Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документальные источники, виды документов.

Поиск

Анализ документов – это совокупность методических прие­мов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследователь­ских задач.

Документом в социологии называют специально созданный че­ловеком или группой людей предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. К ним относятся различные печатные и рукописные материалы, теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи и т.д. В документах используются различные способы закрепления инфо: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Документы выполняют ряд функций: а) информационная; б) коммуникативная (контактная); в) регуля­тивная (директивная) и г) культурно-воспитательная.

Какие бы социальные процессы и явления не изучал социолог, он не может составить себе целостное, комплексное представление, не обра­тившись к анализу документальных источников. Анализ документов по­зволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с анализом внутренних структурных и внешних связей рассматриваемого объекта, с изучением различных аспектов его функционирования.

Важными особенностями документальной инфо являются то, что её можно продублировать другими методами, чтобы уточнить, дополнить, получить достоверную картин; она характеризует объект исследования и на индивидуальном, и на социальном уровнях и, нако­нец, отражает различные свойства этого объекта и его динамику.

В определенных случаях анализ документов оказывается целесообразным на самых ранних стадиях исследования, тогда как сбор основной информации об объекте в дальнейшем будет осуществляться с помощью других методов, например опроса или наблюдения. Однако документы иногда могут стать основным источником получения социальной информации. Обычно это бывает, когда изучению подлежат социальные институты и большие социальные группы, или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение длительных промежутков времени, т.е. об их историко-социологическом анализе.

В этих случаях, выбор тех или иных дополнительных методов определяется задачами, возникающими перед исследователем по мере анализа основного материала. Эти задачи можно разделить на два класса: задачи, связанные с внешним анализом документов (прежде всего оценка подлинности, надежности документа и достоверности, правдивости зафиксированных в нем данных) и задачи, связанные с проведением более глубокого внутреннего анализа.

Виды документов. По форме фиксирования информации различают: письменные (рукописные и печатные) документы, в которых информация изложена в виде буквенного текста; статистические (таблицы, графики, диа­граммы), содержащие информацию в числовой форме; иконографические (картины, гравюры, скульптуры, фотодокументы и т.д.), излагающие информацию в виде изображения; фонетические документы (грам­пластинки, магнитофонные записи) включают информацию лингвистическую в звуковой форме; видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные) содержат информацию в комбинированных формах, могут наглядно фиксировать её динамику.

По способу происхождения, целевому назначению документы бывают:

1) «целевыми» (подготовленные точно в соответствии с програм­мой, задачами соц. исследования) - специально созданные для целей исследования с участием социолога или составленные другими лицами, но инициированные социологом;

2) созданными независимо от исследователя. К ним относятся все документы, сущ-вание к-х не обусловлено техникой прове­дения соц. исследования: связанные с темой исследования офиц-е документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Социолог имеет дело с материалами, составл-ми независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными док-тами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документал. инфо в соц. иссл-нии.

По степени персонификации документы делятся на личные и без­личные. Личные документы касаются отдельного конкретного челове­ка, они составлены частным лицом по собственной инициативе и, как правило, заверены подписями должностных лиц. Это карточки индиви­дуального учета, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заве­ренные подписью, характеристики, выданные данному лицу, автобио­графии, письма, дневники, заявления, мемуарные записи и т п. Личные документы служат, прежде всего, источником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. В них зафиксированы высказывания людей по свободно избранным темам. Безличными документами считаются статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний. Они не касаются отдел лиц и содержат информацию общего х-ра.

Выделяют также документы по степени близости к источнику информации (по очередности их создания):

1) первичные составляются на основе непосредственной регист­рации совершающихся событий, фактов;

2) вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанное социологом или другими лицами на основе данных первич­ных источников.

В зависимости от статуса (уровня официальности) докумен-талъного источника выделяют документы:

1) официальные (служебные) - документы предприятий, учрежде­ний, организаций. К ним относятся правительственные материалы, по­становления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседа­ний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и те­кущие документы различных учреждений и организаций, деловая кор­респонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т д., созданные от имени официальных организаций;

2) полуофиц-е (в опр-х условиях могут стать офи­циальными): заявления, протоколы, жалобы, автобиографии и др.;

3) неофициальные документы – дневники, письма, рукописи, ри­сунки, аудио- и видеозаписи сюжетов личной жизни многие личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные дру­гими исследователями на основе собственных наблюдений).

В социологическом исследовании иногда возникают проблемы, связанные с конфиденциальным характером документа, когда недопустима или ограничена публикация их содержания (документы секретные, личные). В этих случаях руководствуются специальной инструкцией или сложившейся практикой.

По срокам хранения документы могут быть: долговременными (постоянные архивы); кратковременные (текущие архивы); временными (сроки хранения непродолжительные или вовсе не определены).

Особую группу документов образуют многочисленные материа­лы СМИ: газет, журналов, радио, телевиде­ния, кино, отражающих все стороны жизни общества. Они синтези­руют в себе черты документов различных типов: «словесную», циф­ровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и ре-портажные материалы о современности.

Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, историче­ские и научные архивы, архивы социологических исследований.

19. Качественно-количественый анализ документов. Многообразие видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода анализа документов. Один из них традиционный, классиче­ский, а второй — формализованный, или, как его чаще всего называ­ют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

Традиционный анализ документов представляет собой сово­купность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. В большинстве случаев интересующая социолога информа­ция, содержащаяся в документах, присутствует в них в неявном, скрытом виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых доку­мент был создан (статистический отчет, закон, информационное со­общение и т.п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и за­дачами социологического анализа. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследова­теля. При этом необходимо установить, кто является автором доку­мента, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ? Каково соотношение фактов, отраженных в до­кументе, с изучаемой социологами действительностью? Как отра­жаются на содержании документа взгляды, оценки, социальные и политические. Предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуществляющий традиционный анализ документа, получает возможность проникнуть в глубинный смысл изучаемого документа, выяснить его содержание и повернуть его в сторону, необходимую именно для данного конкретного ис­следования.

Традиционный анализ документа зависит от: 1) содержания, на­правленности самого документа; 2)условий, целей и задач прово­димого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя. Такой вид аналитиче­ской деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в ceбe возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.

Неформализованные методы анализа документов используют: а) при анализе уникальных документов, где необходима всесторонняя содержателдьная интерпретация документального материла; б) если анализ документа предполагает описание сложных явлений; в) если документальных данных не хватает для массовой обработки либо сами данные нерепрезентативны.

Традиционный анализ документов подразделяется на:

1. внешний анализ, цель которого определить: состояние, подлин­ность документа; авторство, кому адресуется документ; обстоятельст­ва возникновения документа, его исторического, социального контек­ста, согласование с другими источниками информации; достоверность сообщаемых сведений в документе; соответствие документа целям и задачам исследования, возможность использования его в изучении конкретной проблемы;

2. внутренний анализ - это собственно изучение содержания до­кумента, всего того, о чем информирует документ, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Он предполагает поиск ответов на следующие вопросы: что излагается в документе, его фактическое и оценочное содер­жание? кому он понадобился, зачем, его контекст? какие выводы можно сделать из анализа документов?

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа до­кументов, там же указываются сведения о времени и месте проведе­ния исследования, оценивается надежность собранных данных, отмечается возможность их использования в исследовании, приводится фамилия исследователя, выполнившего работу.

К достоинствам традиционного (качественного) анализа докумен­тов относят его относительную простоту. Однако этот метод не за­страхован от субъективных смещений, т.е. связан с субъективным ха­рактером оценок содержания документов.

Стремление избавиться от налета субъектив­ности, вполне возможного при осуществлении традиционного ана­лиза, привело к разработке существенно иного вида формализован­ного анализа документов, т.е. контент-анализа.

Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддаю­щихся или вовсе не поддающихся традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении определенной совокупности ко­личественных, статистических характеристик текстов (или сообще­ний). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов отражают некоторые существенные особенности изучаемых социальных явлений и про­цессов, например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обще­стве нормы их взаимодействия.

Процедура формализованного анализа документов заключает­ся в выделении в изучаемом тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов, в соответствии с концептуальной схемой исследования, последующем их подсчете и количественном анализе. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деяте­лей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера пред­ставления содержания текста: Качественный основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную характеристику содержания изу­чаемого текста.

Мы не можем использовать количественный способ в случае уникальности (единственности) док-та или если в док-те описаны сложные события. Здесь применим качественный анализ. Во всех остальных случаях применим количественный анализ: если требуется высокая степень точности сопоставления однопорядковых данных; когда много материала; необходимо охватить материал суммарно. Контент-анализ это перевод в количественные показатели массовой текстовой инф-ии для последующей статистической обработки.

Параметр контент-анализа жестко задан про­блемой и задачами исследования, а категории анализа более гибко приспособлены к тому процессу или явлению, которое предстоит анализировать, и тем задачам, которые придется решать в процессе исследования. Следовательно, каждый параметр контент-анализа может быть представлен в виде определенного набора, а еще лучше (особенно если необходимо учитывать характер взаимосвязей меж­ду различными аспектами изучаемого признака) в виде целостной системы категорий анализа. Взаимосвязь параметров и категорий контент-анализа, сведенных в определенным образом упорядочен­ную систему, предстает в качестве категориальной модели предмета анализа, т.е. исследуемого объекта социальной действительности.

Система единиц контент-анализапредставляет собой опре­деленным образом иерархизированную совокупность единиц анали­за. В практике социологических исследований сложился определен­ный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа:

1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.

2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых аб­зацах или целостных текстах.

3. Персонаж ("герой") некоего действия или отношений, от­раженного в изучаемом тексте.

4. Ситуация, например, экологическая ситуация, рассматри­ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой.

5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы.

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон­тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них составляют единицы протяженности, располагаемые в ко­ординатной сети: пространство- время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квадратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появления искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно последнее - частота появления искомого признака в тексте является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изу­чаемого содержания с точки зрения интересующего социолога объ­екта исследования.

Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документа­ми. Первый такой документ- таблица контент-анализа. Она со­держит в себе набор параметров и категорий, применяемых в про­цессе осуществления контент-анализа определенного содержания различных типов. Второй документ - инструкция кодировщика. Она включает в себя описание единиц анализа и мер измерения (подсче­та) выделяемых характеристик. Регистрация единиц анализа произ­водителя в специальных таблицах, составляющих кодировочные карточки или матрицы. Кодированная карточка - это и есть третий стандартный документ для проведения контент-анализа. Она содер­жит все классификационные единицы анализа - параметры и кате­гории, обозначаемые обычно определенным кодом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.01 с.)