отдельной общности или случая, его называют иногда «мягким» методом - case study. Особенность метода состоит в исследовании специфики объекта, т.е. объект изучается в совокупно­сти его взаимосвязей и динамике развития. C помощью этого метода часто иссле­дуются замкнутые общности, труднодоступные для изучения другими методами. Этот метод предполагает «погружение» социолога в исследова­тельское поле, исследуемый объект на длительное время, нередко с помощью использования включенного наблюдения.

Биографический метод и его разновидности (метод «историй жизни», «жизнеописаний») направлены на исследование субъектив. стороны с/реальности сквозь призму анализа жизненного пути человека. Отличием биографического метода является его сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории люб­ви и т.д. При его помощи описывается субъективный опыт пережива­ния событий, складывание социальной идентичности респондентов. Биографический метод основывается на изучении личных документов.

Нестандартшированное (неформализованное) интервью. Ведущий обладает большой свободой в формулировке как отдельных вопросов, так общей направленности беседы. Это дает возможность получить разнообразную информацию в зависимости от личностных особенностей респондента. Данный метод не предполагает наличия жестко сформулированных вопросов, сопоставимость вопросов и ответов, респондент не является учетной статистической единицей.

Фокусированное интервью - вид интервью, предполагающий «фокусировку», т.е. концентрацию обсуждения по исследуемой про­блеме. Предметом изучения являются субъективные переживания, восприятие респондента. Чаще всего бывает нестандартизированным или полустандартизированным.

Метод «фокус-групп» или групповой дискуссии является нестандартизированным фокусированным интервью, проводимым с однородной группой. Этот качественный метод сбора социологической информации имеет фокус обсуждения, предполагает дискуссию с участием ведущего по заданной теме, основан на принципах групповой динамики, использует эффект группового взаимодействия. Цель групповой дискуссии - выявить различия в понимании тех или иных проблем, событий, социальных явлений у конкретных групп людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению способов решения конкретных проблем, которые могут быть выявлены в её ходе. Успех этого метода зависит в значительной степени от подготов­ленности модератора к ведению дискуссию, наличия у него тщательно продуманной программы обсуждения заданной темы.

Итак, качественные стратегии и методы социологического исследования направлены на изучение уникальности и неповторимости конкретных личностных ситуаций, специфики жизненного мира отдельных людей. Исследователь обращается к повседневному опыту человека, его взаимодействию с другими людьми, которое выражено в словах, жестах, коммуникативных символах, высказываниях, повествовании о собственной жизни. Это дает основание социологу осмысливать и интерпретировать конкретные формы социального бытия людей.

Следует иметь в виду, что качественные стратегии и методы применяются в рамках микросоциологии (её иногда называют «фрагментарной» социологией), поскольку внимание исследователей концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Изучение одного или нескольких случаев, событий, биографий, историй жизни позволяет социологу увидеть какие-то социальные смыслы человече­ских действий и поступков, социального поведения и на их базе сконструировать те или иные мини-теории. Последние не претендуют на всеобщность и универсальность, они призваны лишь объяснить и ин­терпретировать социальные явления, события, действия.

По мнению Т. Гринбаума фокус-групповые исследования включают четыре общих элемента:

1. Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте.

2. Взаимодействие участников друг с другом в процессе дискуссии на заседаниях фокус-группы.

3. Весь ход фокус-групп осуществляется модератором. Его глав­ная задача - организовать свободное обсуждение интересующих его вопросов в непринужденной и дружеской обстановке в обществе рав­ных, ничем не обязанных друг другу людей. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии.

4. При проведении фокус-групп используется сценарий. Путево­дитель обычно имеет форму относительно незавершенного руково­дства. Его основное назначение - фокусирование проблемы, настраи­вание на определенную тему. Он дает возможность спонтанным вы­сказываниям участников, обеспечивать групповую динамику.

К преимуществам метода фокус-группы перед другими социологическими методами следует отнести: широкий диапазон исследова­тельских возможностей; универсальность применения к различным проблемам жизнедеятельности современного общества; оператив­ность сбора данных; максимальный охват субъективных мнений, оценок и взглядов людей и вследствие этого достижение тематической насыщенности и глубины информации; генерирование качественно новых, спонтанных данных о предмете исследования, выдвижение свежих идей; возможность выявления неосознаваемых установок и скрытой мотивации, конкретных моделей и типов поведения респондентов при моделировании ситуации реального повседневного взаи­модействия людей с учетом процессов групповой динамики; относительно небольшие материальные затраты.

Фокус-группы служат вспомогательным методическим средством эффективного конструирования и апробации вопросников для даль­нейшего использования в стандартизированном интервью. Они предназначены для выявление спектра мнений по изучаемой проблеме, поиск объяснения поведения людей в тех или иных сферах.

Эффективность фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущает себя комфортно, если вовлечены в дискуссию как часть группы. При правильном осуществлении метода появляются лучшие возможности для получения углубленной информации, чем при индивидуальных интервью. Одновременно групповая динамика позволяет определить значимость такого явления, как групповое влияние. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придает этому виду «группового» интервью качественно новые черты и иные возможности.

Применение метода фокус-групп не решает проблему достижения полного соответствия между изучаемым объектом и социальной ре­альностью, так как на этапе представления данных полученная ин­формация с неизбежностью формализуется. В отчетах, для того чтобы описать реакции респондентов, социолог выбирает и редактирует вы­сказывания. Чем яснее и понятнее для восприятия текст, тем он менее аутентичен, но чем меньше исследователь вторгается в данные, чем точнее он расшифровывает текст, тем сложнее становится его воспринимать и читать.

Степень аутентичности зависит от квалификации ученого, который преломляет полученные данные через свой опыт. В руках опытного исследователя окончательный текст выглядит очень живо, воссоздавая образ говорящего. При написании отчета важно учитывать неизбежность отчуждения данных от респондента через саму форму фокус-группы и их последующую интерпретацию. Достижение пол­ной аутентичности интерпретации вербальной информации сложно достижимо в связи с тем, что и групповое интервью, и анкеты обычно далеки от реальной ситуации беседы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.009 с.)