Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение сиблинговых взаимоотношений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник: Кравцова М.В. Влияние сиблинговых отношений на эмоциональное состояние подростков, лишенных родительского попечения. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Мн., 2004.
Братско - сестринский опросник (The Brother-Sister Questionnaire; S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter)¹ Цель методики Опросник предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией сиблинговых отношений здесь понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде. Оценка осуществляется в рамках характеристикичетырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии, поддержания границ, сходства и принуждения, обозначенных в названии шкал опросника. Утверждения BSQ отражают субъективную оценку тех отношений, которые существовали в семье. Характеристика шкал опросника: 1. Шкала «Эмпатия». Четырнадцать пунктов настоящей шкалы определяют уровень эмпатии и заботы в отношениях: заботятся ли сиблинги друг о друге, интересуются ли тем, о чем думает, что делает брат /сестра, сопереживают ли друг другу, делятся ли секретами, есть ли ощущение душевной близости, эмоциональной привязанности, стремятся ли проводить вместе время. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о высоком уровне развития эмпатии в отношениях. _____________________ 1. Journal of Family Psychology.1994. Vol. 8. № 2. 224–238. 2. Шкала «Поддержание границ». Шесть пунктов шкалы оценивают степень поддержания сиблингами межличностных границ (как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов), диагностируется близость / отдаленность друг от друга. Критерием является способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого. 3. Шкала «Cходство» определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний. Девять пунктов шкалы касаются наличия общих друзей, интересов в области спорта, хобби, школьных предметов. Высокие показатели по шкале определяют высокий уровень сходства в отношениях. Низкие показатели могут свидетельствовать о сильной дифференциации или деидентификации. 4. Шкала «Принуждение» оценивает элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, доминирование. Включает вопросы о поведении эксплуатации, о девиантном поведении по отношению к сиблингу, об изоляции сиблинга в отношении его друзей. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне доминирования и контроля. Инструкция: «Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое суждение описывает ваши отношения с братом (сестрой): 1. совсем не подходит 2. пожалуй, неверно 3. пожалуй, верно 4. верно 5. совершенно верно
Обработка результатов:
Степень выраженности показателей по опроснику:
Методика диагностики сиблингового общения
Предлагаемая методика представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)¹. Модификация выполнена М.В. Кравцовой. Цель методики Методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения. ______________________ 1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я, Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М. 1991.
Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы. Постарайтесь, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именно Вашей точке зрения на ситуацию, сложившуюся в Вашей семье». Текст методики 1. Можно ли сказать, что тебе с сестрой (братом), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 2. Часто ли у тебя в разговоре с сестрой (братом) возникает чувство общности, полного взаимопонимания? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 3. Есть ли у вас любимые выссказывания, которые имеют для вас обоих одно и то же значение, и вы с удовольствием используете их? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 4. Сможешь ли ты предсказать, понравится ли твоей сестре (брату) фильм, книга и т.д.? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 5. Чувствует ли твоя сестра (брат), нравится ли тебе то, что она (он) говорит или делает, когда ты непосредственно ей (ему) об этом не говоришь? а) практически всегда; б) довольно часто; в) довольно редко; г) практически никогда. 6. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о своих отношениях с другими людьми? а) рассказываю практически все; б) рассказываю довольно много; в) рассказываю довольно мало; г) не рассказываю практически ничего. 7. Бывают ли у тебя с сестрой (братом) разногласия на почве того, какие отношения необходимо поддерживать с друзьями? а) да, почти постоянно; б) довольно часто; в) довольно редко; г) нет, почти никогда. 8. Насколько хорошо твоя сестра (брат) понимает тебя? а) очень хорошо; б) скоре хорошо, чем плохо; в) скорее плохо, чем хорошо; г) совсем не понимает. 9. Твоя сестра (брат) чувствует, что ты расстроен(а) или раздражен(а) чем-то, но не желает этого показывать? а) да; б) наверное, это так; в) навряд ли это так; г) нет, это не так. 10. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своих неудачах и промахах? а) практически всегда; б) довольно часто; в) довольно редко; г) практически никогда. 11. Бывает ли так, что какое-то слово или предмет вызывает у вас обоих одно и то же воспоминание? а) очень редко б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 12. Когда у тебя неприятности, плохое настроение, становится ли тебе легче от общения с сестрой (братом)? а) практически всегда; б) довольно часто; в) довольно редко; г) практически никогда. 13. Как ты думаешь, есть ли темы, на которые сестре (брату) тяжело и неприятно разговаривать с тобой? а) очень много; б) довольно много; в) довольно мало; г) очень мало. 14. Бывает ли так, что в разговоре с сестрой (братом) ты чувствуешь себя скованно, не можешь подобрать нужных слов? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 15. Есть ли в вашей семье традиции, к которым вы с сестрой (братом) одинаково относитесь? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 16. Может ли твоя сестра (брат) без слов понять, какое у тебя настроение? а) практически никогда; б) довольно редко; в) довольно часто; г) практически всегда. 17. Можно ли считать, что у тебя с сестрой (братом) одинаковое отношение к жизни? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 18. Бывает ли так, что ты не рассказываешь сестре (брату) новость, важную для тебя, но к ней (нему) не имеющую прямого отношения? а) очень часто; б) довольно часто; в) довольно редко; г) очень редко. 19. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своем физическом состоянии? а) рассказывает практически все; б) рассказывает довольно много; в) рассказывает довольно мало; г) не рассказывает практически ничего. 20. Нравится ли твоей сестре (брату) то, что ты делаешь или говоришь, когда она (он) прямо не говорит об этом? а) практически всегда; б) довольно часто; в) довольно редко; г) практически никогда. 21. Можно ли сказать, что вы согласны друг с другом в оценках своих друзей? а) нет; б) скорее нет, чем да; в) скорее да, чем нет; г) да. 22. Может ли твоя сестра (брат) предсказать, понравиться ли тебе тот или иной фильм, книга? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 23. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о неудачах? а) практически никогда; б) довольно редко; в) довольно часто; г) практически всегда. 24. Когда вы находитесь в компании, сестре (брату) достаточно посмотреть не тебя, чтобы понять, как ты относишься к тому, что происходит? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 25. Насколько твоя сестра (брат) искренна, откровенна с тобой? а) полностью; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 26. Тебе легко общаться с сестрой (братом)? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 27. Часто ли вы балуетесь, общаясь друг с другом? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 28. После того как ты рассказал (а) сестре (брату) о чем-то очень важном для тебя, не доводилось ли жалеть об этом? а) практически никогда; б) довольно редко; в) довольно часто; г) практически всегда. 29. Как ты думаешь, когда у твоей сестры (брата) неприятности, плохое настроение, становится ли ей (ему) легче от общения с тобой? а) практически никогда; б) довольно редко; в) довольно часто; г) практически всегда. 30. Насколько ты искренен, откровенен с сестрой (братом)? а) полностью; б) не всегда; в) скорее не искренний; г) не искренний. 31. Всегда ли ты чувствуешь, когда твоя сестра (брат) расстроен (а) или раздражен (а) чем-то, но не хочет тебе этого показывать? а) да; б) наверное, это так; в) навряд ли это так; г) нет, это не так. 32. Случается ли, что твои взгляды по какому-нибудь важному для тебя вопросу не совпадают с мнением твоей сестры (брата)? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 33. Твоя сестра (брат) делится с тобой новостью, которая важна лично для нее (него), но к тебе непосредственного отношения не имеет? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 34. Можешь ли ты без слов понять, какое у твоей сестры (брата) настроение? а) практически всегда; б) довольно часто; в) довольно редко; г) практически никогда. 35. Часто ли возникает у тебя с сестрой (братом) чувство единства, сплоченности, так называемого «мы»? а) очень часто; б) довольно часто; в) довольно редко; г) очень редко. 36. Насколько хорошо ты понимаешь свою сестру (брата)? а) совсем не понимаю; б) скорее плохо, чем хорошо; в) скорее хорошо, чем плохо; г) полностью понимаю. 37. Рассказывает ли тебе сестра (брат) о своих отношениях с другими людьми? а) практически ничего; б) довольно мало; в) довольно много; г) практически все. 38. Бывает ли так, что в разговоре с тобой сестра (брат) чувствует себя напряженно, скованно, не может подобрать нужных слов? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 39. Есть ли у тебя тайны от сестры (брата)? а) есть; б) скорее есть, чем нет; в) скорее нет, чем есть; г) нет. 40. Часто ли вы, общаясь друг с другом, используете смешные названия, прозвища? а) очень часто; б) довольно часто; в) довольно редко; г) очень редко. 41. Есть ли темы, на которые тебе трудно и неприятно говорить с сестрой (братом)? а) очень много; б) довольно много; в) довольно мало; г) очень мало. 42. Часто ли у тебя с сестрой (братом) возникают разногласия по вопросу воспитания вас родителями? а) очень редко; б) довольно редко; в) довольно часто; г) очень часто. 43. Можно ли сказать, что твоей сестре (брату) легко общаться с тобой? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 44. Рассказываешь ли ты сестре (брату) о своем физическом состоянии? а) рассказываю практически все; б) рассказываю довольно много; в) рассказываю довольно мало; г) не рассказываю практически ничего. 45. Приходилось ли твоей сестре (брату) жалеть, что она (он) не рассказал(а) тебе нечто очень интересное и важное для него (нее)? а) практически никогда; б) довольно редко; в) довольно часто; г) практически всегда. 46. Возникало ли когда-нибудь чувство, что у тебя с сестрой (братом) существует свой язык, неизвестный никому из окружающих? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 47. Есть ли у твоей сестры (брата) тайны от тебя? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет. 48. Бывает ли так, что когда вы находитесь среди других людей, тебе достаточно посмотреть на сестру (брата), чтобы понять, как она (он) относится к тому, что происходит? а) очень часто; б) довольно часто; в) довольно редко; г) очень редко. Ключ: 1. Доверительность общения а) +6, +18, -23, +30, -39, +44; б) +10, +19, +25, -33, -37, -47; 2. Взаимопонимание между сиблингами а) +4, +20, -24, +31, +34, -36; б) +5, +8, +9, -16, +22, +48; 3. Сходство взглядов брата и сестры +1, -7, +17, -21, +32, +42; 4. Общие символы семьи +3, -11, +15, +35, +40, +46; 5. Легкость общения между сиблингами -2, +14, +26, -27, +38, +43; 6. Психотерапевтичность общения +12, -13, +28, -29, -41, +45;
Обработка результатов Во всех номерах вопросов со знаком «+» первой альтернативе приписывается 4 балла, второй - 3, третьей - 2, четвертой - 1. Во всех номерах вопросов со знаком «-» в обратном порядке. По каждой шкале подсчитывается индекс, значение которого равно среднему арифметическому значений, входящих в шкалу вопросов. Чем выше балл, тем в большей степени выражен показатель шкалы. Максимальное число баллов по шкале - 4. Шкалы «доверительность общения» и «взаимопонимание между сиблингами» подразделяются на две субшкалы: а) оценка респондентом себя по этому признаку; б) оценка респондентом партнера. Они подсчитываются отдельно. Критерии доверительности и взаимопонимания в общении сиблингов, сходства взглядов, присутствия общих символов семьи, легкости общения между сиблингами, психотерапевтичности общения позволяют оценить степень благополучия отношений с братом/сестрой. Характеристики определяются степенью выраженности показателя шкалы. Доверительность и взаимопонимание оценивается по двум направлениям: оценка респондентом себя по этому признаку, оценка респондентом партнера. Это позволяет проследить реальную семейную ситуацию, а также степень адекватности ее субъективной оценки. Опросник носит характер стандартизированного самоотчета, респонденты представляют субъективную оценку происходящего в их отношениях с братом/сестрой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.013 с.) |