Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервью, виды интервью, техника и условия опроса.

Поиск

Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью. Это беседа 2-х заинтересованных людей.

Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин­тервью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостини­ца, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спе­цификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помеще­нии, по бытовым - лучше делать это в домашних условиях. Жела­тельно проводить интервью с глазу на глаз, так как присутствие третьего лица (еще хуже- нескольких лиц) может повлиять на ис­кренность ответов респондента; кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно размес­тить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мне­ ниями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно под­черкивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ва­ше мнение".

Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть, во-первых, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к ис­следованию.

Во-вторых, он должен быть общительным, уметь завязать раз­говор, вести его непринужденно, а в случае необходимости - повер­нуть его в нужное русло.

В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель ин­тервью, технику интервьюирования.

В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной ма­нере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в слу­чае необходимости скорректировать формулировку некоторых во­просов или их последовательность.

В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Значитель­ная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомен­дуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых лю­дей. Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, ска­жем для беседы в учреждении больше подходит официальная одеж­да, для беседы в квартире - более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке ин­тервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается под­робная инструкция, проводится обучение - тренинг.

Типы интервьюирования:

По стратегии и технике проведения интервьюирование под­разделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью это длитель­ная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственными ра­ботниками системы государственного и местного управления, из­вестнымидеятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Данный вид интервью затруднителен как для интер­вьюера, который тратит много времени и усилий на фиксирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, которому прихо­дится тратить много времени на обдумывание вопросов и формули­рование ответов. Сложной и трудной является последующая обра­ботка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических исследованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог - профессио­нал Стандартизированное (формализованное) интервьюособенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводит­ся опрос значительной совокупности людей, достигающей несколь­ких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опра­шиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разра­ботанного стандартного плана беседы как со стороны интервьюера, так и со стороны респондента.

Полустандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме. К любому виду интервью необх-мо подготовиться, составив план, спрогнозировать беседу.

По процедуре проведения интервью подразделяются на:

1) ин­дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку­сированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпири­ческой социологической информации, который осуществляется ин­тервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опра­шиваемым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы­слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого пооче­редно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неодно­кратного, повторного интервьюирования одних и тех же опраши­ваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежут­ки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого спо­соба интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуе­мых лиц по исследуемой проблеме.

Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на по­лучение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, вклю­чая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении мас­штабов и степени влияния средств массовой информации (телеви­дения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают:

1) с ответствен­ным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым рес­пондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фикси­рование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии; 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3) механическая звуко­запись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при оп­ределенных обстоятельствах. Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки по­лученных результатов с помощью компьютера.

Интервью д.б. конкретным, вопросы д.б. короткими. При формализованном интервью необх-мо подобрать вопросы, которые вытекают из цели исследования. Каждый вопрос нуж-о продумать трижды. Двигаться от легких к сложным и далее от сложных к легким, т.о. слож-е вопросы окажутся в середине беседы. Необходимо в лист фиксации постепенно фиксировать и внешнюю реакцию на вопрос (опустил голову, повысил голос, промолчал и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.007 с.)