Возникновение пресс-служб при администрациях малых и средних городов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение пресс-служб при администрациях малых и средних городов РФ



Россия в последнее время стала своеобразным «полигоном» использования СМИ в политическом процессе. Пресс-служба во­обще и пресс-служба в городах, удаленных от Москвы на сотни и даже тысячи километров, — явление в нашей действительности новое, его история едва насчитывает 5—8 лет. Еще десять лет на­зад большинство нынешних работников городских пресс-служб о них даже не слышали. При этом сегодня их работу отличает высо­кий профессионализм.

В разных регионах и работа часто строится по-разному. Хотя есть и много общего. Главная общность состоит в хорошо органи­зованной и весьма успешной деятельности пресс-служб городских администраций.

Возникновение пресс-служб в большинстве малых и средних городов Российской Федерации датируется началом — серединой 90-х годов XX столетия. Тот факт, что в течение двух-трех лет боль­шинство городских администраций, в том числе и самых отдален­ных, социально и экономически неактивных, — обзавелись собст­венными пресс-службами, говорит о том, что именно в этот период социально-экономического и политического развития в России возникли особые условия для востребованности подобных служб. Для изучения деятельности пресс-служб рассмотрим период с 1993 года по настоящее время. Именно в 1993 году Президент Бо­рис Ельцин подписал Указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Первые выборы в органы местного са­моуправления[2] в большинстве администраций малых и средних городов России прошли в 1993—1994 годах, как это было преду­смотрено Указом, однако выборная кампания на местном уровне активно продолжалась и в последующие 1995—1996 годы[3]. Имен­но к середине 1996 года можно говорить о сложившейся системе местного самоуправления в большинстве населенных пунктов России. Для победы на выборах кандидатам понадобились спе­циалисты, умеющие эффективно сотрудничать со средствами массовой информации, использовать их для создания благоприят­ного имиджа кандидата и завоевания доверия со стороны горо­жан-избирателей. Специалисты, умеющие это делать (преимуще­ственно журналисты, но не только — среди них были и учителя, люди творческих профессий, представители технической интел­лигенции), составили основу предвыборных штабов кандидатов в главы местных администраций. Победившие кандидаты, осознав, что для нормального функционирования местной власти необхо­димо постоянно заботиться о ее имидже в СМИ, в первую очередь местных, стали создавать при городских администрациях пресс- службы, которым они немало обязаны в успешном проведении городской политики.

Малые и средние города, с одной стороны, являются носите­лями всех общих типологических черт, характерных для россий­ских городов с населением в несколько десятков тысяч человек. С другой стороны, эти муниципальные образования характеризу­ются рядом особенностей, объясняющихся национальным и про­фессиональным составом населения, спецификой функциониро­вания городского хозяйства, уровнем обеспеченности основных групп населения и теми потребительскими и социокультурными представлениями, которые этим уровнем определяются.

В период существования советской власти подобные службы были немыслимы, ибо политическая система и система админист­ративного управления строились на основе руководства Комму­нистической партии Советского Союза по вертикали — от выс­ших органов общесоюзных органов государственной власти до низших звеньев местного самоуправления на уровне районных, городских и сельских Советов.

Средства массовой информации были важнейшей и неотъемле­мой составляющей идеологической системы страны, их цели и за­дачи полностью определялись партийными функционерами. В Центральном Комитете компартии существовал Отдел агитации и пропаганды, который на основе строго установленных идеологи­ческих приоритетов направлял деятельность средств массовой ин­формации через соответствующие отделы на уровне республикан­ских, городских, районных, поселковых и т.д. партийных организа­ций. Учредителями прессы выступали, как правило, городские Советы депутатов трудящихся и горкомы партии. Главные редакто­ры городских средств массовой информации по статусу являлись членами городских, районных, поселковых и т.д. партийных коми­тетов и отвечали за деятельность руководимых ими СМИ не только как государственные чиновники, но и как партийные функционе­ры. В исполнительных комитетах городских Советов в малых и средних городах, как правило, вообще не существовало подразде­лений и структур, которые бы отвечали за работу с прессой.

Положение в средствах массовой информации стало меняться с наступлением периода перестройки. Начавшийся в апреле 1985 года процесс реформирования страны ограничивался пона­чалу экономической сферой, где, по мнению руководства КПСС, предстояло провести глубокую реформу на основе ускорения на- учно-технического прогресса в сфере промышленности и сель­ского хозяйства. Вместе с тем «пробуксовка» перестройки выяви­ла необходимость проведения структурных изменений в жизни общества, и в первую очередь ее демократизации.

В начале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев охарактеризовал брежневскую эпоху как «время застоя» и одно­временно обстоятельно обосновал необходимость глубоких ре­форм не только в системе хозяйственного управления, но и в сфе­ре демократизации общественной жизни.

К лету 1986 года стало меняться руководство творческих сою­зов, редакции газет и журналов возглавили известные литераторы и публицисты из плеяды так называемых «шестидесятников» — российских интеллигентов, чье мировоззрение определила хру­щевская политическая и социально-культурная «оттепель» 1960-х годов. В стране впервые были опубликованы запрещенные ранее литературные произведения лучших советских писателей и по­этов, вышли на экраны фильмы, многие годы по цензурным сооб­ражениям пролежавшие на полках специальных хранилищ. Неви­данный подъем переживала публицистика, тиражи газет и журна­лов за короткое время увеличились многократно. В конце 1980-х целый ряд советских изданий, в частности журнал «Огонек», еже­недельник «Аргументы и Факты», попали в Книгу рекордов Гин­несса как самые высокотиражные издания в мире.

К осени 1986 года в обиходе М. Горбачева появляется слово «гласность». Это еще не свобода слова и печати, за всем еще при­стально наблюдает всесильный Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, но идеологические вожжи уже не так туго натянуты. Не­смотря на усиливающееся сопротивление реформам внутрипар­тийного руководства, генсек добивается того, что пленум компар­тии в январе 1987 года провозглашает «гласность» основой прово­димых преобразований.

Поворотным событием, с которого в Советском Союзе нача­лись политические и конституционные реформы, считается XIX конференция компартии, состоявшаяся летом 1988 года. С одной стороны, она определила еще большую демократизацию общест­венной жизни, но с другой — существенно закрепила власть КПСС на всех уровнях административного руководства страной. Конфе­ренция, в частности, приняла решение о совмещении функций ру­ководителей партийных и советских органов на всех уровнях.

Таким образом, главенство в Верховном Совете СССР закреп­лялось за генеральным секретарем ЦК КПСС, а руководство рай­советом или горсоветом — соответственно за секретарем райкома или горкома. На общесоюзном уровне развивались реформы де­мократического характера, а на уровне районов и малых и средних городов КПСС еще более упрочивала свое влияние на жизнь лю­дей. Именно с этим связано то обстоятельство, что бурное разви­тие федеральных газет и журналов демократического направления в конце восьмидесятых годов фактически не затронуло городские издания в населенных пунктах, чье население составляло не­сколько десятков тысяч человек. В этих городах деятельность СМИ по-прежнему определялась решениями соответствующих городских партийных инстанций.


Для подъема тиражей некоторые городские газеты перепеча­тывали особо острые материалы из «Огонька», «Аргументов и Фактов» или «Московских новостей», однако далеко не всегда та­кие инициативы редакторов приветствовались партийными руко­водителями, и подчас руководители СМИ должны были нести серьезную ответственность даже за невинные «огоньковские» пе­репечатки на своих страницах.

Реальный шанс реорганизовать старую государственную ма­шину на демократической основе появился сенью 1991 года после неудачной попытки государственного переворота, предпринятой группой, вошедшей в историю под названием ГКЧП. В конце ав­густа 1991 года Борис Ельцин, будучи уже Президентом РФ, под­писал указ, приостановивший деятельность КПСС на территории России. В ноябре приостановка переросла в запрет. Михаил Гор­бачев, тогда еще Президент СССР, объявил об уходе с поста гене­рального секретаря ЦК партии и обратился к членам Центрально­го Комитета с призывом о самороспуске. У большинства населе­ния авторитет компартии, руководство которой запятнало себя путчем, опустился ниже критической отметки. В то же время на­чалась активная реорганизация всевластного Комитета государст­венной безопасности. Дискредитировали себя и многие Советы областных и городских уровней, поддержавшие неудачную по­пытку переворота.

Авторитет Б. Ельцина, достигший в то время пиковой точки, казался непререкаемым. По мнению многих видных политологов, условия для коренной политической реформы были в то время идеальными, ибо в России просто не существовало реальной аль­тернативной Ельцину фигуры, которая могла бы рассчитывать на мало-мальски значительную поддержку населения.

Однако усилия реформаторов были сосредоточены на другой сфере. Необходимо было срочно принимать меры по выходу из глубочайшего хозяйственного кризиса, который переживала стра­на. Борис Ельцин, возможно сам того не сознавая, пошел по пути, уже пройденному его оппонентом Михаилом Горбачевым: снача­ла — экономика, потом — политика. Но уже к весне 1992 года ста­ло ясно, что достигнутое согласие со старой номенклатурой, про­должавшей действовать в Советах и хозяйственных структурах, было иллюзорным. Ее противодействие проводимым реформам становилось все ощутимее. Апогеем противостояния Ельцина и антидемократических структур и сил стал 1993 год. Его апофеозом можно считать расстрел российского Парламента танками пря­мой наводкой, на который Президент Ельцин был вынужден был пойти 4 октября 1993 года. А вскоре после этого Президент под­писал Указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым была прекращена деятельность район-


8 Современная пресс-служба 209 ных и городских Советов, а их функции были переданы местным администрациям. Выборы в представительные органы местного самоуправления должны были пройти с декабря 1993-го по июнь 1994 года. Любопытная деталь: советская избирательная система качественно изменилась 26 марта 1989 года — в день выборов Съезда народных депутатов СССР, которые впервые в истории Советского Союза прошли на альтернативной основе. Первые альтернативные выборы в России прошли в начале марта 1990 го­да — тогда голосовали за народных депутатов на республиканский Съезд. Первые демократические альтернативные выборы в орга­ны местного самоуправления должны были состояться лишь в 1994 году. Однако состоялись они далеко не везде. Процесс избра­ния городских администраций продолжался и в 1995-м, и в 1996 годах[4].

Именно в ходе предвыборной кампании на городском уровне, начало которой приходится на середину 1990-х годов, кандидаты пришли к мысли о необходимости формирования собственных избирательных штабов, в которых не последнюю роль должны были играть местные журналисты. Значительную фору имели бывшие председатели городских Советов. В большинстве случаев редакторы местных СМИ были их личными друзьями или назна­ченцами. Вместе с тем альтернативные официальным кандидаты на посты мэров имели нередко значительную материальную под­держку, с помощью которой можно было наладить «эксклюзив­ные» отношения с редакторами местных газет, радиостанций и те­лекомпаний.

Предвыборная кампания на городском уровне в то время ха­рактеризовалась, как правило, столкновением нескольких канди­датов. За одним из них непременно стояло руководство субъектов Федерации — области, края, республики. За другим — местный промышленный «генералитет», представлявший федеральные ин­тересы, которые зачастую не совпадали с интересами руководства субъектов Федерации. Именно в этот период городское руковод­ство, не имевшее доселе опыта серьезной политической борьбы, смогло наглядно оценить роль местной прессы. Таким образом, именно от предвыборных штабов по избранию местных городских администраций в середине 1990-х годов ведут свою родословную современные пресс-службы мэров большинства городов Россий­ской Федерации. Придя к власти в результате победы на выборах, городские руководители вскоре ощутили противодействие со сто­роны проигравших кандидатов. В тех городах, где предвыборная борьба была особенно острой, появилась реальная городская оп­позиция. В этих условиях нельзя было не осознать необходи­мость как можно более широкой общественной поддержки. Та­кая поддержка была возможна в случае формирования позитив­ного общественного имиджа городской администрации. Именно эта задача была поставлена перед создававшимися городскими пресс-службами. В их состав входили активисты предвыборных штабов — журналисты, учителя, представители творческих про­фессий.

Перед городскими пресс-службами стояла двуединая задача — формировать позитивный образ муниципального руководства во внутреннем контуре, т.е. в самом городе, и во внешнем, за его пределами — в областном или республиканском центре, а при необходимости и в Москве. Для выполнения этой задачи необхо­димо было обеспечивать постоянные информационные потоки, формально и содержательно управляемые городскими пресс-служ- бами.

В настоящее время пресс-служба является управляющим зве­ном, а управляемым — общественность. Сам процесс управления осуществляется при помощи циркуляции информации. Если представить деятельность пресс-служб в терминах и понятиях, то она будет выглядеть следующим образом. Подготовленная управ­ляющим субъектом информация представляется в форме, удоб­ной для передачи общественности (личное общение, сообщение в средствах массовой информации, «круглые столы», брифинги, презентации и т.п.). Информация, действуя на объект (общест­венность) соответствующим образом, оказывает на него влияние, изменяет его состояние. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи и используются для корректировки замысла и по­следующих действий. В этом проявляется двусторонний характер и гармоничность связей субъекта управления (властей) и общест­венности. Создание и поддержание устойчивых динамических от­ношений между субъектом и общественностью — первостепенная задача пресс-службы в малых и средних городах Российской Фе­дерации. Чтобы данная модель успешно функционировала, необ­ходимо четко понять, что представляют собой ее составляющие. Важнейшей из них является социальная среда (общественность) этих городов.

Возрастная группа

С точки зрения перспектив развития города возрастная струк­тура населения играет огромную роль. Здесь важно, насколько сбалансирована структура населения трудоспособного возраста, какова доля детей и подростков, жителей пожилого возраста, ка­кова «нагрузка» по социальному обеспечению пенсионеров, каков уровень обеспеченности города трудовыми ресурсами на настоя­щий момент и перспективу и т.д.

Уровень доходов

Существуют регионы, где зарплата горожан более чем втрое превышает среднюю по России. В период осуществляемых ре­форм этот фактор выполняет стабилизирующую роль и позволяет жителям городов с уверенностью считать, что они живут лучше, чем во многих других местах. В последнее время явно выделился ряд депрессивных регионов России, в которых резко снизился уровень реальных доходов населения, что вызвало социальную напряженность. Перспектива вызывает у жителей опасения за их материальное благополучие из-за отставания зарплаты за темпами инфляции, задержек выплаты зарплаты, возможных сокращений и т.п.

Фактором незначительной социальной напряженности можно считать дифференциацию в зарплате между сферами занятости. Прежде всего эти различия заметны между занятыми в промыш­ленности и в так называемой социальной сфере (образование, здравоохранение и т.д.). Так, разница в средних зарплатах в ука­занных сферах колеблется в пределах 300%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.023 с.)