Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетные опросы, преимущества метода, техника опроса.

Поиск

Опрос - это метод сбора первичной социологической инфор­мации посредством устного и письменного обращения исследовате­ля к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эм­пирических показателей, последующей регистрации и статистиче­ской обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще все­го в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. Список вы­сказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обуслов­лено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды това­ров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосред­ственных индивидуальных контактов каждого отдельного респон­дента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты со­циологического опроса складываются на базе определенного вы­боркой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - рес­пондент, либо исследователь — вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент.

Исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация - во­просы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней со­бытиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения рес­пондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности рес­пондента - пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).

Техника опросов. Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов во­просы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторо­нами своей жизни удовлетворены различные группы населения, респонденты не испытывают трудностей при ответах на вопросы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уровнем зара­ботной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслужи­ванием и т.п. Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благо­состояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о мотивах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц. Поэтому очень важно, чтобы при формулировке вопросов, касающихся мотивов и оценок, пози­ция составителя анкеты не была очевидной для респондента, иначе произойдет искажение того ответа, который мог бы высказать оп­рашиваемый. В таком случае лучше "срабатывают" не прямые во­просы, поставленные "в лоб", а косвенные. Например, вместо пря­мого вопроса об отношении респондента к властному органу, лучше спросить: "Были ли случаи, когда у Вас ухудшилось отношение к местным органам власти из-за того, что там не отреагировали на Вашу просьбу?". О необходимости подлинно профессиональной, компетентной работы по подготовке анкетирования свидетельствует и широкий набор типов вопросов, которые применяются при по­строении анкеты.

22. Правила конструирования вопросов, виды вопросов, варианты ответов.

По содержаниювопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политич. сферах общества, о ситуации на произв-ве, учебном заведении и т.п., о роде деят-сти респондента. Н-р, при проведении опроса респондентам задают?-с о месте их работы, а в предполагаемом ответе содержится неск-ко возмож. вариантов.

Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп­рашиваемых относительно тех или иных социальных, экономиче­ских, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации. Скажем, во время проведения опроса о приватизации собственности респондентам задают такие вопросы: "Как, по Вашему мнению?" или "Как Вы думаете?"

Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. Уточнить время и место события.

Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респон­дентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером здесь могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы типа: "Как бы Вы оценили?", "Как Вы оцениваете?". Установить атмосферу события. Выяснить динамику развития этого события, рез-ты, личное отношение.

Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процес­сам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Примером может служить блок вопросов: "Как Вы относитесь к частной собственно­сти на землю?

Исследование на мотивы поступков чел-а. Остерегаться наводящих вопросов, которые наталкивают на предполагаемый ответ. Избегать стандартных, стереотипных вопросов – и получим не о чем не говорящий ответ. Вместо «почему», необх-мо поставить вопрос так.

Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. Например, респондентам анкетер задает такой вопрос: "Если Вы собираетесь сменить место работы, то чем это вызвано?" с возможными вариантами ответов, "неинтересная работа", "низкая зарплата", "плохие отношения с администрацией", "нет надежды на профессиональное и должностное продвижение" и т.п. Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как пытаясь прямолинейными вопросами "в лоб" выяснить истинные мотивы по­ведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Данный блок вопросов наталкивается на ситуацию, когда респондент не может или не хочет искренне отвечать на поставленный в анкете вопрос.

По своей логической направленности вопросы в социологиче­ской анкете также делятся на несколько типов.

Основные вопросы - это такие высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объек­те. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объ­ему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчи­вости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Например, основной вопрос "Удовлетворены ли Вы сво­ей работой?", сопровождаемый пятичленной шкалой ответов: "вполне удовлетворен", "в основном удовлетворен", "скорее не удовлетворен, чем удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", "не удовлетворен", дополняется двумя контрольными вопросами: "Хо­тели бы Вы перейти на другую работу" (ответы: "да" - "нет" - "не думал") и "Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю рабо­ту, вернулись бы Вы на прежнее место работы?" Учет ответов на эти контрольные вопросы позволяет выяснить, насколько искренними, достоверными и продуманными были ответы респондента на основ­ной вопрос.

Вопросы-фильтры примен-ся в тех случаях, когда искомая инфо может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Кажд. такой блок?-сов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюе­ру, чтобы выделить носителей необх-мой инфо.

По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отве­чающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, пред­положим, "обед из трех блюд", т.е. три варианта. Например, на со­держащийся в анкете вопрос "Какие источники доходов использует Ваша семья?", респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки, совместительство, собственное дело (предпринима­тельство), фермерство, пенсия, стипендия, пособие, помощь родст­венников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из на­званных позиций: 1. Заработная плата по основному месту работы; 2. Совместительство; 3. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да/нет", носят взаимоисклю­чающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновеше­ны. Пример такого вопроса: "Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?", к-й предполагает только два дихотомич. варианта ответа: "да", либо "нет".

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоя­тельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индиви­дуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных. Следо­вательно, в открытых вопросах респонденту не предлагается ника­ких подсказок, поэтому, отвечая на них, опрашиваемый совершенно самостоятелен в выборе содержания и формы ответа. Примером во­проса такого типа является вопросительное суждение, адресуемое опрашиваемому или интервьюируемому лицу, - "Какие профессии, специальности, на Ваш взгляд, наиболее престижны в современных условиях?" В таком случае исследователь ожидает вполне самостоя­тельного ответа от опрашиваемого или интервьюируемого. Однако в процессе обобщения ответов на открытые вопросы перед исследова­телем возникают дополнительные трудности, связанные с их клас­сификацией и кодировкой, что неизбежно приводит к ограничению использования компьютера и замене его более громоздким и трудозатратным ручным счетом. Именно поэтому открытые вопросы ис­пользуются в социологических исследованиях значительно реже, чем закрытые.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суж­дений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса.

Прямые вопросы это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. Например, "Боитесь ли Вы оказаться безработным?"

Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спра­шивать прямо или имеется предположение, что на них не будет по­лучено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: "Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?"

Необх-мо обяз-но включать в варианты ответов в закрытых вопросах такие как "не знаю", "затрудняюсь ответить" и др.

Наводящие вопросы.

Вопросы и ответы в виде: графиков, диаграмм, таблиц, списка и др.

Процесс составления анкеты представляет собой не механическое объединение различных вопросов, интересующих исследова­теля, а логическое построение своеобразного "сценария" ситуации опроса.

Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, расположе­ние в ней вопросов. Какого-либо единого алгоритма ее построения не существует, однако в социологическом мире общепризнанно, что в начале анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть (так называемый метод воронки). В той же последовательности обычно размещаются общие и частные вопросы: здесь движение вопросительных предложений происходит от общего к конкретному. Особое внимание при разработке анкеты должно быть уделено первым вопросам, так как респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже настороженность в связи с выбором именно его как источника информации, тем более, если ему неизвестны или не­понятны цели исследования. Вполне возможные затруднения по­добного характера призвано устранить обращение к респонденту, помещаемое в начале анкеты. Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким об­разом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социоло­га. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы все­ми, не допускать различного толкования.

В практике социологических исследований можно встретиться также с вопросами по графическому оформлению. Это вопросы-иллюстрации, вопросы- таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы.

При составлении анкеты необходимо учитывать следующие пра­вила и требования:

1. Вопросы следует задавать корректно, вежливо, они не должны задевать самолюбия и достоинства респондента, вызывать у него от­рицательные эмоции. Язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к разговорной речи обследуемых. Вопросы надо фор­мулировать так, чтобы вызвать желание давать на них точные и дос­товерные ответы.

2. Текст вопросов должен иметь нужные пояснения: сколько можно выбрать вариантов ответов, как заполнить ответы на табличный вопрос. Необходимое место должно быть отведено для комментария и уточнений.

3. Максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Если используется полузакрытый вариант, в конце списка ответов значится: «Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...». В альтернатив­ных вопросах варианты ответов должны быть взаимоисключающими.

4. При формулировке вариантов ответов (подсказки), следует помнить, что первыми должны быть наименее вероятные варианты ответов. Подсказки должны быть примерно равной длины. Все вари­анты ответов должны формулироваться по единому логическому ос­нованию, их следует выдерживать на одном уровне конкретности.

5. В анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстракт­ных и многозначных терминов, вопросы должны быть понятны рес­понденту. Чем более абстрактный характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора.

6. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, напри­мер: «работа интересная и хорошо оплачивается»; «работа хорошо оплачивается, но неинтересная».

7. Анкета должна быть аккуратно оформлена. Все возможные ва­рианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

В вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе положительных и отрицательных суждений. Нельзя печатать всю се­рию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею — серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязы­вается самой последовательностью предложенных вариантов.

9. Если список предложенных ответов обширен, целесообразно расчленить его на блоки и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой.

10. Однотипные вопросы анкеты следует перемежать отличными от них по содержанию вопросами «глушителями», назначение кото­рых - отвлечь внимание респондента, устранить эффект монотонного «за» или «против» реагирования («гало-эффект»).

11. Исследователь объясняет ограничения выбора ответов, кото­рые могут быть как жесткими, так и нет. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла.

12. Возможность уклонения от ответа («трудно сказать», «затруд­няюсь ответить», «не помню», «не знаю») предоставляет респонденту достаточную свободу, что побуждает его более добросовестно отно­ситься к опросу в целом.

13. Максимальная стандартизация (очень много закрытых, пря­мых и личных вопросов) приводит к «насилию» над респондентом со стороны организаторов опроса. Изобилие открытых, косвенных и без­личных вопросов, напротив, снижает престиж исследователя в глазах опрашиваемых.

14. Целесообразно комбинировать все указанные формы вопро­сов, понимая особенности их восприятия респондентом и особенности содержания информации, извлекаемой из его ответов. В анкете основ­ной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопроса­ми так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;

Реальная ситуация должна контролироваться прожективной, например: «Если бы Вам пришлось выбирать профессию, избрали бы Вы свою нынешнюю?». Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые - на закрытые. Контролю подлежат ответы на во­просы, связанные с основными задачами исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.014 с.)