Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация социологического исследования, этапы и условия.

Поиск

У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная общественная потребность, которая может воплотиться в форме заказа социологическому исследова­тельскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда­-то и формируется

Первый этапразвертывания прикладного социо­логического исследования - разработка заказа. Цель данного эта­па - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема информации, не­обходимой для выполнения полученного заказа, установление уров­ня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и, основных этапов исследования.

Второй этап — разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), уточнение на­правленности, характера и способов осуществления исследователь­ских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап - конструирование выборки социологиче­ского исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении I этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инст­рументария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной до­кументации.

Седьмой этап - сбор первичной социологической информа­ции методом анкетирования и/или интервьюирования.

Восьмой этап — компьютерная обработка данных, получен­ных в процессе анкетирования и интервьюирования.

Девятый этап - логический анализ, обобщение и теоретиче­скоеосмысление результатов исследования, формулирование ос­новных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этап - подготовка отчета о результатах исследо­вания и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования ( включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторин­говых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов ис­следования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории Только получив отражение в прессе, других средствах массовой ин­формации, материалы прикладных социологических исследований становятся достоянием широкой общественности и могут оказать влияние как на управленческие решения, так и на оценки, ориента­ции и поступки различных групп населения. Тем самым они вклю­чаются в ткань социологии как науки и помогают ей реализовать "свои основные социальные функции.

Что такое с/факт.

Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных. Оно им вполне подходит, так как ясно, что, не имея своим субстратом индивида, они не могут иметь другого субстрата, кроме общества, будь то политическое общество в целом или какие-либо отдельные группы, в нем заключающиеся: религиозные группы, политические и литературные шко­лы, профессиональные корпорации и т. д. С другой стороны, оно применимо только к ним, так как слово «социальный» имеет определенный смысл лишь тогда, когда обозначает исключительно явления, не входящие ни в одну из установленных и названных уже категорий фактов. Они составляют, следовательно, собственную область социо­логии.

С/факт может быть лишь там, где есть определенная организация. Однако существуют другие факты, которые, не представляя собой таких кристаллизованных форм, обладают той же объективностью и тем же влиянием на индивида. Это так называемые социальные течения.

Таким образом, характерным признаком социальных явлений служит не их распространенность. Какая-нибудь мысль, присущая сознанию каждого индивида, какое-нибудь движение, повторяемое всеми, не становятся от этого социальными фактами. Если этим признаком и довольствовались для их определения, то это потому, что их ошибочно смешивали с тем, что может быть названо их индивидуальными воплощениями. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно; что же касается тех форм, в которые облекаются коллективные состояния, передаваясь индивидам, то это явления иного порядка. Двойственность их приро­ды наглядно доказывается тем, что обе эти категории фактов часто встречаются в разъединенном состоянии.

С/факт отличен от своих индивидуальных воплощений. Так, существуют известные течения общественного мне­ния, вынуждающие нас с различной степенью интенсивности, в зави­симости от времени и страны, одного, например, к браку, другого к самоубийству или к более или менее высокой детности и т. п. Это, очевидно, с/факты. С первого взгляда они кажутся неотде­лимыми от форм, принимаемых ими в отдельных случаях. Но стати­стика дает нам средство изолировать их.

Что же касается их частных проявлений, то и в них есть нечто социальное, так как они частично воспроизводят коллек­тивный образец. Но каждое из них в большой мере зависит также и от психоорганической конституции индивида, и от особых условий, в которых он находится. Они, следовательно, не относятся к собственно социологическим явлениям. Они принадлежат одновременно двум областям, и их можно бы по бы назвать социопсихическими. Они ин­тересуют социолога, не составляя непосредственного предмета со­циологии.

Но даже тогда, когда социальный факт возникает отчасти при нашем прямом содействии, природа его все та же. Коллективное чувство, вспыхивающее в собрании, выражает не только то, что было общего между всеми индивидуальными чувствами. Как мы показали, оно есть нечто совсем другое. Оно есть результирующая совместной жизни, продукт действий и противодействий, возникающих между индивидуальными сознаниями. И если оно отражается в каждом из них, то это в силу той особой энергии, которой оно обязано своему коллективному происхождению.

Мы можем точно представить себе область социологии. Она охватывает лишь определенную группу явлений. Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. А присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определен­ной санкции, или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида выступить против него. Его можно определить также и по распространению его внутри группы, если только, в соответствии с предыдущими замечаниями, будет прибавлено в качестве второго основного признака, что он существует независимо от индивидуальных форм, принимаемых им при распространении. В иных случаях последний критерий даже легче применять, чем первый.

Социология не может не интересоваться тем, что образует субстрат коллективной жизни.

Наше определение будет, следовательно, полно, если мы скажем: социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.

28. Описание результатов исследования. 1. Описание всей совокупности данных в простейшей форме. Упорядочивание, группировка. 2. Уплотнение инф-ии (выявление типичных гр-п по возрасту, полу, образованию), что необх-мо для итогового анализа. 3 Умственная работа, описание укрупненной инф-ии, анализ полученных результатов. 4. Научный отчет (начинается с цели, задач исслед-я, выдвигаемых гипотез, какие методы применялись, количество выборки, ее объем). Далее все ранжируется, делаются выводы, даются практические рекомендации, приложения (таблицы, графики, на которые ссылается текст). Обсуждение с заказчиком.

№29

Анализ данных социологических исследований завершается написа­нием (угчета, своеобразной формы подведения итогов социологического исследования. В зависимости от вида исследования форма отчета может быть различной - предельно сжатой или развернутой, ориентированной па теоретические выводы либо на практические рекомендации. Осново­полагающее требование к отчету заключается в том, что он должен со­держать нею значимую информацию, позволяющую потенциальным пользователям оценить обоснованность полученных выводов.

Отчет должен включать в себя описание всех разделов програм­мы, изложение исходных теоретических предпосылок, а также мето­дического аппарата. Кроме того, отчет содержит описание приводи­мых таблиц, а также исследовательскую интерпретацию полученных данных, обоснованные выводы и рекомендации. В некоторых случаях итоги социологического исследования могут быть изложены в форме справки, аналитической записки, плана мероприятий или иного доку­мента, в соответствии с условиями заказчика. Особой формой отчета является публикация в периодических научных изданиях - статьи, за­метки и т.п. Содержание их сосредотачивается обычно на одной-двух проблемах, в то время как полный отчет чаще всего включает в себя гораздо более широкий спектр исследуемых вопросов. Объем отчета варьирует от нескольких десятков до нескольких сотен страниц.

Анализ качества социологического исследования предполагает, что заказчик всегда сможет оценить полученные материалы с точки зрения качества цели, средств и результатов. Качество цели (то, ради чего проводится исследование) необходимо рассматривать с позиций её актуальности, важности, социальной значимости (теоретической и практической). Кроме того, поставленная цель должна быть реали­стичной, т.е. достижимой.

Качество средств заключается: в корректности разработки задач, формулировки и обосновании гипотез, составления системного анализа объекта исследования; в грамотности реализации методических, технических и организационных процедур; подборе индикаторов, вы­боре шкал измерения, построении вопросов, организации хода иссле­дования и т.д.

Качество результата определяется такими параметрами, как степень целедостижения, теоретическая и практическая значимость, надежность и достоверность полученной информации, обычно фиксируются сведе­ния о методике исследования (излагается полный текст программы или её краткое содержание), дается описание использованных процедур сбо­ра и обработки данных, приводится анализ (описание) обработанной (вторичной информации), делаются обобщения, формулируются практи­ческие выводы и рекомендации.

Результаты отчета, как аккумулирования опыта конкретной науч­ной работы, могут стать основой для развития дальнейших исследова­ний, а также из них извлекают практические рекомендации и другую полезную информацию заинтересованные лица.

Структура отчета по итогам исследования соответствует общей логике операционализации основных понятий. При подготовке отчета исследователь осуществляет постепенное сведение (интеграцию) со­циологических данных в показатели. Такой переход завершается отве­том на основную гипотезу исследования.

Общее число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, требующих ответа.

По своей структуре отчет обычно включает в себя следующие основные элементы: титульный лист; список исполнителей; реферат; содержание; перечень условных обозначений; введение; основная часть; заключение; список использованных источников (литература) приложения.

Первой страницей отчета является титульный лист, за ним на следующей странице излагается список исполнителей, в котором ука­зываются должности, ученые степени и звания сотрудников, участ­вующих в исследовании.

После списка исполнителей излагается текст реферата - краткое изложение содержание отчета. Он включает в себя следующие данные:

а) сведения об объеме отчета (количество страниц) с указанием количества иллюстраций (рисунков), таблиц, приложений, книг отче­та, использованных источников; б) ключевые слова отчета (от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые наиболее точно отражают его со­держание и облегчают информационный поиск); в) основной текст реферата (краткая характеристика объекта и предмета исследования, цели работы, используемых методов, научной новизны полученных результатов, область их применения). Объем реферата - не менее 500 печатных знаков и не более 2000 (оптимально - 1200).

Содержание как элемент структуры отчета включает оглавление, в котором перечисляются составные части отчета, указываются стра­ницы их размещения в отчете, оно может включать также списки таб­лиц и рисунков. В тех случаях, когда отчет по объему меньше 10 страниц, текст содержания можно опускать.

Перечень сокращений (условных обозначений символов, единиц, терминов) указывают в алфавитном порядке: слева - сокращения или условные обозначения, справа - их подробную расшифровку.

Во введении дается описание состояния исследуемых проблем, их научная и практическая актуальность, указываются цель и основные на­правления проведенной работы, отмечают её новизну, приводится опи­сание структуры работы, сообщают сведения о важнейших результатах проведенной работы, возможностях их использования в теоретической и практической сферах научно и общественной жизни, иногда в краткой форме делаются основные выводы (например, резюме во многих жур­нальных статьях). Необходимо стремиться к тому, чтобы данный раздел содержал какие-либо интересные моменты.

В основной части, состоящей из разделов, подразделов, пунк-тов(если их наличие требуется в данном отчете), излагается методика исследования, сообщается, как отбирались, собирались и обрабатыва­лись данные, указываются возможные источники ошибок, операцио-нализируются теоретические переменные, их обоснованность. Полу­ченная социологическая информация в ходе исследования подвергает­ся анализу, представляются и истолковываются его результаты, дела­ются общие выводы и конкретные рекомендации. Следует соблюдать умеренность в количестве таблиц/рисунков в тексте. Очень важно ос­ветить основные результаты. О менее интересных достижениях доста­точно лишь упомянуть, их целесообразно рассмотреть в приложении.

Структура основной части отчета жестко не регламентируется. Допускаются различные варианты, связанные с творческим характе­ром исследовательского процесса, новизной и уникальной (индивиду­альной) неповторимостью каждой исследовательской работы.

В заключении исследователь возвращается к постановке пробле­мы и подводит итоги. Формулируются ответы на вопросы, поставлен­ные в начале исследования. Кроме того, содержится оценка результа­тов исследования, рекомендуется привести расчеты ожидаемого эко­номического или социального эффекта от проведенного исследования; отражается информация о целесообразности (или нецелесообразно­сти) продолжения исследования, о возможных путях использования полученных результатов проведенных работ.

Положения, имеющие значение для дискуссии, должны быть да­ны в виде примечаний. Приведенные непосредственно в тексте, они мешают следить за нитью рассуждений. Здесь может идти речь об ин­тересных отступлениях от текста или о деталях, важных для читателя и позволяющих ему критически оценить позиции автора. Объединять примечания с литературными ссылками сейчас не принято. Их поме­щают либо в конце, либо под текстом на соответствующей странице (примечания или сноски).

В библиографии (списке использованных источников) содержится в алфавитном порядке список работ, на которые исследователь ссылался в тексте отчета, указываются их порядковые номера, имя и фамилия ав­тора, название книги, сведения о месте издания независимо от того, ци­тировались ли они прямо или только пересказывались. В самом тексте даются скобки, также с указанием имени и фамилии автора, года изда­ния, при необходимости страниц.

Приложения (дополнения) содержат вспомогательный материал, документацию которые нет смысла помещать в самом тексте, но кото­рые могут быть полезными для потенциальных пользователей отчета при оценке сделанных выводов. Это могут быть, например, анкета, дословно сформулированные вопросы, детальный план выборки, ре­зультаты анализов. Каждое приложение начинается с новой страницы. Если приложений много, они могут быть собраны в отдельную книгу

К числу общих требований к составлению отчета по итогам со­циологического исследования следует отнести:

- полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного иссле­дования, взаимосвязанность всех его звеньев и логики научного поиска;

- строгое следование разработанному программой методологическому аппарату исследования;

итоги исследования рассматриваются как применительно к ре­шаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организационно в соответствии с планами (поисковым, описательным и эксперимен­тальным);

- OIчет должен быть составлен грамотно, написан стилистически правильно;

- отличаться точностью формулировок;

- бы п. простым по структуре, доступным для лиц, которые потенциально могут работать над внедрением предложенных рекомендаций;

- специальные термины, используемые в отчете, необходимо объяснить, раскрывать их содержание;

допустимы только общепринятые сокращения или, при необхо­димости, вводимые сокращения следует рассматривать в специальном перечне;

- текст желательно делать максимально коротким, лаконичным, по возможности, исключающим повторения или общеизвестные рассуждения;

- все выводы и рекомендации в отчете должны быть обоснованными, доказанными, выглядеть убедительно;

- в отчете следует избегать директивной («указательного») тона, в нем желательны рекомендательные интонации;

- отчет лучше составлять так, чтобы его можно было легко расчленять на части, позволяющие каждому заинтересованному лицу работать с теми документами, которые касаются его.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложе­ний, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. 11ри этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций заинтересованные ли­ца должны иметь возможность найти необходимые обоснования в контексте отчета. Если же в аналитические разделы по каким-то при­чинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутых прак­тических предложений, то должно быть указано, какие дополнитель­ные исследования необходимо провести.

Рекомендации должны быть доведены до сведения руководителей и коллектива изучаемого объекта. Среди основных способов содействия внедрению результатов исследования со стороны социологов наиболее часто применяют следующие: устные сообщения представителей социо­логической лаборатории об итогах проведенных работ, сделанные для руководителей объекта исследования, а также обсуждение результатов на научно-практических конференциях, семинарах с приглашением пред­ставителей структурных подразделений объекта исследования.

При этом могут и должны быть использованы публикации резуль­татов исследования в средствах массовой информации. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпуск соответствующих распорядительных документов, планов мероприятий по предприятиям (организациям, учреждениям) и своевременное ознакомление с ними ответственных исполнителей.

Внедрение рекомендаций является довольно сложным и трудным делом в социологическом исследовании. Основной целью любого социо­логического исследования является положительный эффект от разрабо­танных и внедренных рекомендаций. Социологи часто сталкиваются с серьезными психологическими проблемами. Внедрение рекомендуемых ими мероприятий зависит и от интереса к ним заказчика, его материаль­ных и интеллектуальных возможностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.011 с.)