Правовые основы деятельности пресс-служб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы деятельности пресс-служб



7.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

7.2. АККРЕДИТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ

7.3. АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ СМИ

7.1. Правовое обеспечение средств массовой информации

В основе правового регулирования современной российской журналистики лежат нормы, определенные Конституцией РФ. Именно Конституцией закреплено право каждого гражданина РФ искать и распространять информацию, т.е. «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», любым законным способом. Со­гласно ст. 24 Конституции РФ государственные органы, общест­венные организации и органы местного самоуправления обязаны своевременно и в полном объеме предоставлять гражданину за­прашиваемую информацию, если иное не предусмотрено зако­ном. Право производить и распространять информацию, зало­женное в главном нормативном документе РФ, представляет со­бой творческий процесс по созданию информации в любой форме и способствует свободному ее распространению, в том числе с по­мощью различных технических средств.

Статья 13 Конституции РФ обеспечивает недопустимость идеологической ангажированности СМИ. Тем самым признается идеологическое многообразие и налагается запрет узаконивания какой-либо идеологии в качестве государственной или обязатель­ной. Статья 29 п. 1 гарантирует любому гражданину РФ свободу мысли и слова, а в п. 5 той же статьи провозглашается свобода средств массовой информации и запрет цензуры. При этом п. 2 ст. 29 устанавливает запрет на распространение вредной для об-

Глава 7. Правовые основы деятельности пресс-служб

у-------------------------------------------------------------------------------------------------------

шества информации: не допускается агитация или пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную либо рели­гиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда со­циального, расового, национального или языкового превосходст­ва.

Особое внимание в Конституции РФ уделено экологической информации. Так, в ст. 42 акцентировано, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную среду обитания, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, последо­вавшего в результате экологического правонарушения.

Еще одним важным моментом, определенным в Конституции РФ, является проблема распространения правовой информации. Согласно п. 3 ст. 15 все законы страны должны официально пуб­ликоваться. Неопубликованные законы не действуют. В этой ста­тье говорится и о необходимости обязательного доведения до све­дения граждан нормативных документов, которые затрагивают их права, свободы и обязанности.

Законы, регулирующие деятельность средств массовой ин­формации, строятся на общеправовых принципах, отражающих сущность, назначение, главные свойства и особенности информа­ционного процесса в современной России. Принципы законно­сти, соблюдения прав человека и гражданина, равенства всех пе­ред законом и судом, социальной справедливости, единства юри­дических прав и обязанностей, независимости судебной власти распространяют свое действие и на сферу массовой информации.

Правовые принципы обязательны для всех участников право­отношений, их соблюдение гарантирует эффективность соблюде­ния государством прав и свобод человека и гражданина, а также собственных интересов.

Современное российское законодательство в сфере массовой информации базируется на ряде основополагающих принципов:

1) принцип свободы массовой информации;

2) принцип баланса интересов;

3) принцип невмешательства в деятельность СМИ;

4) принцип приоритета договорных отношений;

5) принцип судебного разрешения споров;

6) принцип идеологического разнообразия.

Следование этим принципам позволяет предоставлять гражда­нам РФ актуальную информацию, поддерживает культурное мно­гообразие и способствует развитию демократических процессов в российском обществе.


«Первой ласточкой» в деле регулирования общественных от­ношений, связанных со СМИ, стал Закон СССР «О печати и дру­гих средствах массовой информации», принятый 12 июня 1990 го­да. А 27 декабря 1991 года принят Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации», который опреде­лил пределы государственного вмешательства в профессиональ­ную деятельность СМИ, гарантировав широкие границы свободы средствам массовой информации.

Ключевая норма, определяющая структуру современного за­конодательства о СМИ, содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой инфор­мации». В данной статье закреплена важная норма о том, что лю­бой акт федерального законодательства о средствах массовой ин­формации должен издаваться в соответствии с Законом «О сред­ствах массовой информации». Таким образом, ст. 5 Закона РФ «О средствах массовой информации» играет структурообразую­щую роль и определяет механизм протекания всех информацион­ных процессов на территории РФ. Закон о СМИ объединил раз­личные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняющих по своему назначению норм, регулирующих совокупность общественных отношений, возникающих в процес­се организации и функционирования СМИ.

Структура действующего Закона о СМИ выстроена согласно его концепции, от общего к частному, от общих положений к их конкретизации в правовом статусе субъектов правоотношений и далее — к вопросам возложения ответственности за нарушение за­кона. Очередность глав определена исходя из последовательности возникающих правоотношений. Первая глава этого Закона дает общие положения исходя из гарантируемой законодательством свободы слова. Так в ст. 1 гл. 1 говорится: «В Российской Федера­ции поиск, получение, производство и распространение массовой ин­формации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хра­нение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничени­ям, за исключением предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации о средствах массовой информации». Также первая глава вводит основные понятия, касающиеся информационной сферы, и, что очень важно, подчеркивает в ст. 4 недопустимость цензуры: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных /ШЦ, государственных органов, организаций, учреждений или обще­ственных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является авто­ром или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распро­странение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допус­кается. Создание и финансирование организаций, учреждений, орга­нов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается». Та­ким образом, данный Закон регулирует право средств массовой Информации на получение и распространение информации без каких-либо ограничений. Учредителем средства массовой инфор­мации может быть любой гражданин, объединение граждан, орга­низация или государственный орган. Исключение составляют ли­ца, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, находящиеся в местах лишения свободы, либо граждане, признанные недееспо­собными по решению суда. Регистрация СМИ осуществляется либо Федеральной службой по надзору за соблюдением законода­тельства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, либо в его территориальных органах (для региональных и муниципальных СМИ). Запрос о регистрации рассматривается в течение месяца, по окончании которого СМИ либо регистрирует­ся, либо учредитель получает отказ в его регистрации. Если учре­дитель не выпустил СМИ в течение одного года со дня получения регистрации, оно аннулируется. Уже зарегистрированное СМИ не может быть зарегистрировано повторно. Если это произошло, то законной признается первая по дате регистрация.

Необходимо отметить, что в ряде случаев регистрация СМИ не требуется. К ним относятся:

1) средства массовой информации, учреждаемые органами го­сударственной власти исключительно для публикации в них офи­циальных сообщений и материалов, а также нормативных и иных актов;

2) СМИ органов местного самоуправления, создающиеся с вышеуказанными целями;

3) печатные издания, имеющие тираж менее 1000 экземпля­ров;

4) радио- и телепрограммы, транслируемые по кабельным се­тям на территории одного государственного учреждения, учебно­го заведения, промышленного предприятия, где численность або­нентов не более 10 человек;

5) аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи ти­ражом не более 10 экземпляров.


Отказать в регистрации средства массовой информации соот­ветствующие органы власти могут только в случаях, если:

• заявление подано от имени тех, кто не может являться учре­дителями согласно ст.7;

• данные, указанные в регистрационном заявлении, не соот­ветствуют действительности;

• название, примерная тематика, специализация СМИ явля­ются злоупотреблением свободой массовой информации в соот­ветствии с ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ;

• СМИ с аналогичным названием и формой распространения уже зарегистрировано.

Третья глава рассматривает вопросы и порядок распростране­ния массовой информации. Так, ст. 25 гл. 3 акцентирует: «Воспре­пятствование осуществляемому на законном основании распростра­нению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается. Распростра­нение продукции средства массовой информации считается коммер­ческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бес­платно» и не может быть предметом коммерческого распростране­ния. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продук­ции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических пе­чатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением преду­смотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража пе­риодических печатных изданий в местах, не являющихся общедос­тупными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имущест­вом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространите­лем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных этим Законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда».


Необходимо отметить, что в России под распространением средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или 156 видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (веща­ние), демонстрация кинохроникальных программ.

Распространение средств массовой информации должно быть Законным. Согласно абз. 1 ст. 25 Закона о СМИ запрещается вос­препятствование такому распространению со стороны граждан, их объединений, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов. Следовательно, для за­конного распространения необходимо выполнение целого ряда условий: разрешения главного редактора на выход в свет (в эфир) (ет. 26), указания выходных данных (ст. 27), соблюдение в первую очередь процедур регистрации СМИ, лицензирования, соблюде­ния норм закона об авторском праве и смежных правах и т.д.

Существуют три основных способа распространения СМИ:

1) введение в гражданский оборот периодических печатных изданий;

2) введение в гражданский оборот аудио- или видеозаписей программ; передача в эфир радио- и телепрограмм;

3) публичное исполнение кинохроникальных программ; пере­дача по кабелю для всеобщего сведения массовой информации[1].

Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, изготовление копий видео- и кинопродукции с целью их дальней­шего безвозмездного распространения не относятся к распростра­нению средств массовой информации и подпадают под действие Закона «Об авторских и смежных правах».

Серьезной проблемной зоной в системе розничного распро­странения печатных изданий является установление непомерно высокой платы за выкладку СМИ на полки с печатной продукци­ей. Это в ряде случаев приводит к монополистической ситуации, когда какой-то один журнал постоянно присутствует в определен­ном магазине или киоске, а другой — нет. Чтобы скорректировать такую ситуацию и избежать монополизации в системе распро­странения печатных средств массовой информации, действую­щий Закон о СМИ в ст. 25 вводит норму о недопустимости огра­ничения розничной продажи периодических печатных изданий, кроме тех, что установлены данным Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющих­ся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отноше­нии которых собственником или лицом, уполномоченным управ­лять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

Крайне важной с точки зрения развития гражданского обще­ства и социального государства стала норма, прописанная в абз. 2 ст. 28 Закона о СМИ. Она регламентирует тот факт, что уничтоже­ние тиража или его части допускается не иначе как по вступивше­му в законную силу решению суда. Говоря о формировании систе­мы распространения печатных СМИ, необходимо отметить, что развитие Интернета привело к возникновению огромного количе­ства онлайн-версий печатных СМИ, которые по Закону рассмат­риваются как самостоятельные СМИ. Очевидно, что необходимо дополнить Закон о СМИ нормой о том, что электронная версия периодического печатного издания является одним из способов его распространения и не требует ее отдельной регистрации в ка­честве самостоятельного СМИ при условии уведомления регист­рирующего органа о распространении такой версии.

Свобода массовой информации согласно постулатам, зало­женным в Законе о СМИ, считается главным принципом функ­ционирования печати, радио, телевидения в правовом государст­ве. Она является обязательным элементом построения социально­го государства в Российской Федерации и необходимым условием обеспечения граждан и объединений полной, своевременной и разнообразной информацией. Тем не менее свобода массовой ин­формации всегда имеет как юридические (заложенные в Законе о СМИ), так и моральные (определяемые общественными органи­зациями) ограничения.

В российском Законе о СМИ содержится ряд ограничений свободы массовой информации, продиктованных:

• необходимостью соблюдения государственной тайны;

• принципом невмешательства в частную жизнь;

• обязанностью уважения прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 «Обязанности журна­листа»); ст. 51 провозглашает недопустимость злоупотребления правами журналиста;

• необходимостью соблюдать принцип равноправия человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.п.

Глава 4 Закона посвящена важнейшим вопросам отношения СМИ с гражданами и организациями. Статья 38 закрепляет право граждан на оперативное получение через СМИ объективной ин­формации о деятельности государственных органов и организа­ций, общественных объединений и должностных лиц. Также За­коном устанавливается право редакции запрашивать любую ин­формацию как в устном, так и письменном виде. Информация Предоставляется либо должностными лицами, либо сотрудниками Пресс-служб. В предоставлении информации согласно действую­щему Закону может быть отказано в следующих случаях:

1) информация неотделима от сведений, представляющих го­сударственную тайну;

2) информация является коммерческой тайной;

3) информация представляет собой охраняемую законом тайну.

В таких ситуациях лицо, запрашивающее информацию, полу­чает уведомление об отказе в получении информации, в котором указываются причины отказа, должностное лицо, принявшее ре­шение об отказе, и дата отказа. Также данным Законом обеспечи­ваются конфиденциальность информации (ст. 41) и соблюдение авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную ин­формационную собственность.

Закон о СМИ определяет права и обязанности журналиста, регулирует международное сотрудничество в сфере массовой ин­формации, устанавливает меры контроля за соблюдением законо­дательства и ответственность за нарушения законодательства о СМИ.

Закон о СМИ сыграл ключевую роль в формировании таких институтов правового регулирования в сфере массовой информа­ции, как институт учредительства, институт собственности на СМИ, институт названия СМИ, институт приостановления и пре­кращения деятельности СМИ, институт защиты источника ин­формации, институт права на опровержение и ответ, институт особого правового статуса журналиста, институт права на инфор­мацию и т.п.

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых различны­ми законами и правовыми актами, являются механизмы правовой ответственности за нарушение законодательства о средствах мас­совой информации. В настоящее время право получать и распро­странять информацию заключено в достаточно мягкие рамки. В некоторых случаях это приводит к злоупотреблению свободой слова. Здесь уместно вспомнить ситуацию в США, которая нача­лась в 1999 году, а завершилась лишь в 2006-м. В доме одного из известных американских бизнесменов была найдена его убитая дочь, которой только исполнилось 6 лет. Девочка была очень кра­сивой, побеждала в детских конкурсах красоты и была любимицей семьи. Расследование преступления длилось несколько лет. Не­смотря на действующее в США законодательство, регламенти­рующее деятельность СМИ, факты, касающиеся расследования, постоянно предавались огласке. По одной из версий убийцей был отец девочки. Как только эта информация попала в журналы и га­зеты, на семью обрушился поток негодующих писем. Брат девоч­ки не смог продолжать учебу в местной школе, семья несколько раз переезжала с места на место. Спустя семь лет истинный убий­ца был найден, но ущерб, нанесенный и без того пострадавшей семье, уже не мог быть восполнен.

Российское законодательство регламентирует ответственность за нарушение законодательства о СМИ целым рядом законода­тельных актов. Основными вопросами, которые они рассматрива­ют, являются:

1) злоупотребление свободой массовой информации, ущемле­ние свободы массовой информации и иные нарушения;

2) злоупотребление правами журналиста;

3) проблемы совершенствования механизмов правовой ответ­ственности в сфере массовой информации.

Традиционно российское законодательство о СМИ проводит различие между тремя группами нарушений законодательства о СМИ: злоупотребление свободой массовой информации, ущемле­ние свободы массовой информации, иные нарушения законода­тельства о СМИ.

Ущемление свободы массовой информации связано с воспре­пятствованием осуществлению профессиональной деятельности представителями СМИ. Ущемление может проявляться в установ­лении цензуры, в активном вмешательстве владельца в работу ре­дакции, в непредоставлении информации органами государствен­ной власти, в косвенном воздействии органов власти на работу СМИ (например, в различных административных проверках дея­тельности средства массовой информации).

Правонарушения, обозначаемые как «иные нарушения» зако­нодательства о СМИ, образуют блок правонарушений, связанный с нарушением порядка организации и технологии подготовки и выпуска СМИ.

Статья 58 Закона о СМИ содержит перечень действий, кото­рые можно оценить как ущемление свободы массовой информа­ции. К ним относятся:

1) осуществление цензуры;

2) вмешательство в деятельность и нарушение профессиональ­ной самостоятельности редакции;

3) незаконное прекращение либо приостановление деятельно­сти средства массовой информации и др.


Согласно ст. 144 Уголовного кодекса РФ преступлением явля­ется воспрепятствование законной профессиональной деятельно­сти журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации.

Законодательство о СМИ относит к злоупотреблению свобо­дой средств массовой информации использование профессио­нальных прав журналиста, которое нацелено на:

• сокрытие или фальсификацию общественно значимых све­дений;

• распространение слухов под видом достоверных сообщений;

• сбор информации в пользу постороннего лица или органи­зации, не являющейся средством массовой информации.

Кроме того, журналисту запрещено использовать свое право на:

• распространение клеветнических сведений о гражданине или отдельных категориях граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, язы­ка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями (ч. 2, ст. 51 Конституции РФ);

• нарушение правил распространения материалов, подготов­ленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (ст. 50), а также несоблюдение обязанностей журна­листа (ст. 49).

Закон не запрещает распространять слухи как таковые, он лишь указывает на недопустимость их распространения под ви­дом достоверной информации. Однако при условии, если недос­товерные сведения являются порочащими, распространение тако­го рода информации может повлечь ответственность редакции СМИ, журналиста и автора распространенного материала, сооб­щения. Точно так же умышленное распространение слухов под видом достоверной информации в некоторых случаях может ква­лифицироваться как пособничество в форме предоставления ин­формации (п. 5 ст. 33 УК РФ). Не допускается использование ус­тановленных Законом о СМИ прав журналиста в целях сбора ин­формации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся редакцией средства массовой информации.

В целях реализации указанной нормы Конституции РФ Судеб­ная палата по информационным спорам при Президенте Россий­ской Федерации (1993—2000) стремилась сформулировать правила, которые запрещают пропаганду межнациональной розни:

б Современная пресс-служба 161


а) переводить характер вооруженного противостояния в плос­кость межнациональной вражды, формировать устойчивый нега­тивный стереотип в отношении целого этноса;

б) целенаправленно формировать чувства превосходства одно­го этноса над другими;

в) апеллировать в предвыборной агитации к национальным предрассудкам;

г) в публикациях о преступлениях акцентировать внимание на национальности преступников либо их жертв, поскольку это фор­мирует необъективное и неполное представление об истинных причинах преступности.

7.2. Аккредитация журналистов

Аккредитация журналистов неотъемлемо связана с правом граждан на получение информации. В переводе с латинского acredere означает оказывать доверие. Термин «аккредитация» при­шел в журналистику из международного права. Получение аккре­дитации наряду с вручением верительных грамот означало про­цедуру назначения представителя страны в дипломатической мис­сии, располагающейся в другой стране, а также процедуру представления журналистов при международных организациях. Затем это слово вошло в повседневную практику и стало обозна­чать право журналистов на получение той или иной информации. В Законе о средствах массовой информации вопросу аккредита­ции посвящена специальная статья. Согласно ст. 48 Закона о СМИ редакция имеет право подать заявку в государственный ор­ган, организацию, учреждение, орган общественного объедине­ния на аккредитацию при них своих журналистов. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона о СМИ и правил аккредитации, утверждаемых аккреди­тующими субъектами.

Аккредитуются журналисты по установленным редакциями правилам. Обычно по телефону или по факсу направляется спи­сок журналистов, фоторепортеров, операторов, которые по зада­нию редакции должны осветить мероприятие. Главная задача ак­кредитации состоит в регламентации взаимоотношений СМИ с организациями, являющимися источниками информации, созда­нии условий для эффективной работы журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутст­вовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением слу­чаев, когда было принято решение о проведении закрытого засе­дания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозапи­си, фото- и киносъемки.

Как отмечалось выше, ст. 48 Закона о СМИ предоставляет всем государственным, политическим, общественным организа­циям право самостоятельно устанавливать свои правила аккреди­тации. Они призваны определять порядок аккредитации предста­вителей средств массовой информации, права и обязанности жур­налистов, основные направления работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий обес­печения их информацией о деятельности аккредитующей органи­зации; соответствовать российскому законодательству, не всту­пать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепри­знанными принципами и нормами международного права, Законом о СМИ. Они не могут противоречить нормам, обладаю­щим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов. К сожалению, в Законе о СМИ не прописаны правила аккредитации журналистов. Это в ряде случаев приводит к тому, что журналистов лишают права по­лучить ту или иную информацию. Как правило, это происходит в том случае, если ранее средством массовой информации был опубликован резкий, неприятный материал. Также часто сотруд­ники пресс-службы отказывают в аккредитации, опасаясь появ­ления негативной информации. В 1994 году теоретическая кон­ференция «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?» разра­ботала общие рекомендации пресс-службам о составлении Положений об аккредитации. Конференция проходила по ини­циативе Фонда защиты гласности и Оргкомитета Ассоциации пресс-служб России при поддержке ряда общественных творче­ских и профессиональных организаций. Выработанные конфе­ренцией рекомендации, в частности, содержали следующие пред­ложения относительно аккредитации журналистов.

1. Правила об аккредитации не должны противоречить ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой инфор­мации, а также законодательству о СМИ.

2. Общие положения документа должны определять:

а) лиц, имеющих право на аккредитацию;

б) срок, на который оформляется аккредитация;

в) виды аккредитации;

г) квотирование мест, выделенных для прессы;

д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмот­рения;

е) должностное лицо, принимающее решение об аккредита­ции.

3. Права аккредитованных журналистов.

4. Обязанности аккредитованных журналистов.

5. Основания для приостановления, лишения, отказа в аккре­дитации.

6. Порядок лишения и отказа в аккредитации.

К сожалению, перечисленные положения не получили зако­нодательного закрепления и широкого распространения. Хотя грамотно составленные Правила об аккредитации и строгое их со­блюдение журналистами и пресс-службами организаций могут помочь избежать конфликтных ситуаций и необходимости обра­щения той или другой стороны с исками в народный суд и жало­бами в Судебную палату по информационным спорам.

Если государственные органы отказывают в аккредитации, то журналисты могут аппелировать к ст. 47 п. 2 Закона о СМИ. Со­гласно данной статье они имеют право посещать государственные органы; производить записи, в том числе и с использованием средств аудио-, кино- и фотосъемки. Аккредитованным при госу­дарственных органах власти журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях, брифингах, пресс-конференциях и иных мероприятиях, проводимых аккре­дитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом на государственный орган власти, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность сообщать о проведении та­ких заседаний и мероприятий и предоставлять по их окончании соответствующие информационные материалы.

В том случае, если аккредитация при каком-либо государст­венном или общественном органе не предусмотрена, журналист вправе свободно посещать все открытые заседания по предъявле­нии редакционного удостоверения или иного документа, подтвер­ждающего его статус. Это связано с тем, что согласно ст. 38 Зако­на о СМИ, ст. 12 Федерального закона «Об информации, инфор­матизации и защите информации» предоставление сведений о деятельности администрации государственного или общественно­го органа является для нее не правом, а обязанностью. Таким об­разом, препятствование журналисту в посещении открытых засе­даний государственных органов представляет собой не только на­рушение прав журналиста, закрепленных в ст. 1 и 47 Закона о СМИ, но и ограничение прав граждан, закрепленных в ст. 29 и 32 Конституции РФ.

В соответствии с конституционным принципом свободы мас­совой информации российское законодательство обеспечивает журналистам возможность свободного получения информации. Помимо прав, закрепленных ст. 47 Закона о СМИ, аккредитован­ные журналисты получают дополнительные права на своевремен­ное получение всех необходимых сведений. В упомянутых выше рекомендациях дан примерный перечень прав аккредитованных журналистов. К их числу отнесены возможности:

• заблаговременно получать информацию о предстоящих за­седаниях, совещаниях и других мероприятиях;

• присутствовать на проводимых мероприятиях, работать во время проведения открытых мероприятий в залах заседаний или специально оборудованных помещениях пресс-службы;

• пользоваться городским телефоном для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений;

• получать оперативную официальную информацию;

• получать официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы и другие документы;

• знакомиться с предназначенными для публикации инфор­мационно-справочными материалами;

• получать дополнительную информацию (комментарии или разъяснения);

• посещать пресс-конференции, брифинги и иные мероприя­тия, предназначенные специально для прессы;

• использовать в установленном порядке материалы архива;

• пользоваться содействием пресс-службы в проведении встреч и бесед с руководителями и сотрудниками организации, депутатами. Аккредитация журналиста при органе или организа­ции является основанием для его работы во всех структурных под­разделениях соответствующего органа или организации, если

. Правилами аккредитации не установлено иное;

• по аккредитационному удостоверению свободно проходить в учреждение, при котором аккредитован журналист.

Все это в совокупности облегчает получение необходимой ин­формации, экономит уйму времени и повышает эффективность труда журналиста.

Однако помимо прав аккредитация налагает на журналистов серьезные обязанности. Так, в соответствии со ст. 49 Закона о СМИ «журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, о ссылках на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее ис­точника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необ­ходимо для защиты общественных интересов) на распростране­ние в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представите­лей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, ки- но- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных ис­ках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редак­цией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушени­ем закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной дея­тельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агита­ции, агитации по вопросам референдума при осуществлении про­фессиональной деятельности».

Кроме того, на аккредитованного журналиста (в связи с рас­ширением его прав) возлагается ряд дополнительных обязанно­стей, предусмотренных Правилами аккредитации. В предло­женных конференцией «Пресс-секретарь — чиновник или жур­налист?» рекомендациях указывалось, что аккредитованный журналист должен:

• соблюдать правила внутреннего распорядка работы органи­зации;

• не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присут­ствует (если оно не организовано специально для прессы);

• соблюдать правила, которые определены для особых меро­приятий;

• соблюдать порядок организации персональных встреч и бе­сед с руководителями и сотрудниками.

Важно, чтобы эти обязанности не вводили дополнительных ограничений прав журналистов, а касались лишь уточнений, свя­занных с выполнением правил внутреннего распорядка аккреди­тующей организации.

В ряде случаев аккредитация может быть ограничена. Это за­фиксировано в Федеральном законе «Об информации, информа­тизации и защите информации», который, в частности, устанав­ливает в ст. 2, 10, 11, что персональные данные относятся к доку­ментированной информации с ограниченным доступом — конфиденциальной информации. Тем же правовым актом опреде­ляется и реализуется порядок обязательного предоставления ин­формации, относящейся к конфиденциальной.

Отказ в аккредитации прописан в ст. 48 Закона о СМИ и уста­навливает, что журналист может быть лишен аккредитации толь­ко в тех случаях, когда им или редакцией нарушены Правила ак­кредитации либо распространены не соответствующие действи­тельности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, что долж­но быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Иные основания, даже если они предусмотрены в Правилах аккредитации, не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов согласно ст. 1, 5 Закона о СМИ.

Решение об отказе в аккредитации аккредитующей организа­ции оформляется письменным документом с указанием должно­стного лица, принимающего решение, с основанием решения, со ссылкой на действующее Положение об аккредитации и законо­дательство о СМИ, порядком обжалования решения об отказе или лишении аккредитации. Для восстановления аккредитации следу­ет обращаться:

• к руководству аккредитующей организации;

• к вышестоящему руководству в порядке подчиненности;

• в органы прокуратуры;

• в суд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.119 с.)