Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение пресс-служб при администрациях малых и средних городов РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия в последнее время стала своеобразным «полигоном» использования СМИ в политическом процессе. Пресс-служба вообще и пресс-служба в городах, удаленных от Москвы на сотни и даже тысячи километров, — явление в нашей действительности новое, его история едва насчитывает 5—8 лет. Еще десять лет назад большинство нынешних работников городских пресс-служб о них даже не слышали. При этом сегодня их работу отличает высокий профессионализм. В разных регионах и работа часто строится по-разному. Хотя есть и много общего. Главная общность состоит в хорошо организованной и весьма успешной деятельности пресс-служб городских администраций. Возникновение пресс-служб в большинстве малых и средних городов Российской Федерации датируется началом — серединой 90-х годов XX столетия. Тот факт, что в течение двух-трех лет большинство городских администраций, в том числе и самых отдаленных, социально и экономически неактивных, — обзавелись собственными пресс-службами, говорит о том, что именно в этот период социально-экономического и политического развития в России возникли особые условия для востребованности подобных служб. Для изучения деятельности пресс-служб рассмотрим период с 1993 года по настоящее время. Именно в 1993 году Президент Борис Ельцин подписал Указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Первые выборы в органы местного самоуправления[2] в большинстве администраций малых и средних городов России прошли в 1993—1994 годах, как это было предусмотрено Указом, однако выборная кампания на местном уровне активно продолжалась и в последующие 1995—1996 годы[3]. Именно к середине 1996 года можно говорить о сложившейся системе местного самоуправления в большинстве населенных пунктов России. Для победы на выборах кандидатам понадобились специалисты, умеющие эффективно сотрудничать со средствами массовой информации, использовать их для создания благоприятного имиджа кандидата и завоевания доверия со стороны горожан-избирателей. Специалисты, умеющие это делать (преимущественно журналисты, но не только — среди них были и учителя, люди творческих профессий, представители технической интеллигенции), составили основу предвыборных штабов кандидатов в главы местных администраций. Победившие кандидаты, осознав, что для нормального функционирования местной власти необходимо постоянно заботиться о ее имидже в СМИ, в первую очередь местных, стали создавать при городских администрациях пресс- службы, которым они немало обязаны в успешном проведении городской политики. Малые и средние города, с одной стороны, являются носителями всех общих типологических черт, характерных для российских городов с населением в несколько десятков тысяч человек. С другой стороны, эти муниципальные образования характеризуются рядом особенностей, объясняющихся национальным и профессиональным составом населения, спецификой функционирования городского хозяйства, уровнем обеспеченности основных групп населения и теми потребительскими и социокультурными представлениями, которые этим уровнем определяются. В период существования советской власти подобные службы были немыслимы, ибо политическая система и система административного управления строились на основе руководства Коммунистической партии Советского Союза по вертикали — от высших органов общесоюзных органов государственной власти до низших звеньев местного самоуправления на уровне районных, городских и сельских Советов. Средства массовой информации были важнейшей и неотъемлемой составляющей идеологической системы страны, их цели и задачи полностью определялись партийными функционерами. В Центральном Комитете компартии существовал Отдел агитации и пропаганды, который на основе строго установленных идеологических приоритетов направлял деятельность средств массовой информации через соответствующие отделы на уровне республиканских, городских, районных, поселковых и т.д. партийных организаций. Учредителями прессы выступали, как правило, городские Советы депутатов трудящихся и горкомы партии. Главные редакторы городских средств массовой информации по статусу являлись членами городских, районных, поселковых и т.д. партийных комитетов и отвечали за деятельность руководимых ими СМИ не только как государственные чиновники, но и как партийные функционеры. В исполнительных комитетах городских Советов в малых и средних городах, как правило, вообще не существовало подразделений и структур, которые бы отвечали за работу с прессой. Положение в средствах массовой информации стало меняться с наступлением периода перестройки. Начавшийся в апреле 1985 года процесс реформирования страны ограничивался поначалу экономической сферой, где, по мнению руководства КПСС, предстояло провести глубокую реформу на основе ускорения на- учно-технического прогресса в сфере промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем «пробуксовка» перестройки выявила необходимость проведения структурных изменений в жизни общества, и в первую очередь ее демократизации. В начале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев охарактеризовал брежневскую эпоху как «время застоя» и одновременно обстоятельно обосновал необходимость глубоких реформ не только в системе хозяйственного управления, но и в сфере демократизации общественной жизни. К лету 1986 года стало меняться руководство творческих союзов, редакции газет и журналов возглавили известные литераторы и публицисты из плеяды так называемых «шестидесятников» — российских интеллигентов, чье мировоззрение определила хрущевская политическая и социально-культурная «оттепель» 1960-х годов. В стране впервые были опубликованы запрещенные ранее литературные произведения лучших советских писателей и поэтов, вышли на экраны фильмы, многие годы по цензурным соображениям пролежавшие на полках специальных хранилищ. Невиданный подъем переживала публицистика, тиражи газет и журналов за короткое время увеличились многократно. В конце 1980-х целый ряд советских изданий, в частности журнал «Огонек», еженедельник «Аргументы и Факты», попали в Книгу рекордов Гиннесса как самые высокотиражные издания в мире. К осени 1986 года в обиходе М. Горбачева появляется слово «гласность». Это еще не свобода слова и печати, за всем еще пристально наблюдает всесильный Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, но идеологические вожжи уже не так туго натянуты. Несмотря на усиливающееся сопротивление реформам внутрипартийного руководства, генсек добивается того, что пленум компартии в январе 1987 года провозглашает «гласность» основой проводимых преобразований. Поворотным событием, с которого в Советском Союзе начались политические и конституционные реформы, считается XIX конференция компартии, состоявшаяся летом 1988 года. С одной стороны, она определила еще большую демократизацию общественной жизни, но с другой — существенно закрепила власть КПСС на всех уровнях административного руководства страной. Конференция, в частности, приняла решение о совмещении функций руководителей партийных и советских органов на всех уровнях. Таким образом, главенство в Верховном Совете СССР закреплялось за генеральным секретарем ЦК КПСС, а руководство райсоветом или горсоветом — соответственно за секретарем райкома или горкома. На общесоюзном уровне развивались реформы демократического характера, а на уровне районов и малых и средних городов КПСС еще более упрочивала свое влияние на жизнь людей. Именно с этим связано то обстоятельство, что бурное развитие федеральных газет и журналов демократического направления в конце восьмидесятых годов фактически не затронуло городские издания в населенных пунктах, чье население составляло несколько десятков тысяч человек. В этих городах деятельность СМИ по-прежнему определялась решениями соответствующих городских партийных инстанций. Для подъема тиражей некоторые городские газеты перепечатывали особо острые материалы из «Огонька», «Аргументов и Фактов» или «Московских новостей», однако далеко не всегда такие инициативы редакторов приветствовались партийными руководителями, и подчас руководители СМИ должны были нести серьезную ответственность даже за невинные «огоньковские» перепечатки на своих страницах. Реальный шанс реорганизовать старую государственную машину на демократической основе появился сенью 1991 года после неудачной попытки государственного переворота, предпринятой группой, вошедшей в историю под названием ГКЧП. В конце августа 1991 года Борис Ельцин, будучи уже Президентом РФ, подписал указ, приостановивший деятельность КПСС на территории России. В ноябре приостановка переросла в запрет. Михаил Горбачев, тогда еще Президент СССР, объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК партии и обратился к членам Центрального Комитета с призывом о самороспуске. У большинства населения авторитет компартии, руководство которой запятнало себя путчем, опустился ниже критической отметки. В то же время началась активная реорганизация всевластного Комитета государственной безопасности. Дискредитировали себя и многие Советы областных и городских уровней, поддержавшие неудачную попытку переворота. Авторитет Б. Ельцина, достигший в то время пиковой точки, казался непререкаемым. По мнению многих видных политологов, условия для коренной политической реформы были в то время идеальными, ибо в России просто не существовало реальной альтернативной Ельцину фигуры, которая могла бы рассчитывать на мало-мальски значительную поддержку населения. Однако усилия реформаторов были сосредоточены на другой сфере. Необходимо было срочно принимать меры по выходу из глубочайшего хозяйственного кризиса, который переживала страна. Борис Ельцин, возможно сам того не сознавая, пошел по пути, уже пройденному его оппонентом Михаилом Горбачевым: сначала — экономика, потом — политика. Но уже к весне 1992 года стало ясно, что достигнутое согласие со старой номенклатурой, продолжавшей действовать в Советах и хозяйственных структурах, было иллюзорным. Ее противодействие проводимым реформам становилось все ощутимее. Апогеем противостояния Ельцина и антидемократических структур и сил стал 1993 год. Его апофеозом можно считать расстрел российского Парламента танками прямой наводкой, на который Президент Ельцин был вынужден был пойти 4 октября 1993 года. А вскоре после этого Президент подписал Указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым была прекращена деятельность район- 8 Современная пресс-служба 209 ных и городских Советов, а их функции были переданы местным администрациям. Выборы в представительные органы местного самоуправления должны были пройти с декабря 1993-го по июнь 1994 года. Любопытная деталь: советская избирательная система качественно изменилась 26 марта 1989 года — в день выборов Съезда народных депутатов СССР, которые впервые в истории Советского Союза прошли на альтернативной основе. Первые альтернативные выборы в России прошли в начале марта 1990 года — тогда голосовали за народных депутатов на республиканский Съезд. Первые демократические альтернативные выборы в органы местного самоуправления должны были состояться лишь в 1994 году. Однако состоялись они далеко не везде. Процесс избрания городских администраций продолжался и в 1995-м, и в 1996 годах[4]. Именно в ходе предвыборной кампании на городском уровне, начало которой приходится на середину 1990-х годов, кандидаты пришли к мысли о необходимости формирования собственных избирательных штабов, в которых не последнюю роль должны были играть местные журналисты. Значительную фору имели бывшие председатели городских Советов. В большинстве случаев редакторы местных СМИ были их личными друзьями или назначенцами. Вместе с тем альтернативные официальным кандидаты на посты мэров имели нередко значительную материальную поддержку, с помощью которой можно было наладить «эксклюзивные» отношения с редакторами местных газет, радиостанций и телекомпаний. Предвыборная кампания на городском уровне в то время характеризовалась, как правило, столкновением нескольких кандидатов. За одним из них непременно стояло руководство субъектов Федерации — области, края, республики. За другим — местный промышленный «генералитет», представлявший федеральные интересы, которые зачастую не совпадали с интересами руководства субъектов Федерации. Именно в этот период городское руководство, не имевшее доселе опыта серьезной политической борьбы, смогло наглядно оценить роль местной прессы. Таким образом, именно от предвыборных штабов по избранию местных городских администраций в середине 1990-х годов ведут свою родословную современные пресс-службы мэров большинства городов Российской Федерации. Придя к власти в результате победы на выборах, городские руководители вскоре ощутили противодействие со стороны проигравших кандидатов. В тех городах, где предвыборная борьба была особенно острой, появилась реальная городская оппозиция. В этих условиях нельзя было не осознать необходимость как можно более широкой общественной поддержки. Такая поддержка была возможна в случае формирования позитивного общественного имиджа городской администрации. Именно эта задача была поставлена перед создававшимися городскими пресс-службами. В их состав входили активисты предвыборных штабов — журналисты, учителя, представители творческих профессий. Перед городскими пресс-службами стояла двуединая задача — формировать позитивный образ муниципального руководства во внутреннем контуре, т.е. в самом городе, и во внешнем, за его пределами — в областном или республиканском центре, а при необходимости и в Москве. Для выполнения этой задачи необходимо было обеспечивать постоянные информационные потоки, формально и содержательно управляемые городскими пресс-служ- бами. В настоящее время пресс-служба является управляющим звеном, а управляемым — общественность. Сам процесс управления осуществляется при помощи циркуляции информации. Если представить деятельность пресс-служб в терминах и понятиях, то она будет выглядеть следующим образом. Подготовленная управляющим субъектом информация представляется в форме, удобной для передачи общественности (личное общение, сообщение в средствах массовой информации, «круглые столы», брифинги, презентации и т.п.). Информация, действуя на объект (общественность) соответствующим образом, оказывает на него влияние, изменяет его состояние. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи и используются для корректировки замысла и последующих действий. В этом проявляется двусторонний характер и гармоничность связей субъекта управления (властей) и общественности. Создание и поддержание устойчивых динамических отношений между субъектом и общественностью — первостепенная задача пресс-службы в малых и средних городах Российской Федерации. Чтобы данная модель успешно функционировала, необходимо четко понять, что представляют собой ее составляющие. Важнейшей из них является социальная среда (общественность) этих городов. Возрастная группа С точки зрения перспектив развития города возрастная структура населения играет огромную роль. Здесь важно, насколько сбалансирована структура населения трудоспособного возраста, какова доля детей и подростков, жителей пожилого возраста, какова «нагрузка» по социальному обеспечению пенсионеров, каков уровень обеспеченности города трудовыми ресурсами на настоящий момент и перспективу и т.д. Уровень доходов Существуют регионы, где зарплата горожан более чем втрое превышает среднюю по России. В период осуществляемых реформ этот фактор выполняет стабилизирующую роль и позволяет жителям городов с уверенностью считать, что они живут лучше, чем во многих других местах. В последнее время явно выделился ряд депрессивных регионов России, в которых резко снизился уровень реальных доходов населения, что вызвало социальную напряженность. Перспектива вызывает у жителей опасения за их материальное благополучие из-за отставания зарплаты за темпами инфляции, задержек выплаты зарплаты, возможных сокращений и т.п. Фактором незначительной социальной напряженности можно считать дифференциацию в зарплате между сферами занятости. Прежде всего эти различия заметны между занятыми в промышленности и в так называемой социальной сфере (образование, здравоохранение и т.д.). Так, разница в средних зарплатах в указанных сферах колеблется в пределах 300%.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.009 с.) |