Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мероприятия, направленные на установление и поддержание отношений со средствами массовой информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
4.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИКЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 4.2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЙ 4.3. ДРУГИЕ ФОРМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИОННО- НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ 4.1. Общие принципы взаимодействия со СМИ в практике связей с общественностью Отношения со СМИ составляют один из важнейших аспектов связей с общественностью. Установление плодотворных деловых контактов с печатными и электронными средствами информации жизненно необходимо для любой государственной или коммерческой структуры. Завоевание уважения и доверия журналистов способствует широкому освещению деятельности организации в средствах массовой информации. А значит, большое значение имеют концепции эффективных отношений с массмедиа, в том числе установления делового контакта с журналистами. Отношения деловых кругов, отдельных коммерческих, общественных и государственных структур с прессой и другими СМИ носят двусторонний характер. Они взаимовыгодны и постоянно возобновляются. Взаимное доверие сторон в обмене информацией и услугами является основой паритетных, равноправных отношений. Взаимная потребность в продуктивных деловых контактах редакций СМИ и государственных, общественных и коммерческих институтов формирует общие принципы этих отношений. Это в первую очередь доверительность (подразумевает предоставление честной информации). Публикации о деятельности фирмы (организации) не должны быть всегда сенсационными. Общественное мнение формируется в направлениях, которые отражают действительные события. Сенсация необходима популярным изданиям (бульварным). Газеты и журналы деловых кругов, бизнес-пресса предпочитают точную и оперативную информацию. Эти издания постоянно нуждаются в свежих новостях, информационных материалах, пресс-релизах, практически готовых информационных материалах для печати. В связи с этим постоянное снабжение СМИ новостями — стратегическая задача PR-агентств, пресс-центров, пресс-секретарей. Любая информация по любому вопросу, затронутому в предыдущих публикациях или пресс-релизах, всегда должна быть под рукой у специалиста по связям с общественностью, ответственного за контакты с редакциями СМИ. Критерием отбора фирменных новостей для газет и журналистов должен стать общественный интерес. Ориентация на интересы целевой группы (для специалиста по связям с общественностью), подписчиков (для журналиста) — общая база взаимопонимания журналистов и специалистов по связям с общественностью. Этика отношений редакций СМИ и PR-агентств формируется под влиянием профессиональных традиций журналистского сообщества и этических кодексов деятельности организаций по связям с общественностью. Взаимная ориентация сторон на соблюдение «своих» цеховых этических принципов укрепляет взаимодействие и ведет его к обоюдной выгоде. Этические кодексы сходятся в одном — в уважении интересов партнера, в корректном отношении к оппоненту или конкуренту. Что касается организационных форм отношений государственных, общественных и бизнес-структур со СМИ, то они принимают традиционное воплощение в виде пресс-служб, пресс-центров и различных их модификаций. Задача, которую ставит перед собой связь с прессой, — достичь максимального числа публикаций PR-информации с целью создания «нового знания и правильного понимания». Следует иметь в виду, что понятие связи с прессой предполагает взаимодействие не только с органами печати, но и с радио и телевидением. Весь опубликованный материал обязательно должен представлять интерес и ценность для тех, кому он предназначен. Именно этим критерием всегда руководствуется специалист по связям с прессой. От него требуется понять систему публикаций газет, журналов и принципы выпуска радио- и телепередач. Делается это путем тщательного анализа публикаций, радио- и телепрограмм. Чтобы определить природу прессы, редакционную политику, т.е. журналистский взгляд на публикуемый материал, необходимо выяснить: — частоту публикаций (определить, как часто выходит издание — ежедневно, еженедельно, ежеквартально или ежегодно); — самый поздний срок подачи материала для публикации в ближайшем выпуске газеты или журнала; — регион, в котором распространяется печатная продукция (международное, национальное, региональное, местное издание); — круг потенциальных читателей (возрастные группы, пол, социальный статус, религиозные и политические взгляды, национальность, особые интересы); — способ распространения печатной продукции (продажа в магазинах, почтовая подписка, компьютерная сеть и т.д.). Существует несколько средств, с помощью которых достигаются взаимовыгодные отношения со СМИ. Наши рекомендации: — Будьте полезны СМИ. — Создавайте себе репутацию надежного и своевременного источника информации. Журналисты всегда будут знать, к кому обратиться за полезной информацией, и вам удастся наладить эффективную двустороннюю связь. — Проводите как можно больше пресс-конференций и интервью. Дайте журналистам возможность непосредственно наблюдать за событиями, происходящими в организации. — Заводите с представителями СМИ личные контакты, основанные на честности и взаимном профессиональном уважении. В случаях, когда целевая группа поддается делению на узкие и однородные сегменты, при планировании можно добиться хорошего эффекта, используя специализированные либо региональные СМИ: «нишевые» радиостанции, специализированные спутниковые или дециметровые каналы ТВ, региональную или специализированную прессу. Одной из наиболее серьезных проблем при использовании специализированной прессы является отсутствие или недостаточность медиаметрической информации. 86 Поскольку специализированные или региональные СМИ имеют ограниченную аудиторию, они либо не попадают в стандартные медиаисследования, либо набирают в них очень низкий рейтинг, что делает для них невозможным просчет показателей медиаплана, начиная с выделения из аудитории целевых сегментов. Чаще всего такие СМИ относительно небогаты, поэтому заказ специального исследования по изучению их аудитории не будет окупаться. Из этого следует, что их выбор должен основываться на других принципах, чем стандартная процедура подбора носителей в медиамикс. Всегда есть возможность получения дополнительной информации, которая облегчит принятие решения. Такой информацией может быть: — технический охват телеканалов или радиостанций; — данные о тираже печатных изданий (особенно если это — сертифицированный тираж); — консультации с представителями на местах (для региональных СМИ) или со специалистами отрасли (для специализированных СМИ). Цель журналиста — напечатать или показать то, что заинтересует современного читателя и зрителя. Наиболее популярны сегодня скандалы, аферы, крахи компаний, неудачи проектов. Возникает непростая ситуация: СМИ предпочитают плохие новости хорошим, а работники сферы связей с общественностью заинтересованы в обратном: предпочитают хорошие новости плохим. Поэтому одна из сложнейших задач, стоящих перед пиарщиком-практиком, — свести к минимуму противоречия целей, чтобы добиться взаимовыгодного сотрудничества. Что же такое новость? Материалы, которые предполагает опубликовать специалист по связям с общественностью, должны быть ценны с точки зрения содержащихся в них новостей. Именно здесь встает вопрос о том, заслуживает ли публикуемая информация внимания или нет и что именно каждый конкретный читатель найдет в ней для себя нового, интересного. Итак, новость — это любая информация, еще не известная получателям. Это не только последние события (конечно, есть особая категория — «горячие» новости). Новость — это все, что еще не освещено в СМИ. Ежедневные печатные издания редко публикуют материалы о событиях, случившихся несколько дней назад. Что касается новостей в сфере связей с общественностью, то любая информация о компании, ее продукте может быть помещена и в ежедневной газете, и в ежеквартальном журнале. То есть допустим значительный отрезок времени между событием и его осве- щениим в СМИ. Новость — это та информация, которую стоит публиковать. Прежде чем приглашать журналистов, сначала спросите себя: а стоит ли вообще печатать эту статью? Стоит ли помещать в газете эти фотографии? Стоит ли организовывать пресс-конференцию и приглашать журналистов? Организационные формы отношений государственных,' общественных и бизнес-структур с прессой Организационными формами отношений государственных и коммерческих структур со СМИ являются пресс-служба, пресс-центр и их различные модификации. Сегодня практически каждая более или менее крупная организация имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства или пресс-секретаря. То же самое можно сказать и об органах власти — от федерального уровня до регионального. Пресс-служба решает две задачи: — обеспечивает полноту и оперативность распространения информации о своей деятельности; — создает оптимальные условия для работы аккредитованных журналистов. Условия аккредитации представителей СМИ определяются руководством администрации, главой пресс-службы с учетом общего числа редакционных заявок и технических возможностей. Аккредитационная анкета предлагается для заполнения только журналистам, включенным в квоту аккредитации. Техническое оснащение пресс-служб обычно включает: — средства связи (телефон, телетайп, факс и т.п.); — системы электронной обработки информации (банк данных, компьютеры с соответствующим программным обеспечением и т.п.); — издательский отдел (печатная информация в виде бюллетеней, пресс-релизов и пр.); — внутреннюю ТВ- и радиосеть; — библиотеку текущей печати; информационно-справочные пункты; — службы сервиса (питание, экспедиция, транспорт и пр.); Группа аккредитации выдает журналистам аккредитационные карточки, а также документы, обеспечивающие работу творческих бригад ТВ, фотокорреспондентов и т.п.; вручает информационный пакет документов. Творческая группа пресс-службы включает собственных корреспондентов, телерепортеров и операторов, способных самостоятельно подготовить материал для редакций СМИ. Пресс-конференции проводятся руководителями пресс-служб. Культурная программа для аккредитованных журналистов также обеспечивается пресс-службой. Состав пресс-службы Пресс-служба является структурным подразделением организации. Руководитель пресс-службы и (или) пресс-секретарь подчиняется непосредственно руководителю организации и взаимодействует со всеми ее структурными подразделениями. Существует множество вариантов состава пресс-службы в зависимости от масштабов деятельности организации и организационной структуры. Но, как показывает опыт, во время текущей работы (когда нет крупных мероприятий) достаточно пресс-секретаря и его помощника. При проведении же массовых мероприятий и акций необходимо сформировать пресс-центр. Пресс-центр создается на уровне министерства, государственного комитета, крупной компании, банка, а также на региональном уровне (пресс-центр мэрии, областной администрации, филиала компании). По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-служ- бам, хотя в принципе решает те же самые задачи (аккредитация, освещение деятельности своей структуры, организация пресс-кон- ференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней и т.п.). В структуру пресс-центра входят как технические сотрудники, так и журналисты, специализирующиеся по связям с прессой, ТВ или радио. В распоряжении пресс-центра находятся средства связи, транспорта, оперативной полиграфии. К пресс-центрам по своему функциональному назначению близки государственные и коммерческие структуры, ориентированные на связи с общественностью, на поддержание оптимальных контактов не только со средствами массовой информации, но и со всеми социальными институтами, с общественностью в целом. Управления информации министерств (ведомств), поддерживая контакты со СМИ, снабжая их материалами по запросам редакций, в то же время способны и самостоятельно провести PR-кампанию, информационную акцию в поддержку (обоснование) собственной позиции. Например, департамент информации и печати информации МИД России самостоятельно обеспечивает плодотворную работу иностранных журналистов, снабжает информацией российские СМИ, проводит пресс-конференции, участвует в международных мероприятиях (информационные форумы, симпозиумы, конференции). На региональном уровне контакты с журналистами весьма разнообразны по форме и содержанию. Например, пресс-бюро может быть открыто в государственном учреждении, общественно-политической организации, коммерческой структуре. Пресс-бюро готовит пресс-релизы, корреспонденцию для прямой почтовой рассылки и т.п., выходит на связь с редакциями СМИ. Пресс-клуб — профессиональное объединение журналистов, регулярно устраивающее встречи с популярными политиками, коммерсантами, деятелями культуры. Московский пресс-клуб был создан в 1991 году. Клуб главных редакторов имеет примерно те же задачи, что и пресс-клуб (различия касаются членства в клубе). Деловая встреча бизнесменов с представителями журналистов обычно проходит в рамках крупных мероприятий международного или всероссийского уровня. «Круглый стол» организуют редакции газет, приглашая специалистов (экспертов) для обсуждения актуальных проблем. Неформальные встречи с журналистами принимают форму «званого обеда для журналистов» или «званого ужина». Пресс-секретарь — ключевая фигура пресс-службы (пресс-цен- тра). Его деятельность наглядно воплощает стиль отношений руководства с общественностью (во-первых) и со средствами массовой информации, журналистами (во-вторых). Функции пресс-секретаря во многом определяются творческим подходом к работе. Можно ограничиться разовыми контактами со СМИ, а можно стать для всех СМИ постоянным источником информации о деятельности организации. Во взаимодействии пресс-секретаря со СМИ выделяют основные направления: — освещение мероприятий, проводимых организацией, в СМИ; — постоянное информирование СМИ о деятельности организации; — проведение совместно со СМИ общественных акций, подготовка программ на ТВ и радио; — сотрудничество со специализированными изданиями (идеальный вариант — отдельная полоса в газете); — проведение брифингов, пресс-конференций; — формирование состава пресс-центра и организация его работы во время мероприятий; — формирование круга «доверенных» журналистов для постоянного сотрудничества с организацией; — подготовка информационных материалов и имиджевых статей, касающихся деятельности организации; — интервью руководства организации; — отслеживание (мониторинг) всех материалов, вышедших в СМИ, создание архива; — формирование базы данных СМИ и отслеживание изменений на рынке СМИ; — сотрудничество с другими пресс-службами, департаментами по связям с общественностью. — сотрудничество с пресс-службами общественных организаций и проведение совместных акций; — написание статей в газеты и журналы; — выпуск собственного печатного издания. 4.2. Основные правила подготовки и проведения пресс-конференций Пресс-конференция представляет собой заранее спланированную акцию в сфере связей с общественностью, основанную на тщательно выбранном информационном поводе. По форме это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественных организаций и коммерческих структур. Ее отличие от других форм взаимодействия с прессой состоит в том, что выбранный информационный повод должен быть достаточно весомым и значительным для всех заинтересованных сторон. Цель пресс-конференции — способствовать адресному распространению информации (новостей, документов, фотографий) среди редакций СМИ. Целенаправленная встреча с журналистами ускоряет поступление информации в редакции, характеризуется авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений; при этом всегда возможна многократная проверка и уточнение версий, получение дополнительного пакета новостей (в развитии, в связи с другими событиями). Уровень комментированности информации достигается, во-первых, приглашением признанных в своей области авторитетов, лично заинтересованных в сообщении максимально полных сведений, а во-вторых — регламентом пресс-конференции, предусматривающим уточняющие вопросы журналистов, снабжение их пресс-релизами, фотографиями, текстами речей и выступлений. Самым сложным моментом в процессе подготовки любого новостного мероприятия является формирование информационного повода. Это творческий процесс, требующий креативных решений. Информационный повод — это то, что делает событие интересным, неординарным, значимым и привлекательным прежде всего для читателя, зрителя, слушателя. Грамотный информационный повод — основа успешного мероприятия. Для эффективного формирования информационного повода необходимо: — владеть текущей общественной, политической и экономической ситуацией; — иметь функциональную базу данных СМИ, которая позволяет быстро составить «медиакарту»; — правильно определить целевую группу СМИ; — определить цель мероприятия, его задачи, ожидаемый результат; — выявить возможные риски и критические моменты; — исходя из всего этого, определить тему мероприятия. Событие должно стать новостью для прессы. Существует несколько факторов, которые помогут выделить данный информационный повод среди других: — повод интересен для всех целевых групп, вовлеченных в проект; — формулировка краткая и емкая; — повод соответствует текущему политическому, экономическому, социальному и культурному контексту; — он имеет необычную подачу или эмоциональный оттенок; — чем более событие персонализировано, тем выше у него вероятность стать новостью; — лидеры общественного мнения скорее становятся предметом новостей. В западной практике существует пять общепринятых признаков значимого события. Во многих случаях эти принципы работают и на российском рынке. Для того чтобы событие стало инфор- иационным поводом, у новости должен быть свой главный герой, позволяющий публике идентифицировать себя с ним; тем самым создается возможность более полного восприятия информации; в событии, освещаемом в новости, должен быть конфликт интересов; — событие должно обладать информационной асимметрией, т.е. выходить за рамки привычного информационного и коммуникационного ряда. Событие, развивающееся по обычному сценарию, привлекает к себе значительно меньше внимания, чем событие, в котором симметрия привычного сценария нарушена; — в событии должна присутствовать борьба интересов; — событие не должно диссонировать со стереотипами и ожиданиями массового сознания; оно должно быть однозначным в плане интерпретации для массового сознания. Событие, которое невозможно проинтерпретировать однозначно, тут же вытесняется из зоны внимания целевой аудитории; — событие должно укладываться в повестку дня. Чем больше событие совпадает с наиболее часто упоминаемыми темами новостей, тем выше вероятность того, что оно станет одной из новостей. При подготовке пресс-конференции необходимо решить ряд организационно-технических и творческих вопросов. Прежде всего следует назначить день и время проведения встречи с журналистами, с учетом существующего графика выхода в свет большинства газет. Как правило, первое приглашение на пресс-конференцию рассылается по редакциям за неделю. Второе, вместе с пресс-релизом, — за два-три дня. За день до пресс-конференции делается контрольный звонок в редакцию. Чаще всего приглашения высылаются по факсу или, если необходимо срочно оповестить представителей СМИ о пресс-конференции, обзваниваются редактора отделов новостей. Иногда обращаются в информационные агентства с просьбой объявить время и место проведения пресс-конференции в материалах, которые рассылаются газетам по каналам телетайпной связи. Обязательно составление пресс-релиза, который станет для журналистов заготовкой будущего материала. Если приглашение содержит просьбу сразу подтвердить участие, организаторы заранее будут знать количество журналистов в зале, на сколько персон готовить фуршет или коктейль. Специалисты отмечают, что чаще всего на пресс-конференцию приходит лишь одна треть приглашенных журналистов. Кстати, если фуршет или коктейль намечается, в приглашении необходимо об этом упомянуть. Принято считать, что, объединив пресс-конференцию с фуршетом, можно добиться поставленной цели и желаемых откликов в прессе. Однако очень часто по этой причине пресс-конференция, как акция СО, формирующая или возвышающая имидж фирмы, не проходит на должном уровне. Когда же фуршет необходим, эти мероприятия «разносятся во времени»: вначале пресс-конференция, затем фуршет и общение в кулуарах. В приглашении необходимо указать тему и по возможности имена основных докладчиков. Желательно сообщить важные подробности, способные убедить редактора в целесообразности освещения события. Следует подобрать день и время проведения мероприятия так, чтобы они устроили все органы печати. Например, утренние газеты не публикуют материалы, накануне напечатанные вечерними, а также те, о которых сообщалось в вечерних выпусках радио и телепрограмм. В отдельных случаях выбора нет, поскольку заявление должно быть сделано в определенный день. Там же, где есть возможность выбора, нужно позаботиться о том, чтобы не произошло накладки и пресс-конференция не совпала с каким-нибудь другим важным событием, которое может отвлечь внимание журналистов и затмить в печати сообщения о пресс-конференции. Часто встречающаяся ошибка — непозиционированная (непонятная), незначительная для журналистов в качестве информационного повода тема пресс-конференции. Лучшие дни проведения пресс-конференции: вторник, среда и четверг. Понедельник — день оперативных совещаний, в том числе в редакциях СМИ. Пятница — не лучший день потому, что материал по итогам обычной, не сенсационной пресс-конферен- ции, вряд ли попадает в субботний — самый тиражный и читаемый, — выпуск газет. Лучшее время дня для пресс-конференции — период с 13.00 до 16.00 часов, не позже. Журналисты не любят задерживаться на работе допоздна, а у телевизионщиков на повестке дня вечерний выпуск новостей, до которого нужно успеть смонтировать материал. События предопределяют место проведения пресс-конференций и подразделяют на несколько видов. Оперативные пресс-конференции проводят в срочном порядке, на месте событий или происшествий, например вслед за подведением итогов голосования, по окончании переговоров и т.д. Специально оговаривается неофициальный характер подобных пресс-конференций, так как последующие заявления, разъяснения организаторов уточняют трактовку события, дополняют ее новыми фактами, подробностями, включают анализ ситуации. Регулярные пресс-конференции организуются в предварительно объявленное время в специально приспособленных для встречи помещениях (пресс-клубы, конференц-залы, дома и клубы журналистов, пресс-центры и т.д.). Помещения для пресс-конференций выбираются по тем же критериям, что и учебные аудитории. Они имеют стационарное оборудование, обеспечивающее оптимальный режим диалога журналистов с устроителями пресс-конференций: — микрофоны на столе и в зале; — ТВ-камеры, осветительные приборы; — телефонную связь; — технические службы (машбюро, фотолаборатории); — систему синхронного перевода; — службы аккредитации; — службу безопасности, пожарную охрану, медпункт, буфет, киоск. Лучше, чтобы конференция проводилась не в большом зале, а в помещении, где ведущий и выступающие легко могли бы держать в поле зрения всех присутствующих. На входе в здание вывешивают объявление, а между входной дверью и местом проведения пресс-конференции размещают указатели — «Пресс-конференция», «Гардероб» и т.п. На столе президиума ставят таблички с Ф.И.О. выступающих. Надписи должны быть повторены и с обратной стороны, чтобы выступающие без труда находили свое место за столом. Желательно, чтобы у каждого участника был персональный микрофон. На стене, за столом участников, следует повесить логотип организации (размер не меньше, чем 60 ж 80 см). Репетиция пресс-конференции необходима как для участников-новичков, впервые выходящих на встречу с журналистами, так и для профессионалов. Если предполагается ТВ-трансляция, выбирается режим освещения площадки, готовность средств связи, интерьер (со столом президиума), ракурсы съемок, микрофоны в зале и пр. Вопросы и ответы репетируются с участием статистов. Выступления на пресс-конференции готовятся заранее. Они или просто зачитываются, или произносятся в режиме импровизации по выученному наизусть тексту. Характер выступлений, их структура зависят от целей пресс-конференции. Основные этапы проведения пресс-конференции: — встреча и регистрация прибывших журналистов; — открытие, представление устроителей пресс-конференции; — вступительное слово ведущего; — выступления, информационные сообщения основных участников; — вопросы журналистов и ответы на них; — краткое заключительное слово ведущего и закрытие. Встреча прибывших на пресс-конференцию — важнейший момент. В группу по приему и регистрации журналистов и гостей назначаются самые опытные и коммуникабельные сотрудники. Группа размещается за столом с надписью «Регистрация» у входа. Обязанности группы встречи: — поприветствовать пришедшего; — попросить его представиться и сделать отметку о явке в заранее подготовленном списке приглашенных; — выдать комплект информационных материалов — так называемый пресс-кит. Он представляет собой папку, в которую вложены пресс-релиз, дополнительные материалы (например, тексты выступлений: информационный листок об официальных лицах, которые будут выступать; фотографии, копии предыдущих статей), рекламные буклеты и брошюры; визитная карточка сотрудника фирмы, отвечающего за связи с общественностью и прессой, а также представительские сувениры, украшенные символикой организации: блокнот, ручка, календарь, наклейка, зажигалка и т.п.; — представить (при необходимости) пришедшего журналиста ответственному за проведение пресс-конференции или представителю руководства организации; — указать дорогу в конференц-зал и гардероб. На пресс-конференции обязателен ведущий (модератор — в практике связей с общественностью зарубежных стран). Как правило, пресс-конференцию ведет пресс-секретарь или ответственный за мероприятие сотрудник пресс-центра либо агентства по связям с общественностью. Его роль не сводится к объявлению выступающих и предоставлению слова журналистам для вопросов. Ведущий может прервать выступающего или задающего вопрос; попросить уточнить сказанное; указать журналисту на то, что ответ на заданный вопрос уже содержится в раздаточных материалах; дать пояснения, резюмировать; пресечь провокационные или недоброжелательные вопросы и т.д. Обязанность ведущего — вовремя сглаживать негативные впечатления от оплошностей, случайно допущенных руководством или сотрудниками организации во время пресс-конференции. Какое количество людей, включая ведущего, должно сидеть в президиуме пресс-конференции? Практика показывает, что наилучший вариант — от трех до пяти человек. Большое количество сидящих в президиуме психологически давит. Пустой зал не настраивает на деловой лад. Если присутствующих совсем мало, стоит на время пресс-конференции посадить в зал некое количество сотрудников фирмы или членов общественной организации. Не следует допускать часто встречающуюся ошибку — приглашать на пресс-конференцию значимую личность, не имеющую к теме мероприятия никакого отношения. Стоит подумать об отзывах СМИ, которые желают получить организаторы пресс-конференции. Материалы могут быть самые разные. В первую очередь — не по теме пресс-конференции, а по итогам общения с мэром, заезжей звездой и т.д. Начинать пресс-конференцию ровно в назначенное время нецелесообразно, открытие должно состояться на 5—10 минут позже. За это время подойдут опоздавшие, которые есть всегда. Однако разрыв продолжительностью более 15 минут недопустим: аудитория начнет испытывать раздражение. Вступительное слово ведущего начинается со слов благодарности журналистам за то, что они пришли, оглашения темы пресс-конференции, представления выступающих, информации о порядке проведения и объявления, что на все мероприятие организаторы конференции планируют отнять у журналистов со- рок-пятьдесят минут. Это должно соответствовать действительности. После краткого вступительного слова ведущего следуют основные выступления, каждое из которых не должно быть длиннее 15, а лучше — 10 минут. Читать выступления по бумажке не стоит. Об искусстве публичного выступления можно говорить много. К сожалению, есть руководители, которым это искусство недоступно при всех их организаторских талантах. Лучше пусть выступит заместитель, который умеет адекватно держаться и достойно отвечать на вопросы. Совершенно очевидно, что «вопросная», т.е. импровизированная, часть пресс-конференции по мере возможности готовится заранее. Нельзя полагаться на случай. Вполне может возникнуть ситуация, когда после основных выступлений и предложения зада- 4 Современная пресс-служба 97 вать вопросы никаких вопросов не последует и в зале воцарится неловкое молчание. На такой случай среди журналистов или сотрудников должны быть «свои люди», которые и зададут заранее оговоренные вопросы. Часто используется следующий прием: «Перед пресс-конференцией (или: во время выступления) нам было передано несколько записок с вопросами...». Понятно, что вопросы могут быть и неожиданными, и «неудобными». Однако предугадать их, как правило, не сложно. Подготовка к пресс-конференции включает в себя составление списка возможных вопросов и ответов. Отвечающий должен владеть рядом приемов, позволяющих достойно ответить на любой нежелательный вопрос. Например: «Спасибо за вопрос. Проблема, о которой вы говорите, действительно существует. Но чтобы разобраться квалифицированно, нужно рассказать вот о чем...» Если пресс-конференция затягивается, ее следует прервать, даже если вопросы не иссякли. При затягивании конференции постепенно утрачивается ощущение ее солидности, внимание журналистов ослабевает, некоторые попросту уходят, не дожидаясь конца. После завершения пресс-конференции основные выступающие на какое-то время должны задержаться. Как правило, журналисты берут у них отдельные интервью, задают дополнительные вопросы. После закрытия пресс-конференции обычно проходит неофициальная часть, к примеру фуршет. Для докладчиков и руководителей компании-организатора фуршет — это время свободного, неформального общения с прессой. Именно при неформальном общении журналисты имеют возможность выяснить многие волнующие их вопросы, договориться о встречах и интервью, узнать компетентные мнения специалистов. Беседы во время фуршета иногда оказываются полезнее, чем сама пресс-конференция. Наконец, все закончилось, гости разошлись, организаторы могут облегченно вздохнуть. Настал момент задуматься о том, насколько состав выступавших и тематика соответствовали запланированным. Очень важно по «горячим следам» подготовить и разослать уточненный пресс-релиз, чтобы журналисты могли воспользоваться им в своей работе. Часто журналистам обещают, что им пришлют сведения о составе участников, количестве докладов и т. п. После этого организаторы отправляются отдыхать и спустя некоторое время вспоминают о своих обещаниях. Но пресса, которая ждать не может, уже опубликовала заметки своих корреспондентов и к этой теме уже не вернется. Остановимся подробнее на информационном обслуживании Пресс-конференций. Рассмотрим, что может входить в информационный пакет документов и материалов. Тематическое досье — это и есть информационный пакет материалов. В него организаторы пресс-конференции включают: — пресс-релиз; — тематические обзоры печати по теме пресс-конференции; — справочные материалы (хроника событий, статистика и т.п.); — официальные документы, относящиеся к теме; — комментарии экспертов; — особые мнения, заявления участников, включенные устроителями конференции в папку материалов. Папка с логотипом организации более всего подходит для формирования информационного пакета документов и вручается журналистам в зале пресс-конференции либо рассылается в редакции аккредитованным журналистам, не сумевшим прийти на встречу с организаторами. Пресс-службы и пресс-центры готовят для журналистов ряд информационных материалов, связанных с темой пресс-конференции. Эти документы соединяются в папке информационного пакета документов или предлагаются участникам. Сюда относятся: Заявление для печати пресс-секретаря, руководителей государственных организаций, политических лидеров. Оно определяет позицию, точку зрения на событие, содержит оценку других заявлений, документов. Обращение лидеров организаций, участников общественных движений, митингов и пр. — обращает внимание журналистов на новые проблемы и аспекты традиционных отношений. Опровержение публикуется вслед за оглашением заявлений, неверно толкующих позицию, точку зрения, ход рассуждений представителей организации, где накануне проводилась пресс- конференция. Информационный бюллетень содержит изложение (перечисление) главных событий в деятельности организации, проводящей пресс-конференцию. Его объем лимитируется потоком новостей. По периодичности подготовки бюллетень может выходить ежедневно или каждую неделю. По адресной направленности предназначается журналистам внутри страны (города), представителям зарубежных СМИ, региональным изданиям и т.п. Экспресс-обзоры печати, выступлений по ТВ и радио носят аналитический характер. Специалисты (эксперты) прослеживают по материалам СМИ причины и тенденции развития той или иной общественной проблемы, высказывают прогноз дальнейшего хода событий, определяют возможные последствия проблемной ситуации. Досье проблемы, как правило, носит тематический характер. В простейшем виде это подборка материалов прессы (газетных вырезок по определенному вопросу). Досье позволяет проследить в динамике позицию организаций, редакций СМИ относительно какой-либо социальной проблемы. Бэкграунд содержит материалы, отражающие происхождение актуальной проблемы (детали, относящиеся к началу всей истории вопроса, подробности ситуации, краткий исторический экскурс развития проблемы, биографические данные главных участников событий, документы, свидетельства и т.п.). Коммюнике предлагается журналистам на пресс-конференциях, проводимых правительственными структурами. Это официальное сообщение правительства о международных соглашениях, переговорах, договорах, визитах официальных представителей и т.п. Коммюнике появляется как один из итоговых документов перечисленных мероприятий. Оно публикуется в официальных изданиях, упоминается в официа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.015 с.) |