Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика структуры семьи.

Поиск

 

В данном параграфе представлены методики, предназначенные для диагностики структуры семьи. С их помощью можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональна связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархию, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.

Ряд представленных диагностических процедур, такие как: методика измерения психологической дистанции, «Семейная социограмма» а также графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи. Эмоциональная близость между членами семьи (сплоченность) представлена здесь как дистанция между фигурами.

 

Методика измерения психологической дистанции

(автор методики Е.И. Медведская1, модифицированный вариант Т.А. Заеко)

 

Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой

___________________

1. Медведская Е. И. Мы глазами детей: Экспресс – диагностика личностных особенностей младших школьников: Пособ. для практ. психологов, педагогов, социальных работников. – Мн.: Бестпринт, 1997.

семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи.

Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом.

Теория и описание методики

Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.

Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

· Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;

  • Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;

· Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.

Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая - длинная) и силы (слабая – напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.

Параметр силы определяет заполненность психологической дистанции содержанием Я участников общения, меру представленности разных модальностей психической реальности (мыслей, чувств, желаний, возможностей) каждого из них в конкретный момент времени или в течение определенного временного промежутка. Этот параметр переживается как значимость другого человека. Значимость другого связана с удовлетворением им определенных потребностей субъекта (чем больше потребностей он может удовлетворить и чем потребности выше в своей иерархии, тем больше значимость другого, тем сильнее его воздействие на свойства психической реальности субъекта).

Параметры длины и силы прямо коррелируют друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, чем сильнее переживание собственной ограниченности, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость.

В зависимости от длины психологической дистанции выделяют три вида отношений «испытуемый – другой человек», схематическое изображение которых представлено на рисунке № 1:

Отношения

                       
   
   
   
 
   
           
 
 
 
 


Я Я Я

       
 
   
 

 


 

Симбиотические Плодотворные Отчужденные

 

Рис. № 1

 

Симбиотические отношения: психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения Я, оно формируется под влиянием других людей или «поглощается» ими, нет простора для развития и проявления собственной активности.

Отчужденные отношения: при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с другими людьми, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром, психологическое пространство вообще не образуется или включает в себя лишь некоторые элементы (поэтому является очень «бедным»).

Плодотворные отношения базируются на оптимальной длине психологической дистанции. При таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия.

Предлагаемая методика определения психологической дистанции основана на широко распространенной в психодиагностике идее проекции внутренних переживаний на материал стимулов. Она базируется на эгоцентрической модели построения психологического пространства и предлагает получение от испытуемого невербального ответа на вопрос: «Кто из других мне ближе?» При этом Я субъекта выступает неким организующим центром его симпатий и антипатий по отношению к другим людям.

Стимульный материал: игровое поле 7×7 клеточек и фигуры:

 
 


обозначающие девушек и женщин,

 
 


обозначающие юношей и мужчин,

 
 


обозначающие ребенка и подростка (до 15 лет).

 

Для проведения обследования и интерпретации результатов исследователю необходимо располагать информацией о реальном составе семьи испытуемого.

Обследование проводится индивидуально с одним или несколькими членами семьи. Испытуемому предлагается расставить на игровом поле фигуры, обозначающие членов семьи, на любых клеточках по отношению к своей фигуре, которая должна быть расположена в центре поля.

Инструкция (вариант для взрослых): «Перед Вами поле, расчерченное на небольшие квадраты. Попробуйте на данном поле расставить определенные фигуры. Фигуры, которые Вы расставите, будут обозначать членов Вашей семьи, а также членов родительских семей: Вашей и Вашего супруга(ги). При этом треугольники «основанием вниз» обозначат членов семьи женского пола, треугольники «основанием вверх» обозначат членов семьи мужского пола, а

круг будет обозначать ребенка и подростка до 15-ти лет. Все фигуры по мере расставления подписываются.

Сначала Вы определяете местоположение своей фигуры: она должна быть в центре поля. (Испытуемый ставит собственную фигуру в центр поля.) Хорошо. Положение других фигур Вы будете определять относительно Вашей фигуры. Располагайте их, как хотите по отношению к Вашей фигуре: можете ставить другие фигуры ближе к своей, можете дальше, можете ставить фигуру на фигуру, располагать их в одной клеточке, можете выносить фигуры за пределы поля».

Предлагаемые объекты для определения психологической дистанции:

· Я (испытуемый)

· Муж (жена)

· Ребенок

· Моя мама (мать испытуемого)

· Мой отец (отец испытуемого)

· Мать мужа (жены)

· Отец мужа (жены)

· Братья и сестры (испытуемого и мужа/жены)

Обследование с детьми проводится в игровой форме, что вызывает у ребенка неподдельный интерес и желание принять участие в «игре». Перед испытуемым располагаются поле и цветные фигуры. Ребенку предлагается выбрать фигуру, обозначающую его самого, и поставить в центр поля. Затем экспериментатор называет по очереди членов семьи, по отношению к которым измеряется психологическая дистанция, а ребенок выбирает нужную фигуру и (в зависимости от собственного желания) располагает ее по отношению к себе на любых клеточках поля.

Инструкция (детский вариант): «Сейчас мы с тобой поиграем: будем расставлять фигуры на этом поле.

обозначают взрослых женщин, - такие фигуры обозначают взрослых мужчин, всегда будет обозначать ребенка.

Сначала выбери ту фигуру, которая обозначала бы тебя самого, и поставь ее на середину, в центр нашего поля. (Р ебенок выполняет задание.) Хорошо, а дальше будем играть так. Я буду называть людей, ты будешь брать фигуры, их обозначающие, и расставлять вокруг себя на любых клеточках поля. Располагай их, как хочешь: можешь ставить ближе к себе, можешь дальше, можешь даже ставить картинку на картинку. Тебе все понятно? Тогда начинаем играть».

Предлагаемые объекты для определения психологической дистанции (детский вариант):

· Мама

· Папа

· Брат (сестра)…(имя)

· Бабушка…(имя)

· Дедушка…(имя)

· Тетя…(имя)

· Дядя…(имя)

После того, как испытуемый выполнил задание, целесообразно спросить: «Посмотрите внимательно. Здесь все, кого бы вы хотели видеть? Если хотите кого-нибудь дорисовать, сделайте это и подпишите фигуры. Если - нет, оставьте все, как есть», «Кого бы ты еще хотел поставить на это поле?». Это дает возможность учесть всех в той или иной степени близких людей для испытуемого, даже если они не являются его родственниками и членами большой семьи.

В зависимости от задач исследования и состава семьи в каждом конкретном случае список объектов для определения психологической дистанции может варьироваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.007 с.)