Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы деятельности пресс-службСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 7.2. АККРЕДИТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ 7.3. АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ СМИ 7.1. Правовое обеспечение средств массовой информации В основе правового регулирования современной российской журналистики лежат нормы, определенные Конституцией РФ. Именно Конституцией закреплено право каждого гражданина РФ искать и распространять информацию, т.е. «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», любым законным способом. Согласно ст. 24 Конституции РФ государственные органы, общественные организации и органы местного самоуправления обязаны своевременно и в полном объеме предоставлять гражданину запрашиваемую информацию, если иное не предусмотрено законом. Право производить и распространять информацию, заложенное в главном нормативном документе РФ, представляет собой творческий процесс по созданию информации в любой форме и способствует свободному ее распространению, в том числе с помощью различных технических средств. Статья 13 Конституции РФ обеспечивает недопустимость идеологической ангажированности СМИ. Тем самым признается идеологическое многообразие и налагается запрет узаконивания какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Статья 29 п. 1 гарантирует любому гражданину РФ свободу мысли и слова, а в п. 5 той же статьи провозглашается свобода средств массовой информации и запрет цензуры. При этом п. 2 ст. 29 устанавливает запрет на распространение вредной для об- Глава 7. Правовые основы деятельности пресс-служб у------------------------------------------------------------------------------------------------------- шества информации: не допускается агитация или пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную либо религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства. Особое внимание в Конституции РФ уделено экологической информации. Так, в ст. 42 акцентировано, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную среду обитания, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, последовавшего в результате экологического правонарушения. Еще одним важным моментом, определенным в Конституции РФ, является проблема распространения правовой информации. Согласно п. 3 ст. 15 все законы страны должны официально публиковаться. Неопубликованные законы не действуют. В этой статье говорится и о необходимости обязательного доведения до сведения граждан нормативных документов, которые затрагивают их права, свободы и обязанности. Законы, регулирующие деятельность средств массовой информации, строятся на общеправовых принципах, отражающих сущность, назначение, главные свойства и особенности информационного процесса в современной России. Принципы законности, соблюдения прав человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, социальной справедливости, единства юридических прав и обязанностей, независимости судебной власти распространяют свое действие и на сферу массовой информации. Правовые принципы обязательны для всех участников правоотношений, их соблюдение гарантирует эффективность соблюдения государством прав и свобод человека и гражданина, а также собственных интересов. Современное российское законодательство в сфере массовой информации базируется на ряде основополагающих принципов: 1) принцип свободы массовой информации; 2) принцип баланса интересов; 3) принцип невмешательства в деятельность СМИ; 4) принцип приоритета договорных отношений; 5) принцип судебного разрешения споров; 6) принцип идеологического разнообразия. Следование этим принципам позволяет предоставлять гражданам РФ актуальную информацию, поддерживает культурное многообразие и способствует развитию демократических процессов в российском обществе. «Первой ласточкой» в деле регулирования общественных отношений, связанных со СМИ, стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый 12 июня 1990 года. А 27 декабря 1991 года принят Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации», который определил пределы государственного вмешательства в профессиональную деятельность СМИ, гарантировав широкие границы свободы средствам массовой информации. Ключевая норма, определяющая структуру современного законодательства о СМИ, содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». В данной статье закреплена важная норма о том, что любой акт федерального законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом «О средствах массовой информации». Таким образом, ст. 5 Закона РФ «О средствах массовой информации» играет структурообразующую роль и определяет механизм протекания всех информационных процессов на территории РФ. Закон о СМИ объединил различные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняющих по своему назначению норм, регулирующих совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования СМИ. Структура действующего Закона о СМИ выстроена согласно его концепции, от общего к частному, от общих положений к их конкретизации в правовом статусе субъектов правоотношений и далее — к вопросам возложения ответственности за нарушение закона. Очередность глав определена исходя из последовательности возникающих правоотношений. Первая глава этого Закона дает общие положения исходя из гарантируемой законодательством свободы слова. Так в ст. 1 гл. 1 говорится: «В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Также первая глава вводит основные понятия, касающиеся информационной сферы, и, что очень важно, подчеркивает в ст. 4 недопустимость цензуры: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных /ШЦ, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается». Таким образом, данный Закон регулирует право средств массовой Информации на получение и распространение информации без каких-либо ограничений. Учредителем средства массовой информации может быть любой гражданин, объединение граждан, организация или государственный орган. Исключение составляют лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, находящиеся в местах лишения свободы, либо граждане, признанные недееспособными по решению суда. Регистрация СМИ осуществляется либо Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, либо в его территориальных органах (для региональных и муниципальных СМИ). Запрос о регистрации рассматривается в течение месяца, по окончании которого СМИ либо регистрируется, либо учредитель получает отказ в его регистрации. Если учредитель не выпустил СМИ в течение одного года со дня получения регистрации, оно аннулируется. Уже зарегистрированное СМИ не может быть зарегистрировано повторно. Если это произошло, то законной признается первая по дате регистрация. Необходимо отметить, что в ряде случаев регистрация СМИ не требуется. К ним относятся: 1) средства массовой информации, учреждаемые органами государственной власти исключительно для публикации в них официальных сообщений и материалов, а также нормативных и иных актов; 2) СМИ органов местного самоуправления, создающиеся с вышеуказанными целями; 3) печатные издания, имеющие тираж менее 1000 экземпляров; 4) радио- и телепрограммы, транслируемые по кабельным сетям на территории одного государственного учреждения, учебного заведения, промышленного предприятия, где численность абонентов не более 10 человек; 5) аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров. Отказать в регистрации средства массовой информации соответствующие органы власти могут только в случаях, если: • заявление подано от имени тех, кто не может являться учредителями согласно ст.7; • данные, указанные в регистрационном заявлении, не соответствуют действительности; • название, примерная тематика, специализация СМИ являются злоупотреблением свободой массовой информации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ; • СМИ с аналогичным названием и формой распространения уже зарегистрировано. Третья глава рассматривает вопросы и порядок распространения массовой информации. Так, ст. 25 гл. 3 акцентирует: «Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных этим Законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда». Необходимо отметить, что в России под распространением средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или 156 видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Распространение средств массовой информации должно быть Законным. Согласно абз. 1 ст. 25 Закона о СМИ запрещается воспрепятствование такому распространению со стороны граждан, их объединений, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов. Следовательно, для законного распространения необходимо выполнение целого ряда условий: разрешения главного редактора на выход в свет (в эфир) (ет. 26), указания выходных данных (ст. 27), соблюдение в первую очередь процедур регистрации СМИ, лицензирования, соблюдения норм закона об авторском праве и смежных правах и т.д. Существуют три основных способа распространения СМИ: 1) введение в гражданский оборот периодических печатных изданий; 2) введение в гражданский оборот аудио- или видеозаписей программ; передача в эфир радио- и телепрограмм; 3) публичное исполнение кинохроникальных программ; передача по кабелю для всеобщего сведения массовой информации[1]. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, изготовление копий видео- и кинопродукции с целью их дальнейшего безвозмездного распространения не относятся к распространению средств массовой информации и подпадают под действие Закона «Об авторских и смежных правах». Серьезной проблемной зоной в системе розничного распространения печатных изданий является установление непомерно высокой платы за выкладку СМИ на полки с печатной продукцией. Это в ряде случаев приводит к монополистической ситуации, когда какой-то один журнал постоянно присутствует в определенном магазине или киоске, а другой — нет. Чтобы скорректировать такую ситуацию и избежать монополизации в системе распространения печатных средств массовой информации, действующий Закон о СМИ в ст. 25 вводит норму о недопустимости ограничения розничной продажи периодических печатных изданий, кроме тех, что установлены данным Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц. Крайне важной с точки зрения развития гражданского общества и социального государства стала норма, прописанная в абз. 2 ст. 28 Закона о СМИ. Она регламентирует тот факт, что уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в законную силу решению суда. Говоря о формировании системы распространения печатных СМИ, необходимо отметить, что развитие Интернета привело к возникновению огромного количества онлайн-версий печатных СМИ, которые по Закону рассматриваются как самостоятельные СМИ. Очевидно, что необходимо дополнить Закон о СМИ нормой о том, что электронная версия периодического печатного издания является одним из способов его распространения и не требует ее отдельной регистрации в качестве самостоятельного СМИ при условии уведомления регистрирующего органа о распространении такой версии. Свобода массовой информации согласно постулатам, заложенным в Законе о СМИ, считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является обязательным элементом построения социального государства в Российской Федерации и необходимым условием обеспечения граждан и объединений полной, своевременной и разнообразной информацией. Тем не менее свобода массовой информации всегда имеет как юридические (заложенные в Законе о СМИ), так и моральные (определяемые общественными организациями) ограничения. В российском Законе о СМИ содержится ряд ограничений свободы массовой информации, продиктованных: • необходимостью соблюдения государственной тайны; • принципом невмешательства в частную жизнь; • обязанностью уважения прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 «Обязанности журналиста»); ст. 51 провозглашает недопустимость злоупотребления правами журналиста; • необходимостью соблюдать принцип равноправия человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.п. Глава 4 Закона посвящена важнейшим вопросам отношения СМИ с гражданами и организациями. Статья 38 закрепляет право граждан на оперативное получение через СМИ объективной информации о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Также Законом устанавливается право редакции запрашивать любую информацию как в устном, так и письменном виде. Информация Предоставляется либо должностными лицами, либо сотрудниками Пресс-служб. В предоставлении информации согласно действующему Закону может быть отказано в следующих случаях: 1) информация неотделима от сведений, представляющих государственную тайну; 2) информация является коммерческой тайной; 3) информация представляет собой охраняемую законом тайну. В таких ситуациях лицо, запрашивающее информацию, получает уведомление об отказе в получении информации, в котором указываются причины отказа, должностное лицо, принявшее решение об отказе, и дата отказа. Также данным Законом обеспечиваются конфиденциальность информации (ст. 41) и соблюдение авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную информационную собственность. Закон о СМИ определяет права и обязанности журналиста, регулирует международное сотрудничество в сфере массовой информации, устанавливает меры контроля за соблюдением законодательства и ответственность за нарушения законодательства о СМИ. Закон о СМИ сыграл ключевую роль в формировании таких институтов правового регулирования в сфере массовой информации, как институт учредительства, институт собственности на СМИ, институт названия СМИ, институт приостановления и прекращения деятельности СМИ, институт защиты источника информации, институт права на опровержение и ответ, институт особого правового статуса журналиста, институт права на информацию и т.п. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых различными законами и правовыми актами, являются механизмы правовой ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации. В настоящее время право получать и распространять информацию заключено в достаточно мягкие рамки. В некоторых случаях это приводит к злоупотреблению свободой слова. Здесь уместно вспомнить ситуацию в США, которая началась в 1999 году, а завершилась лишь в 2006-м. В доме одного из известных американских бизнесменов была найдена его убитая дочь, которой только исполнилось 6 лет. Девочка была очень красивой, побеждала в детских конкурсах красоты и была любимицей семьи. Расследование преступления длилось несколько лет. Несмотря на действующее в США законодательство, регламентирующее деятельность СМИ, факты, касающиеся расследования, постоянно предавались огласке. По одной из версий убийцей был отец девочки. Как только эта информация попала в журналы и газеты, на семью обрушился поток негодующих писем. Брат девочки не смог продолжать учебу в местной школе, семья несколько раз переезжала с места на место. Спустя семь лет истинный убийца был найден, но ущерб, нанесенный и без того пострадавшей семье, уже не мог быть восполнен. Российское законодательство регламентирует ответственность за нарушение законодательства о СМИ целым рядом законодательных актов. Основными вопросами, которые они рассматривают, являются: 1) злоупотребление свободой массовой информации, ущемление свободы массовой информации и иные нарушения; 2) злоупотребление правами журналиста; 3) проблемы совершенствования механизмов правовой ответственности в сфере массовой информации. Традиционно российское законодательство о СМИ проводит различие между тремя группами нарушений законодательства о СМИ: злоупотребление свободой массовой информации, ущемление свободы массовой информации, иные нарушения законодательства о СМИ. Ущемление свободы массовой информации связано с воспрепятствованием осуществлению профессиональной деятельности представителями СМИ. Ущемление может проявляться в установлении цензуры, в активном вмешательстве владельца в работу редакции, в непредоставлении информации органами государственной власти, в косвенном воздействии органов власти на работу СМИ (например, в различных административных проверках деятельности средства массовой информации). Правонарушения, обозначаемые как «иные нарушения» законодательства о СМИ, образуют блок правонарушений, связанный с нарушением порядка организации и технологии подготовки и выпуска СМИ. Статья 58 Закона о СМИ содержит перечень действий, которые можно оценить как ущемление свободы массовой информации. К ним относятся: 1) осуществление цензуры; 2) вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; 3) незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации и др. Согласно ст. 144 Уголовного кодекса РФ преступлением является воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Законодательство о СМИ относит к злоупотреблению свободой средств массовой информации использование профессиональных прав журналиста, которое нацелено на: • сокрытие или фальсификацию общественно значимых сведений; • распространение слухов под видом достоверных сообщений; • сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Кроме того, журналисту запрещено использовать свое право на: • распространение клеветнических сведений о гражданине или отдельных категориях граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями (ч. 2, ст. 51 Конституции РФ); • нарушение правил распространения материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (ст. 50), а также несоблюдение обязанностей журналиста (ст. 49). Закон не запрещает распространять слухи как таковые, он лишь указывает на недопустимость их распространения под видом достоверной информации. Однако при условии, если недостоверные сведения являются порочащими, распространение такого рода информации может повлечь ответственность редакции СМИ, журналиста и автора распространенного материала, сообщения. Точно так же умышленное распространение слухов под видом достоверной информации в некоторых случаях может квалифицироваться как пособничество в форме предоставления информации (п. 5 ст. 33 УК РФ). Не допускается использование установленных Законом о СМИ прав журналиста в целях сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся редакцией средства массовой информации. В целях реализации указанной нормы Конституции РФ Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (1993—2000) стремилась сформулировать правила, которые запрещают пропаганду межнациональной розни: б Современная пресс-служба 161 а) переводить характер вооруженного противостояния в плоскость межнациональной вражды, формировать устойчивый негативный стереотип в отношении целого этноса; б) целенаправленно формировать чувства превосходства одного этноса над другими; в) апеллировать в предвыборной агитации к национальным предрассудкам; г) в публикациях о преступлениях акцентировать внимание на национальности преступников либо их жертв, поскольку это формирует необъективное и неполное представление об истинных причинах преступности. 7.2. Аккредитация журналистов Аккредитация журналистов неотъемлемо связана с правом граждан на получение информации. В переводе с латинского acredere означает оказывать доверие. Термин «аккредитация» пришел в журналистику из международного права. Получение аккредитации наряду с вручением верительных грамот означало процедуру назначения представителя страны в дипломатической миссии, располагающейся в другой стране, а также процедуру представления журналистов при международных организациях. Затем это слово вошло в повседневную практику и стало обозначать право журналистов на получение той или иной информации. В Законе о средствах массовой информации вопросу аккредитации посвящена специальная статья. Согласно ст. 48 Закона о СМИ редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона о СМИ и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами. Аккредитуются журналисты по установленным редакциями правилам. Обычно по телефону или по факсу направляется список журналистов, фоторепортеров, операторов, которые по заданию редакции должны осветить мероприятие. Главная задача аккредитации состоит в регламентации взаимоотношений СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создании условий для эффективной работы журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Как отмечалось выше, ст. 48 Закона о СМИ предоставляет всем государственным, политическим, общественным организациям право самостоятельно устанавливать свои правила аккредитации. Они призваны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, права и обязанности журналистов, основные направления работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации; соответствовать российскому законодательству, не вступать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Законом о СМИ. Они не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов. К сожалению, в Законе о СМИ не прописаны правила аккредитации журналистов. Это в ряде случаев приводит к тому, что журналистов лишают права получить ту или иную информацию. Как правило, это происходит в том случае, если ранее средством массовой информации был опубликован резкий, неприятный материал. Также часто сотрудники пресс-службы отказывают в аккредитации, опасаясь появления негативной информации. В 1994 году теоретическая конференция «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?» разработала общие рекомендации пресс-службам о составлении Положений об аккредитации. Конференция проходила по инициативе Фонда защиты гласности и Оргкомитета Ассоциации пресс-служб России при поддержке ряда общественных творческих и профессиональных организаций. Выработанные конференцией рекомендации, в частности, содержали следующие предложения относительно аккредитации журналистов. 1. Правила об аккредитации не должны противоречить ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой информации, а также законодательству о СМИ. 2. Общие положения документа должны определять: а) лиц, имеющих право на аккредитацию; б) срок, на который оформляется аккредитация; в) виды аккредитации; г) квотирование мест, выделенных для прессы; д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения; е) должностное лицо, принимающее решение об аккредитации. 3. Права аккредитованных журналистов. 4. Обязанности аккредитованных журналистов. 5. Основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации. 6. Порядок лишения и отказа в аккредитации. К сожалению, перечисленные положения не получили законодательного закрепления и широкого распространения. Хотя грамотно составленные Правила об аккредитации и строгое их соблюдение журналистами и пресс-службами организаций могут помочь избежать конфликтных ситуаций и необходимости обращения той или другой стороны с исками в народный суд и жалобами в Судебную палату по информационным спорам. Если государственные органы отказывают в аккредитации, то журналисты могут аппелировать к ст. 47 п. 2 Закона о СМИ. Согласно данной статье они имеют право посещать государственные органы; производить записи, в том числе и с использованием средств аудио-, кино- и фотосъемки. Аккредитованным при государственных органах власти журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях, брифингах, пресс-конференциях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом на государственный орган власти, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность сообщать о проведении таких заседаний и мероприятий и предоставлять по их окончании соответствующие информационные материалы. В том случае, если аккредитация при каком-либо государственном или общественном органе не предусмотрена, журналист вправе свободно посещать все открытые заседания по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, подтверждающего его статус. Это связано с тем, что согласно ст. 38 Закона о СМИ, ст. 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» предоставление сведений о деятельности администрации государственного или общественного органа является для нее не правом, а обязанностью. Таким образом, препятствование журналисту в посещении открытых заседаний государственных органов представляет собой не только нарушение прав журналиста, закрепленных в ст. 1 и 47 Закона о СМИ, но и ограничение прав граждан, закрепленных в ст. 29 и 32 Конституции РФ. В соответствии с конституционным принципом свободы массовой информации российское законодательство обеспечивает журналистам возможность свободного получения информации. Помимо прав, закрепленных ст. 47 Закона о СМИ, аккредитованные журналисты получают дополнительные права на своевременное получение всех необходимых сведений. В упомянутых выше рекомендациях дан примерный перечень прав аккредитованных журналистов. К их числу отнесены возможности: • заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях; • присутствовать на проводимых мероприятиях, работать во время проведения открытых мероприятий в залах заседаний или специально оборудованных помещениях пресс-службы; • пользоваться городским телефоном для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений; • получать оперативную официальную информацию; • получать официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы и другие документы; • знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами; • получать дополнительную информацию (комментарии или разъяснения); • посещать пресс-конференции, брифинги и иные мероприятия, предназначенные специально для прессы; • использовать в установленном порядке материалы архива; • пользоваться содействием пресс-службы в проведении встреч и бесед с руководителями и сотрудниками организации, депутатами. Аккредитация журналиста при органе или организации является основанием для его работы во всех структурных подразделениях соответствующего органа или организации, если . Правилами аккредитации не установлено иное; • по аккредитационному удостоверению свободно проходить в учреждение, при котором аккредитован журналист. Все это в совокупности облегчает получение необходимой информации, экономит уйму времени и повышает эффективность труда журналиста. Однако помимо прав аккредитация налагает на журналистов серьезные обязанности. Так, в соответствии со ст. 49 Закона о СМИ «журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, о ссылках на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, ки- но- и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста; 10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности». Кроме того, на аккредитованного журналиста (в связи с расширением его прав) возлагается ряд дополнительных обязанностей, предусмотренных Правилами аккредитации. В предложенных конференцией «Пресс-секретарь — чиновник или журналист?» рекомендациях указывалось, что аккредитованный журналист должен: • соблюдать правила внутреннего распорядка работы организации; • не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не организовано специально для прессы); • соблюдать правила, которые определены для особых мероприятий; • соблюдать порядок организации персональных встреч и бесед с руководителями и сотрудниками. Важно, чтобы эти обязанности не вводили дополнительных ограничений прав журналистов, а касались лишь уточнений, связанных с выполнением правил внутреннего распорядка аккредитующей организации. В ряде случаев аккредитация может быть ограничена. Это зафиксировано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который, в частности, устанавливает в ст. 2, 10, 11, что персональные данные относятся к документированной информации с ограниченным доступом — конфиденциальной информации. Тем же правовым актом определяется и реализуется порядок обязательного предоставления информации, относящейся к конфиденциальной. Отказ в аккредитации прописан в ст. 48 Закона о СМИ и устанавливает, что журналист может быть лишен аккредитации только в тех случаях, когда им или редакцией нарушены Правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, что должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Иные основания, даже если они предусмотрены в Правилах аккредитации, не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов согласно ст. 1, 5 Закона о СМИ. Решение об отказе в аккредитации аккредитующей организации оформляется письменным документом с указанием должностного лица, принимающего решение, с основанием решения, со ссылкой на действующее Положение об аккредитации и законодательство о СМИ, порядком обжалования решения об отказе или лишении аккредитации. Для восстановления аккредитации следует обращаться: • к руководству аккредитующей организации; • к вышестоящему руководству в порядке подчиненности; • в органы прокуратуры; • в суд. Законодательством России о средствах массовой информации, кроме аккредитации журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях, при общественных объединениях, преду
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.017 с.) |