Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение респондента к опросуСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обращение к населению в целом, к тем или иным его группам, слоям с целью изучения их отношения к определенным явлениям действительности объективно детерминировано самим ходом развития общества и его научного познания. Исследования проводятся в общих интересах. Респонденты объективно заинтересованы в опросе, в искреннем сообщении своего мнения. Однако эта объективная заинтересованность далеко не всеми может быть осознана, и нередки случаи отказа от участия в опросе, небрежность, невнимательность, неискренность в ответах. Выдавая те или иные сведения исследователю, люди, одаренные сознанием и самосознанием, активно реагируют также на все его действия, оценивая их. При этом у них складываются определенные представления, модель действий, хода мыслей исследователя, формируются предположения о последствиях своего взаимодействия с ним и т. п. Одни люди соглашаются участвовать в опросе, а другие в той же самой ситуации отказываются. Те же, кто согласился, проявляют неодинаковую активность, добросовестность, оказываются в различной степени категоричными, искренними, последовательными, внимательными и т. п. От чего это зависит? Если в психологических экспериментах люди стремятся участвовать, так как сами хотят знать о себе, своем характере, своих способностях, особенностях темперамента и т. п., то в опросах, проводимых социологами, сразу 1 См.: Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 181. Стр. 34 готовы участвовать далеко не все. Правда, нельзя не отметить, что сегодня практически любое анкетирование встречает заинтересованное отношение у людей. Однако, в отличие от большой готовности части людей к психологическим экспериментам, необходимость сообщить некоторые сведения и помочь выработать более полное знание не только о себе лично, но и о коллективе, в котором человек работает, коллегах, ровесниках, и т. п. осознается при более высоком уровне развития личности. Кроме того, итоги психологического эксперимента могут стать известны заинтересованному лицу, причем сразу же, а результат социологического исследования, как правило, удален от опрашиваемых во времени и пространстве, что значительно снижает к нему интерес. Отношение респондентов к исследованию определяет как их участие (или неучастие) в нем, так и качество этого участия. Оно складывается из многих факторов и характеризуется различными уровнями. Выражается отношение респондентов к опросу также по-разному: за одними и теми же внешними проявлениями (например, отсутствие ответов на отдельные вопросы) могут стоять различные отношения (нежелание, недобросовестность, опасения последствий и т. п.); одно и то же отношение может проявляться по-разному (например, нежелание отвечать приводит как к декларированным отказам, так и к фиксации ответов в случайном порядке — в «шахматном» или др., в предпочтении позиций типа «затрудняюсь ответить» и т. п.). Причины различного отношения респондентов к опросу могут быть субъективными и объективными. Одни из них являются постоянно действующими, другие — временными, некоторые влияют сильно, некоторые — совсем незначительно. Объективными причинами возникновения и принятия того или иного отношения к опросу являются прежде всего социально-политические условия. Так, выявлено наличие прямой зависимости между стремлением респондентов к правдивому, искреннему высказыванию мнений и уровнем развития демократических институтов в обществе, степенью осуществления свободы слова, печати и т. п. Совершенно очевидно, что в целом перестройка создает в принципе лучшую общественную обстановку для благоприятного отношения людей к опросу. Этому в значительной степени способствуют расширение и совершенствование социалистической демократии, развитие гласности, рост социальной активности, критичности населения, повышение его культурного уровня. Стр 35 К субъективным причинам можно отнести прежде всего осознание и оценку человеком тех или иных объективных причин, а также те индивидуально-психологические особенности, которые в данной книге не рассматриваются. Среди субъективных причин отношения респондентов к опросу особого внимания заслуживают: общая мотивация участия в опросе; восприятие обращения и инструкции; восприятие цели исследования; восприятие анкетера; восприятие анкеты; восприятие обстановки опроса. Общая мотивация участия в опросе Вводные замечания. Ведущим фактором регуляции любого действия является мотивация. Она включает в себя вс виды побуждений — мотивы, потребности, интересы стремления, цели, влечения, установки и т. п. На принятии респондентом решения об участии в опросе влияет такое число причин, что попытка учесть их все сделала бы задачу изучения мотивации в опросе неразрешимой. Поэтому ограничимся лишь анализом некоторых ее аспектов, являющихся с точки зрения общения наиболее существенными. Мотивами называется то, что побуждает человека к той или иной деятельности. Проблема создания мотивации участия — чрезвычайно важная методическая задача, потому что в зависимости от того, какой смысл придает респондент своим действиям, меняется не только их направленность, но и эффективность выполнения. Конкретное поведение человека (а ответы респонденто представляют собой объективированные результаты eго речевого поведения) может быть рассмотрено как действия и как деятельность (ответы могут быть рассмотрены как отражение деятельности их сознания). Отличительным признаком деятельности является наличие у нее собственного мотива, совпадение его со смыслом. Мотив действия задается той деятельностью, в которую это действие включено. Опрос — это целенаправленное общение, цель его задается социологом. Для респондента участие в опросе — это деятельность или действие с извне заданной целью. Это положение принципиально. Когда цель ставится самим субъектом, вытекает из его потребностей и мотивов, она имеет для него вполне определенный смысл. Когда же она задается извне, в виде приказа, просьбы, поручения и т. п. то в процессе ее принятия из всей существующей у субъекта системы потребностей и мотивов вычленяются и связываются с ней те элементы, которые с ней согласуются. В результате цель либо становится, либо не становится своей. Стр. 36 Мотивы, побудившие человека выступить в роли респондента, могут соответствовать целям исследования, противоречить им или же быть нейтральными. Если, например, человек отвечает на вопросы потому, что хочет помочь исследователю в решении каких-то проблем, и эта цель привлекает его, становится мотивом, то речь идет о деятельности по заполнению анкеты. Она наполнена познавательным смыслом. Когда участие в опросе, как, например, принято в ряде капиталистических стран, диктуется главным образом стремлением получить некоторое вознаграждение, то та же самая (по внешним проявлениям) активность с психологической точки зрения выступает как действие, включенное в деятельность по обеспечению средств к существованию. Она приобретает материальный смысл. Итак, для человека, попавшего в выборку, участие в опросе представляет собой поведение с извне заданной целью, и он обычно довольно смутно представляет себе, что именно надо сообщать исследователю. Другое обстоятельство — общающиеся стороны находятся в неравном положении: респондент отвечает на вопросы и в большинстве случаев не имеет возможности опросить и услышать исследователя. Респондент раскрывает свой внутренний мир, высказывает свои мнения, заявляет о своей позиции; мир, мнения, позиция исследователя остаются ему неведомыми. Ситуация, когда вопросы задает лишь одна сторона — социолог, а другая только отвечает, напоминает внешне экзамен или допрос, где также преимущественное право на постановку вопросов имеет одна сторона. Разные люди реагируют на эту ситуацию различно: в одних случаях они находят смысл работы над вопросами, а в других — эта работа их тяготит, стремятся поскорее ее закончить, а в третьих — они находят возможность развлечься, занимаясь малознакомым, непривычным делом, и т.п. Так как цель исследования и общения задана респонденту извне, возникает опасность, что она не будет принята вовсе, либо будет принята формально. В первом случае мы имеем дело с явными отказами от участия в опросе (к этому обратимся несколько позже более подробно), во втором — с формальным участием в нем. Проблема заключается в том, что подробное, искреннее, самостоятельное выражение своего мнения, добросовестные ответы на вопросы социолога требуют от респондента значительных усилий и напряжения внимания, памяти, Стр. 37 терпения и т. п. Поэтому получение согласия на участие в опросе — это еще полдела. В любой деятельности человека может интересовать как сам процесс работы, так и ее результат. В связи с этим при заполнении анкеты различаются следующие виды мотивов: — стремление к результату, иногда безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается (например, быстрее заполнить анкету, даже ценой пропуска ответов); — стремление к самой деятельности, безотносительно к ее результату; в этом случае человек находит удовлетворение в проявлении активности в данном виде деятельности (например, с удовольствием подчеркивает номера ответов, вписывает недостающие фразы); — стремление использовать данную деятельность в каких-либо иных целях, не имеющих к ней прямого отношения (заполнение анкеты для того, чтобы получить одобрение анкетера или других участников опроса за тщательность или скорость; для того, чтобы обратить внимание на те или иные негативные явления; чтобы изменить собственный статус и т. п.); — стремление получить общественную оценку своей деятельности, а через нее — и своей личности (добросовестный, отзывчивый человек). Как видно, все эти мотивы характеризуют опрос как действие, а не как деятельность, так как мотивы не связаны с целью исследования. Но мотивация участия в опросе поддается некоторой коррекции при помощи тех средств, которые имеются в распоряжении организаторов исследования. Необходимо прежде всего рассмотреть те направления, по которым предстоит работать, а затем обратиться к изучению средств, позволяющих привести мотивы респондента в соответствие с целями исследования. Эмоциональное воздействие. Мотивы участия в опросе обычно не осознаются. Однако и тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его отвечать, мотивы все же находят свое отражение в его действиях. Происходит это, в частности, в форме эмоций, отражающих отношения между мотивами и возможностью успешного осуществления соответствующей деятельности. Эмоции способствуют «настраиванию» человека для соответствующего действия или противодействия. В одних случаях благодаря подключению эмоциональной активации происходит торможение, блокирование первоначального действия, в других, наоборот, ускорение и облегчение его, Стр. 38 в третьих — вносятся изменения, коррективы в отношении исходной мотивации. Для того чтобы респонденты почувствовали необходимость своего участия в опросе и действительно это участие приобрело в их глазах познавательный смысл, чтобы «настроить» их на сотрудничество, социологу предстоит создать у них «кооперативную установку». Кооперативная установка. Установкой называется более или менее устойчивое предрасположение человека, побуждающее его определенным образом ориентировать свою деятельность, его готовность к определенной форме реагирования. Применительно к участию в опросе это означает готовность респондента к работе с анкетой. При восприятии вопросов одни люди относятся к ним с полной серьезностью, поскольку считают, что опрос решает важные научные или практические (или научно-практические) задачи, стремятся сотрудничать с исследователем (кооперативная установка). Другие же считают опрос делом не слишком важным, или анкету не слишком удачной, или анкетера и других организаторов исследования людьми, не заслуживающими внимания и доверия. Они либо вовсе не изъявляют желания участвовать в опросе, либо участвуют формально, не вникая в суть вопросов (некооперативная установка). Некооперативные установки могут проявляться также и в том, что человек сочтет себя недостаточно компетентным для участия в опросе и откажется от заполнения анкеты. Если категорический отказ встречается сравнительно редко, то попытки так или иначе уклониться от участия в опросе характерны для некоторой части любой категории опрашиваемых. Обнаружено, что наличие более кооперативной установки характерно для жителей села, людей с высшим образованием. Несколько менее явно она выражена у горожан, жителей рабочих поселков, респондентов в возрасте до 40 лет2. По данным американских исследователей, среди декларировавших отказ отвечать, как правило, оказываются люди, состоящие в браке, имеющие средний доход, в возрасте старше 30 лет; в больших городах рост отказов отвечать в целом идет значительно быстрее, чем в деревне; 1 См.: Жабский М. И. Принципы стандартизированного ин-тервью//Социологические исследования. 1985. № 3. г См.: Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. С. 158. Стр. 39 с ростом численности города интервьюеры чаще сталкиваются с отказами от участия в опросе. Сказанное вовсе не означает, что причины отказа могут быть жестко детерминированы объективными условиями; эти условия влияют на установки респондентов через значительное число опосредующих звеньев. Внешние причины, становясь предметом осмысления или эмоционального переживания человека, входят в его внутренний мир и накладывают свой отпечаток на характер отношения к опросу. Очевидно, что наличие кооперативной установки предпочтительнее, и способам ее формирования будет уделен особый раздел. Следует избегать упрощенного понимания, так как бывают вполне «кооперативные» по своим установкам респонденты, которые тем не менее не способны к длительному напряжению внимания, памяти и т. п. Мотивация успеха — неудачи. Мотивация участия в опросе может быть охарактеризована также как стремление достичь успеха или избежать неудачи. Для первой характерны высокая степень заполненности анкеты, подробности ответов, комментарии, замечания респондентов. Для второй — более или менее явное уклонение от участия в опросе, связанном с риском неправильно ответить, неправильно понять, проявить свои слабые стороны. При преобладании мотивации «избегания неудачи» респондент выбирает такую линию поведения, которая сводит к минимуму вероятность нанести ущерб собственному престижу (он не заявляет прямо о своем отказе, так как это могло бы служить демонстрацией его неготовности заполнять анкету, а дает формальные отписки, выбирает обтекаемые формулировки, предпочитает общие ответы или прячется за вариантами типа «трудно сказать»). В случаях, когда мотивация «избегания неудачи» преобладает над мотивацией «достижения успеха», респондента в большей степени пугают последствия возможной неудачи, чем привлекает успех. Круг проблем, связанных с мотивацией участия в опросе, отнюдь не ограничивается рассмотренными. В стороне остались такие существенные вопросы, как воспитание сознательности, активной жизненной позиции, гражданского долга. Этим вопросам в отечественной литературе уделено достаточно много внимания; несомненно, любое продвижение в этой области непременно сказывается и на общей готовности людей выражать свое мнение в опросе. Здесь же i См.: Steech Ch. С. Trends in Nonresponse Rates — 1952— 1979/Public, Стр. 40 рассматриваются те возможности создать или изменить отношение респондентов к опросу, которые могут оказаться в распоряжении социолога. Обратимся к проблемам восприятия цели исследования, обращения, инструкции, а также к вопросам отношений между респондентами и анкетером. Восприятие цели исследования. Как уже отмечалось, опрос — это общение с извне заданной целью. От того, насколько усвоит ее респондент, будет зависеть его сотрудничество с социологом. Цель исследования обычно формулируется в начале той части анкеты, которая является как бы вступлением в общение и называется обращением к респондентам. Относительно того, насколько подробно для респондентов следует формулировать цель исследования, существуют различные мнения. Так, согласно одному подходу, исходящему главным образом из опыта проведения психологических экспериментов, о цели не должен знать не только респондент, но и анкетер или любой исследователь, не знакомый с программой исследования. Сторонники другого подхода считают достаточным простое указание на то, что опрос «проводится в научных целях». Существует и третий подход — цель респондентам сообщается, но формулировка ее в обращении может быть изложена более простым языком, чтобы быть более понятной и доступной. Все названные подходы основываются на одном и том же положении о характере влияния цели общения, однако отражают различное отношение исследователей к нему. Дело в том, что цель представляет собой идеальное предвосхищение результата деятельности. Она определяет характер и упорядоченность различных действий и операций для ее достижения. Формулировка цели исследования может наполнять работу над анкетой различным смыслом. Например, если человеку сообщают, что цель исследования — проверить его знания о чем-либо, то это внесет определенные изменения в его ответы под влиянием желания казаться информированным. Если те же самые вопросы анкеты преследуют цель изучить, о каких явлениях нужно улучшить информирование, подобные изменения могут не наблюдаться. Многочисленные эксперименты показали, что у респондентов наблюдается тенденция создавать в глазах исследователя желаемый образ самого себя или оцениваемых лиц, а также стремление давать те ответы, которые, по их мнению, ожидает социолог. Предположения респондента относительно характера ожидаемой от него информации Стр. 41 являются одним из важнейших компонентов поведения во время опроса. Эти предположения настраивают его определенным образом, и подобный «настрой» почти невозможно осознать. Кроме того, существует способность предвосхищать намерения собеседника на основании некоторых (зачастую не реально существующих, а предполагаемых) признаков. Эти предполагаемые респондентом ожидания и намерения социолога неосознанно избираются им как определенное направление мыслей, возникающее вместе с представленной формулировкой цели. Последняя как бы задает «систему координат», в соответствии с которой он и отвечает на вопросы. Если материала для подобного прогнозирования недостаточно (например, цель сформулирована неконкретно), то респондент более свободен в своем выборе. Это и позволяет применять второй подход к ее постановке. При подробном же изложении целей респондент как бы включается в некоторую игру, условия которой определены как раз рассказом о целях проводимого исследования. Высокий престиж науки, уважение к организациям, проводящим опрос, желание помочь социологу или анкетеру и многие другие причины, приводящие к возникновению кооперативной установки, порождают стремление не просто помочь исследователю, но даже ему угодить, что выражается в неосознаваемом стремлении респондента действовать и отвечать в направлении, совпадающем с предполагаемыми ожиданиями исследователя (так называемый феномен услужливого респондента). Иными словами, излишняя конкретизация целей и задач исследования неизбежно вызывает изменения в ответах, приводит в конечном итоге к значительному числу ошибок. Примером влияния излишней конкретизации целей исследования служат данные, полученные в ходе выборочного исследования среди жителей Ростова. Речь шла об их намерениях подписаться на получение «Литературной газеты» в 1985 г. Обращение к респондентам от имени редакции этой газеты (на нее ссылались анкетеры и на обложке анкеты стоял ее гриф) вызвало значительное смещение голосов в пользу «ЛГ» по сравнению с другими газетами, представленными в списке. Итоги подписной кампании обнаружили тот факт, что заявленное в ситуации опроса намерение оказалось скорее всего данью вежливости по отношению к организаторам исследования, выражением благодарности за внимание к мнению людей. Если основываться на данных опроса, то подписка на «Литературную Стр. 42 газету» должна была бы в этом городе увеличиться почти вдвое, а в действительности она осталась на примерно прежнем уровне. Таким образом, излишняя детализация целей исследования приводит к тенденциозному заполнению анкет. Если цель с самого начала не привлекает человека, он уклоняется от участия в опросе. В случае же чрезвычайно заинтересованного отношения ответы содержат отклонения, не соотносимые непосредственно с предметом опроса. Чтобы избежать этих смещений, сторонники первого подхода и предлагают сообщать респондентам не саму цель исследования, а нечто похожее на цель. Подобное изображение социологом цели исследования для представления ее респондентам, обусловленное стремлением социолога получить ответы, свободные от воздействия избыточной информации о ней, имеет вместе с тем и этическую сторону. Логика здесь, казалось бы, проста: если респондент, чтобы отвечать по существу, не должен знать об истинной цели исследования, то ему можно предложить нечто другое, скрывающее суть опроса. Однако такой подход чреват дегуманизацией в конечном итоге и самой цели исследования, что для марксистской науки не является приемлемым. Указание на то, что опрос проводится в научных целях, оказывается достаточным для довольно ограниченного круга респондентов. Оно может удовлетворить в основном тех, кто считает, что знает, что это такое — научные цели, или тех, кто совершенно не интересуется задачами проведения исследования. Так или иначе, но такое указание еще не гарантирует участия в опросе всех респондентов, во всех случаях, не создает достаточной мотивации. Социологу приходится обращаться к респондентам не только как к источнику информации, но и как к людям с их интересами, намерениями, отношениями. Так, к примеру, представляется удачным обращение к респондентам в анкете «Подписка на газеты и журналы». При формулировании цели исследования ее авторы проявили уважительное отношение к респондентам, бережно использовали их потенциал как активных помощников, сотрудников исследователей. Им был предложен следующий текст: «Уважаемый товарищ! У читателей и редакции газеты «Правда» общее стремление видеть ее всегда боевой, интересной, помогающей в труде, учебе и жизни. Стр. 43 Чтобы полнее учесть мнение читателей, редакция вместе с Институтом социологических исследований Академии наук СССР и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова проводит социологическое исследование. Просим Вас принять в нем участие...» Как видим, уже в первой фразе удачно подчеркивается общность интересов социолога, редакции и респондентов. Это очень важно, так как в самой начальной фазе общения стороны находят общие точки соприкосновения, а обнаружение совместных характеристик весьма желательно для последующего взаимодействия. Если далее респондент должен будет что-то рассказать исследователю о себе, отвечая и на вопросы о газете, и на вопросы о своих социально-демографических признаках, то и исследователь не совсем анонимен. Он в некоторой степени также «представляется» и становится знакомым респонденту как представитель названных организаций. А знакомство с социологом создает у респондента впечатление о более равноправном общении, которое в дальнейшем благоприятно сказывается на его работе с анкетой. Обращение к респонденту сформулировано корректно, вежливо. Это просьба о помощи, она также направлена на создание кооперативной установки, вызывает у респондента уверенность в важности его мнения, в способности помочь социологу. Обращение с просьбой также подчеркивает равноправие участников и организаторов опроса, их взаимозависимость, повышает престиж людей как респондентов. На практике используются еще некоторые довольно эффективные способы вовлечения респондента в опрос. Восприятие обращения. Обращением называют прежде всего непосредственно номинативные высказывания-призывы, например: «Уважаемый товарищ!», «Дорогой друг!». Хотя опрос — общение с массой людей, заполнение анкеты рассчитано на индивидуальную работу респондента. В подавляющем большинстве как самое привычное используется слово «товарищ». Реже «коллега» или — для юношеской аудитории — «друг». Обращением называют также ту часть анкеты (а также вступительное слово анкетера), которая посвящена изложению цели исследования и направлена на то, чтобы вовлечь людей в опрос. Помимо непосредственно формулировки цели используют еще и такой прием, как подчеркивание общности интересов в выполнении стоящей перед ними задачи: «Проблемы охраны окружающей нас приро- Стр. 44 ды, чистоты воздуха и воды, сохранности лесов волнуют всех жителей страны». В обращении можно также напомнить респонденту о его гражданской ответственности, подчеркивать активность его жизненной позиции: «Ваши суждения помогут более полно учитывать...», «Ваши ответы помогут улучшить работу...» и т. п. Кроме того, в этот же текст целесообразно включать и сведения об использовании результатов исследования. Это волнует респондентов не только в связи с внедрением в практику выводов, основанных на обработке всех ответов. Зачастую не менее, а даже более важной представляется им собственная ответственность за высказанные мнения, надежды и опасения относительно своей личности. Поэтому в обращении нередко указывают, что ответы останутся анонимными или что имя, фамилию, адрес и т. п. указывать не нужно. Однако само слово «анонимный» в обыденном сознании принимает негативный оттенок, и некоторые респонденты заявляют, что не желают быть «анонимщиками». Но и явно выраженное пренебрежение к имени того, кто сотрудничает с исследователем, тратит свои время и силы, может быть замечено опрашиваемыми и вызовет среди них реакцию обиды, что снизит мотивацию участия в опросе. Более продуктивным представляется такое сообщение: «Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому имя, фамилию, адрес указывать не обязательно». Инструкция о заполнении анкеты. Инструкция как памятка, руководство по работе с анкетой должна способствовать участию в этом деле респондентов, не вызывая особых трудностей. Инструкция составляется из двух частей, предназначенных для соответствующих целей. Первая часть может быть довольно лаконичной, например: «Заполнять анкету несложно», «Заполнение анкеты не потребует много времени». Иногда здесь указывают, сколько примерно времени может понадобиться для работы с анкетой (просят респондента выделить для этого один час или др.). Делать это в большинстве случаев нежелательно. Исключением могут стать только, скажем, опросы учащихся в учебное время или опросы лиц, время которых строго регламентировано. Связано это с тем, что ограниченный во времени человек может сразу же отказаться от заполнения анкеты, не захотев уделить столько (указанное) времени на предлагаемое занятие. Кроме того, ограничение во времени, если о нем заранее сообщается, заставляет человека постоянно иметь в виду это обстоятельство Стр. 45 и отвлекает от содержательной стороны дела, создает нервозность. Вторая часть содержит правила работы с анкетой. Для этого респонденту сообщаются, например, такие сведения: «прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответа на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.» Если в анкете имеются таблицы, в инструкции желательно утратить внимание респондента на то, чтобы он заполнял в них каждую строчку. Например: «При ответах на вопросы в форме таблиц отвечайте, пожалуйста, по каждой строке». Инструкции могут содержаться не только в обращении, но и в некоторых вопросах. Например, к вопросам-таблицам лучше еще раз напомнить респонденту о необходимости заполнения всех строк. В целом инструкция должна быть корректной, выдержана в вежливом тоне. Так, если для обработки данных в анкете содержится значительное число различных цифр, не все из которых должны быть помечены респондентом, необходимо пояснить, что следует, а что не следует обводить, подчеркивать и т. п. Например: «Слева код для ЭВМ. Не зачеркивайте номера. Это затруднит обработку», «Цифры для ЭВМ. Просьба не обводить». Инфинитивные конструкции типа «не обводить!», «не зачеркивать!» напоминают респонденту об асимметричности и неравноправном общении и затрудняют установление контакта. Большую роль играют также слова «Заранее благодарим за участие в исследовании» («за помощь», «за подробные ответы»). В них неявно авансируются усилия респондента, ненавязчиво формулируется ожидание социолога о сотрудничестве в ответах на вопросы. Эти слова вызывают у респондента стремление не обмануть ожиданий исследователя. Степень пригодности инструкции определяется в пробном опросе. Если его участники задают много вопросов о том, как заполнять анкету, это означает, что в ней имеются недостатки. Так, например, в исследовании «Подписка на газеты и журналы» часть респондентов (16%) интересовалась принципом отбора опрашиваемых. Впоследствии в инструкцию была введена такая фраза: «Семьи подписчи- Стр. 46 ков, которые попали в наше исследование, выбраны случайным образом по научно разработанной методике» Такое дополнение придает исследованию в глазах респондентов большую научную обоснованность. Тот факт, что участие в опросе предопределено не чьей-то прихотью, а обосновано научно, как бы более обязывает к работе над анкетой. Формированию кооперативной установки также способствует и такое сообщение: «Научная ценность исследования будет зависеть от того, насколько откровенно, искренне и обстоятельно Вы ответите на наши вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно». Подобные призывы в инструкции, безусловно, многое объясняют респонденту и могут снять часть организационных вопросов. Но постоянно приходится иметь в виду, что излишне громоздкая инструкция вообще не читается частью респондентов, особенно если у них есть возможность расспросить анкетера. Исследователю приходится постоянно решать, в каком исследовании ему необходимо сделать обращение коротким, но вызывающим дополнительные вопросы, а в каком — подробном, но не читаемым частью участников опроса. Восприятие анкетера. Массовые опросы еще не стали привычной процедурой для большинства населения, поэтому сама ситуация в этом регламентирована крайне слабо. Хотя и считается, что люди обычно больше внимания уделяют содержанию вопросов, а не личности анкетера, тем не менее от него зависит, дойдет ли дело до самих вопросов и насколько серьезно к ним отнесутся. Анкетер является посредником между социологом и респондентами; для последних он олицетворяет организацию, проводящую исследование. От того, как и что он делает и говорит, зависит оценка респондентом всей ситуации опроса. Хотя эта ситуация и не регламентирована практически ничем, кроме правил корректного поведения, каждая из общающихся сторон имеет некоторое предварительное знание: анкетер — о том, что нужно привлечь людей к опросу, респонденты — по крайней мере о том, что их участие требуется для разрешения каких-то проблем. Вследствие общей избирательности восприятия незнакомая ситуация — осознанно или нет — подгоняется под более знакомую. Под какую же именно? i См.: Проблемы сбора первичных данных в социологии средств массовой информации. М., 1984. С. 52. Стр. 47 Если анкетер не обладает специальными знаниями о природе общения в опросе, он неосознанно стремится перевести ситуацию в плоскость взаимоотношений, более известных и ему, и другим. Как правило, неквалифицированный анкетер строит их по образцу общения между ревизором и служащим или между служащим и посетителями и соответственным образом обращается с респондентами. Характер же обращения, под которым понимаются не отдельные акты, а устойчивые формы речевого и неречевого поведения, вытекающие из понимания ситуации общения одним участником и детерминирующие в определенной мере ее восприятие другим, формирует и отношение, потребность или боязнь общения '. Респондентам навязать подобного вида общение сравнительно легко, так как и им оно достаточно знакомо из повседневной жизни. Но такая ситуация чрезвычайно нежелательна по ряду причин. Во-первых, она вызывает значительное число отказов, хотя и в силу различных соображений. Во-вторых, вызывает смещение цели участия в опросе (опасение нанести урон себе или товарищам, нежелание излишне утруждать себя и т. п.). Кроме того, люди, как правило, рассчитывают на реальную помощь в результате того, что руководству или органам власти, за представителя которых неосознанно может выдавать себя анкетер, станут известны их частные неурядицы, и полагают, что от анкетера зависят изменения в существующем положении респондента. Так, например, при проведении опроса читателей газеты «Известия» в Ивановской области опрашиваемые изложили анкетеру свои трудности с сохранением садового участка и ожидали от него вмешательства в деятельность местного исполкома. Это не просто отвлекало людей от обсуждения поднятых в исследовании вопросов (кстати, посвященных деятельности газеты, а не сельскому хозяйству, досугу или снабжению продуктами питания), но и рождало в них необоснованные надежды, а затем и разочарование. Иными словами, подобное принятие анкетером чужой, хотя и более известной роли приводит к существенным издержкам и с точки зрения качества ответов, и с точки зрения целесообразности самого факта обращения людей к социологам. Поэтом у деятельность анкетера должна быть строго 1 См.: Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии//Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. С. 115. Стр. 48 функционально ограничена. К примеру, в «Инструкции для интервьюера» — участника социологического исследования среди читателей газеты «Правда» сказано: «При беседе Вам следует держаться не как официальному представителю, а как лицу, заинтересованному лишь в установлении подлинного мнения читателя». Но как этого добиться? Успех деятельности анкетера целиком обусловлен поведением респондентов, в то время как последние от него практически ни в чем не зависят. Условий для взаимодействия здесь недостаточно, и анкетеру еще нужно их создавать, и для этого имеются определенные средства и приемы, обеспечивающие эффективное выполнение его обязанностей. Обязанности анкетера сводятся к следующим: 1) отбор необходимых лиц в соответствии с выборкой; 2) сообщение респондентам о целях исследования и правилах работы с анкетой; 3) контроль за процессом заполнения анкеты; 4) приемка анкет. Перечень обязанностей, конечно же, сам по себе не позволяет с достаточн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.015 с.) |