Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документальные источники, виды документов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называют специально созданный человеком или группой людей предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. К ним относятся различные печатные и рукописные материалы, теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи и т.д. В документах используются различные способы закрепления инфо: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Документы выполняют ряд функций: а) информационная; б) коммуникативная (контактная); в) регулятивная (директивная) и г) культурно-воспитательная. Какие бы социальные процессы и явления не изучал социолог, он не может составить себе целостное, комплексное представление, не обратившись к анализу документальных источников. Анализ документов позволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с анализом внутренних структурных и внешних связей рассматриваемого объекта, с изучением различных аспектов его функционирования. Важными особенностями документальной инфо являются то, что её можно продублировать другими методами, чтобы уточнить, дополнить, получить достоверную картин; она характеризует объект исследования и на индивидуальном, и на социальном уровнях и, наконец, отражает различные свойства этого объекта и его динамику. В определенных случаях анализ документов оказывается целесообразным на самых ранних стадиях исследования, тогда как сбор основной информации об объекте в дальнейшем будет осуществляться с помощью других методов, например опроса или наблюдения. Однако документы иногда могут стать основным источником получения социальной информации. Обычно это бывает, когда изучению подлежат социальные институты и большие социальные группы, или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение длительных промежутков времени, т.е. об их историко-социологическом анализе. В этих случаях, выбор тех или иных дополнительных методов определяется задачами, возникающими перед исследователем по мере анализа основного материала. Эти задачи можно разделить на два класса: задачи, связанные с внешним анализом документов (прежде всего оценка подлинности, надежности документа и достоверности, правдивости зафиксированных в нем данных) и задачи, связанные с проведением более глубокого внутреннего анализа. Виды документов. По форме фиксирования информации различают: письменные (рукописные и печатные) документы, в которых информация изложена в виде буквенного текста; статистические (таблицы, графики, диаграммы), содержащие информацию в числовой форме; иконографические (картины, гравюры, скульптуры, фотодокументы и т.д.), излагающие информацию в виде изображения; фонетические документы (грампластинки, магнитофонные записи) включают информацию лингвистическую в звуковой форме; видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные) содержат информацию в комбинированных формах, могут наглядно фиксировать её динамику. По способу происхождения, целевому назначению документы бывают: 1) «целевыми» (подготовленные точно в соответствии с программой, задачами соц. исследования) - специально созданные для целей исследования с участием социолога или составленные другими лицами, но инициированные социологом; 2) созданными независимо от исследователя. К ним относятся все документы, сущ-вание к-х не обусловлено техникой проведения соц. исследования: связанные с темой исследования офиц-е документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Социолог имеет дело с материалами, составл-ми независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными док-тами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документал. инфо в соц. иссл-нии. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. Личные документы касаются отдельного конкретного человека, они составлены частным лицом по собственной инициативе и, как правило, заверены подписями должностных лиц. Это карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью, характеристики, выданные данному лицу, автобиографии, письма, дневники, заявления, мемуарные записи и т п. Личные документы служат, прежде всего, источником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. В них зафиксированы высказывания людей по свободно избранным темам. Безличными документами считаются статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний. Они не касаются отдел лиц и содержат информацию общего х-ра. Выделяют также документы по степени близости к источнику информации (по очередности их создания): 1) первичные составляются на основе непосредственной регистрации совершающихся событий, фактов; 2) вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное социологом или другими лицами на основе данных первичных источников. В зависимости от статуса (уровня официальности) докумен-талъного источника выделяют документы: 1) официальные (служебные) - документы предприятий, учреждений, организаций. К ним относятся правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т д., созданные от имени официальных организаций; 2) полуофиц-е (в опр-х условиях могут стать официальными): заявления, протоколы, жалобы, автобиографии и др.; 3) неофициальные документы – дневники, письма, рукописи, рисунки, аудио- и видеозаписи сюжетов личной жизни многие личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений). В социологическом исследовании иногда возникают проблемы, связанные с конфиденциальным характером документа, когда недопустима или ограничена публикация их содержания (документы секретные, личные). В этих случаях руководствуются специальной инструкцией или сложившейся практикой. По срокам хранения документы могут быть: долговременными (постоянные архивы); кратковременные (текущие архивы); временными (сроки хранения непродолжительные или вовсе не определены). Особую группу документов образуют многочисленные материалы СМИ: газет, журналов, радио, телевидения, кино, отражающих все стороны жизни общества. Они синтезируют в себе черты документов различных типов: «словесную», цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и ре-портажные материалы о современности. Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. 19. Качественно-количественый анализ документов. Многообразие видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода анализа документов. Один из них традиционный, классический, а второй — формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания). Традиционный анализ документов представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. В большинстве случаев интересующая социолога информация, содержащаяся в документах, присутствует в них в неявном, скрытом виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых документ был создан (статистический отчет, закон, информационное сообщение и т.п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя. При этом необходимо установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ? Каково соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой социологами действительностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оценки, социальные и политические. Предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуществляющий традиционный анализ документа, получает возможность проникнуть в глубинный смысл изучаемого документа, выяснить его содержание и повернуть его в сторону, необходимую именно для данного конкретного исследования. Традиционный анализ документа зависит от: 1) содержания, направленности самого документа; 2)условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя. Такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в ceбe возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Неформализованные методы анализа документов используют: а) при анализе уникальных документов, где необходима всесторонняя содержателдьная интерпретация документального материла; б) если анализ документа предполагает описание сложных явлений; в) если документальных данных не хватает для массовой обработки либо сами данные нерепрезентативны. Традиционный анализ документов подразделяется на: 1. внешний анализ, цель которого определить: состояние, подлинность документа; авторство, кому адресуется документ; обстоятельства возникновения документа, его исторического, социального контекста, согласование с другими источниками информации; достоверность сообщаемых сведений в документе; соответствие документа целям и задачам исследования, возможность использования его в изучении конкретной проблемы; 2. внутренний анализ - это собственно изучение содержания документа, всего того, о чем информирует документ, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Он предполагает поиск ответов на следующие вопросы: что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание? кому он понадобился, зачем, его контекст? какие выводы можно сделать из анализа документов? Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документов, там же указываются сведения о времени и месте проведения исследования, оценивается надежность собранных данных, отмечается возможность их использования в исследовании, приводится фамилия исследователя, выполнившего работу. К достоинствам традиционного (качественного) анализа документов относят его относительную простоту. Однако этот метод не застрахован от субъективных смещений, т.е. связан с субъективным характером оценок содержания документов. Стремление избавиться от налета субъективности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, т.е. контент-анализа. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении определенной совокупности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов отражают некоторые существенные особенности изучаемых социальных явлений и процессов, например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия. Процедура формализованного анализа документов заключается в выделении в изучаемом тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов, в соответствии с концептуальной схемой исследования, последующем их подсчете и количественном анализе. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счета зависит от целей исследования. В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: Качественный основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную характеристику содержания изучаемого текста. Мы не можем использовать количественный способ в случае уникальности (единственности) док-та или если в док-те описаны сложные события. Здесь применим качественный анализ. Во всех остальных случаях применим количественный анализ: если требуется высокая степень точности сопоставления однопорядковых данных; когда много материала; необходимо охватить материал суммарно. Контент-анализ это перевод в количественные показатели массовой текстовой инф-ии для последующей статистической обработки. Параметр контент-анализа жестко задан проблемой и задачами исследования, а категории анализа более гибко приспособлены к тому процессу или явлению, которое предстоит анализировать, и тем задачам, которые придется решать в процессе исследования. Следовательно, каждый параметр контент-анализа может быть представлен в виде определенного набора, а еще лучше (особенно если необходимо учитывать характер взаимосвязей между различными аспектами изучаемого признака) в виде целостной системы категорий анализа. Взаимосвязь параметров и категорий контент-анализа, сведенных в определенным образом упорядоченную систему, предстает в качестве категориальной модели предмета анализа, т.е. исследуемого объекта социальной действительности. Система единиц контент-анализапредставляет собой определенным образом иерархизированную совокупность единиц анализа. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа: 1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. 2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах. 3. Персонаж ("герой") некоего действия или отношений, отраженного в изучаемом тексте. 4. Ситуация, например, экологическая ситуация, рассматриваемая в контексте отношения человека с окружающей средой. 5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре контент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них составляют единицы протяженности, располагаемые в координатной сети: пространство- время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квадратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появления искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно последнее - частота появления искомого признака в тексте является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания с точки зрения интересующего социолога объекта исследования. Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами. Первый такой документ- таблица контент-анализа. Она содержит в себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуществления контент-анализа определенного содержания различных типов. Второй документ - инструкция кодировщика. Она включает в себя описание единиц анализа и мер измерения (подсчета) выделяемых характеристик. Регистрация единиц анализа производителя в специальных таблицах, составляющих кодировочные карточки или матрицы. Кодированная карточка - это и есть третий стандартный документ для проведения контент-анализа. Она содержит все классификационные единицы анализа - параметры и категории, обозначаемые обычно определенным кодом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.01 с.) |