Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы сбора первичных эмпирических данных. Я. Морено: метод соц.ис.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологич. методы – это специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов. Выделяют три основных метода: анализ документов, наблюдение и опрос. Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников. При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Инструментарий в данном исследовании может быть различный: кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д. Как правило, наблюдение ведется по заранее составленному плану, но и случайные наблюдения имеют научную ценность. Особенностью наблюдения является то, что любое наблюдаемое социальное событие трудно или невозможно повторить, поскольку социальная жизнь и отдельные ее проявления постоянно меняются. Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартные). Социологическое наблюдение также может быть кратковременным, длительным, непрерывным. Если мы анализируем изменяющийся, динамичный социальный объект, то здесь хороший результат дает сравнительный метод (прием), при котором, как правило, используются повторные (проводимые через определенные периоды времени) исследования, их результаты сравниваются. Повторные исследования могут проводиться в два, три и более этапов. Поскольку динамичные и циклические процессы обладают различными характеристиками, то временной промежуток изучения такого процесса может быть самый разнообразный. Социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Интервьюирование – представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью). Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно. По формам проведения опросы делятся на: - очные и заочные, - индивидуальные или групповые. Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса. Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров. Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть: открытыми, полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет, содержательными, функциональными. К настоящему времени социологами ведется поиск и разработка новых методов сбора социологической информации. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп. Основную методику и принципы этого метода сбора информации разрабатывали Эр. Мертон и Г. Герцог. Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану - сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ. Социальный эксперимент является методом получения информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую среду. Эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности, когда эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой и проверка научной гипотезы - процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Основными параметрами экспериментальной процедуры являются: экспериментальная переменная (испытываемый фактор, который также обозначают как «независимую» переменную); неконтролируемые переменные (ни в одном эксперименте не удается полностью контролировать все условия, поэтому остается влияние неучтенных факторов); состояние объекта до введения экспериментальной переменной, измеренное по какой-то процедуре; состояние объекта в конце эксперимента, после введения переменной; наблюдаемое в итоге эксперимента изменение. Метод с/исслед-ния В качестве графического метода была разработана социограмма, которая неизбежно является чем-то большим, чем просто метод изображения. В первую очередь это метод исследования, и вместе с тем он позволяет исследовать социометрические факты. Точное полож-е кажд. индивида и все взаимоотн-ния индивидов можно изобразить в социограмме. В настоящее время это единственное имеющееся в распоряжении схематич. изображение, к-е делает возможным стр-рный анализ сообщества. Разработаны самые разные виды социограмм. Общим для них является изображение схемы социальной структуры как целого и положение в ней каждого индивида. Одни показывают социальные конфигурации во временном развитии и в пространственном распространении. Другие виды социограмм в свою очередь отображают текущую и временную картины группы. Другая производная, или вторичная, социограмма возникает, если из карты сообщества на основе их функционального значения мы выводим обширные структуры, например, психологические сети. Если мы рассматриваем социальную структуру сообщества как связанное с определенным пространством и определенной физической географией целое, как общность, состоящую из домашних групп, школ и рабочих мест, как взаимоотношения между их жителями в этих ситуациях, то получаем концепцию психологической географии сообщества. Если же мы рассматриваем структуру сообщества в ее деталях, то узнаем конкретное положение каждого индивида в ней и видим также, что каждый индивид окружен ядром отношений, которое у одних «толще», а у других «тоньше». Первым шагом является сбор данных: «Сведения, полученные от каждого индивида в ходе социометрического эксперимента, какими бы спонтанными и важными они ни казались, сами по себе еще не являются социометрическими фактами; это только материал». В качестве второго шага вводятся два социальных изобретения: социограмма и психогеографическая диаграмма. Социограмма графически представляет всех индивидов с точки зрения определенного критерия и демонстрирует их отношения друг с другом. «Психогеографическая диаграмма представляет как топографическое расположение сообщества, так и психологические и социальные потоки, которые связывают один регион сообщества с другим». Социометрист же находится в парадоксальной ситуации: его вселенную еще нужно создать и изобразить, прежде чем он сможет ее исследовать. Это метод исследования, и вместе с тем он позволяет исследовать социометрические факты. Точное положение каждого индивида и все взаимоотношения индивидов можно изобразить в социограмме. Третий шаг включает в себя исследование и раскрытие социальных структур: «Как только социальная структура стала рассматриваться как целое, можно было приступить также к изучению частностей. Мы можем теперь исследовать межчеловеческие феномены на социологических уровнях Без спонтанности и процесса разогрева всей группы в аспекте общей проблемы социометрические тесты становятся бесполезными. Точно так же социометрическая процедура без методов наблюдения, интервью и повторного исследования на уровне реальности является неполноценной, лишенной своего значения. Социометрическая процедура это как минимум: 1) создание спонтанной атмосферы откровенного обсуждения целей терапии (эксперимента), роли ведущего и каждого; постепенное погружение социометриста и всех участников в самые актуальные темы «здесь и теперь»; 2) создание особой атмосферы эмоционально-чувственной проводимости между людьми, в которой становятся очевидными общность и различие чувств, тем и состояний людей, проявляющихся в социометрических критериях, наполненных конкретным актуальным содержанием «здесь и сейчас» 3) обозначение спонтанного выбора каждого по каждому из критериев; может также проводиться актовая дифференциация или шкалирование 4) отслеживание наиболее важных связей на основании изучения позиций людей в социограммах и социальных атомах, а также значимых выборов среди тех, кто пока не охвачен социометрической процедурой; 5) анализ и консервация результатов проведенных этапов социометрической 6) перегруппировка или реструктуризация группы (групп), сближение различных структур (по разным критериям) и сетей отношений: 7) изменения в отношениях, по отношению к деятельности, предметам, целям и ценностям, вообще изменения в организации, в жизни участников, в жизни группы, производимые самими ее членами; Социометрические тезисы 1. Вce люди связаны между собой. Человечество-органическое единство, имеющ. свою структуру 2. Реальность любого человека всегда субъективна, из таких реальностей складывается социальная реальность, которая не может быть объективно исследована и кому-то преподнесена. 3. Социометрический метод — это ситуативный инструмент (если условно отобразить на шкале психологических методов, он будет «самым проективным 4. Неравномерность выборов в любой группе и в каждой ситуации не устранима (если брать конкретный критерий образования группы и выбора, конкретную интеракцию в конкретном «здесь и теперь»). 5. Результаты социометрического эксперимента, правильно построенного и, в конечном счете, обязательно должны приносить пользу его участникам и группе как целому. 6. Социометрия вначале становится важным делом для одного, двоих, троих конкретных людей здесь и теперь. Они входят в Положение друг друга и оказываются в одном Положении 7. Подлинная социометрия — это не только констатация социометрической ситуации, но и первый шаг по ее изменению. Социометрия плавно и естественно переходит в социодраму и психодраму (рожденных из одного источника — методологических принципов Морено). Таким образом, существующее сообщество само себя преобразует в так называемое терапевтическое с помощью социометрических методов, переходящих в социо- и психодраматические, и синтезирует эти процедуры в единое целое, налаживает социостаз — равновесие между социальными атомами (и крупными их скоплениями), связанным»; между собой. Социометрия и социодрама Синтез социометрии и социодрамы на порядок поднимает уровень адекватности изучения и изменения групп любой численности и разнообразия (разнообразия социальных качеств) не только в силу «мягкости» этого метода, но и в силу отказа от точности: каждый снимок — срез структуры рассматривается качественно и не претендует на полное отражение состояния группы и каждого ее члена. Социометрический снимок имеет бесконечно малую длительность и поэтому может поймать «мгновенную скорость» движения души каждого и групповой. То есть социограмма точна, но бездвижна в момент. Если дословно перевести на русский язык слово «социодрама», то оно будет звучать как «Общедействие», это: 1) общедействие, объединяющее и изучающее общее социальное, то есть групповое действие; 2) действительное общение, позволяющее людям понять друг друга и научиться глубокому пониманию 3) действенное общение, позволяющее не только понять, но и менять социальную реальность, прошлое, будущее, отношения людей, их выборы или критерии выбора 4) действие общей души, позволяющее исследовать жизнь социума в целом (групповое сознательное и групповое бессознательное). Исследовательские и прикладные задачи, решаемые социодрамой: Обучение, развитие конкретных навыков; изучение иностранного языка, литературы, истории. Творческое развитие личности, диагностика и развитие ее талантов. Тренинг спонтанности и других навыков общения. Средство диагностики и разогрева в групповой психотерапии. Креативная социодрама. Создание новых культурных образов и образцов, формирование новой реальности. Фокус-социодрама: например сценарно-драматическая обкатка-постановка важных для группы (организации) сюжетов и поиск путей выхода из сложных ситуаций. Развитие управляющей группы (команды), ее гармонизация или прагматизация. Групповой подбор кадров. Социодрама диалога, например: оптимизация, гармонизация и прагматизация переговорных. Организационный театр, театр организационной арттерапии. Социальный театр импровизации, работающий с феноменамии явлениями современности. Театр исторической импровизации, театр творческой реконструкции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.015 с.) |